Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Женщина в духовном творчестве архиепископа Сан-Францисского Иоанна Шаховского.


Женщина  в духовном творчестве архиепископа Сан-Францисского Иоанна Шаховского.
         В свято отеческих трудах женщине, особенностям ее пути спасения, духовного роста уделяется очень мало внимания. Практически все духовные советы и наставления святых отцов, касающиеся аскетических опытов, обращены к мужчине, его сознанию. Эту особенность можно объяснить универсальностью того духовного опыта, который стремятся ретранслировать отцы Церкви всем ищущим пути спасения в основном на основе монашеского делания. Мужчина и женщина равны в своих возможностях и потенции духовного роста. Видимо это имел ввиду апостол Павел, когда писал, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского».[Посл. к Галатам,3.28 ] Соответственно пути, формы, методы духовных практик мужчин и женщин имеют одну основу и одни принципы, стадии и результаты. Тем не менее, святые отцы (Тертуллиан, Свт. Мефодий Патарский, Свт. Амвросий Медиоланский, Бл. Августин и другие)писали об особенностях женщины, ее психической конституции, особенностях ее ментальности. Главным образом эти сочинения были написаны в рамках богословских споров вокруг ответственности женщины за «первородный грех» и места и роли женщины в Церкви.
        Между тем, в ХХ веке роль, место, значение женщины в русской Православной Церкви изменилось качественно. После катастрофы, постигшей Церковь в годы Советской власти, когда были физически истреблены тысячи священников и миллионы верующих, женщины, фактически, стали главными носителями веры и православных традиций, сумевшими сохранить и передать веру через все гонения и лишения следующим поколениям. Прп. Серафим Саровский в свое время сказал, что « белые платочки спасут Россию». ХХ век дал Церкви Торжествующей сотни женщин-святых – мучениц и исповедниц, список которых открывают Святые страстотерпцы великая княгиня Елизавета Федоровна и царица Александра Федоровна. Особую роль сыграли блаженные старицы.
           В ХХ веке духовные писатели стали уделять больше внимания женщине, обращая внимание на ее лучшие и сильные стороны ее натуры. Одним из таких писателей стал Архиепископ Сан - Францисский Иоанн (Шаховской) (1902-1989). Большую часть своей жизни он провел за пределами России – Париж, Афон, Югославия, Берлин, Соединенные Штаты Америки – часть географии его скитаний. Он оставил интересное и духовно богатое творческое наследие (публицистика, проза, поэзия, эссеистика и т.д.), где осмыслил и свой жизненный путь, и многочисленные встречи с людьми, и глубокие впечатления жизни. Творческое и духовное наследие Владыки в отношении интересующей нас темы можно разделить на две категории. Первая – это изучение библейских текстов, где Владыка уделяет внимание образам упомянутых в Священном писании женщин и вторая, где Владыка повествует о своих непосредственных встречах с замечательными женщинами или делится своими впечатлениями о прочитанном и об услышанном.Духовно тонко он пишет о Еве, не поддаваясь частому искушению других духовных писателей обвинить прародительницу в соблазнении Адама и ответственности за совершенный грех. Он заметил, что Ева не впала среди своего жалкого самооправдания в Бого-обвинение, как Адам, не возложила вину на другого – «змий, которого Ты сотворил». И он высказывает очень важное предположение что, «может быть, от этого сохранился во всех женщинах тот особый, присущий только им, дух смирения, который дает им силу, более, чем мужчинам, прибегать к Богу всем существом своим, всем сердцем.»[П, 392]. Его богословие простирается до мысли о том, что именно это обстоятельство стало главной предпосылкой того, что именно через«семя Жены»[Быт. 3,15]- не мужа –пришел Искупитель».[П, 392]``
Он лишен предвзятого и ложного недоверия к женщине как к «немощному сосуду», наоборот,для Владыки Иоанна женщины являли собой примеры силы духа и подлинной веры, преданности Христу и заповедям Божьим. Владыка отмечает, что на всем протяжении истории Церкви женщины сопровождали апостолов и других благовестителей Слова, служа «имением своим как самому Господу».[1, 305]. Это- Лидия из Фиатир, служанка Рода,Олимпиада - дьяконисса и другие, которых духовный писатель называет матерями для апостолов за их труды, скромность и жертвенность.Всех женщин, встретившихся на пути Владыки, объединяет материнская жертвенная любовь ко всем. Отдельно следует упомянуть родную мать, судьба которой была сложной, но с сыном связь была тесная, он вел с ней интенсивную переписку в 1927-1931годах. Содержание писем позволяет судить о том, что отношения носили глубокий духовный характер. Он делится своими планами, высказывает свои сомнения, просит совета и т. д. Наибольшую благодарность у него вызывают во взаимоотношениях с матерью жертвенная ее любовь и в лучшем смысле свобода, которую она ему давала с детства, основанная на уважении его личности как образа Божия. В своем очень важном для нашего понимания стихотворении «Краткое размышление о женщине» он так формулирует роль матери в жизни человека:

«Я не сторонник пастырских одежд
Для женщины. Учить мужчин - невежд
Не надо ей с высокого амвона.
Нас учит матери святое лоно
Начало человеческих надежд,
Где клеточка становится персоной.
Так в мир приходят физик и поэт ,
И мать - наш первый университет».[П, 193]

       Женщины, которые привлекают внимание Владыки Иоанна, разного возраста и национальности, но всех их объединяет пламенная вера во Христа, исповедничество в трудный период церковно-исторической жизни, слышание и зрение высшего мира. Это – Мария Михайловна Дондукова-Корсакова, дочь вице-президента РАН, посвятившая всю свою жизнь бескорыстному служению ближнему в лице осужденных и заключенных в тюрьмах, Капитолина Зайцева, девушка 13 лет, не отрекшаяся от Христа на школьном суде,исключенная за веру из советской школы, слепо-глухонемая Елена Келлер, засвидетельствовавшая своей жизнью победу человеческого духа над материей, вдовы убитых племенем ауков миссионеров в Эквадоре, простивших убийц и посвятивших свою жизнь тому, чтобы нести свет Христовой веры в эквадорские джунгли дикому племени. Это – Валентина Павловна Шаховская, которая в трудные дни эмиграции отдала ему последние деньги на издание книги, подвижница и молитвенница Екатерина Михайловна Кутушева, монахиня Анастасия, Софья Андреевна Толстая как символ материнства, любви и трезвомыслия.и др. Особо в этом ряду стоит графиня Александра Андреевна Толстая, тетка Л.Н.Толстого. Он считает, что она была одарена такой пламенной верой, что это пламя простиралось до его души . «Православной совестью, светлой ангельской тенью она прожила свою жизнь где-то около Льва Николаевича.»[П, 208]
      Неотъемлемым аспектом женского призвания в Православной церкви Владыка считает социальное служение, служение Богу через мир и в мире, олицетворением чего для него является мать Мария (Елизавета Юрьевна Скобцова). Она основала «Православное дело», сущностью которого Владыка считает попытку создания социального христианства, «социального монашества»[1, 168]. Мать Мария устраивала в Париже столовые для голодных, общежития для нищих, заботилась об освобождении людей из психиатрических больниц, спасала людей от фашистов и т. д. В этой русской женщине Владыка раскрывает еще один важнейший аспект женского вероисповедания –героичность, сопряженная со страданием и опасностью и, наконец, самопожертвование как высшая степень любви. Эти же черты находит Владыка еще в одной удивительной женщине ХХ века – матере Терезе, смысл жизни которой – стать звеном, соединяющим человека с Богом. Эти женщины стали для архипастыря примерами подлинной веры и благочестия,он считал таких женщин своими «учителями богословия», школой пастырства [П, 97]. Для него сила женщины в реализме,в здоровом женском консерватизме, он противопоставляет эти качества мужскому стремлению к так называемому «прогрессу»,превращению жизни в арену игры или борьбы. Владыка, откликаясь на веяния времени,протестантского феминизма спокойно отвергает попытки рукоположения женщин в священство и призывает:

«Не облачайте женщину в фелонь,
Ей митру не давайте для молитвы
Она слышнее, чем мужчина в митре,
Над ней, звонарь церковный, не трезвонь,
Она в молитве -лань, а ты лишь конь» [П, 193].

      Примечательно, что на страницах его трудов совсем нет не просто критических, но даже ироничных строк о женщинах. Слово архипастыря столь деликатно, что даже о трагедии самоубийства Марины Цветаевой в стихотворении он пишет, что «ей не хватило, может быть, крыла, и мы не знали, где любовь и милость….»[П, 448]. Анализируя главу 13 Деяний Апостолов, где говорится о «набожных и почетных женщинах», которые вместе с первыми людьми «воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов»[1, 298-299]. «Они не всегда оказывают поддержку Истине», - очень мягко пишет Владыка.[1, 300]. В этих словах лишь намек на опасность женского лицемерия, самодовольства, тщеславия, отсутствия мысли и дерзновения.
Для Владыки Иоанна одним из наиболее важных моментом в осмыслении роли и значения женщины стала Лукерья из рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи». Ее образ подвигнул Владыку на глубокие размышления о сути и самых сильных сторонах женской натуры, особенностях православной веры и исповедания. Больная девушка Лукерья, когда-то бывшая красавицей и готовившаяся к свадьбе, внезапно заболела и пролежала семь лет в баньке.Для Владыки она -символ христианской добродетели – терпения, которое он считает, прежде всего, присущим именно русским женщинам. [1, 85] Владыка прозревает, что «смиренность духа человеческого есть не слабость, а необычайная сила человека…Ее (русской женщины – Е.В.) духом, побеждающим все испытания, спасется Русь». [1, 88]
        Архипастырь осознавал особую роль женщины в сохранении и передаче веры и духовных ценностей в годы лихолетья следующим поколениям: «Держись, русская женщина, сохранившая свой благословенный семейный очаг! Пусть ответом на атеистическое наступление в школах будет усиление твоей личной, семейной и церковной молитвы, укрепление твоего материнского попечения о душе ребенка, умножение духовного слова и поучения твоей матери, святой русской бабушки, бесстрашно несшей все эти годы по Русской земле молитвы и слова правды Божьей».[1, 77] Женщина восполняет, по мнению Владыки, «нравственную недостаточность» этого мира, она наделена уникальным даром подлинной веры как высшего духовного знания, особой чуткостью в восприятии мира и правды высшего сверхмирного бытия. [1, 85] Женщина и Россия в сознании Владыки связаны нераздельно: «Ты ничего в России не поймешь, не посмотрев на женщину России». [П, 193]. Для него сила России в силе ее женщин, способных верить, любить, давать жизнь. Русские женщины бросают в его понимании вызов Евиному Змию, спасая и очищая Россию от всякой нечисти и скверны. В заключение можно привести слова Владыки Иоанна как квинтэссенцию его оценок и суждений:

«Я говорю вам правду, я не лгу –
У русской женщины мы все в долгу». [П, 193]

Источник:
Архиепископ Иоанн Сан - Францисский (Шаховской) Избранное, Собр.соч.в
двух томах, Изд-во Братства во имя князя Александра Невского, Нижний Новгород, 1999.





Рейтинг работы: 21
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 44
© 23.04.2019 Евгения Викторова
Свидетельство о публикации: izba-2019-2544420

Рубрика произведения: Проза -> Статья


Владимир Зозуля       03.08.2019   15:09:15
Отзыв:   положительный
даже не знаю, что можно сказать по поводу прочитанного... знаю, вернее, чувствую, что не стоит в этом изощряться лукавым умствованием. вокруг понятия женщины столько нагромождено всякого, и исторически, и религиозно, и физиологически... возможно всё просто и мы, всего лишь, две половинки единого существа, того высшего гермафродита, что и есть образ и подобие, а может, и нет, кто знает... на Земле у женщины своя роль, у мужчины своя, в чем то они сходны, в чем то нет, но, в любом случае, женственность свята, не женщина, нет, но Женственность. и тот, кто ближе к Ней, кто несёт в себе её черты и свойства не искажая, а отражая их в мир, тот тоже свят, более или менее, насколько ему это по силе. главное, чтобы женщины помнили об этом, ведь ныне вряд ли этому научат дома или в школе. может, в церкви?.. не знаю..
Евгения Викторова       03.08.2019   15:33:35

Владимир, спасибо за прочтение и отзыв. Этим тезисам более 15 лет. Дело в том, что я по базовому образованию историк, и когда-то меня интересовала тема «второго грехопадения», когда на рубеже 19 и 20 веков произошел резкий слом всей христианской парадигмы мужеско-женских отношений, что проявилось в зарождении феминистской идеологии, кризисе и распаде традиционной семьи, выражаясь вашим языком в утрате, отказе от Женственности. Накопила материала предостаточно, но кроме отдельных статеек ничего не писала. Потом лично для меня эта тема утратила свою актуальность, но как научная проблема на уровне изучения общественных и духовных процессов в обществе она до сих пор не поднята.
Эдуард Поздышев       23.04.2019   05:47:12
Отзыв:   положительный
О Е. Ю. Кузьминой-Караваевой раньше читал, смотрел замечательный советский фильм "Мать Мария", читал её стихи и интересные размышления о Достоевском (о тех, коих можно или нельзя назвать людьми Достоевского). Кое-что читал и о великой княгине Елизавете, смотрел о ней прекрасные документальные фильмы. И об императрице слыхал, конечно. О других же впервые узнал из вашей, уважаемая Евгения, увлекательной статьи. Признаюсь, что во множестве женщин, с которыми пересекаются пути моей жизни, регулярно и с великой отрадой чаще счастлив наблюдать все перечисленные вами в статье качества. Спасибо за столь интересную и, что тоже важно в наш век, лаконичную статью.
Евгения Викторова       23.04.2019   11:22:55

Спасибо, Эдуард!
Архиепископ Иоанн( Шаховской) останавливает свой взор на истинных женщинах, на том самом главном и основополагающем, что заложено в женский образ Божий. А меня еще всегда интересовало время, когда одновременно со святыми Елизаветой Федоровной, игуменьей Таисией( Леушинской), игуменьей Арсенией (Серебряковой ) жили женщины провозвестницы и участницы духовного распада женщины и утраты женского начала – «революционные богородицы» ( по слову В. Розанова) Ольга Генкина, Вера Фигнер , Екатерина Брешковская, Софья Перовская, Мария Спиридонова. И теоретики новой «Великой Эпохи Женщины» - пантеизма, религиозного синкретизма,теософии и неоязычества -Елена Блаватская, Елена Рерих.
С уважением и интересом к вашему творчеству.
Эдуард Поздышев       23.04.2019   12:23:43

Ну, об этих, конечно, наслышан!
















1