Предисловие книги "Армянский вопрос и международно-правовая ответственность"




Издание третье, переработанное
и дополненное

Под редакцией
доктора технических наук
Г.А. Амирьянца

Москва. 2019

Книга полностью в формате ПДФ
https://www.chitalnya.ru/upload3/228/0b1ea82a15f6e5533375568de359a2ab.pdf

УДК 531/554
ББК 22.25.1
ISBN 978-59958654-36-1

А. Айрапетян. Армянский вопрос и международно-правовая ответственность. М.: Гварга, 2019.
Рецензенты:
Трапезников Георгий Евгеньевич – доктор исторических наук, президент Академии духовного единства народов мира,
Лемешев Михаил Яковлевич – доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН,
Бакши Ким Наумович – писатель, кинодраматург.

Книга знакомит читателей с драматическими страницами истории Армении. Основное внимание уделено рассмотрению комплекса проблем, связанных с положением армянского населенияОсманской империи во второй половине XIX – начале веков, вошедшего в обиход в дипломатии и исторической литературе как Армянский вопрос.
Представлены факты начатого в Османской Турции в конце XIX века и особо цинично осуществленного младотурками в 1915-23 годах геноцида и депортации армян. Приведенные факты основаны на свидетельствах очевидцев трагедии, материалах государственных архивов Франции, России, США, Германии, других стран.
Рассмотрены проблемы армянского народа, возникшие после 1917 года, связанные по сей день с защитой наряду с христианскими ценностями и верой также остатков его исторических территорий. Рассмотрен Карабахский конфликт и проблема международного признания независимости Арцаха.
Отдельная глава трагической истории Армении посвящена памяти жертв разрушительного Спитакского землетрясения 1988 года.
Рассмотрены также надежды армянского народа на будущее своей страны, связанные с «Бархатной революцией» в Армении 2018 года.
Целью настоящей работы является обсуждение Армянского вопроса на международно-правовом уровне и борьба с фальсификаторами от истории, объективное освещение.

Предисловие
По приказу военного министра Энвера в феврале 1915 года все 60 тыс. армян, призванных в турецкую армию, были разоружены, выведены в тыл и уничтожены самыми зверскими способами. Затем пришел черед гражданского армянского населения, которого уже некому или почти некому было организовывать и защищать. Армян грабили, изгоняли из родных мест в пустынные и полупустынные районы и убивали, убивали, убивали. 24 апреля 1915 года в Турции по приказу властей были арестованы все сколько-нибудь видные представители армянской общины столицы Османской империи: учителя, врачи, ученые, писатели и журналисты, священники и даже депутаты парламента Турции. Арестованных без суда и следствия отправили в глубь страны: часть депортированных была убита в пути, другие – по прибытии в места назначения. Расправы избежали единицы. Великий армянский композитор Комитас, потрясенный происходящим, лишился рассудка.
На побережье Черного моря для ускорения и упрощения процесса истребления армян грузили на баржи и топили в море. Подготовка к такому решению Армянского вопроса встала в повестку действий младотурок, тогдашних правителей Турции, с момента начала Первой мировой войны. Уже в октябре 1914 года министр внутренних дел Талаат-паша сформировал «Исполнительный комитет трех», которому было поручено организовать будущее истребление армян.
В Османской империи, задолго до доктора Менгеле, начали проводить эксперименты на живых людях: на армянах отрабатывали вакцину против сыпного тифа (инициатору, создателю турецкой бактериологии профессору Хамди Суату в Стамбуле посвящен Дом-музей).
Шла Первая мировая война, на фронтах которой в Европе и по всему миру погибало множество людей. В России стараниями левых партий, прежде всего большевиков, война империалистическая превратилась в войну гражданскую, что привело к большим людским потерям. Тем не менее до сих пор актуален вопрос: что же подвигло просвещенных, европейски образованных вождей партии «Единение и прогресс» – младотурок, даровавших Османской империи первую и последнюю в ее истории конституцию, – на столь зверское преступление против мирных людей, против целого народа? Вот как отвечали сами младотурки (Талаат-паша – корреспонденту союзной немецкой прессы): «Нас упрекают, что мы не делали различий между невиновными и виновными армянами; это было абсолютно невозможно, ибо сегодняшние невинные, может быть, завтра будут виновными». Но в чем же были виновны армяне? В том, что не турки? В том, что христиане? В том, что сочувствовали приходу России на Кавказ и, безусловно, видели в армянах вошедшей в Россию Восточной Армении своих соотечественников?
Из донесения германского посла в Османской империи Вангейма канцлеру Бетман-Гольвегу в 1915 году: «Турция намерена воспользоваться мировой войной, чтобы окончательно очиститься от внутренних врагов (местных христиан) и чтобы при этом другие страны своим дипломатическим вмешательством не помешали ей сделать это. Такая мера будет служить интересам немцев, всех союзников Турции». Организаторы Геноцида уничтожили не только коренных жителей Западной Армении, но и постарались истребить все их следы на территории исторического расселения армянского народа. Все армянские географические названия были заменены на турецкие. «Армянского вопроса более не существует, так как армян больше нет» (Мехмед Талаат-паша, 1916 год).
Но творцы идеи «Турция – для турок», достигшие такого «успеха» в борьбе за «чистоту расы» в самой Турции, ошиблись в главном. Армяне выжили, они есть, и пепел Геноцида стучит в их сердца. Сочувствие или не сочувствие армянскому народу в связи с невинными жертвами, им понесенными, – это своего рода тест. Должны ли народы и государства признавать очевидное, нести покаяние и соблюдать заповеди, не подменяя это соображениями политической выгоды?
Сегодня Армянский вопрос поменял свой вопросительный знак на восклицательный: 100-летие Геноцида проходит по всему миру под лозунгом «Помню и требую». Самолюбие увело власти Турции, черпающие вдохновение в идеологии неоосманизма, далеко в сторону от правды. Прах Энвера-паши, погибшего в 1918 году в Средней Азии в боях против большевиков, был в 1996 году торжественно перезахоронен в Турции на Холме Славы. Официальная турецкая пропаганда до сих пор пытается списать хладнокровное истребление армян на «обстоятельства военного времени» в духе «сами виноваты».
Из 600 тыс. армянских мужчин, призванных в ряды Советской армии, 314 тыс. – 12% всего армянского населения Советского Союза – не вернулись с фронтов Великой Отечественной. А 117 человек вернулись Героями Советского Союза. Все они могли быть детьми и внуками тех, кто погиб в годы Геноцида армян в Османской империи.
Россию тоже мучают соблазны – в частности, соображения выгоды от сотрудничества с нашим соседом, Турцией. Но в 1995 году депутаты Государственной думы первого созыва нашли в себе мужество признать, что «физическое уничтожение братского армянского народа на его исторической родине было совершено с целью создания условий для разрушения России», и объявили 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида.
К.Ф. Затулин, директор Института стран СНГ

От автора
Армянский народ – один из древнейших в мире. На заре истории Армения была одной из колыбелей цивилизации. В своей истории она много раз терпела нашествия завоевателей. Границы Армении подвергались многочисленным изменениям, но армянский народ выжил, отстояв свое существование в тяжелейшей борьбе. После появления турецких кочевых племен в XI веке на территории Армении начинается многовековой процесс оттеснения армян с Армянского нагорья, что наносит катастрофический удар по армянскому этносу.
В середине XIX века правящие круги Османской империи стремились претворить в жизнь вековые идеи о необходимости политической консолидации тюркских народов на основе этнической, культурной и языковой общности (идеи пантюркизма) и идеи объединения мусульманских народов Ближнего Востока, Кавказа, России, Средней Азии (идеи «великого Турана»).
На пути достижения этих целей препятствием воспринимались христианские народы, и в первую очередь армянский народ, исторически проживавший в двух частях Армении – Западной и Восточной. Положение армянского народа на своей исторической родине стало невыносимым. Так возник Армянский вопрос – проблема защиты армянского народа.
В начале XX века правительство младотурок Османской империи совершило Геноцид армянского народа. Младотурки организованно и беспощадно уничтожили более полутора миллионов армян. Более 800 тыс. человек покинули родные места. Младотурки вначале истребили интеллигенцию и боеспособное армянское население, а затем организовали уничтожение женщин, детей и стариков. При этом применялись самые зверские способы уничтожения людей. Турки, как и курды, черкесы, принимали участие в массовых истреблениях армян; они служили инструментом в руках правительства младотурок, которое пришло к власти в начале XX века, свергнув другого палача армянского народа – Абдул-Гамида II.
Правительству младотурок покровительствовала союзница Турции – кайзеровская Германия. Она помогала младотуркам в организации депортации и резни армянского населения.
Геноцид армян – тягчайшее преступление против человечества – не имеет срока давности; был нанесен ущерб не только армянскому народу, но и всему человечеству. Многие политические и общественные деятели разных стран и простые люди оказывали и оказывают моральную поддержку и материальную помощь армянскому народу.
История подтвердила, что безнаказанность Геноцида армян инспирировала все последующие акты геноцида: геноцид евреев, геноцид в Руанде, Камбодже и др., поэтому армянское государство и армянский народ, которые стали жертвой чудовищного преступления, сегодня обязаны ставить вопрос о Геноциде армян и ликвидации последствий этого преступления перед международным сообществом.
Если в конце XIX и начале XX веков Армянский вопрос включал в себя защиту от целенаправленной политики истребления и искоренения армян, то сегодня это комплекс проблем политической истории армянского народа, связанных с его защитой от истребления и стремлением к воссозданию суверенной государственности на своей исторической территории.
Турция отрицает факт Геноцида армян. Это влечет весьма негативные последствия для всего человечества. Поэтому сегодня борьба за справедливое отношение к последствиям геноцида – прямой долг всех людей и государств мира. Уместно вспомнить слова Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна: «Предотвращение геноцида – долг всех и каждого в отдельности».
Освещение истории возникновения и сущности Армянского вопроса, а также Геноцида армян всегда было и остается крайне политизированным. Труды американских и европейских авторов замалчивают неблаговидные деяния политиков и дипломатов великих держав, труды советских авторов замалчивали антиармянскую позицию большевиков, работы многих армянских авторов не свободны от партийно-земляческих пристрастий, турецкие историки прилагают все усилия, чтобы исказить происходившие события и отрицать сам факт Геноцида армян.
Сегодня, при наличии множества серьезных научных трудов по Армянскому вопросу и Геноциду армян, не существует последовательного, краткого и ясного изложения сущности этих проблем в свете международной правовой ответственности.
Цели данной работы:
1) последовательным и доступным образом осветить возникновение и сущность Армянского вопроса, а также факты и последствия Геноцида армян в Османской империи;
2) показать, что из этого акта нужно извлечь исторический урок, чтобы не допустить повторения подобных бесчеловечных актов;
3) показать, что на современном этапе необходимо активизировать обсуждение Армянского вопроса на международно-правовом уровне, что армянское государство и армянский народ сегодня обязаны ставить вопрос перед международным сообществом о ликвидации последствий этого преступления.

Автор выражает признательность всем, кто поддержал его в работе над этой книгой. Особую благодарность автор выражает Багдасаряну Ара Григоревичу и Амирьянцу Геннадию Ашотовичу за советы и конкретные предложения.

Книга полностью в формате ПДФ
https://www.chitalnya.ru/upload3/228/0b1ea82a15f6e5533375568de359a2ab.pdf






Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 30
© 24.04.2019 Абгар Айрапетян
Свидетельство о публикации: izba-2019-2545372

Метки: армянский, геноцид, армяне, история, геноцид армян,
Рубрика произведения: Проза -> История


Валерий Белов       24.04.2019   20:21:53
Отзыв:   положительный
День памяти геноцида армян отмечается в мире ежегодно 24 апреля.
В 1915–1923 годах, по данным армянских историков, в Османской империи было уничтожено около 1,5 миллиона армян, сожжено и разграблено более 60 армянских городов и 2,5 тысячи сел. Около 1 миллиона бежали или были выселены турками в Месопотамию, Ливан, Сирию.
Геноцид стал причиной рассеяния армян, которые сегодня в большинстве живут за пределами исторической родины. В сегодняшней Турции, если не считать Стамбула, где сохранилась примерно 50-тысячная армянская община, практически не осталось армян. Уже более 100 лет армянские общественные и политические организации борются в различных странах за официальное признание и осуждение геноцида армян 1915 года.
В 1987 году Европарламентом была принята соответствующая резолюция. Из стран первым геноцид признал в 1965 году Уругвай, затем Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Польша, Литва, Словакия, Швеция, Швейцария, Греция, Кипр, Ливан, Канада, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Ватикан, Боливия, Чехия, Австрия, Люксембург.
Российская Государственная Дума приняла в 1995 году постановление "Об осуждении геноцида армянского народа 1915-1922 годов на его исторической родине - в Западной Армении".
Геноцид армян признал также Всемирный совет церквей.








1