Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

О формировании культурных антиценностей националистов


С праздником воссоединения!
За последние пять лет Крым реабилитировался во многих аспектах социальной и культурной жизни. И, конечно, праздник не приносил бы крымчанам столько радости без всех пережитых тяжестей за 23 года безвластия.
И сегодня я всё же решился выложить статью 2014 года, которую подготовил, когда Крым был ещё украинским... когда нам запретили родную речь и собирались разрушить памятники русской культуры – завтрашний день казался безнадёжно неопределённым. Нет, заранее почти никто не знал о скорой счастливой развязке этих тяжёлых, нелепых испытаний.
Статья была опубликована в апреле 2014 года, уже в российском Крыму.

"Особенности ценностной ориентации конформистов-идеологов" (УДК 159.9.23: 17.022.1)

Резюме. Сегодня, в начале 2014 года, наиболее актуальные вопросы в нашей стране связаны с развитием культуры национального вандализма. Анализируя грубейшие противоречия между изначально объявленными целями путчистов и их дальнейшими практическими действиями, очень важно установить их реальные интересы и ценности, а, следовательно, их ценностную ориентацию. В данной статье в рамках аксиопсихологии были раскрыты их психологические ценности.
Следует отметить, что рассмотренная автором ценностная ориентация характеризует не только конкретных объектов исследования, но является стандартной для любого её представителя. Кроме того, были рассмотрены все основные ценности конформистов данной культуры, а не только, лежащие в основе видимых беспорядков.
Таким образом, данная работа способствует объективности в анализе порой мутных, скрытых и усложнённых мотивов нанесения нашему обществу планомерного ущерба и позволяет более грамотно подойти к оптимизации текущего состояния культурного и морального упадка.
Ключевые слова: аксиопсихология, ценность, конформизм.

Резюме. Сьогодні, на початку 2014 року, всі найбільш актуальні питання в нашій країні пов’язані з розвитком культури національного вандалізму. Піддаючи аналізу найгрубіші протиріччя між цілями путчистів, що були проголошені на початку, та їх подальшими практичними діями, дуже важливо визначити їх реальні інтереси і цінності і, як наслідок, їх ціннісну орієнтацію. В цій статті в рамках аксиопсихології були розкриті їх психологічні цінності.
Слід також зазначити, що розглянута автором ціннісна орієнтація характеризує не тільки конкретних об’єктів дослідження, але вона є стандартною для будь-якого її представника. Крім того, було розглянуто всі основні цінностіконформістів цієї культури, а не тільки ті, які лежать в основі явного безладу.
Дана робота сприяє об’єктивності аналізу непрозорих, прихованих і ускладнених мотивів нанесення нашому суспільству систематичних збитків, і дає можливість більш грамотно підійти до подальшої оптимізації поточного стану культурного та морального занепаду.

Summary
. Nowadays in the beginning of the year 2014 all the most actual problems in our country are connected with the development of the culture of national vandalism. Analyzing gross contradiction between initially proclaimed putschers’ aims and their practical acts it’s very important to establish their actual interests and, consequently, their values orientation. In this article psychological values have been revealed within the framework of axiopsychology.
It is necessary to note that values examined by the author characterize both values orientation of definite objects of the research and they are standard for any of its representatives. Besides, all basic values of the culture under consideration have been examined, not only the ones lying in the basis of apparent disorder.
Thus, this work contributes to objectivity in the analysis of sometimes misty, hidden and complicated motives of causing systematic damage to our society and allows to come to further optimization of current state of cultural and moral decay more competently.
Key wards: axiopsychology, value, conformism.

Постановка проблемы
. Сегодня в Украине наступило время, когда за какие-то месяцы рухнули привычные общественные ценности. Было ли это случайностью или закономерным этапом развития? Что заставило и без того обескровленный за времена кризиса народ сделать шаг в пропасть? На эти и другие вопросы данная статья отвечает в концепции аксиопсихологии.
Предмет статьи: ценностная ориентация конформистов-идеологов.
Цель: в рамках аксиопсихологии определить ценностную основу кризиса культуры и морали нашего общества.
Задачи: установить влияние ценностей конформистов-идеологов на текущее состояние общественной культуры и морали в стране; определить основные психологические ценности конформистов-идеологов.

Особенности развития культуры конформистов-идеологов

На основе моих старых исследований ценностную ориентацию основного числа представителей нашего общества[1] можно недвузначно идентифицировать, как коллективисты[2]. Некоторые недостатки данной ценностной ориентации были раскрыты и подвергнуты анализу в статье «Ценностная логика Г. Д. Левина» [9, c. 165-168]. В статье «Значение ценностей межкатегориальной структуры в аксиопсихологии» [7, c. 370-371,372] я исследую особенности деградации идеалов этой культуры.
Конформисты культуры коллективистов отличаются пассивностью перед лицом привычных нарушений социальных норм, неизменно стремясь к стабилизации текущего состояния культурного и морального разложения в своём обществе. Но их образ жизни не способствует и, по возможности, даже препятствует реформам, что уже говорить о вооружённом перевороте, ведущему к открытому национальному противостоянию. Что же заставило людей поддержать национализм и привести страну к безвластию?
В моих старых исследованиях было также установлено, что в основе категории ценностей коллективистов лежат ценности «строителей»[3] [9, c. 167-168], [7, c. 372], что подтверждает анализ трудов Л. А. Когана [8, c. 114]. И, разумеется, в данной культуре тоже есть конформисты. Учитывая, что ценности нашего общества были сформированы ещё в советское время, то эти конформисты должны относиться к антисоветскому течению. В случае окончательного отказа от советских ценностей, основой ценностей нашего общества должна стать культура других «строителей» или конформистов прежней культуры, а именно, украинских националистов.
Ценности «строителей»,представленные автором в статье «Перечень основных ценностей в аксиопсихологии» [8, c. 114-115], предполагают объединение положительных и отрицательных психических процессов в интересах мирного труда и развития духовности. Личностные ценности конформистов этой же ценностной ориентации [7, c. 371-372], также предполагают совмещение положительных и отрицательных психических процессов, но не для того, чтобы выделится результатами своего труда и культурного развития, а нанесением ущерба «чужим» [10, с.60] культурам и ценностям. Такая разница обусловлена, прежде всего, тем, что психические процессы мирных идеалистов могут в одночасье иметь противоположные проявления (например, влюблённость и страх), что делает эти чувства очень сильными, и, благодаря душевной силе, идеалисты направляют их в нужное русло, для продуктивного труда и конструктивного развития. Конформисты же, наоборот, не способны, да и не стремятся управлять своими эмоциями, и подобный внутренний конфликт лишь подогревает их невменяемость.
Логично, что культура данных (как и любых других) конформистов не может развиваться сама, т. к. функционирует за счёт постоянного разрушения чужих культур. Логично, также, что вред, причиняемый конкретным их видом, не прекратится сам, но будет лишь усиливаться, пока они не будут остановлены либо изолированы от общества.
Процесс революционного преобразования ценностей В. М. Зубец исследует в статье «Два типа ценностных изменений» [1, с. 70-72] и описывает феномен архаизации: «Одним из уроков революционного преобразования ценностей является то, что слом ценностей, принятых в обществах, может привести не к утверждению новых, а к возврату ценностей более старого исторического периода» [1, с. 72]. А если учесть, что выбор культуры определяет не только формирование социальных сфер, [2, с. 69], но и человеческой психики, то причину жестокости, мародёрства и вспышек вандализма в нашем обществе можно считать раскрытой.

Основные психологические ценности конформистов-идеологов

В былых исследованиях автор рассматривает психологические ценности межкатегориальной структуры (ЦМС), как форму моральной и культурной деградации идеалов общества и конкретных индивидов [7, c. 368-375]. Также были раскрыты идеалы различных ценностных ориентаций [8, c. 113-119]. В таблице 1 представлены основные психологические ценности категории «строителей» и ЦМС, участвующие в искажении их функций, что лежит в основе ценностей конформистов-идеологов.

Таблица 1.

Совмещение основных психологических ценностей категории «строителей» и ценностей межкатегориальной структуры в основе ценностей конформистов-идеологов




Ценности данной культуры «строителей», искажённые под влиянием ценностей межкатегориальной структуры, не были ни раскрыты, ни классифицированы в соответствии с личностными идеалами ни в одной из былых публикаций. Поэтому автор приводит подробное описание основных личностных ценностей конформистов-идеологов.
1. Убийство[4] – это психологическаяценность самопожертвование [8, c. 114], искажённая под влиянием ЦМС злоба [7, c. 371].
Приспособленец, относящийся к этой ценностной ориентации, крайне болезненно воспринимает перспективу расстаться с личными идеями и мечтами ради непонятых им коллективных установок и планов. Но ради формального оправдания принятой ответственности, такой представитель находит и судит тех, кто ещё менее чем он соответствуют этой норме, накладывая свою нормативную ценность на представителей «чужих» культур [9, с.60], которые никак не могут ей соответствовать. Такая деятельность несёт характер символического откупа от собственных норм.
Так, многие маньяки и нацисты были воспитаны в интеллигентных семьях, в строжайших условиях подчинения.
2. Пытка – это психологическаяценность страдание [8, c. 115], искажённая под влиянием ЦМС сладострастие [7, c. 371].
Идеалист, который не выдержал силу душевных переживаний в определённых жизненных условиях, стремится повторить ситуацию, чтобы впоследствии пройти испытание. Конформист же, напротив, ищет способы уходить от даже нормативных трудностей, но ради самоутверждения нуждается в причинении душевной боли конструктивно настроенным личностям, чтобы чувствовать себя не самым слабым представителем своей культуры. Но неспособность осознать всю полноту и суть причиняемого морального ущерба делает получаемое удовлетворение лишь ситуативным и вынуждает конформиста издеваться над другими регулярно (сериями).
3. Фанатизм – это психологическаяценность принципы [8, c. 115], искажённая под влиянием ЦМС зависть [7, c. 371].
Конформист, принявший принципы данной ценностной ориентации, не отличается объективным их пониманием и даже не всегда их разделяет – но это не значит, что в основе его действий нет мотивов: энтузиазм проявляется в накладывании тех же кодексов для осуждения особенностей организации «чужих» обществ и культур [10, с.60]. Бескомпромиссный в осуждении «чужих» ценностей, такой приспособленец способен простить несоблюдение установок своего выбора лишь себе самому [7, с. 371]. Истинная суть подмены этой ценности заключена в том, что в основе фанатизма лежит не верность своей идее, а зависть к чужим достижениям.
4. Опустошение – это психологическаяценность очищение [8, c. 115], искажённая под влиянием ЦМС алчность [7, c. 371].
Конформистам не свойственно расставаться с привычными благами и излишествами. Если же им и приходится это сделать, то это не приводит к оптимизации постижения принятых ими целей. Их дезадаптирует страх перед тяжестью бесцельных для личных интересов целей, а также ревность в виде стремления лишить необходимых средств тех, кто умеет ими довольствоваться. И, подобно утопающему, который ради личного спасения сам может кого-то утопить, такие приспособленцы вводят других людей в то же состояние опустошения, которое ощущают сами. Процесс этот бесконечен, как и сама жажда обогащения.
5. Уравнивание – это психологическаяценность равенство [8, c. 115], искажённая под влиянием ЦМС праздность [7, c. 371].
Конформистов привлекает выбор данной ценностной ориентации не возможностью сформировать своё общество, а перспективой быть принятыми обществом не подчиняясь его социальным нормативам. Признания они требуют не за то, как оправдана принятая ответственность, а лишь за то, что её доверили именно им. А, учитывая, что ЦМЗ принятие предполагает не только принятие обществом личности, но и принятия личностью ответственности перед обществом [7, с. 281], то для оправдания своих социальных привилегий, приспособленцы регулярно злоупотребляют своей ответственностью ради унижения и умаления чужих достижений.
6. Обязательство – это психологическаяценность ответственность [8, c. 115], искажённая под влиянием ЦМС лень [7, c. 371].
Для мирных идеалистов проявление свободы обусловлено уровнем ответственности, на которую они заслуживают. Конформисты же, чьи убеждения субъективны, могут оправдать ответственность только в ответ на принуждение. Ложным стремлением освободиться является как раз злоупотребление условиями свободы. Если выполняемый идеалистом долг – это предмет его гордости, то конформист будет стремиться оскорбить его заслуги принуждением его к выполнению этого же долга, показывая этим самым, что чужие достижения – это, на самом деле, его заслуга.
Вывод. После развала Союза в основе культуры и быта украинцев, тем не менее, преобладали консервативные ценности, сформированные ещё в советское время. Но на основе последующей непримиримой борьбы с былыми установками и самой идеей коммунизма, к 2014 году начинается практическая подмена национальных идеалов на профашистские ценности, которые тоже категорически противоречат социалистическим установкам.

Список литературы

1.Зубец В. М. Два типа ценностных изменений // Философские науки. – 2000. – №4. – С. 69-74.
2.Карпенко З. С. Аксіологічні проблеми психології особистості в контексті національного державотворення // Україна: державність, історія, перспективи. - Івано-Франківськ: Вид-во “Плай” Прикарпатського ун-ту, 1999. - С. 244-250.
3.Карпенко З.С. Аксіопсихологія особистості.- К.: ТОВ “Міжнар. фін. агенція”, 1998. - 220 с.
4.Коган Л. А. Триединство свободы // Вопросы философии. – 1997. – №5. – С. 31-43.
5.Левин Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопросы философии. – 1997. – №1. – С. 56-68.
6.Шарбатов Э. А. «Принятие» как социально-психологическая ценность // Перспективы формирования самосознания: общество, культура. – 2013г. – Материалы III международной научно-практической конференции. – С. 279-284.
7.Шарбатов Э. А. Значение ценностей межкатегориальной структуры в аксиопсихологии // Проблеми сучасної педагогічної освіти.– 2013г. – Серія: педагогіка і психологія. Випуск 41. Частина 3.– С. 368-375.
8.Шарбатов Э. А. Перечень основных ценностей в аксиопсихологии // Проблеми сучасної педагогічної освіти.– 2013г. – Серія: педагогіка і психологія. Випуск 41. Частина 1.– С. 113-119.
9.Шарбатов Э. А. Ценностная логика Г. Д. Левина // Культура народов Причерноморья. – 2013г. – №246. – С. 165-168.
10.Якимович А. К. «Свой-чужой» в системах культуры // Вопросы философии. – 2003. – №4. – С. 48-60.


[1] Т.е. жителей Украины и прочих стран СНГ. [2] В былых статьях автор может называть ценностную ориентацию коллективистов позитивистами или консерваторами [8,с. 115]. [6,с. 281], [9,с. 166]. [3] В былых статьях автор упоминает про ценностную ориентацию «строителей», называя их мирными личностями или трудящимися [8,с. 114]. [6,с. 282], [9,с. 166]. [4] В рамках исследования, понятие «убийство», как психологическаяценность, не всегда следует воспринимать буквально, а, зачастую, как лишение необходимых условий существования. Например: материального, культурного, духовного, социального, либо отдельных составляющих личности.  






Рейтинг работы: 28
Количество отзывов: 4
Количество сообщений: 7
Количество просмотров: 69
© 18.03.2019г. Эльдар Шарбатов
Свидетельство о публикации: izba-2019-2517577

Метки: Россия, Крым, конформисты-идеологи, ценности трудящихся, аксиологическая психология,
Рубрика произведения: Проза -> Психология


Надежда Зернова       19.04.2019   12:43:42
Отзыв:   положительный
МАЛЬЧИКИ! Я С ВАМИ! ПЕРЕВЕДЁМ СЕЙ ТРАКТАТ НА ЯЗЫК ДОМОХОЗЯЙКИ: с картинками, примерами...
Как же это я пропустила такую важную работу!? Простите, ЭЛЬДАР! Я исправлюсь, срочно.
Если уж ИГОРЬ, образно говоря, на танк бросается с шашкой, знать и мне пора точить перо.
Спасибо за неравнодушие, за грамотный, развёрнутый, обоснованный материал!
Верно заметил СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ - мы просто баловни судьбы, коль рядом ГУРУ! Со своей МУДРОСТЬЮ, ЧИСТОТОЙ МЫСЛИ, ВСЕЛЕНСКОЙ ЛЮБОВЬЮ к нам, простым смертным...
Эльдар Шарбатов       20.04.2019   05:57:50

Спасибо Вам, Надежда за моральную поддержку!
Понимание читателей и авторов всегда важно для продолжения Пути...

В 2014 году, выступая на конференции в Севастополе,
я призывал учёных применить междисциплинарный подход
и общими усилиями оптимизировать проблему национального конфликта.
Время ещё было. Но у конформистов не было желания.
До сих пор многие люди противостоят информационной войне лишь путём отрицания проблемы.
А кто пытается бороться, у тех ум отстаёт от рук (на чём конфликт и основан) - но это уже другая проблема...


Сергей Иванович       24.03.2019   02:55:14
Отзыв:   положительный
Читатели - вам повезло,
попасть в учёный сей оазис,
где подведён Научный Базис -
и под Добро и подо Зло!
Эльдар Шарбатов       24.03.2019   10:26:13

Спасибо Вам, Сергей Иванович,
за душевный отзыв!


Тамара Макеева - Пахистахис       21.03.2019   20:09:12
Отзыв:   положительный
Ценная статья и написана информированным автором с отличным знанием психологического состояния
происшедшего в Крыму. Народ по своей воле вновь вернулся в состав России. А Украинские деятели
продолжают им торговаться с западом..... Спасибо Автору за ёмкую работу, которая достойна внимания
широкого круга читателей! Спасибо, Зльдар, с Днём Поэзии! С теплом, Тамара.


Эльдар Шарбатов       22.03.2019   07:34:16

Спасибо, за поздравление и за грамотный, патриотический отзыв!
Крымчане никогда не сомневались в своём выборе -
Запад возмущается лишь за то, что у нас было право выбирать...

С уважением и признательностью!


Тамара Макеева - Пахистахис       22.03.2019   10:50:39

ПУСТЬ ЦВЕТЁТ И ЗДРАВС ТВУЕТ КРЫМ -
ЖЕМЧУЖИНА ВЕЛИКОЙ РОССИИ!!!


Игорь Донской       19.03.2019   22:18:50
Отзыв:   положительный
Прочитал несколько раз. А отзыв написать не могу. Автор думающий и прозорливый человек. Но сколько так думает и понимают такую мудреную речь? Мало, ничтожно мало. Хоть и часто поддерживаю Автора за его высоконравственные произведения, здесь восторгаться не могу.
" Истина дороже". Не раскрыта тема. Не раскрыта.
Я к сожалению не могу опубликовать свою работу на эту тему. написанную мной в 2002 году. Сайт литературный и статейку пришьют сразу добрые люди. Я еще тогда предвидел и Крым и майдан.Который для меня пишется с маленькой буквы. И гражданскую войну на Украине. Братской для меня Украине. Незалежность и фашизм- противоположные понятия.Несовместимые. В крайнем случае для меня.
Здесь шармачком не пройдет. Извольте батенька целый курс выложить для прозрения народа. Мысль то хорошая. Хоть и мудреная.
Дерзайте Эльдар, даже если Вас прочтут и поймут хоть несколько человек и то польза будет не маленькая.
Удач Вам творческих и терпения.
С уважением, Игорь.
Эльдар Шарбатов       20.03.2019   04:04:49

Согласен, раскрытой информации не так много и она сдержанная.
В этом отличие научной статьи от публицистики -
статья обоснованно раскрывает поставленные задачи, ни больше, ни меньше.
А уже на основе научно доказанной психологической основы процесса
можно и общие обзоры проводить, и личное мнение выражать - отдельными публикациями.
Надеюсь, этот труд принесёт пользу.
Спасибо, что вникли!
С уважением.
Игорь Донской       20.03.2019   22:33:25

" Лучше с ученым мужем таскать камни, чем с нечестивцем пить вино". Пословице - 4 тысячи лет.
Ну, что брат, потащили.
Эльдар Шарбатов       21.03.2019   02:16:06

Созидать всегда лучше, чем крушить.
Будем строить...











1