Владимир Высоцкий и бардовская песня.



Высоцкий в Лондоне


...Второго декабря, в Лондоне, в Даш-кафе расположенном неподалеку от Сити, был вечер Высоцкого, организованный с надлежащим масштабом - пришло много русских, но были и англичане.
Пока рассаживались, из динамиков во весь голос звучали песни Высоцкого, а после начала вечера, русский певец – бард Игорь Юткин в сопровождении баяна и музыкальной, оркестровой «подложки», спел несколько песен Владимира Семёновича…
…Мне вспомнилось, как впервые, в шестнадцать лет, я услышал песни Высоцкого на первых больших кассетных магнитофонах. Эти песни сопровождались разговорами и недостоверными легендами о самом исполнителе. Он был не то студент, не то аспирант МГУ. А может быть его выгнали из университета?
Для нас тогда, главное были песни, а не биография певца…
Конечно, первым настоящим отечественным известным бардом был Александр Галич. Он пел саркастические тексты саркастическим голосом, под саркастический аккомпанемент гитары. Помню его: «И все бухие пролетарии, все тунеядцы и жульё, как на комету в планетарии, смотрели суки на неё! Румба…»
Потом, наряду с Высоцким и его очень смешными сказками и романтическими альпинистскими песнями, появился Окуджава с его: «Из окон корочкой несёт поджаристой, за занавесками мельканье рук…»
Нарождающаяся советская интеллигенция, позже превратившаяся в образованщину почему-то именно Окуджаву боготворила, а к Высоцкому относилась свысока. С самого начала Володя, был певцом простых советских людей и только позже, став уже известным киноактёром, завоевал симпатии высоколобых. Ну, а простые люди с самого первого его появления, в виде размножающихся магнитных лент, признали Высоцкого национальным певцом и поэтом.
Помню, как мои друзья, во время походов, на природу во весь голос хрипели: «В суету городов и в потоки машин, возвращаемся мы просто некуда деться…»
…Надо отметить, что бардовская песня, появилась в те времена, когда выросло первое послевоенное поколение, которое уже не могло петь русские народные песни, но петь хотелось, а точнее слушать что-то молодое и задорное. Именно в это время и появились и Галич, и Высоцкий и Окуджава, а после Клячкин и другие гитарные Певцы.
В бардовском творчестве поэзия объединяется с музыкой и потому любима ещё и теми, кто по отдельности не воспринимает ни первую, ни вторую. Кроме того, такое сочетание поэтической музыкальности издавна было частью быта простого народа – романсы под гитару были распространенным жанром среди мещанства ещё до революции. Тогда говорили, что только ленивый не поёт романсы…
Можно сказать, что советские барды стали выразителями преемственности народной культуре пения, которой молодые стали забывать. А песни патриотические, я бы назвал их «парадными», петь было неловко. И вот тут появились барды, сохраняя не только песенную русскую культуру но и почву для классической русской музыки.
Сегодня, когда влияние западной музыки растёт, уходит в прошлое и народная песня, а вместе с ней и композиторское мастерство русских музыкантов. Вспомните советских великих композиторов, не побоюсь этого слова, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова, а сегодня нет ни одного постсоветского композитора, который был бы известен не только во всём мире, но даже в России.
Можно говорить, что когда народ поёт, то появляются и талантливые композиторы – так было в девятнадцатом веке, так было в первой половине двадцатого века! А когда народ перестал петь, а только слушает «готовое» - разную англо-язычную дребедень - тогда иссякают родники народной культуры и пропадает школа русских композиторов! (Тема эта большая и останавливаться на ней в этом эссе я не буду, а сделаю это в другой раз…)

…Владимир Высоцкого, я бы назвал «Есениным шестидесятых». Известность его стала очень быстро всеобщей и его песни напевали на разные голоса люди, совершенно разные по характеру, уровню образования и взглядам на жизнь, от маститых седых академиков до безусых романтических юношей и даже удручённых негативным жизненным опытом, зэков!
Интересно, что в это же время в Америке, появился Боб Дилан, а в Англии - Джон Ленон. Мне кажется, что в мире в те времена блаженных шестидесятых, появился социальный заказ на простых, но всем понятных певцов-солистов с их собственными текстами, которых и за поэтов то не считали. Боб Дилан, конечно стал петь и прославился на Западе немного позже чем Галич, Высоцкий и Окуджава в Союзе. А причины известности были одни и те же.
Это было народное искусство и Дилан в Америке, а Высоцкий в Союзе в большой мере отвечали запросам и чаяниям множества простых людей, ждущих от них песен о простой, часто смешной, а иногда и трагичной, «обывательской» жизни, в хорошем смысле этого слова!
Если продолжать аналогии, то Дилана можно назвать «американским Высоцким».
Так же надо отметить, что в те времена в Союзе, все жили одним устремлении вперёд к коммунизму, который казалось уже был так близок. Вспомните хрущёвскую программу построения коммунизма к 1980 – ому году! И потому, все так радовались и запуску первого искусственного спутника Земли, и тем более полёту первого советского человека, первого космонавта из СССР - Юрия Гагарина.
Тогда, ещё не было того деления на интеллигентных и образованных с одной стороны, и рабочих и крестьян с другой. Не было того брюзжания образованцев, для которых что бы не делалось в стране - «всё плохо и всё не так»!
Помню эту атмосферу равенства, характерную тем, что никто даже и не задумывался о смысле этого понятия - равенство было так же естественно, как дышать воздухом. А сегодня, совсем неглупый Познер, и целая орава российских антисоветчиков называет советских людей «рабами». Странные сегодня пошли «интеллигенты» - бывшие коммунисты!
В конце шестидесятых годов прошлого века, началось расслоение и парт номенклатура обозначила себя, как касту управителей с соответствующими бонусами и привилегиями. А этих новых буржуа окружила толпа «интеллигентов» - образованцев, ставшей идеологической прислугой партийного мещанства, воспевавшей «застой» как форму победившего социализма…
Советское бардовское искусство имеет свою предысторию в народном искусстве, а своими предшественниками считает русский романс, цыганские хороводные песни и блатные баллады, которые в трагические годы войны, врагов народа и послевоенного хаоса стали народной песней, в противовес идеологически нагруженным песням исполняемым академическими коллективами. До сих пор помню звон меди и мужественные голоса хора, поющего маршевый мотив «Ой вы кони вы кони стальные, дорогие мои трактора!..»
Помню, как родители, собираясь с друзьями пережившими войну, пели «Катюшу», «Вот кто-то с горочки спустился» и «Темную ночь». Но это были песни для взрослых, а молодым хотелось уже другого, весёлого и энергичного.
Тогда и появился Высоцкий - стал петь песни не только от имени героев кино, которых он сыграл множество, но ещё и от имени солдат Великой Отечественной, альпинистов и геологов и даже бывалых зэков…
И конечно его чудесные песенные сказки, которые стали неким жанром саркастически-юмористических былин!
Высоцкий стал своеобразным песенным зеркалом нашей жизни и за это, мы уважали и боготворили его. От стал, в те наивные чистые времена «хрущёвской оттепели», не только самым известным певцом, но и самым известным человеком в Советском Союзе. И всю свою творческую жизнь, как впрочем и нетворческую, он был «гласом» народа, но и символом послевоенного поколения. Достаточно почитать воспоминания о его дружках и подружках в юношеские годы резвившихся в московских подворотнях и на чердаках «сталинских» домов…
Сегодня, вызывает удивление как простой московский подросток сумел узнать и уловить радости и тревоги, сумел талантливо переработать в себе эти знания, став родным для простых людей, высокого ранга чиновников и академиков.
В этом смысле его популярность в России, можно сравнить с сегодняшней популярностью Шекспира в Англии, о котором до сих пор спорят кто и кем он был, не доверяя простому актеру – провинциалу, непонятно как и где, поднявшемуся до вершин поэтического искусства в описании подлинного драматизма и сложностей исторических персонажей своих пьес!
…Высоцкий был подлинно русским человеком, патриотом и гражданином и не мыслил своей жизни вне своей Родины. Он объездил весь мир и каждый раз возвращался в Союз, не видя себя живущим в комфорте и довольстве вне любимой Родины.
И в этом не было никакого пафоса или нерешительности в характере - тогда, было трудно предположить, что в будущем, то есть в наши времена, треть россиян захочет уехать из России заграницу.
Иногда представляю, с каким удивлением и негодованием воспринял бы Высоцкий сегодняшнюю российскую действительность, с её олигархами, чиновниками – взяточниками, уважаемыми бандитами и жестким разделением народа на богатых и бедных!
Эта разница в отношении к своей стране, к своей судьбе тогда и сейчас, вызывает у меня глубокую грусть и заставляет размышлять о причинах такой перемены в характерах россиян…
Вот и в Даш-кафе, сидя среди множества русских я слушал английскую речь выступающих русских и думал: «Почему такие вечера не организуют работники посольства или Россотрудничества, организации специально созданной для продвижения образа России, за рубежом?!
И почему в лондонском «Пушкинском доме» и здесь, в многочисленном собрании русских, мероприятие проходит на английском языке. Это же надо так не уважать свой великий и могучий русский язык, для того чтобы казаться вежливым для нескольких посетителей, которые русского языка не знают. Кстати – это наблюдается и в православных храмах в земле английской. Но это уже другая тема.
Ответы я конечно знаю. Прежде всего это неумение работать не только с соотечественниками, но и извечная неспособность быть публичными людьми, кроме случаев больших русскоязычных пьянок или торжественных собраний.
Здесь в Лондоне, я уже не первый раз наблюдаю организацию замечательных русских праздников англичанами, но без участия русских служащих посольств и культурных организаций. Я уже писал об этом в статье «Русский праздник», несколько лет назад.
Наверное, во многом это потому, что русским всё-таки трудно выразить слова и мысли адекватно на английском, ну и конечно прежде всего потому, что организаторами вечера выступили англичане, а не сами русские!

…Я уже говорил о насильственном прерывании русских национальных традиций и отсутствии преемственности в развитии российской культуры! В девяностые годы молодые уже не слушали Высоцкого, а переключились вначале на Шевчука, на Б.Г, а потом и вовсе на бессмысленный русский рэп – слабое подражание рэпу американскому.
Русская песня сегодня умирает, как впрочем умирает и русская национальная культура завоеванная культурой англосаксонской! В лучшем случае русская культура стала культурой для бедных, а «срединный» класс в России «хавает» англосаксонские культурные зады, чем и гордится, щеголяя перед «ватниками» русским английским, некоей смесью псевдо английского с нижегородским!
Но не будем о грустном!

В заключение – некоторые интересные факты о творчестве Владимира Высоцкого:

• Творчество Высоцкого насчитывает около 600 песен и более 850 стихотворений. Он снялся в 28-ми фильмах, участвовал в 15-ти спектаклях.
• Высоцкий был трижды женат: на Изе Жуковой, Людмиле Абрамовой и Марине Влади.
• В 1975 году в сборнике «День поэзии» вышло стихотворение Высоцкого «Из дорожного дневника». Это была первая и последняя прижизненная публикация поэта.
• В здании музея Высоцкого на Нижнем Таганском тупике расположен Клуб Высоцкого. О поэте снято пять фильмов, написано множество книг (самые известные – авторства М. Влади, И. Высоцкой, Л. Абрамова, П. Леонидова, А. Демидовой, В. Новикова, Э. Рязанова).
• Высоцкий всегда играл только на семиструнных гитарах.


Декабрь 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 13.04.2019 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2019-2537311

Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня










1