Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Женщина и вера в духовном наследии И.А.Ильина.


Женщина и вера в духовном наследии И.А.Ильина.
       Спустя несколько десятилетий после кончины творчество И.А.Ильина оказалось удивительно востребованным в различных кругах российского общества. Его политические прогнозы, исторический и философский анализ , духовные поиски - все это стало актуальным для сегодняшнего дня. Авторитет И.А.Ильина сейчас столь высок, что сейчас его цитируют все – руководители всех рангов, политики, экономисты и т. д.-и по любому поводу. Обозначенная в названии тема явно находится на периферии его творческой мысли, но феномен И.А.Ильина заключается, на мой взгляд, как раз в том, что он претендовал и не без основания на всеобъемлющий охват вопросов и проблем, стоявших перед обществом. Круг, затронутых им вопросов столь широк, что И.А.Ильина можно по праву назвать одним из последних универсалистов ХХ века. А глубина анализа и умение проникнуть в суть вещей столь ярко выражена, что его размышления о женщине и ее пути в православной вере интересны и чрезвычайно продуктивны.
        В творческом наследии совсем немного работ, отрывков, где говорится о женщине, но взгляд И.Ильина столь проницателен и формулировки столь точны, что пройти мимо этих суждений невозможно. Сначала заметим, что в восприятии женщины И.А. Ильин остается сыном своего времени, на его эстетические пристрастия, безусловно, большое воздействие оказала эстетика и духовные поиски «серебряного века». Но в его зрелом творчестве наступил момент духовного преодоления этого наследия и осмысление «вечно женского» в духе ортодоксального христианского учения.
         Для И.А.Ильина важно раскрыть глубину и сокровенную сущность. Как немало людей своего времени И.А.Ильин пытается раскрыть тайну женского начала мира, дать полный и глубокий ответ. Ильина волнуют самые глубокие и сложные тайны и основы бытия. Он практически не пишет о судьбах конкретных женщин. Он ищет вечно-женственное, т.е.глубинную основу каждой женщины, то божественное начало, которое вложено в женскую суть Творцом, признавая при этом, что вечно-женственное обязательно совмещается с «временно-женственным», «несовершенно-женственным»(2, 166). По своему и достаточно убедительно раскрывает И.А.Ильин диалектику мужского и женского начала. Жестокая судьба требовала от русской женщины проявлений и мужеской природы, считает Ильин . «Судьба от нежного, как цветок, женского существа требует по-новому приспосабливаться к жизни, преобразовываться, требует мужской формы, воли, твердости характера, интенсивности. В дальнейшем все эти качества характера наследуются, постепенно совершенствуются, закрепляются – и проявляются буквально во всех сферах». Русская жизнь и русская литература переполнены образами волевых, решительных, деятельных женщин, «впитавших в себя вечно-мужественное, чтобы излучать его в более активной и творческой форме». Вместе с тем, «русская женщина умеет подать и реализовать свой ставший мужественным характер в форме вечно-женственного. Для И.А.Ильина женщина – это «цветок, дитя и ангел» (1.с. 239) Вскрывая женскую суть, раскрывая различные аспекты вечно-женственного, писатель, сравнивая женщину с мужчиной, акцентирует внимание на центростремительной склонности женской сути, говорит о женщине как об основе семейного очага. Женщина для него – «основательница, природное и религиозное лоно семьи…»(2,177). Это очень важное положение в размышлениях Ильина. Женщина как «религиозный остов семьи, женщина как главная восприемница и хранительница веры, традиции, ретранслятор религиозных ценностей, основа крепости и устойчивости семейного организма. «Вера – это способ переживания ею (женщиной – Е.В.) истины. Царство Божие всего ближе детям и женщинам» ( 1,243).
      Ильин считает одним из главных проявлений вечно-женственного в женщине ее потенцию любви во всех проявлениях и как высшую любовь мистическую, любовь к Богу . «Первое предназначенье женщины – быть живым источником любви. Она и шествует по жизни как носительница любви»( курсив – И.Ильин ) (1,с. 245) Такая любовь, по мнению Ильина, может – «прощать неправедного», «отвергать кровь, пытается рану перевязать и исцелить» (2,с 181). Живописуя нравственный и духовный портрет русской женщины он подчеркивает осознание ею в большой степени ответственности перед Богом. В отличие от многих христианских писателей Ильин считает , что женщина « в глубине своей, инстинктивно, потаенно…привержена целомудренности ( курсив – И.Ильин) своего существа».(2.с.192).
        Духовная миссия женщины не ограничивается кругом ее семьи, она, по мысли Ильина , гораздо шире и значительнее. Ильин наделяет женщину великой духовной силой и высокой миссией. Он пишет:..«революцию в России со всей ее чудовищностью, разнузданностью и низменностью одолеет и санирует русская женщина».( курсив- И.И.)(2,с.193). Женщина, излучающая духовную любовь, есть духовный клад своего народа».(1,с.247) Это она хранит духовную ткань Отчизны со всем своеобразием ее традиций и ткет ее дальше своим дочерям в наследство и поучение, своим сыновьям в качестве желанного образца. Конец стране, в которой целомудренная женская любовь иссякает, исчезает…»(1,248).
Таким образом, в духовных исканиях и созерцаниях И.Ильина нет места пессимизму и отчаянию, женщина как хранительница веры несет высокую миссию по сохранению подлинной веры, передачу ее из поколения в поколение. Миссия православной русской женщины не ограничивается семейным очагом. Она должна выступать духовной основой, гарантом сохранения духовного богатства своего народа, призвана способствовать преодолению всего разрушительного, стать источником сохранения традиционной православной культуры и созидания собственной души, своих ближних и государства.

Библиографический список.
1.Ильин И.А Книга надежд и утешений, М., 2006;
2.Ильин И.А. О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской душе, Собр. соч., т.6, кн.3, М.,1997.





Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 68
© 23.04.2019 Евгения Викторова
Свидетельство о публикации: izba-2019-2544416

Рубрика произведения: Проза -> Статья


Эдуард Поздышев       23.04.2019   06:18:35
Отзыв:   положительный
Прекрасная интересная и лаконичная статья! Спасибо, уважаемая Евгения!
Поразительная точность и опосредованность всех формулировок в творчестве Ивана Александровича пленили меня с молодости, как и то, конечно, что всё это не ради болтавизма. Глубокие мысли и переживания, изложенные простым доходчивым языком! А кажущееся посягательство на точность философских определений в его суждениях, несомненно, выстрадана им нелёгким путём его жизни, конечно же, его интеллигентностью (в высшей степени) и воспитанию (как полученному от других людей, так и приобретённому вящим трудом над самим собой), а также его потрясающей устремлённостью к постижению высоких и глубоких жизненных вопросов и непоколебимой верностью тем убеждениям, которые без всякого сомнения были для него не пустяшными (когда - по верхам) идеалами, но жизнью, которую он проживал с пользой для окружающих и сердцем, и любовью, и словом - качествами, которыми наградил его Бог за усердие в служении не столько на поприще словесном, сколько на путях утверждения в людях любви Христовой.
Евгения Викторова       23.04.2019   10:48:05

Спасибо, уважаемый Эдуард, за интерес и за компетентный отзыв человека, который " в теме". И. А. Ильин - один из тех мыслителей-мужчин, который сумел сформулировать за женщин то, что женщины сами о себе сказать не могут.)
















1