Молитва, , мольба, др. млтва


 Молитва, мольба — этимология

Аз словом сим молюся Богу...
Азбучная молитва
Константин Преславский, X в.

1) Существующая примитивная этимология

Викисловарь
Корень: -мол-; суффиксы: -тв; окончание: -а. Значение: действие по значению гл. молиться; хвалебное, благодарственное или просительное обращение верующего (священника или мирянина) к Богу, Богородице или святым.

Этимология по Максу Фасмеру (праслав. - вставка)
(Происходит от гл. молиться (молить), далее из праслав. *molditi, от кот. в числе прочего произошли: - вставка) ст.-слав. молити (δεῖσθαι, παρακαλεῖν deísthai, parakaleín — Мар., Зогр., Супр.) молитисѩ (προσεύχεσθαι proséfchesthai - Супр.), русск. моли́ться, молю́сь, укр. моли́ти, белор. молíць, болг. мо́ля «прошу», -се «молюсь», сербохорв. мо̀лити, мо̀ли̑м, словенск. móliti, mólim, др. словенск. modliti sе ..., чешск. modlit sе, словацк. mоdliť sа, польск. modlić się, в.-луж. modlić sо, н.-луж. modliś. Родственно лит. maldà «просьба», maldýti, maldaũ «умолять», mel̃sti, meldžiù «просить, молить(ся)», хетт. mald-, maltāi- «просить, говорить», арм. mаɫtΏеm «умоляю», др.-в.-нем. meldôn, нов.-в.-нем. melden «заявлять, докладывать». Слав. метатеза *modliti < *molditi объясняется, возм., табуистическими побуждениями; ср. религиозный характер этого слова.


2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982,с. 243-246
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
Молитва. 1. Мольба, просьба. Формы: молитва, млтвою, млтва(XI-XII вв.); 2. Молитва, моление; слово обращенное к Богу. Формы: млтва, молтвы, молтвы (XI-XIV вв.).

б) И.И. Срезневский (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 101; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=101
Молитва, формы: млтвами, млтвы (XI-XIV вв.), «Млтва вышьши есть всех добрынь» (XI в.). Не лихо глаголети в млтве (XII в.). Мольба — просьба (XI в.)

в) Национальный корпус русского языка

* Изборник: «приѧтъ будеть и мольба ѥго до облакъ доидеть».
* Изборник (1076 г.): «свѣтла же зѣло молитва непримѣсна мꙑсли земьнꙑихъ».
* Житие Андрея Юродивого (пер. XII в.): «нача молити. Млтва в «Великое имя неведимого света. Посети млтва»

* Александрия (1400-1500): «Александръ же к нимъ рече: "Идѣте во Иеросалимъ, и кости пророка иеврейска Иеремѣя вземше, на крестъ града сихъ узидайте, того бо молитва ядъ
исцѣлетъ змиин".

* Житие Ферапонта Белозерского (1545-1555): «Орудиа бо бяху им на то угодна от прьвыхъ святыхъ отець наказовахуся жителствовати, прьвие — к Богу молитва непрестанна съ слезами, смирение, трьпѣние, постъ, въздръжание повседневное».

* Андрей Курбский. Третье послание Курбского Ивану Грозному (1577-1583): «В нѣйже нѣкогда Духъ Святый пребывал, яже по прехвальном покаянию была вычищена и чистыми слезами измыта, отнеяже чистая молитва, яко благоуханное миро или фимияна, ко престолу Господню возходила; в нейже, яко на твердомоснованию правовѣрные вѣры,
благочестивые дѣла созидашася, ...».

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725)
А кая у тебя молитва отправится не тако, то ни во что ти она вменится, понеже Бог ту токмо молитву приемлет, человек глаголет от истиннаго своего намерения, кую с богомыслием,
то есть с возведением умных очес на небо, пред Самого Содетеля нашего Бога; а кую молитву глаголет кто в забытии ума своего, и та молитва до Бога не доходит, но на воздусе
демони ю расторгают».

* Архиепископ Платон (Левшин). Слово в неделю сыропустную (1767)
И понеже Спаситель наш мало повыше говорил о молитве, какой ей должно быть, а после того тотчас присовокупил и опомянутых нами трех добродетелях, то заключить мы из сего несумнительно можем, что кто Богу молиться хощет, потребно, дабы молитва его
препровождаема была оными тремя добродетелями, ... непамятозлобием, или любовию,
воздержанием, инестяжанием.

* Архиепископ Платон (Левшин). Слово в день Преображения Господня (1780)
Молитва есть:
возвышение мысли нашей к Богу
наша с Богом беседа
излияние сердец наших пред Господом
жертва души нашей возносимая в пренебесный жертвеник
посредство соединяющее человека с Богом, и Бога с человеком
хототайца спасительных для нас благ
разрешение от грехов, прогнание нечистых духов, утоление печали, утешение в напастях, подкрепления малодушия, радость совести
преображает грешника в праведника...Яко беззаконие моё аз знаю, и грех мой предо мною есть выну
Преображает молитва неверующего в правоверного, из сына тьмы творит сыном света.
Преображает молитва раба в свободного. ...

3) Обобщение и вывод

а) Термин «молитва» распространен в восточноевропейских языках, в западных европейских языках используются другие термины. Попытки этимологов XIX-XX вв. объяснить восточноевропейский общий лексикон существованием праславянского и славянского языка — недоказуемое, не имеют под собой историко-лингвистического основания, наука не знает ни единого славянского слова и текста; родоплеменные формирования славян не имели письменности.

б) Факт терминологического единства восточноевропейских языков можно объяснить только в связи с миссионерской деятельностью Кирилла, Мефодия и их учеников, которые в 863-885 г. в Великой Моравии перевели Ветхий и Новый Завет на созданный ими церковно славянский язык. Затем эти переводы были распространены в Болгарии, Сербии и др. восточноевропейских странах и стали основой лексикона «национальных» языков.

Какой язык богослувжения взяли за основу просветители Кирилл и Мефодий при создании церковнославянского языка — неизвестно, в то время Церковь признавала лишь три языка: еврейский (иврит, арамейский), латинский и греческий.
В русском языке достаточно много латинских и греческих специальных терминов: религиозных, научных, литературных и др., однако не значит, что церковнославянский язык был создан на этой лексике.
Еврейскому языку (язык Бога) исследователи не уделяют внимание, что связано с процессом светской подготовки специалистов в Вузах, история и философия у нас преимущественно греко-латинская. Тем не менее, объяснить русскую речь греческим и латинским языком — невозможно.

Вывод
Иудеохристианство оформилось в Израиле, основатели этого религиозного учения, апостолы и миссионеры в большинстве своём — евреи. В VIII-XII вв. в восточноевропейских странах (Польша, Чехия, Болгария, Сербия, Венгрия, Русь и др.) оформились крупные еврейские диаспоры, первое государственное формирование в регионе Днепр-Волга — иудейский Хазарский каганат (гос. язык иврит, религия — иудаизм).
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и лексиконом, по крайней мере для этого есть религиозно-философское (все документы иудеохристианства написаны на иврите) и историческое основание.

4) Библейский образ молитвы и терминология

Ряд библейских стихов исследователи считают молитвами, например Псалом 50: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои...».
Молитва — обращение человека к Богу, как утверждают богословы есть и обратная связь, когда Бог обращается к человеку.

а) Даниил 4, библейский рассказ о царе Навуходоносоре (краткое изложение)

Могущественному царю Вавилона приснилось высокое дерево до небес, но тут к нему спустился ( с небес) «Бодрствующий и Святый» (ангел, Бог???), который приказал срубить это дерево и на «семь времен» обратить царя в «зверское состояние» - чтобы «знали живущие Всевышнего».
«Мудрецы Вавилонские» не смогли объяснить этот страшный сон, и тогда был позван еврейский пророк Даниил, который и растолковал Навуходоносору Божественное знамение.
Он объяснил царю, это - «определение Всевышнего» и что «семь времен» пройдет, покуда царь не поймет, что Всевышний даёт царство кому хочет, а когда поймет, то царство вернется к нему. Посоветовал искупить грехи и беззакония, правдой и милосердием.
По прошествии 12 месяцев, царь похвалился своим могучим царством: «это Вавилон, который построил я», но тут же раздался Голос с Неба: «царство твоё отошло (от тебя)», ив тот же час царь потерял рассудок.
Когда закончились «семь времен» разум к Навудохоносару вернулся - царь помолился: «благославил я Всевышнего, восхвалил и прославил, Которого владычество вечное», и царство вернулось к нему.

*** В этом сюжете Библии описан механизм общения грешного человека с Богом и Бога с человеком. Человек получает предупреждение (Голос с неба, ивр. Бат Коль) и если не исправляет свои прегрешения, то следует наказание. Если человек раскается, признает свои проступки и не будет в дальнейшем совершать зло, то Всевышний прощает его и «восстанавливает в правах человека».
Даниил 4:28: «Ещё речь (МИЛТА) была в устах царя, как был голос с неба ему сказал, царь Навуходоносор, падет твоё царство».

б) Терминология

Здесь мы и встречаем арамейское слово М.Л.Т., МИЛТА מִלְּתָא слово, речь, соответствующий термин в еврейском языке М.Л., МИЛА מִלָּה слово, речь, высказывание.

Общий вид

* МОЛИТВА = без гласных (иврит язык согласных букв, гласные подразумеваются, но не пишутся) М.Л.Т. + В. = арам. М.Л.Т., с огласовками МИЛТА מִלְּתָא слово, речь + В = ивр. АВ אָב отец, Бог; т. е. речь к Богу.

* МОЛЬБА = без гласных М.Л. + ЬБ = ивр. М.Л., с огласовками МИЛА מִלָּה слово, речь, высказывание + ЬБ = арам. АБА אַבָּא отец, Бог; т. е. речь, обращение к Богу.

Источник

См. стронг ивр. 4406, МИЛА; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/4406.html
См. стронг ивр. 1, АВ; https://bibliaparalela.com/hebrew/1.htm
См. Викисловарь, АБА; https://ru.wiktionary.org/wiki/אבא
См. Еврейская электронная энциклопедия, АБА; https://eleven.co.il/talmud-rabbinics/sages/
А́ББА (אַבָּא), арамейский эквивалент ивритского АВ. Начиная с 1 в. это слово как в еврейских, так и в христианских источниках применялось в обращении к Богу.

Таким образом, используя библейскую лексику и образы, мы нашли содержание «праславянского» составного термина «молит+ва, мол+ьба» - речь, обращение к Богу.
Термины очевидно составлены из арамейских и еврейских слов.
Скорее всего, у просветителей Кирилла и Мефодия были тексты Ветхого и Нового Завета написанные на оригинальных языках, арамейском и иврите, откуда брались готовые формы слов-понятий.Из корня состоявшего из согласных знаков, составлялись слова-понятия церковно-славянского языка, иначе объяснить возникновение его в столь короткий срок (22 года) невозможно; на формирование литературного языка уходят века.

10.4.2019 г. 






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 1
© 10.04.2019 Сергей Колибаба
Свидетельство о публикации: izba-2019-2535445

Метки: молитва, мольба,
Рубрика произведения: Разное -> Философия










1