Законы жизни.



Добро и зло, как часть жизни.


«Обратная сторона хорошего – дурное; замечательно, что такова же и обратная сторона дурного». Г. Ландау

…Политики, часто не понимают влияния их радикальных решений на общую атмосферу жизни человечества. Тем более они неспособны увидеть последствия этих решений. Только единицы из них понимают, что с общим увеличением суммы зла в мире, меняется и жизнь людей во всем мире и конечно в худшую, более жестокую сторону.
Казалось бы понятие «сумма зла», - это некая абстракция не имеющая под собой каких-то материальных основ.
Наверняка так думали и в советском Политбюро, когда решились на введение «ограниченного контингента войск» в Афганистан. Но как показали дальнейшие события, эта «скрытная» война на чужой территории, повлияла на весь строй жизни в Советском Союзе и стала прологом не только стагнации, но и развала СССР…
Нечто подобное сегодня происходит и с американскими войнами на Ближнем Востоке.
Более того, я усматриваю основные корни нынешнего социального и экономического мирового кризиса в этих войнах.
Можно сказать, что увеличение суммы зла в мире приводят к таким отрицательным и якобы непредсказуемым последствиям. В каком-то смысле, это явление способствует распространению зла во всем мире и его преобладанию над суммой добра.
Невольно вспоминается афоризм Святого Августина, который гласит: «Делай больше добра, и в мире станет меньше зла!»
Но это высказывание можно перевернуть и получиться: «Делая больше зла, вы уменьшает в мире количество добра!»
Советский Союз, столкнувшись с увеличением зла в реальной жизни в отношениях между людьми развалился, во многом потому, что убивать себе подобных обучились сотни тысяч побывавших на Афганской войне. Этим же можно объяснить всплеск бандитизма в девяностые!
Похожая ситуация сегодня в Америке и в странах, которые поддержали агрессию НАТО на Ближнем Востоке! Глядя со стороны, это не так заметно. Но побывав в Америке, я увидел там много неадекватных, агрессивных людей травмированных непосредственно участием в этих войнах, или потерявших в этих бойнях, во имя «исключительности» Америки, родственников, друзей и знакомых …
Каким образом, мир, после каждой войны возвращается к миру?!
В качестве примера возьмём Вторую мировую. Очевидно, что силы зла, во главе с Гитлером, продвигавшим идею «исключительности» Германии и немцев, были побеждены защищавшимися от агрессии странами, и прежде всего Советским Союзом!
Союзники – победители нацистской Германии, провели Нюрнбергский процесс над немецкими военными преступниками, многих казнили, многие попали в тюрьму, но страны сателлиты гитлеровской Германии избежали наказания. Таким образом, вступая в новый «добрый» мир, семена фашизма и нацизма были оставлены в почве тех стран, которые участвовали в войне на стороне Гитлера против СССР.
Во многом, этим можно объяснить возникновение уже в наше время неофашизма и неонацизма в странах Прибалтики, где судят советских солдат – победителей, и проводят марши бывших эсэсовцев, к которым присоединяются молодые националисты. Но во многом, это объясняет и ненависть потомков гитлеровских коллаборационистов из Евросоюза к Сталину и Советскому Союзу. Автоматически, эта ненависть переходит на РФ, которая пытается рассказывать и показывать, кто был подлинным победителем во Второй мировой войне! Об этом процессе оживления идей нацизма уже не один раз писали, и за недостатком времени не хочу повторяться…
Совсем недавно задался вопросом, почему силы зла возобладали именно в Германии, в стране музыкантов и философов. И пришёл к парадоксальным выводам - во многом это случилось именно поэтому!
Иначе говоря ум и таланты народа, без нравственного руководства, без обращения к основам западной культуры, то есть к христианству, обречены на всплеск внутреннего зла, рано или поздно выплёскивающегося вовне!
Нечто подобное можно наблюдать и сегодня, когда «исключительность» Америки подчёркиваемая уже вполне открыто, откровенно - породила и порождает все новые и новые войны и вспышки насилия.
Конечно, американские власти, учтя опыт разгромленного нацизма прячут свою агрессивность за громкими словами о демократии и правах личности. Однако результаты их «гегемонии» налицо – мир обваливается в социальный и экономический кризис!
Сумма зла, которую составляю малые войны и конфликты, постепенно начинает преобладать над суммой добра. Нарушается баланс сил добра и зла, в пользу зла и когда сумма зла достигает определённых пределов – вспыхивают мировые войны! Нечто подобное, сегодня переживает современный мир, когда гегемония одной страны, превращается в диктатуру, что не только противоречит понятию демократии, перенесённому на весь мир, но порождает сопротивление стран угнетённых. От такого противостояния возникают очаги войны, что резко увеличивает сумму зла!
… Утверждение о США, как носителе идеи демократии разваливается, когда люди понимают, что диктатура одной страны противоречит принципам и определению демократии. Не видеть этого может только социально неадекватные люди.
Однако, парадоксальным образом, на смену владычеству зла в мире, приходит добро, являющее обратной стороной зла и мир вновь возвращается к преобладанию суммы добра над суммой зла!
…Возвращаясь к тезису об увеличении суммы зла в современном мире, можно говорить о некоем историческом процессе, характеризуемый как диалектическое неравновесие, как процесс борьбы добра и зла.
Эта борьба происходит с переменным успехом, но от итогов этой борьбы зависит и развитие человеческого мира.
Об этих законах политической и социальной жизни говорили уже во времена становления и падения Древнего Рима. Ещё Плотин говорил, что: «Мир – это грамония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро!»
В этой борьбе нет победителей и побеждённых, потому что мир развивается по синусоиде между двух полюсов, представляющих понятия добра и зла.
И тут, вспоминается констатация, высказанная Иисусом из Назарета, который говорил: «Мир во зле лежит!». И с той поры, мало что изменилось в этом земном мире!
И сходя из этой констатации, возникает вопрос - каким образом, казалось бы непобедимое зло утрачивает своё обаяние и свои выигрышные позиции!? Может быть, это происходит от воздействия на сознание человечества так называемого закона больших чисел…
Представьте себе движение многомилионной толпы по равнине в сторону обрыва. Когда первые тысячи и тысячи начнут падать в пропасть, часто по инерции, в середине этого человеческого скопления ещё не ощущается эта потеря, и движение в сторону гибели продолжается.
Только тогда, когда в пропасть упадёт значительная часть человеческого сообщества, многим в центре этого потока станет понятно, что в передних рядах происходит что-то страшное.
Тогда человечество медленно останавливается и меняет направление движения, тем самым избежав гибели биологического вида «хомо сапиенс – сапиенс».
Тогда, наступает на некоторое время преобладание сил добра и человечество, сделав поправки продолжает не только существовать, но и развиваться, пока не сталкивается с новой опасностью при спонтанном движении в будущее!
Эта аллегория – может служить объяснением сути процесса эволюции человечества, движущегося в будущее через войны и социальные катастрофы.
Нечто подобное происходит и в мире живого и не живого вообще – разрушаются и исчезают с лица земли горы и океаны, но и космос представляет картину рождения и гибели звёзд и галактик. Жизнь во вселенной всегда соседствует со смертью, точно так, как добро в сочетании со злом определяет смысл происходящего вокруг нас!
Наверное этими потенциальными опасностями и определяется немыслимое разнообразие родов и видов существ в живой природе. В случае природной или техногенной катастрофы, те или иные виды, в силу своих особенностей, смогут выжить и жизнь на земле продолжится!
Похожие процессы можно наблюдать и в истории человечества. Ещё и поэтому, навязывание одной воли или одной формы социальной жизни, чревато всеуничтожающей катастрофой. Возможно этим и объясняется процесс эволюции человеческих сообществ и разные ступени материального и социального развития народов и стран в мире.
Города, с небоскрёбами и многоэтажными жилыми домами в странах «золотого миллиарда», во время природных или техногенных катастроф оказывается самым уязвимым местом в смысле выживания. Невольно возникают картины цунами после землетрясений в Японии и ещё раньше в Таиланде!
Люди, живущие в таких громадных городах развитых стран, уже настолько оторваны от природы, что вполне могут представить хлебные булки растущие на деревьях, а электричество – это вечно существовавший продукт химической переработки угля и дров!
Очень просто представить себе, что в случае атомной войны, люди в современных европейских и американских городах вымрут от скученности и болезней, от неспособности обслуживать самих себя простым физическим трудом.
Тогда как живущие в хижинах неразвитые племена и народы, взаимодействующие с природой на самом простом уровне, смогут перетерпеть такие катастрофы, в силу неприхотливости и способности переживать природные катаклизмы как что-то естественное и привычное!
Природные и социальные катастрофы происходят в человеческой истории, очень часто и по сути бесконечно. Именно поэтому, одни цивилизации разрушаются, а новые развиваются.
На протяжении нескольких десятков тысяч лет истории биовида «хомо сапинс сапиенс», уже всякое бывало - вспомните историю о «Всемирном потопе» или разрушение Древнеримской империи. Но каждый раз, человечество выбирается из этих катастроф обновившимся и умудрённым приобретённым негативным опытом…
Существованию человечества и цивилизациям угрожают и социальные катастрофы. И главной из них является война, хотя парадоксальным образом, соперничество стран в войнах, становится причиной развития науки и техники! (Но об этом ниже).
Возможно, рано или поздно люди бы вымерли, поубивали друг друга в бесконечных войнах, но уже в древности, в социальной жизни человека появился феномен религий, которые, если рассматривать их как моральные установки на совместное сосуществование, как законы общежития, то именно они позволили человеку развиться из полуживотного состояние до сегодняшних полётов в космос, изобретения компьютеров, интернета и созданию живых клонов, приблизившись к обожению, то есть к овладению человеком мировой мыслью и материей!
Религии, стали тем собранием законов и табу для человека коллективного, которые позволили человечеству порвать со своим животным прошлым, с кровожадными инстинктами и дали ему возможность устремиться в небо, туда, где согласно мифам и сказаниям живут боги - существа бессмертные, всевидящие и всесильные.
Эти религиозные принципы и законы были осенены авторитетом Богов и потому, человечество принимало их как нечто безусловное и неоспоримое!
Само собой забывалось, что эти законы и установления придумывали люди хотя со временем имена этих людей забывались и было намного проще обращаться к ним, как к неким существам «не от мира сего».
Получалось и получается так, что в человечестве раз в сто лет или даже реже, рождаются люди, которых мы называем пророками и которые становятся основателями религий или философски – этических учений.
Они то и становятся теми вождями, которые ведут человеческие массы в будущее, предугадывая направления движения и составляя законы жизни, которыми руководствуются большинство представителей нашего биологического вида!
Именно они, исходя их данного времени и ситуации определяют, что есть Добро и что есть Зло, а их сторонники следуют их учению!
Примером могут служить имена Будды Гаутамы, Иисуса Христа, пророка Мохаммеда, мыслителей и философов Сократа, Платона, Аристотеля, Гегеля, Льва Толстого, Ганди…

…Делая выводы, можно говорить, что судьба человечества зависит от результатов противостояния добра и зла, их количества - суммы того и другого. Ситуация драматичная, но не безысходная.
Просто надо понять всем людям живущим на Земле, что от каждого человека исходит определённое количество добра и зла и поэтому, может стать той необходимой частичкой, от прибавления которой к сумме добра или зла, зависеть судьба всего человечества в будущем.
Поэтому, Будда, Иисус из Назарета, пророк Мохаммед говорили о наделение каждого человека свободой воли, возможностью выбирать между добром и злом. Выбор между добром и злом для каждого каждого человека и определяет преобладание суммы добра или зла в жизни человеческих сообществ!

Январь 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков



Парадоксы истории развития человечества.


Вместо эпиграфа:

«Мир – это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро».
Философ Плотин.

…Внезапно задумался о том, что сегодняшние передовые технологии происходят из военной среды. Иначе говоря - созданы как орудия уничтожения, как оружие войны…
Анализируя этот тезис пришел к выводу, что передовые технологии приходят в мир, потому что жизнь человеческая защищает себя от преждевременной, насильственной смерти.
Если вглядеться, то любая гонка вооружений сопряжена прежде всего с желанием остаться в живых, когда так или иначе будет развязана очередная война…
И такой порядок вещей начинался в человеческом сообществе в глубокой древности. Первый топор, и первый меч, и первое копье среди первобытных людей, в основном бывших собирателями, вначале появились как орудия убийства животных и самого человека, а потом были приспособлены для хозяйственных нужд.
В древности, человеческое стадо или уже племя, которое изобрело лук со стрелами, как оружие действующее на расстоянии, наверняка долгое время господствовало в своих землях и завоевывало земли других племён.
Ну а потом, изобретение пороха, поначалу помогало изобретателям взрывать стены домов и крепостей. Уже воины Чингисхана использовали пороховые «бомбы» при осаде городов, пользуясь открытиями и китайскими технологиями…
С изобретением ружья, стали убивать не только людей, но и охотиться с ним, что тоже делало жизнь намного легче и продолжительней. Ну и потом, постепенно началась гонка вооружений и та страна, которая изобретала новое оружие, побеждала в войнах и поднималась в политическом смысле, диктуя соседям свою волю в экономике и в культуре.
Изобретение атомной бомбы, помогло США стать супердержавой, а Советскому Союзу отстоять звание победителя во Второй мировой войне; ракетные технологии доставки супербомб, помогли Союзу противостоять Америке и НАТО в качестве второй супердержавы!
…Сегодня, среди развитых стран идет легальное научно-техническое соревнование в области создания военной техники. И уже косвенно, эти научные и технические открытия, со временем перекочевывают в мирную жизнь.
Вот несколько примеров:

…Мирный атом стал продолжением атомной бомбы!
…Ракетная отрасль создавалась для доставки на территорию противника боезарядов, в том числе и атомных. Уже потом, стали использовать ракеты для аэрокосмических исследований!
…Компьютеры и мобильная связь, тоже перекочевали из военной области и сегодня, представить жизнь без этих «гаджетов» очень трудно!
Таких примеров десятки, сотни, тысячи…

Более того, размышляя над этой проблемой приходишь к выводу, что именно война стала тем «стимулом», который и подтолкнул человечество к возникновению: в начале человеческого стада, потом племени, а потом и нации-государства. Ведь вместе было удобней, веселей и главное безопасней. Невольно вспоминается жестокий афоризм Гегеля: «Война напоминает порыв ветра над загнивающим озером!»
И все это происходило в целях защиты жизни, во время разного уровня и масштаба, столкновений – военных и экономических. Если одно человеческое стадо начинало в военном смысле доминировать над другим, тогда и экономические выгоды от такого доминирования получали лучше организованные и лучше вооруженные общности…
Парадокс здесь заключён в том, что зло порождает добро, и наоборот. Получается, что действительно, согласно Плотину – мир это сосуществование добра и зла и противоречивое их единение!
Вспомните империю Чингисхана, когда никому не известные татаро-монголы – небольшая народность из глубин Центральной Азии, завоевали пол мира, используя жесткую систему организации не только войска, но и населения вообще.
И несмотря на жестокость и беспощадность войск Чингисхана, созданная им империя стала территорией, на которой прекратились местные войны, бандитизм и грабежи караванов на всех торговых путях, находящихся на территории этой империи. Иначе говоря – зло породило добро и стало причиной развития не только торговли, но и культурных связей народов Евразии…
В этом «объединительном» феномене и в самой фигуре Чингисхана – объединителя, можно усмотреть зависимость древнего международного социума от силы оружия и умения воевать, то есть зависимость персонифицированного зла.
На мой взгляд, такой парадокс, стал важным фактом социальной истории человечества…
Иначе говоря: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»
…Нечто подобное и парадоксальное происходит и сегодня, когда при очевидном доминировании и даже диктатуре Америки и НАТО заточенных на войну, во всем мире происходит техническая и социальные революции, названные «глобализмом»!
И в человеческой культуре, действуют те же закономерности.
Фрейд в свое время правильно заметил, что развитие человеческой культуры – это процесс обусловленный «репрессиями» как природного, так и социального свойства!
Иначе говоря, человек эволюционировал и человечество развивалось прежде всего из-за столкновения добра и зла в форме войн и непрекращающейся противостояния, полярно противоположных этических понятий.
Гегель, в свое время, определил основной закон диалектики, то есть эволюции человеческой жизни, по сути говоря то же, что Плотин сказал до него полторы тысячи лет тому назад.
У Гегеля, основополагающим законом социальной жизни человечества было столкновение интересов «классов», иначе говоря Тезиса и Антитезиса, который рождал Синтез. И бытие, в результате борьбы противоположностей, переходило на новый этап развития.
Кажется, что немецкий философ, говоря о столкновении противоположностей имел ввиду, прежде всего выработку энергии жизни, происходящей от вечного противостояния и столкновениях добра и зла…
А как же афоризм Святого Августина, который говорил. «Зло – это недостаток добра. Делай больше добрых дел и в мире станет меньше зла»?
Я сам несколько раз пытался доказать, что высказывание Тертуллиана: «Душа человека – христианка» - неоспоримая истина.
Но тогда, возникает вопрос: Каким образом в мире возникает зло, в его человеческом понимании?
…И после долгих размышлений, отвечая на этот коварный вопрос прихожу к выводу, что в каждом человеке, помимо человеческого начала, существует ещё начало природное, инстинктивное. И душа человека, или его сознание, является полем битвы человека духовного, с человеком природным, с инстинктивным началом доставшемся ему от наших предков – животных…
Или, говоря языком христианских богословов, наша душа вмещает в себя добро и зло, грех и добродетель и от борьбы этих начал и рождается энергия движения в будущее, развитие человечества в сторону обожения!
…Эта теория борьбы противоположностей, в разных видах и формах встречается во всех религиях мира.
Примеры:
В буддизме – цель жизни, освобождение и изживание кармы, то есть плотского начала в человеке.
В исламе, одна из основных идей - понимание относительности любого зла, без которого добро не существует. Отсюда и кажущаяся агрессивность мусульманства.
Но и в христианстве существует доктрина, в которой утверждается, что только преодолевшие в себе грех, могут перейти в другую плоскость измерения – в рай, где царит вечное добро и порожденное им счастье. Об этом, сам Иисус из Назарета говорил: «Царствие моё не от мира сего!»
С другой стороны, в христианстве существует утверждение, что большинство нераскаявшихся грешников попадают в ад – сферу вселенского зла и мучений для творящих зло в мире…
Иначе говоря и христианство строилось на теории борьбы добра и зла в человеке, тем самым признавалось существовании в человеке двух сущностей, с противоположными моральными знаками!
В определённом смысле, даже такие фундаментальные человеческие понятия как рождение и смерть, являются синонимами добра и зла, их понятийными ипостасями. Рассматривая проблему смерти всего живого, соотносящегося с рождением, мы можем предположить, что исходя из человеческой морали зло-смерть в этом случае побеждает добро-жизнь.
Но, так думать и говорить, можно только исходя из человеческого понимания процесса существования. В биологическом и даже геологическом смысле, смерть побеждающая жизнь, есть только промежуточный процесс вселенского бытия.
Объективно говоря, смерть можно понимать, как регулятор и даже стимул проявления жизни, её вневременному продлению общего в природе, именно через смерть частного!
Поэтому, смерть понимаемая как зло является теневой стороной жизни и одной из сторон бесконечного конфликта, составляющего основу всего живого и даже неживого, потому что рождается и умирает не только живое, но и неживое в форме рождения и смерти звёзд, планетных систем и галактик!
…Возможно именно о теневой стороне человеческой природы, упоминает и Карл Юнг, говоря о коллективном бессознательном, которое вырабатывалось долгие тысячелетия жизни в человеческом «стаде», и впоследствии зафиксированного на уровне «умственного», интеллектуального ДНК…
И в этом бессознательном, тоже зафиксировано наличие двух противоположных свойств человека и человеческого общества…
…Вот такие тезисы, я хочу предложить для обсуждения читателям моей статьи, которые, естественно находятся в стадии обдумывания-становления и вполне могут представлять из себя только беспорядочный полет моих интеллектуальных фантазий и не менее беспорядочных попыток все привести к одному изначальному знаменателю…


Май 2018 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov... или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov...





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 11
© 11.04.2019 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2019-2535779

Рубрика произведения: Проза -> Статья










1