Что такое "переполох"?


Разного рода общепринятые, или наоборот, редко употребляемые слова и выражения, чей настоящий смысл благополучно забыт. Узнайте: как «выбивают дурь», и «зарывают талант в землю», «что позволено Юпитеру и не позволено быку», и почему «у королев не бывает ног», что такое «переполох» и кто такой «человек нашего круга» и многое-многое другое.

-- Николай Владимиров (Атта Николай)
-- Что такое "переполох"?
Серия: «Аналекты»

Античный мир.

Что позволено Юпитеру, не позволено быку.
         "Quod licet Jovi, non licet bovi".
         Древнеримская поговорка, произошедшая из древнегреческого мифа, о том, как Зевс, превратившись в быка, украл в Финикии девушку (не то царевну, не то нимфу) по имени Европа и, проскакав через море, унёс её на остров Крит. (Древнегреческие боги и нравственность с правами человека – вещи, между собой не совместимые).
         Территория Средиземноморья была сперва колонизирована греками, а затем завоёвана римлянами. Именно поэтому все древнеримские офицеры в обязательном порядке учили греческий. Это было удобнее, чем писать военные разговорники или вводить штат военных переводчиков – ведь в каждом городе, в каждой стране, куда с войной или с миром приходили римские легионы, обязательно находились люди, говорившие на этом языке.
         Первый перевод Библии (Ветхого Завета, Нового ещё не было, знаменитая «Септуагинта» – «Перевод семидесяти») был сделан на греческий. Все четыре Евангелия и прочие книги Нового Завета, в том числе и послания апостола Павла, учителя язычников, так же написаны на греческом.
         Как результат, обе культурные, исторические и религиозные традиции сильно перемешались. И римляне, и греки молились каждые своим богам – но при этом римский Юпитер всё больше и больше походил на греческого Зевса, римский Феб – на греческого Аполлона, римская Венера – на греческую Афродиту, а римский Сатурн – на греческого Хроноса.
         «Что позволено Юпитеру (Зевсу), (принявшему облик быка), не позволено (настоящему, природному) быку». И физически невозможно – проскакать через море, и незачем – красть девушек. То есть, «что позволено власть предержащему, не позволено рядовому гражданину».

         Околпачить
         Античные рабовладельцы, в том числе и римляне, испытывали своеобразное чувство вины перед рабами. Поэтому раз в году рабовладельцы устраивали рабам праздник – накрывали богатый стол, с выпивкой, с закуской (чем богаче рабовладелец, тем обильнее стол), и ни капельки не гнушаясь, за этим столом сами прислуживали рабам.
        В Древнем Риме ежегодные праздники рабов проводили 25-го декабря – в день, когда совершались мистерии в честь бога Сатурна (у греков – Хроноса), отца всех богов, владыки времени, покровителя урожая, а потому назывались Сатурналии. В этот день на головы римских рабов надевали белые колпаки – в знак того, что раб хотя бы на один день в году свободен от рабства и какого-либо угнетения.
         Но раб, в белом колпаке, даже сидящий за праздничным столом, останется рабом. Сегодня в его честь накрыт стол, сам хозяин подливает ему вино и режет мясо – а завтра тот же хозяин его пинком под зад, плетью поперёк спины: «А ну, живо за работу, быдло!». («быдло» – в переводе с польского «скот»). Так колпак (не обязательно белый) стал символом фальшивой свободы, фальшивого богатства и фальшивого благополучия – и попросту глупости.
         ЗАМЕЧАНИЕ 1: в гладиаторы шли не рабы, как это принято считать, а свободные граждане. Точно так же, как нынешние спортсмены и звёзды шоу-бизнеса, поступив в гладиаторы, эти свободные граждане подписывали срочный контракт. И, точно так же, как в современном спорте и шоу-бизнесе, упомянутый срочный контракт можно перекупить или аннулировать, заплатив работодателю неустойку.
         Хитрость в том, что в античном мире любая работа по найму, не на себя, а на чужого дядю приравнивалась к рабству. Рабом считался библейский Иаков-Израиль, работавший на своего тестя Лавана. А вот выступать на арене, участвуя в гладиаторских боях, было не зазорно даже римскому императору Коммоду. Шальные деньги, (как в нынешнем спорте или шоу-бизнесе), популярность, да и экзальтированные дамочки (не только старые, но и молодые и красивые) крутых парней с арены страсть как любят...
         ЗАМЕЧАНИЕ 2: под Сатурналии – праздники рабов, маскировали свои собрания первые христиане, не без основания считавшиеся в Риме «пятой колонной». (Разве можно врагов прощать и кротко за них молиться? Врагов бить надо). Именно поэтому Рождество Христово мы сегодня празднуем 25 декабря.

         Не зарывайте таланты в землю.
         Талант – древнегреческая мера, но не веса, как я сам считал когда-то, а объёма – содержимое одной стандартной древнегреческой амфоры. Амфорами, а значит талантами можно мерить всё, что угодно – песок, воду, зерно... Но гораздо чаще в древнем мире амфорами мерили драгоценные металлы – серебро и золото.
         Афинская драхма – серебряная монета с изображением совы, весом в четыре с половиной грамма. Одну драхму можно было обменять на шестьдесят четыре мелкие медные монетки – лепты. Сто драхм составляли мину, шестьдесят мин – один талант, содержимое амфоры. Не трудно подсчитать, что в одной амфоре помещалось шесть тысяч драхм.
         Где хранили деньги до изобретения банков, чековых книжек и кредитных карточек? Правильно, в земле.
         Притчу о зарытых в земле талантах однажды рассказал ученикам Иисус Христос. Но, поскольку царство Христа не совсем от мира сего, в данном случае под талантами следовало понимать не только и не столько материальные ценности, но и ум, умения, навыки...

Средневековье.



         Я из тебя дурь выбью...
         Как лечили психические заболевания в средние века? Правильно – никак. Но психически больные люди, особенно относящиеся к категории «буйных», могут быть опасны для окружающих? Правильно, поэтому психически больных людей содержали не дома, а в подвалах монастырей.
         Смирительную рубашку тоже ещё не изобрели, тем более что стоила одежда дорого – поэтому несчастных попросту заковывали в кандалы. А лучшим средством для удержания их в повиновении считались плеть и палка. И не раз случалось так, что после особенно хорошего удара, либо из-за вызванного побоями стресса к психическому больному возвращался здравый рассудок. Точно так же в наши дни психически больных иногда лечат электрошоком.
         Хотя, может быть, всё гораздо проще. У Александра Мелентьевича Волкова (написавшего сказку «Волшебник изумрудного города») в романе «Два брата» желающий выучиться грамоте толстый и глупый купеческий сынок привычно просит самозваного учителя – такого же мальчишку, маленького, щуплого стрелецкого сына: «А ты меня секи».

Казачество.


         Переполох, переполошить, всполошиться – подарок, сделанный русскому языку донскими казаками. «Переполох» – искажённое «Сполох», старинный казачий сигнал общей тревоги и общего сбора, известие о войне или о неприятельском набеге, приказ отправляться в поход.
         Увидев скачущего по дороге или через поле казачонка с пылающим факелом или красным флагом в руках, всякий взрослый казак, чем бы он в данный момент не занимался, должен был:
         1) немедленно прекратить свои занятия;
         2) нарядить старшего из сыновей, не достигших призывного возраста, с таким же факелом или красным флагом, объехать верхом соседей;
         3) сам, в полной форме, на коне, при оружии оправляться в станицу, в известную ему точку общего сбора.
        Поскольку, как это обычно бывает, объявлялся «сполох» всегда в самый неподходящий момент, в казачьих станицах поднимался самый настоящий «переполох».

         Человек нашего круга – ещё один подарок русскому языку и культуре от донских казаков.
         Круг – казачье общее собрание. Намереваясь обсудить тот или иной важный вопрос, казаки выходили на площадь, (которая у них тоже называлась «майдан»), становились в круг (все точки которого, а значит и все составляющие его казаки равны), выносили в центр икону... Желающий выступать выходил в круг, кланялся иконе и всем присутствующим, снимал шапку, клал её на землю, и начина говорить. По казачьему обычаю, никто из присутствующих не смел прервать говорящего – но любой мог высказать своё отношение и к речи и произносившему её казаку возгласом: «любо» или «не любо». Частенько услышавший «не любо» казак сам хватал шапку и опрометью бежал прочь из круга.
         Существовали круги хуторские, станичные, окружные, войсковые, полковые и походные. И если в круге, образованном казаками одного полка или одной станицы случайно или намеренно оказывался казак другого полка или другой станицы, ему могли мягко намекнуть: «Вы не нашего круга...»
         Казачий круг, как и многое другое, был запрещён указом Петра I после восстания Кондратия Булавина в 1707 году. Возрождён он был только после февраля 1917 года, когда стало ясно, что прежней Российской Империи, и вассальной присяги Его Императорскому Высочеству больше нет, и казакам надо решать, как жить дальше.
         Казачий круг подарил России и ещё одно знаменитое выражение: не любо – не слушай.

(с) Atta, Москва, 14.04.2019


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 1
© 14.04.2019 Atta von Russland
Свидетельство о публикации: izba-2019-2538505

Рубрика произведения: Проза -> Эссе










1