2. Увлечение и раболепие, как ценность и антиценность
Увлечение, как ценность личности
Данная ценность, связана
с межличностными отношениями; в сфере искусства именно она предполагает
открытость в выражении чувств.Понятие раскрыто на основе соотношения
психических процессов личности в рамках аксиологической психологии [3, с. 114-118].
В личных отношениях представители искусства ценят
прежде всего возможность изучения индивидуальных культурных особенностей партнёров (и косвенно самих себя), поэтому
длительные отношения у них возможны только с другими творческими личностями,
которые постоянно развиваются и меняются душой. Привязанность же по отношению к ним вызывает только
раздражение и отторжение, т.к. их приоритетом является творческий рост, а не
семейные узы. От культурных наработок они также способны отречься, если
наработки больше не способствуют их развитию.

Раболепие, как антиценность
Конформисты же, критично
примеряя этот идеал к своей рутине, ищут в ней только минусы. Так,
соответствующей антиценностью в сфере искусства является раболепие [4, с. 399-405]. Само стремление к развитию и открытому
выражению чувств противоречит консервативной модели личных отношений, на первое
место ставящей выбор семьи и общности, нормы поведения в семье и строящей
чувственные взаимоотношения только в соответствии с ними. Конформистам не
свойственно придерживаться такой модели отношений, но доставляет удовольствие
угнетение чужого выбора и самовыражения. Таким образом, самые талантливые
авторы и чувственные произведения искусства вызывают острую неприязнь и
возмущения у представителей антикультуры.
Особенность антикультуры в сфере искусства
Конфликт ценностных
убеждений может проявляется в отношении тематики произведений или выражаемых
автором чувств. Чем вникать в многогранное по сюжету, или чувственному
наполнению произведение, конформисту проще в грубой форме потребовать, чтобы
сам автор творил примитивно, или разъяснял ему смысл в ответ на унижения. Конечно,
эти антикультурные мотивы прикрываются рациональной пуристической, или
материалистической логикой, уместной в других, социальных сферах, но в корне
противоречащей творческим ценностям. Именно такой подход выдаёт представителей
антикультуры в сфере искусства.
Логично, что такая
атмосфера действительно ведёт к планомерному регрессу культуры и искусства:
популярностью пользуются либо карьеристы, которые не работают над
самовыражением, а значит и не чувствительны к оскорблениям, либо,
непосредственно конформисты, неудовлетворённые личной жизнью критики, чья
репутация построена на «профессиональном» оскорблении талантливых авторов.