МОТОГОН.


МОТОГОН.
Валерий Акимов.

                                                                                 Мотогон.

   На свой первый мотоцикл Колька Морозов впервые сел в секции мотокросса, которая располагалась при сельскохозяйственном техникуме механизации и электрификации. Николай с родителями, с братом и сестрой жил тогда на «Шлюзе», что находился недалеко от посёлка Красноармейский. Отец Кольки, в прошлом моряк дальнего плавания, списанный на берег по травме, сильно скучал по морю, вот и устроился на шлюз судопропускником, всё ближе к воде. Мать Кольки не работала, вела хозяйство в доме, растила детей. В семье были строгие правила, слово родителей – было закон, так их воспитывали. Обычная, нормальная, рабочая семья. Так многие жили в СССР.
Колька рос физически крепким парнем, весь в отца. Занимался спортом, в основном, бегом, зимой ходил на лыжах. Старенький, видавший виды отцовский чемоданчик был набит грамотами за призовые места. Кольке нравилось заниматься спортом. Ему нравилось быть сильным, крепким. Он уже стал на себе замечать взгляды девчонок. Но всё это была ерунда…
   Заниматься мотокроссом и быть гонщиком! Вот была мечта его жизни.
Когда в соседнем посёлке начинали реветь моторы, звук их долетал и до шлюза. Тогда Колька выскакивал из дома и замирал, он стоял и слушал этот самый лучший в мире шум. Втихаря от родителей и под прикрытием брата и сестры, он со всех ног бежал почти с километр до трассы, где проходили тренировки кроссменов. Вместе с местными ребятами он забирался на невысокий пригорок и оттуда смотрел на незабываемое зрелище. Колька был на седьмом небе. Жаль, что долго нельзя было там находиться. Надо было возвращаться назад. Колька так же без устали бежал домой. Нужно было вовремя вернуться, чтобы не заметили родители. Колька не раз уже заводил с отцом разговор о секции мотокросса, но всё время получал отказ. Родители и слушать не хотели о Колькином увлечении! Мечта – оставалась мечтой…
Колька закончил 8 классов и поступил в тот самый техникум, при котором находился мотоклуб.
Клуб был маленький, хотя и финансировался Шуйским обществом ДОСААФ. Кроме старых Иж-й и нескольких не совсем убитых Чезетов была ещё пара Ковровцев. Но те, вообще, боялись трассы. В гору они, вообще, ехать не хотели, постоянно захлёбывались и чихали. На них обучали совсем начинающих.
   В первый год учёбы в технаре Колька просто приходил в клуб к своим друзьям. Он смотрел, изучал, помогал в ремонте, чем мог, выполняя самую чёрную работу, ну и мозолил глаза тренеру.
Прошёл год, тренер Владимир Иванович, всё же сжалился над парнем и отдал ему старый, никому уже не нужный ЧеЗет 125 . Мот был настолько убитый, что отказывался заводиться вообще! Из него выжили всё, что можно было выжать из мотоцикла и поставили его в угол. Мот был обижен на людей, он просто устал…
   Колька вначале отчистил и отмыл его, хотя над ним многие и смеялись.
-«Какая чистота может быть в мотокроссе!»
  Но Колька не обращал внимания, у него был мот! Это было главное.
  Он долго копался в нём. Менял свечи, разбирал карбюратор, замачивал его в ацетоне, потом промывал . Смотрел электрику, изучал её, чистил контакты и клеммы. Но мот продолжал молчать, несмотря на все усилия Кольки.
А в один прекрасный день, не то, чтобы мот сжалился над пацаном, нет. Он просто физически уже не мог сопротивляться. «Старик» завёлся. Правда, с «толкача», но всё же завёлся. Это была настоящая сенсация! Все, кто были тогда в клубе, вышли на улицу посмотреть на это событие.
Колька стал трогаться, у него этот момент тогда плохо ещё получался, и мот опять заглох. Колька резко дёрнул кик-стартер и, Слава Богу, Чезет завёлся. Все были в шоке. Колька осторожно тронулся и, не торопясь, поехал по трассе. «Сбылась мечта!» – Думал Колька. Моторчик старенького ЧеЗета приятно и звонко урчал, захватывая дух Кольки и волнуя его душу . Он тогда ещё многого не умел. Не умел держать равномерно газ, не умел правильно входить в поворот- это была тоже наука. Тут нужны были знания и навык, а их как раз и не хватало. Ему никто не показывал как правильно. Всё познавалось в сравнении и в падении. Тренер Владимир Иванович говорил, что мотокросс без падений не бывает.
Над новенькими в клубе всегда подшучивали. Ребята постарше на хороших мотоциклах посмеивались над ним, а иногда делали мелкие пакости… Например, отворачивали жиклёры в карбе, и он богатил смесь. Пока найдёшь причину, пока разберёшься, пока сделаешь… на это уходило время. Но Николай не обижался, он , зато теперь мог разобрать и собрать карбюратор с закрытыми глазами за несколько минут.
Тренировки на трассе начались зимой. Колька долго и упорно тренировался, хотя на старом убитом ЧеЗете, это было совсем нелегко. Тяжело давалось всё и повороты в том числе. Его заносило, он падал, вставал и садился опять на мот, и продолжал. Колька сильно уставал, но он постоянно твердил себе:
-« Я- не слабак! Другие могут, почему я не могу? Я смогу! Я смогу!!!» Он садился и снова ехал.
  Первое соревнование было назначено на 23 февраля. Техникум пригласил на свою трассу три Шуйских мотоклуба. Народу собралось много. Приехали и болельщики из Шуи. Пришли и родители Николая с братом и сестрой. Был тут и приятель Николая, Серёга Горелов.
Николай участвовал в последнем старте. Помимо него в заезде было ещё три участника.
Владимир Иванович подошёл перед стартом к Николаю и сказал:
-Ты вот что, Морозов… Это первая твоя гонка, ты на пьедестал пока не лезь, а проехай спокойно, без нервов. Твоя пока что задача, добраться до финиша! Ты понял, Коля?!
-Да, Владимир Иванович…- ответил Колька дрожащим от волнения голосом.
-Да вот ещё… не лезь на «стол»! Объехай его, но грамотно и дуй к финишу. Всё понятно? Задача ясна?!
  Колька мотнул головой. Его страшно трясло. Он не мог совладать с собой. Руки тряслись, и ноги были как ватные. Это был адреналин, он бил из него фонтаном, но он тогда ещё этого не знал.
Гонщиков пригласили на старт. Отец крикнул ему:
-Колька, не робей! Всё нормально будет!
-Калян, жми! – крикнул Серёга и поднял вверх руку, сжатую в кулак.
Заезд был серьёзный. Кроме Николая все остальные участники были не новички.
Дали старт. Поехали. Колька, как только смог, нежно отпустил рычаг сцепления. Один из участников всё же остался на старте- заглох двигатель. Двое других ушли далеко вперёд. Колька поехал спокойно, как говорил ему тренер. Проехав один круг, Николай увидел, что ещё один из его соперников встал на трассе. Колька объехал его и сказал сам себе:
-« Мать честная! Это чё, я второй что ли?!»
 Он отвлёкся, и тут неожиданно перед ним возник трамплин (стол). Объехать его уже не получалось никак. Колька испугался, что такой манёвр он не сможет уже сделать, и он, держа средний газ, стал заходить на « стол». Прыжок вышел неплохой, да и при приземлении тоже, он не упал. Вот только его старенький Чезет не выдержал таких кульбитов. Его родные амортизаторы давно вышли из строя, и Колька перед соревнованиями поставил амортизаторы от «Минска». Они, конечно же, были не для прыжков, но очень хотелось выступить.
 От такого удара о землю амортизаторы просто развалились. Но старенький Чезет продолжала ещё ехать, хотя двигатель стал работать с перебоями. Как Колька добрался до финиша, он уже не помнил. Помнил только, что все его поздравляли. Помнил, как отец жал ему руку, видел, как мать украдкой вытирала слезу, а друг Серёга, со всей дури хлопал его ладонью по спине.
 Колька, конечно же, был рад, но надежд на будущее не было никаких. Его старый мот часто ломался, Колька его больше чинил, чем ездил. Результатов не было вообще. Это сильно огорчало, да просто выводило Кольку из себя. Он уже ничего не мог на этом старом моте.
К окончанию второго курса техникум приобрёл в Шуйском мотоклубе б/у мотоцикл ЧеЗет 125-511.и тренер Владимир Иванович уже решил, что отдаст его в работу Николаю. Ребята из клуба уже знали о решении тренера и, когда Колька пришёл на занятия, они стали поздравлять его…
-Слышь, Каля, тебе мот новый из Шуи привезли! Слыхал?!!!
Колька лишь слегка кривил губы, без особой радости реагируя на «шутки» товарищей.
-Ну да… Именно для меня!
- Колян! Поздравляем!
- Чё поумней, ничего придумать не могли?- Колька отвечал с неохотой, вынимая учебники из сумки.
-А ты чё, не в курсе? Мот уже в клубе стоит! Владимир Иванович сказал, только тебе!
- Да вы чё?...
  Колька сел на стул, не совсем понимая, шутят ребята или нет, а друзья хлопали его по плечу и пожимали руку.
Да… Это были мальчишеские радости, которые ты будешь помнить всю жизнь…
Колька вбежал в клуб, и новый мот встретил его своей яркой вишнёвой краской. Его гофры на вилке и задних амортизаторах привлекали взгляд своей чернотой. Колька трогал их рукой и, чуть касаясь, дотронулся до потёртого сидения как бы бережно. В этот момент он вдруг оглянулся на свой старый мот. Старенький Чезет опять стоял в углу, он опять стал никому не нужен. Николай подошёл к нему…
-Ты это… Ты прости меня, что ли… Старик, такая жизнь…- Колька сам не ожидал от себя, что заговорит с мотоциклом.
- Спасибо тебе за всё… Ты многому научил меня. С тобой мне скучать не приходилось.
  Колька даже слегка улыбнулся.
-Но мне надо расти дальше… Я же- гонщик . Ты ведь это понимаешь?! Я- мотогон, старик! Мне нужны результаты.
Колька как-то неловко оглянулся, как бы стыдясь за эту беседу, но в тот момент никого в помещении не было, он провёл ещё раз рукой по бензобаку, потом по седлу тихо сказал:
-Прощай, старик…
   Ещё раз похлопал рукой по сидушке, он развернулся и ушёл…
На новом Чезете, Николай участвовал в трёх гонках. До призовых мест он не добирался, но результаты были стабильные, средние.
Колька перешёл на третий курс. Стали происходить изменения не только в стране, но и в мотоклубе. Шуйский ДОСААФ прекратил его финансирование, и клуб перевели в Шую.
   Колька не мог ездить туда, нужно было учиться и заканчивать техникум. На этом мотокросс для Николая закончился. Отучившись в техникуме, его призвали в Армию. Колька даже был рад, что смена обстановки отвлечёт его от грустных мыслей.
Отслужив два года, Николай вернулся домой, на «шлюз». Отдохнув месяц, он отучился на токаря и стал преподавать в том же самом техникуме токарное дело. Жизнь без мотоцикла для Кольки была скучна и однообразна. Скопив денег, да ещё немного помог отец, Николай купил себе ЯВУ 638. По тем временам вершина! В выходные дни он раскатывал на ней по району, ну и на танцы, конечно. На этих танцах Колька и познакомился со своей будущей женой. Женился, а в скорости обзавёлся и потомством. У Николая родился сын. Всё было хорошо… Семья, любимая жена, да вот ещё сынок теперь….Живи да радуйся. Но мысли о мотокроссе стали всё чаще посещать его.
Колька гнал их от себя. Он стал чаще заниматься по хозяйству, стараясь отвлечься, но мысли неустанно приходили к нему, они не давали ему покоя. И тогда Николай садился на свою Яву и ехал по полям, по просёлку, заезжая в перелески, успокаивая свою душу неспешной ездой…
Наступили 90-е годы. «Для кого война- для кого мать родная»… Бардак в стране, разруха, безденежье… Многим знакома эта ситуация, кто прошёл через это. Семье Николая тоже было нелегко. Зарплата в техникуме оставалась прежней, а цены полезли в гору. Выручал огород да мелкая живность. Мысли о мотоспорте ушли совсем далеко.
   Протянув так пару лет, Николай всё же не выдержал и поехал в Шую. Войдя в клуб, он встретил там тренера Александра Юрьевича Сорокина. В мотокроссе его звали «Бешенный». Николай его немного знал. Подошёл, поздоровался. Сорокин узнал его тоже. Спросил как дела. Николай немного рассказал о себе, а потом спросил напрямую:
- А что, Александр Юрьевич, нет местечка для меня в клубе?
Бешеный посмотрел на него, улыбнулся.
-Нет, Коля. Пока нет. Но ты не отчаивайся. Оставь телефон. Будет место, дам знать.
  В прошлом, Бешеный- был кумиром Шуян. Гонял грамотно, на трассе никогда не сбрасывал газ, что на прямой, что на поворотах. На «стол» просто взлетал! Его любимая фраза -«Газ на себя и над лесом!» . Это была его манера езды, народу она очень нравилась. А Бешеным его прозвали после одной гонки. Он упал здорово и, поднявшись в горячке, завёл мот и погнал. Но погнал совсем в другую сторону, навстречу всем! Видать «лампочку встряхнуло». Зрители ему кричат, руками машут, еле остановили. Развернули. Вот с тех пор его и стали называть Бешеным.
Место появилось через четыре месяца. Николай приехал в клуб и сразу же получил в хорошем состоянии мот ЧеЗет-250. Мало того, Бешеный отдал его Николаю домой. И он стал тренироваться дома, оборудовав у себя небольшой участок трассы, а через месяц уже была и первая гонка. Из 15 участников Николай финишировал пятым. После длительного перерыва это был совсем неплохой результат!
В те года спорт уже становился платным и требовал постоянных вложений. Это уже были далеко не советские времена, и надо было за всё платить, а денег в семье Николая совсем не хватало. Начались скандалы. Жена ругалась на Кольку за то, что он последние деньги тратит на гонки. Николаю пришлось калымить. Он был неплохим токарем, и руководство техникума разрешило ему пользоваться станками, чтобы дать ему немного зарабатывать себе на жизнь. Николай точил разные детали для мотов и перебирал движки, точил коленвалы, менял поршневые. Зарплату он всю, до копеечки, отдавал жене, ну а калымные уже шли на спорт. Семья для Николая была на первом месте- это святое. Спорт шёл вторым. Но на тренировках Николай забывал про всё! Спорт становился первым. Он тренировался упорно, его упрямство помогало ему в этом. И вот стали появляться первые результаты. Николай стал выигрывать одну гонку за другой. В 90-х платили за призовые места и неплохо! Жена успокоилась и перестала ругаться на него, а Николай весь с головой ушёл в спорт.
    В 94 году шефы передали в помощь клубу импортное «чудо»! Сузуки-250! По их меркам отработавший свой спортивный стаж. Николай даже и не надеялся, что «заморская красотка», достанется именно ему. У него даже мыслей таких не было. В клубе были ребята и выше его по уровню. Сыграло видно то, что «красотка» была в разобранном виде, в «мешке», грубо говоря. И копаться с ней ни у кого не вызывало желания. Тренер Александр Юрьевич подозвал к себе Николая.
- Ну что, Коль, хороша машина?!- спросил Бешенный, мотнув головой на разобранную Сузуки.
Николай одобрительно кивнул головой.
- Да… Мот что надо!
- Ну, ты как? Возьмешься?
-Чего? – не понял Николай.
- Соберёшь- твоя будет! И можешь её домой забирать.
-Эт что? Правда что ли?!- переспросил Николай, глядя в глаза тренера.
-Правда… правда. Забирай аппарат. И чем ты быстрей его соберешь, быстрей на трассу на нём выйдешь!
   Колькиной радости не было придела. Он привёз импортный мот домой, и вместе с другом Серёгой на следующий день приступил к его сборке. Николаю можно сказать в этом отношении было проще. Он был токарь и мог выточить любую деталь. Не спеша но, поспевая, друзья через месяц стали пробовать заводить «красотку». Это было не так просто. Николай видел, как такие аппараты мастерски заводили иностранные спортсмены. Обогатитель вверх, наклон на левый бок, поднял и заводи.
«Красотка» завелась сразу. И звук работающего двигателя был приятный. Он просто пел, как казалось Кольке.
Теперь он тренировался только на ней. Это была просто сказка. Сузуки была легче и приёмистей Чезетов. Поначалу даже было немного страшновато давить на газ. Быстрый разгон, мгновенная остановка, в прыжке была очень управляемая, прям игрушка! Николаю казалось, что это шедевр мотокросса.
   Конечно, он стал выигрывать на ней легко, без особых усилий. Народ стал на него косится. Тогда иномарок ещё не было. Она была единственная в области. Парни на построении, на старте стали выкрикивать, что иномарка в незачёта. Колька понимал их. Конечно «красотка» была на голову выше Чезетов. Но он молчал. Бешеный сказал ему, чтобы не обращал на это внимания, и валил всё на него. Так прошёл год, иномарок стало уже больше, и они уже шли в незачёта.
    В этот год Бешеный повёз команду на областные соревнования в Ковров. Хотя их так назвать было нельзя. Там были сильные спортсмены из Белоруссии и Украины. Иномарки шли тогда в общем зачёте. Трасса сложная, высокие горы, будто их ковровцы специально водой заливали. И гоняли они по этим горам. У них резина была по тем временам соответствующая. Впереди на мотах они ставили резину от мотобола - этот спорт очень популярен был тогда в Коврове. Сама резина была мягкая, эластичная, а задней стояла «ленинградка»- самая широкая на то время резина для мотокросса. Вот они и лётали на ней как летом! У Николая такой экипировки не было. Впереди стояла летняя резина, чуть приспущенная, а сзаде – «сиськи»- грязевая, с крупными шишками, напоминающая коровьи сиськи. Все кто проходил мимо Колькиного мота, смеялись…
- Во, даёт парень! Слышь, друг! Ты как тут ездить собрался на такой резине?!
Им было смешно… А Колька навалялся там так, что со счёта сбился. Благо без травм обошлось и не последним приехал.

   Прошёл так год. Бешенный собрал команду для выступления в городе Буй. Приехало много сильных спортсменов. Был даже Андрей Ледовский. Николай как раз попал с ним в заезд. Трасса грязная, колея в пол колеса! Молодые не очень любили такие трассы, а Ледовский обожал. Дали старт. Ледовский сразу вырвался вперёд, как так можно было быстро ездить! Андрей валил не по колеям, а поперёк! Действительно, великий гонщик!
Николай в этом заезде пришёл пятым. Неплохой результат. Правда Колька почувствовал, что его «красотка» начала стареть. Эта гонка её добила. По такой трассе её так закидало грязью, как он пятым ещё пришёл непонятно?! После соревнований, осмотрев мот, Колька понял, что сильно изношена поршневая. Сузуки ещё ехала, и на ней можно было кататься, но для кросса она уже не годилась. Поршневая тогда стоила очень дорого, и Николай решил продать её. Ему захотелось купить автомобиль для семьи. Он продал свою Яву, Сузуки, немного было отложено, и купил себе «москвича» 2141.
Николай отошёл от гонок. В техникуме стали совсем мало платить, да ещё и задерживали зарплату. Он выучился на сварщика и переехал в другой посёлок, где на заводе требовались сварщики. Шли годы… В 2002 году в семье Морозовых ещё пополнение, родился сын Артёмка. Семья потихоньку вставала на ноги. Николай продолжал работать на заводе и получал неплохо.
    В 2005 году он всё- таки купил себе новую Сузуки-250! Покатавшись у себя на трассе, он опять решил попробовать себя в гонке. Приехав на соревнования, он увидел, как быстро и грамотно ездят дети! Вот что значит выпасть из седла на восемь лет! Теперь он опять на старте. Все ощущения как в первый раз. Руки трясутся, а ноги ватные. На старте шум такой, своего мотора не слышишь. Понимаешь, что двигатель работает только по его вибрации. Ты видишь перед собой узкий коридорчик, по которому ты должен проехать. Не просто проехать, а добраться до финиша и по возможности без ошибок. Нужна физическая подготовка, выносливость, смелость, расчёт и злость! Вот это всё и приводит гонщика к победе.
    Дали старт. Новая Сузуки летела как молния! Николай выполнял без ошибок то, что не очень получалось на тренировке, совсем по- другому выходило в гонке. Но, бывало, и наоборот. Николай на большой скорости вышел на разрывную запрыжку… и не удержал мот. Он выскочил с трассы и здорово «поломался». Была сломана ключица, пару рёбер и что-то с позвоночником. Николая отвезли в районную больницу. Через три недели он вышел. Ещё с месяц тяжело ходил. Потом видно рёбра срослись и стало легче. Николай понял, что с мотокроссом он распрощался навсегда. Он ещё садился на свою Сузуки, но ездил просто так, для удовольствия. Да и долго не мог, начинала болеть спина. Колька долго переживал это. Он вспоминал, как брат его тренера Бешенного, бывший кроссмен с травмой позвоночника ходил на костылях. Он приезжал на гонки и после соревнований просил посадить его на мот. Его сажали, и он проезжал всю трассу, не разу не упав при этом. Кольке тогда было жалко этого человека, а теперь он сам стал почти такой же. Только теперь у него появился ещё страх падения и на трассу он уже не выйдет.
    Прошли ещё годы, дети выросли, сами сели на мотоциклы. Травмы Николая уже не так стали беспокоить его. Он уговорил жену, и дети подарили ему снегоход. И теперь Николай не мог дождаться зимы и гонял по местным просторам на своём новом транспортном средстве.
Получив разрешение в колхозе, он оборудовал небольшую трассу и зимой он там устраивал заезды на снегоходах. Бывало, к нему приезжали его старые друзья, с которыми он вместе гонял. Накатавшись все шли в баню, Колька её всегда заранее готовил. Парились до изнеможения и дома уже, за кружкой прохладного пива, в неспешной беседе, вспоминали былое… Великих мастеров, тренеров своих, победы и проигрыши в соревнованиях, да и не только… Они вспоминали мотокросс, который сделал из них, тогдашних обычных мальчишек - мотогонов…

     Всем гонщикам удачи, здоровья и побед!

                                                                                                                                                                                                                                 2019 год.



© Copyright: Валерьян Акимов, 2019
Свидетельство о публикации №219040700258






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 4
© 09.04.2019 Валерий Акимов
Свидетельство о публикации: izba-2019-2534279

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ










1