Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Интервью с Виолеттой Баша


Интервью с Виолеттой Баша
Интервью с Виолеттой Баша

Скажите, пожалуйста, когда Вы начали писать стихи?

- В детстве иногда отвечала маме рифмованными двустишиями в стиле поэта Вишневского. Но Вишневского тогда из меня не вышло. И даже Иртеньева.
Да и увлечения у меня были другие.

Какие?

Мое детство – это знаменитые шестидесятые. Помню КВН еще первых выпусков. Особенно запомнилась команда КВН Физтеха. И учиться я хотела только на физтехе или физфаке МГУ. Решила еще в младших классах.
Интересного было много – оттепель шестидесятых
– яркое время. Правда, она быстро сменилась «эпохой застоя». Но никакого застоя по сути и не было. Наше поколение – это было поколение романтиков, увлеченных наукой и бардовским движением.
Большое впечатление на меня произвели фильмы «Девять дней одного года» и «Еще раз про любовь», где героем был физик-ядерщик. Читала много фантастики. Так что, в школьные годы у меня было другое увлечение – физика и математика. Под впечатлением фильма «Девять дней одного года» я хотела заниматься только ядерной физикой.

Но физиком- ядерщиком вы так и не стали?

Неожиданно стала победителем двух подряд ( 1969, 1970) всесоюзных олимпиад по языкознанию и математике, проводимых МГУ, что давало мне право поступить туда без экзамена на филологический факультет, отделение структурной и прикладной лингвистики.
Но планы у меня были другие. Перед вступительными экзаменами вдруг узнала, что от мехмата отделился и образовался новый факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК). Что и решило дело. К тому же, любимым чтением тогда у меня была фантастика, Айзек Азимов, Стругацкие, Рей Бредбери. Искусственный интеллект, робототехника, а об Интернете мы тогда могли только мечтать, точнее, о всепланетной компьютерной системе. А тут – новое направление. Экзамены на этот факультет были в июле, а на филфак принимали в августе. Так я оказалась на ВМК.

Ну а поэзия все-таки, как она вошла в ваш круг интересов, когда вы стали писать стихи?

МГУ – вуз особый, в нем развита система межфакультетских семинаров, и естественники могут посещать семинары гуманитарных факультетов. На том же мехмате, куда я тоже ходила на семинары, были и семинары по истории, музыке и другие. Те же знаменитые Александровские вторники. А среди математиков были и барды - помню Сашу Суханова, и художники, и поэты.
Первый Новый год студенческой поры – 1972 – встретила в самом МГУ, и впервые там услышала Сергея Никитина. Бардовская песня – это целая эпоха.
Спала по 4-5 часов, много работала, училась легко, но надо было заниматься не только фундаментальными курсами, с первых курсов пошла и исследовательская работа. Парадокс в том, что чем большим количеством вещей занимаешься и интересуешься, тем больше успеваешь – время просто распределяешь по иному. На третьем – четвертом курсах вдруг пошли стихи. И я попала на знаменитый поэтический семинар МГУ замечательного поэта Игоря Леонидовича Волгина. Туда приходили такие поэты, как Арсений Тарковский, Юнна Мориц и другие поэты старшего поколения. Шла передача эстафеты от поколения к поколению.

И все же вы больше математик или поэт?

Математик – это первый этап в жизни, сейчас не назову себя поэтом, я этого слова вообще не употребляю почти никогда. Это решает время.
Сейчас – писатель, публицист.
Но в то время конечно – математик. В 25 лет защитила кандидатскую диссертацию по теоретической математике ( теория функциональных весовых пространств).

Когда вышли ваши первые публикации?

Первыми были опубликованы научные статьи. Это еще в аспирантуре - 1979 год.
Большой радостью для меня было узнать, что после публикации статьи в самом строгом математическом издании – «Вестнике академии наук», ее (дайджест по ней) опубликовали не только в СССР, но перевели и опубликовали в США. А поэзия тогда для меня была отдушиной и хобби.

А поэтические публикации?

В 1987 году вышла первая подборка моих стихов в журнале «Москва», одно из которых – это посвящение любимому поэту Николаю Рубцову.
С той поры публикаций было очень много, но все последующие появились после того, как я поработала и в гидрогеологии, и в геофизике, в Институте Проблем Нефти и газа АН ССССР. Была руководителем отраслевой оборонной лаборатории программистов в одном институте, ковавшем «оборонный щит Родины», а в начале 90-х ушла из науки, чтобы заняться журналистикой.

Оставить науку, наверное, не просто? Не жалеете?

- Да, долго время ностальгия была страшная. Знаю, что и мой научный руководитель, узнав, что я ушла из науки, огорчился. Ведь после моего ухода мои методы «стали работать» в разных прикладных областях как в России, так и за рубежом. Но в стране шли перемены, и хотелось не остаться в стороне, стать свидетелем, очевидцем и летописцем трудных времен.

А как вы принимали такое решение, расскажите немного подробнее?

- Довольно неожиданно. Наука рушилась, институты закрывались, но последовали приглашения в новые структуры, экономические. Сначала начальником компьютерного отдела, потом – внешнеэкономической деятельности. Имена там были такие известные, что пока еще их и не стоит приводить. Они на слуху.
Если в аспирантские годы с группой профессорско-преподавательского состава ( а мне пришлось некоторое время и вести семинары в МГУ) я побывала в ряде соц. Стран, в той же Югославии, то в начале девяностых, уже в другом качестве, по работе, я побывала сначала в Австрии, а затем в Лондоне.

В стране же шла, как я ее называю, «кровавая приватизация», и все это было не по мне.
Видела многое, и еще не пришло время публиковать увиденное.
Но стихи изменились резко. Пошли стихи на гражданскую тему.
В 1995 году как-то друзья рассказали мне, что в Москве проходит городской турнир поэтов. Идти сначала на него не хотелось – ведь стихи – это душа, а не спортивное соревнование. Но пошла и заняла первое место, затем участвовала во всероссийском турнире «Артиада» и снова – первое место. В жюри конкурса, проводимого под эгидой комитета по делам молодежи РФ и «Юнеско», кстати, от Союза Писателей России был и замечательный поэт Денис Коротаев, в некоторым смысле я считаю его своим учителем, хотя он на 12 лет моложе.
После победы пошли выступления на радио, в залах, я познакомилась с бардом Анатолием Беляевым, мы выступали в Москве и Подмосковье в поэтическими композициями. Резкие выступления на гражданскую тему не остались не замеченными. Нас показало региональное телевидение.
А вскоре меня пригласили на выездное совещание союза Писателей России, которое проходило в городе Владимир. Предварительно вызвав в СП Москвы и прослушав мои стихи. На прослушивании был отбор, и я попала в число приглашенных на совещание по приему молодых авторов. На нем было 120 поэтов со всей России и стран СНГ. Это было потруднее, чем защита диссертации. В комиссии были и профессора Литинститута, и руководители СП РФ. Критиковали и били нещадно. Причем, разрешалась критика друг друга и претендентами. Кое-кто не выдерживал и уходил прямо посреди обсуждения. В гостинице, где нас разместили, работали корреспонденты радио, мы не спали, по ночам собираясь в номерах и читали стихи. Делались интервью. Так прошло четыре дня. А потом нас всех собрали в торжественном зале мэрии города и объявили, что решением комиссии приняты 26 человек. Я даже не слушала – была уверена, что после такой критики повалят. И вдруг слышу свою фамилию.
Там же со мной познакомились военные журналисты, и пригласили меня работать в газету ПВО и ВВС России.
Ночь не спала, и решила – большой бизнес в России – не для меня, совесть не позволяет в этом участвовать. А военная журналистика – то, что надо! Пером как штыком.

А что такое – военная журналистика?

- Большой труд, знания военной авиации – пришлось постигать в короткие строки, и тут помогло образование, и еще военная журналистика - это большая боль. Все пропускаешь черед душу.
Ушла в бой – времена в России были лихие, хотелось пером сражаться и писать. Школа была жесткой. Много добрых слов хочу сказать спецвоенкору и замечательному поэту Валерию Осипову, учившему меня жесткой военной журналистике. А время было такое – середина 90-х!
Самоубийства офицеров из-за развала армии, распад семей, вывод «на жилье в чистое поле», расформирование. Рушили армию по живому, людей не берегли. Все, что видела, могу назвать одним словом – предательство. Хотя полное понимание картины пришло через несколько лет, когда занялась политической аналитикой и работала в отделе обороны и безопасности одной из официальных центральных газет.

Насколько мы знаем, что вы работали и в других изданиях? Более 3000 публикаций, мы помним :)

- Если коротко – пришлось поработать и в руководстве крупнейшего еженедельника «Мир новостей». Это ни с чем не сравнимо. И стоит целой книги. Затем были съемки на телевидении, и началась другая жизнь.
С середины 90-х у меня пошли публикации и в литературных изданиях – десятки статей в «Литературной России» ( и публицистика, и журналистские материалы, и рассказы) и несколько ( 5-6) - «Литературной газете». По одному материалу – экономика Крыма, со мной сняли сюжет НТВ-шники, они приехали прямо в «Литературку» и записали интервью. Сюжет прошел в новостном блоке НТВ в начале 2000 года.
Пришлось поработать и на радио. На радиостанции «Камертон» в середине 90х выходили в эфир серии моих передач о проблемах армии, программа называлась «Армия сегодня».
Из наиболее ярких моментов – в три часа ночи в апреле 2000 года мне позвонил бывший зам. по «Миру новостей», и пригласил редактором в создаваемую тогда газету «Моя семья», она быстро стала тоже, как и «Мир новостей» - миллионником. То есть, имеет тираж под миллион.
Эта работа сложная и совсем иная, нежели в новостных изданиях. Первый состав редколлегии «МС» - это были профессиональные сценаристы, и для меня это была отличная школа.

Ваши ориентиры в литературе?

- Путеводные звезды. Шестидесятники, о которых я уже говорила.
Еще со времен студенческой юности все мы читали и любили, конечно же, Булгакова, «Мастер и Маргарита». В то время такое увлечение, как чтение и распространение Булгакова, Пастернака, Солженицына могло обойтись недешево в плане судьбы и карьеры - мы перепечатывали на фотографиях или на стареньких печатных машинках (ксероксы были под контролем, а делать ксерокопии было риском), все это ходило по рукам ( учтите все-таки, что МГУ всегда считался «вольницей», мы имели доступ практически ко всей запрещенной литературе), и все же за подобные дела мы рисковали как минимум научной карьерой. В ряду ориентиров появившаяся примерно в то время «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. «Альтист Данилов» Владимира Орлова. Этот полный мистики и юмора роман можно назвать булгаковским «Мастером» эпохи Застоя. Там даже язык похож. Речь в ней идет о жизни «демона на договоре» Данилова, спущенного из «Девяти сфер» на Землю, чтобы творить зло по разнарядке, но упорно делающим прямо противоположное. Странное дело – Политбюро усмотрело в Демонических кругах свои собственные персоны, и, конечно же, книга тут же стала просто культовой! Очень любила Сергея Довлатова, как и Василия Аксенова. Недавно перечитывала обоих – Довлатова люблю как прежде. Из поэтов кроме тех, о ком уже сказала, самое сильное впечатление произвели Николай Рубцов и Олег Чухонцев. Вы понимаете, что список можно продолжить. Но если нужно коротко ответить – мы выросли под светом таланта взявшегося откуда-то и не имеющего аналога явления: шестидесятников. Ни до, ни после не было ничего подобного по яркости, по силе выплеска творческой энергии, по необыкновенной популярности. В то время стихи читали массы, поэты выступали на стадионах! Миллионы людей уходили от запретов в леса – слеты авторской песни, где звучали стихи Окуджавы, запрещенного тогда Иосифа Бродского, неугодного властям Владимира Высоцкого. Звучали песни на стихи настоящего великого русского поэта, второго Есенина - Николая Рубцова. До сих пор он – мой любимый поэт. На этих песенных слетах я познакомилась со многими неизвестными мне до этого поэтами. Авторская песня – по сути такой же не имеющий аналога феномен, как и шестидесятники. И возникнуть он мог только в стране, где было давление и запрет. Как ни странно, оно, это самое «нельзя» и рождало поколение талантливых людей, рождало очень яркую интересную поэзию и литературу. Еще один автор, о котором нельзя не сказать, и которым мы зачитывались в те годы – Владимир Набоков. Его язык, его стиль мне близок.

Какие темы в творчестве Вам более близки?

В поэзии – в первую очередь гражданская тема. Есть еще тема – сентябри. Это мой амулет и мой знак. Мой первый сборник стихов - «Середина сентября».
Сентябрь – не только время года. Это – время жизни. Точка зрелости.
Ветер странствий – тоже понятно. Я люблю путешествовать, объехала полмира. Европа, Африка, Азия. Особенно люблю Испанию и Португалию, о последней написала книгу. И конечно философская и любовная лирика.
Но период становления и зрелости – это часто переход от поэзии к прозе.
Сейчас я в большей степени – публицист и прозаик.
В журналистике – аналитик. Хотя в свое время написано было и много репортажей, очерков, и интервью с наиболее яркими и знаковыми людьми нашего времени. Актеры, политики, экономисты, военные – люди России. Услышать их, почувствовать, чем дышит Россия. Услышать ее боль, понять ее проблемы. Дать высказаться тем, кто должен быть услышан народом, и кто хочет быть услышанным. Докричаться. Хотя прекрасно понимаю, что сейчас за эпоха и как трудно русским людям, натерпевшимся, терпеливым, брошенным в эпоху тяжкую, быть услышанным по-настоящему.
Материалов опубликовано тысячи. В разных изданиях. Изданий около тридцати. Есть публикации и за рубежом, а русская диаспора там – вообще вещь интересная, с ней интересно полемизировать. Я не сторонник однозначных и категорических оценок и мнений. Люблю разбираться, пытаюсь выслушать и понять и другую сторону.
Мой роман о русской эмиграции 90-х в Португалию «Генерал из Лиссабона» – как раз об этом.

Какое, на Ваш взгляд, самое сильное произведение у Вас?

- Я бы не ставила так вопрос. Жанры разные, произведений много.
Но если выбрать, то визитной карточкой в поэзии наверное, являются стихотворения «Почему эти птицы на север летят?» и «Мы рано родились, уйдем до срока». Первое посвящено погибшим поэтам России, ведь известна трагическая закономерность – поэты в России долго не живут. Настоящие поэты. Второе посвящено моему поколению романтиков-семидесятников, на чьи плечи легко, пожалуй, самое трудное бремя – наша зрелость совпала с эпохой Перестройки и все, что случилось в дальнейшем, тоже тяжкий удар. Разрушались наши мечты и идеалы. Следующее поколение имеет больше шансов что-то исправить к лучшему, у них на это больше времени. Мы держали удар эпохи. Мои ровесники уходят из жизни до срока.
Из рассказов тоже выделю два. «Одно лето в Аду». Критики назвали его язык набоковским. Я так не думаю. Но Набоков мне близок. Рассказ о трагедии маленького человека, его любви в интерьере большой политики и межнациональных проблем. Разные народы, разная культура. Кто прав? Пожалуй, ответ дает Рембо. Понимание – вот ключ. Понимание и прощение. Но не ненависть.
И рассказ о крахе иллюзий поколения романтиков науки, семидесятников – «Вас вызывает Туманность Андромеды».
Из публицистики это два материала – «Две чеченских», материал, не опубликованный в центральной прессе ( его потом опубликовала «Лит. Россия»), и получивший диплом на конкурсе «Золотое перо Руси». Диплом этот не мне, а погибшим ребятам, воевавшим и брошенным государством. И опубликованный в «Литературке» материал «Край безымянных могил».
Документальная проза – это проект «Двадцатый век в лицах», предложенный мной и выходивший регулярно в периодике. Эта серия материалов о наиболее ярких людях, ассоциирующихся с веком прошедшим. Повесть о судьбе русского ученого Александра Чижевского «Земное эхо солнечных бурь».
И роман, который ждет своего издателя – «Генерал из Лиссабона», о нем я уже говорила. У меня был подписан с одним издательством договор, и роман должен был быть издан года 3 назад, но пришел кризис, и все рухнуло.

Над чем вы сейчас работаете?

Роман «Регистратор судеб». Пишу его уже четыре года. Это – исторический остросюжетный роман, альтернативная история с элементами мистики. Среди персонажей – Демоническое ведомство, Черные и Серые силы, Программисты Вселенной и известные исторические персонажи – Граф Сен Жермен, Король Артур, Лацеллот и математики с мехмата, Александр Третий, князь Галицын, Горбачев, Берия и другие, демоны и силы света, кого там только нет!
А действие романа проходит в разные эпохи и даже начинается еще до Большого Взрыва и в другой Вселенной. Есть даже альтист Данилов и его автор, и, конечно же, Королева Марго.

О чём Вы мечтаете в жизни и творчестве?

- О нобелевской премии по литературе и маленьком домике среди сосен на берегу атлантического океана. Ну, это совсем просто ;))
Чуток проблемнее, но думаю, что реально - об издании двух моих романов – «Генерал из Лиссабона» и «Регистратор судеб». Оба кинематографичны, и чем судьба не шутит, хотелось бы экранизации.

Можете ли Вы отметить какие-либо положительные и отрицательные стороны нашего сайта?

- Сайт сделан хорошо программно, это и хороший архив для рукописей, и для размещения муз. файлов. Главный положительный момент – на сайте люди находят соавторов, поэты – композиторов, общаются. О недостатках не хочу распространяться. На мой взгляд, сайт – это социальная сесть, самиздат с лит. уклоном. Хотелось бы поменьше склок, основной причиной которых часто являются амбиции, хотелось бы побольше доброго отношения друг к другу. Я, например, не обидчива, часто просто не читаю многого, а потом автор удивляется, что когда-то чем-то задел, а я прихожу в положительной рецензией или ставлю в анонс. Я просто не акцентируюсь на таких вещах, и не помню их. Если идет сетевой троллинг, а он есть на всех сайтах самиздата в той или иной степени, его лучше просто игнорировать. Главное – искры талантливого, а этих искорок на сайте много – созвездия и галактики. Так что, всем желаю добра, творческого роста, хороших друзей, побольше читателей, и удачи в жизни, в инете, в творчестве и реале. Абсолютно всем. И еще. Надо не забывать, что за экранами сидят живые люди. Это для меня главное. За три года сайт прошел большой путь, и постоянно совершенствуется. Растет. Я бы сказала так: большому кораблю большое плавание.

Какие Ваши любимые авторы в Избе? ТОП5 :)

Это вопрос сложный, назовешь пятерку ( она есть, конечно), другие обидятся.
На сайте создана мемориальная страница настоящего, большого поэта России Дениса Коротаева. Это не топ 5 избы, это уровень большой литературы. И, конечно же, никогда себя с ним не сравнивала, его можно сравнивать с Рубцовым, Блоком, Есениным и т.д. На сайте также создана мемориальная страница Клавдии Холодовой. Это направление надо развивать, надо не дать забыть людям стихи поэтов ушедших, ведь все, что мы можем сделать для них – это помнить и читать.
Из профессиональных поэтов хочу отметить Олега Павловского, Дину Немировскую. Стихи Олега очень люблю, читаю их с большим наслаждением. Дина – яркая и самобытная. Владимир Гилеп – Воха. Яркий автор. Мне нравится то понимание России, неравнодушие к ее боли, которые мы встречаем в стихах Виктора Майсова, Сергея Сухонина, Петра Корытко, Саши Сталина (Королева), последний еще и сильный автор-исполнитель, и достоин большущего уважения как военный летчик. В этом же ряду и песни Николая Прилепского сильного гражданского звучания.
Это и поэт- афганец Игорь Цырульников, неравнодушный и яркий.
О поющих поэтах надо сказать отдельно.
На сайте есть и Игорь Кольцов, автор военных песен, и другие авторы, поющие военные песни - это направление очень важно сейчас.
Публицист Валерий Хатюшин имеет свою гражданскую позицию, выраженную в цикле «Протуберанцы», отдельно хочу отметить то, что им ведется большая работа по возрождению имен казачьих поэтов времен Гражданской войны. Так, о творчестве Николая Туроверова я узнала благодаря Валерию Васильевичу.
Из профессиональных поэтов-бардов отмечу Анатолия Лемыша. Его творчество мне напоминает шестидесятые, Визбора, Галича, и многих бардов той поры. Нравится его цикл о Подоле. «Ангел мой» - замечательная песня.
Роман Кусимов безусловно поэт очень одаренный и яркий.
Мне нравятся стихи Павла Галича ( Галачьянца).
Николай Гульнев – яркий автор, который пишет о русских боевых офицерах, заслеживает большого внимания и благодарности за это.
Несколько лет назад на сайте встретилась с ярким поэтом Алексеем Серениным, его стихи напевны, наполнены душой самой России, у него свой голос в поэзии. Здесь явная перекличка с Сергеем Есениным, плюс глубокое знание русских корней, восходящих к традициям язычества, к легендам о Гиперборее.
А замечательные голоса поющих авторов избы! Как не сказать о них.
Сергей Морозов – его голос я бы назвала национальным достоянием России. Это и талантливые и порывистые, с мощным драйвом песни Инны Труфановой, и песни прекрасного мелодиста, талантливого человека Лены Чичериной. И Татьяна Воронова, которую слушаю всегда с большим удовольствием. И сама Русь поющая, голос ее и душа – Светлана Страусова.
Мне нравятся стихи Аркадия Стебакова и песни на них.
С каждой находкой нового талантливого автора на избе я испытываю большую радость, значит, не перевелась Русь талантами. Недавно вот прочитала стихи о войне Александра Амусина – сильно! Еще одно открытие – Русский солдат. Есть сильные стихи у Ильи Рагулина.
А Сергей Медведев - острая социальная сатира в его стихах известна всему сайту.
На сайте много молодых талантливых авторов. Ира Сорокина в свое время была для меня открытием, как и Стела Серебряная, и Неждана Юрьева, и Марина Покусаева. Перечислять все яркое и интересное могу еще и еще.
Из прозаиков хочу отметить хотя бы два замечательных и любимых имени – оба талантищи, оба – замечательные писатели и мои большие друзья - это Александр Муленко и Николай Лемкин. Кстати, и Олег Павловский – талантливый прозаик. Почитайте его питерский роман. Это интересно.
И многие другие. Роман Литван например. «Сибирские просторы» - не могу забыть эту его повесть.
И это далеко не все. Талантливых авторов на сайте много!

Чего Вам не хватает для счастья?

- А я счастлива. Но если бы меня об этом спросил Бог, попросила бы его о счастье для России. Впрочем, вечной молодости нам всем тоже бы не помешало. Здоровья и долголетия всем нам и нашим родителям. Хотя ушедших не вернуть, и это конечно вечная и большая боль. Мне так часто не хватает простого разговора с отцом и с Денисом. Но надо жить… и помнить.

Не могли бы Вы сочинить маленький экспромт по поводу Вашего призового места конкурсе, посвященному 3-летию сайта?

- Да бог с ним, с призовым местом. Я лучше про Русь нашу. Ну и немного про наш сайт.
Знаете, в 1997 году в доме Творчества Писателей в Крыму я познакомилась с замечательной карельской поэтессой Еленой Сойни, и ее стихи о России запали мне в душу:

Елена Сойни:


Не отвечай. Тебе привидеться
Смогу тибетскою провидицей,
Но лучше - северной провинцией
с такою северной судьбой.


Свою подругу - ночь бессонную,
белесую и невесомую,
как воду наших рек бессолую
Я приведу тогда с собой.


С улыбкой царской, независимой,
Не называй меня завистницей.
Россия держится провинцией
и русской женщиной - любой.


Так вот, я хотела бы перефоразировать ее строки так:

Лихой годины очевидцы,
Изба сдружила нас с тобой.
Россия славится провинцией
И каждой русскою избой!

Что можете пожелать начинающим авторам, которое только что пришли в Избу?

- Пожелать? Любить Россию, понимать, что такое русская культура, и какое это счастье – принадлежать к ней. Начинающим – роста и публикаций. Метрам – того же самого. Но главное – доброты, любви друг к другу. Понимания.




______


Аккаунт Виолетта Баша https://www.chitalnya.ru/users/fialka/





Рейтинг работы: 189
Количество рецензий: 13
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 854
© 04.12.2010 Интервью с авторами Избы-Читальни
Свидетельство о публикации: izba-2010-251560

Рубрика произведения: Разное -> Интервью


Елена Чичерина       03.10.2011   12:19:53
Отзыв:   положительный
Спасибо за доброе напутствие
Любить Россию, понимать, что такое русская культура, и какое это счастье – принадлежать к ней.
Это счастье!
Владимир Черемисин       20.07.2011   20:55:48
Отзыв:   положительный
Впечатлило!
Разносторонность, устремлённость, чёткость позиции.
Есть чему по-белому позавидовать...
Удач!
Николай Шульгин       10.04.2011   08:52:17
Отзыв:   положительный
Публицист, поэт, прозаик...Что ни область - яркий дар...
Интеллект, небанальность, эрудиция,
чистый, заметный и яркий голос в современой русской литературе...


Ее читает и любит вся Россия и не только она, ее знают и за пределами нашей страны. В Европе, в США и в Канаде издаются ее произведения.
И это заслуженно - это итог огромного таланта и большого многолетнего труда.

Уже сейчас я могу сказать, что Виолетта Баша - национальное достояние России.
Гажа - Григорьева-Земная       07.04.2011   08:03:53
Отзыв:   положительный
Когда я три дня назад зарегестрировалась на этом сайте, то первое, что я прочла в лучших произведениях, стихотворенье Виалетты Баша. Я не знала об этом авторе,но сразу почуствовала, что это Мастер, которому есть, что
сказать и главное может это сделать. А сейчас прочла интервью и узнала, какая это сильная, энергичная и творческая личность. Вы огромная молодец. А я всю жизнь писала стихи, иногда печаталась в переодике, но потом все терял
и так от случая к случаю. Вобщем большая лентяйка. А вы образец нашего романтического времени. Уважаю
Александр Павлович       03.04.2011   12:39:46
Отзыв:
С таким интервью конечно можно весело шагать по просторам...
Я бы не сказал, что всё здесь есть чистая монета. У Виолетты имеют место быть двойные стандарты и творчество её далеко от совершенства и подвергается критике, от которой она прячется. Для этого есть много способов, которыми В.Баша пользуется.
Вот эту рецензию для В.Баша я написал на чужой странице, так как у неё я в ЧС.
по раскрученному стихотворению "Мы рано родились, уйдем до срока"
[Виолетта Баша] https://www.chitalnya.ru/work/919/


"Мы рано родились, уйдем до срока.
Чтоб вам потом запомниться как миф." -
"Так стихи не пишут!.." – Вот такой голословный выпад был сделан в мой адрес от Виолетты Баши, видимо направленный против самой себя.
-В этих двух строках есть и противоречие и нелепость. Почему они рано родились? И почему они уйдут до срока? (Хотя они, как будто пока живы) Они могут стать легендой, но только не мифом!..(А может автор по своему понимает слово - миф? и хочет чтобы все изменили своё заложенное понятие о мифах)
"Уйдем, не домечтав, не долюбив." – пишется вместе - (недомечтав, недолюбив)
Далее "по одиночке" – пишется вместе(продвинутый автор не должен допускать таких ошибок) Получается, вместо запятых точки. Вместо точек пусто.
"Но небо станет чуточку светлей В момент паденья." - Если это законченное предложение, то оно несогласованное … "Сто крат" – пишется вместе – Стократ!
"Мы родились, когда страна скорбела,
Оплакивая гений палача,
И тень его почти и не успела
Коснуться наших судеб. Но с плеча" - Несуразно написано, и непонятно. Кто здесь палач? (Если Сталин, то его гением никто не считал – это был культ личности)
Что бросается в глаза в данном произведении Неуместно применяются – НО, НЕ и КАК. Написано безграмотно, хотя стихотворение рейтинговое.
Ошибки можно исправить в том стихотворении, которое не надо переписывать заново, которое несёт читателю, что-то интересное…
"…А наши песни вновь звучат.
Как миф.
Но…
падают до срока наши звезды.
По одиночке.
И … не долюбив."
– И последняя строфа с орфографическими ошибками.
Песни не могут звучать как миф!.. (Например: Песни звучат в память о свершившемся подвиге) Герои – это не звёзды…
Героями становятся из простых людей и это происходит не предсказуемо...
Интервью от В.Баша меня не заинтересовало...
Николай Шульгин       10.04.2011   09:09:54

Виолетта очень бережно и трепетно относится к начинающим авторам, если она вам все-таки сказала, что так, как пишете вы, не пишут, не стоит обижаться, а стоит задуматься и попробовать начать работать над словом.

Ваши придирки к одному из лучших и известнейших стихотворений в современной русской поэзии, нелепы.
Почитайте Николая Майорова, песни могут и сейчас именно они и звучат как миф об уходящем поколении. И люди - герои - могут быть звездами, и Сталин является одновременно гением политики 20 века и палачем.

Интервью с одним из известнейших литераторов России (так, например, обозначил Виолетту Баша еженедельник "Наша Канада", выходящий в Канаде полумиллинным тиражом) вам все-таки стоило бы почитать.

ps

не домечтав ( не долюбив) пишется раздельно:))),

с ув.

редактор одного из журналов АН РФ
Сергей Сальников       07.03.2011   13:54:56
Отзыв:   положительный
"поэты в России долго не живут. Настоящие поэты"
Наверное Евтушенко и многие другие с этим не согласятся :)
Спасатель       02.03.2011   07:32:42
Отзыв:   положительный
,,Пожалуй, это самое полное, информационно раскрытое интервью,,

Я тоже так считаю.
«Одно лето в Аду». ,,Вас вызывает Туманность Андромеды,,«Почему эти птицы на север летят?» и «Мы рано родились, уйдем до срока». ,,Генерал из Лиссабона,,-впечатляет,- это настоящее.

Спасибо, Виолетта!
Татьяна Муратова       15.02.2011   15:14:22
Отзыв:   положительный
Пожалуй, это самое полное, информационно раскрытое интервью.
Лев Фадеев       14.01.2011   19:23:24
Отзыв:   положительный
Очень интересное интервью. Много узнал и рад близости кругозора
Виолетта Викторовна Баша       31.01.2011   16:32:37

Спасибо, Лев!
Рада близости кругозора!
Дина Немировская       07.12.2010   09:56:56
Отзыв:   положительный
Себя во многом в Вете узнаЮ.
Ну что сказать? Шикарно интервью!

Удач опросившему и ответившей Вете!)))
Виолетта Викторовна Баша       31.01.2011   16:32:03

Спасибо, Ди, рада созвучию душ.
Сeргей Медвeдeв       05.12.2010   12:12:38
Отзыв:   положительный
Ну, что же - заряд оптимизма вылетел в пространство нашего подсознания.
Виолетта Викторовна Баша       05.12.2010   14:39:18

Сереж, а без некоего оптимизма сейчас пожалуй и не выжить:)))
Виолетта Викторовна Баша       04.12.2010   16:53:10
Отзыв:   положительный
Спасибо за идею с интервью, Альберт.
Буду с интересом читать интервью с самыми разными авторами избы.
А сегодня, наконец, и к счастью - рада этому очень - добралась и до еще одного поэта, отличного - Илья Кулев. Поставила его в анонс.
Каждая такая находка - подарок.
У него чудо что за трамвай, стиш прямо окуджавский!

Да, забыла сказать и про наших публицистов поподробнее.
Как минимум, надо упомянуть Виктора Николаевича Сокерина - это боевой генерал, неравнодушный, болеющий за Россию, пишущий о развале нашей армии. Военная авиация.
Его статьи - это документы истории новейшего времени - летопись развала.

Информированность большая, так что всем, кому не безралично это, рекомендую
ознакомиться с материалами генерала Сокерина.
А ведь есть еще и Сергей Пресс. И Сергей Павлухин.
Да вообще - сайт очень яркий.
Альберт Хайруллин       04.12.2010   16:26:16
Отзыв:   положительный
"Я бы сказала так: большому кораблю большое плавание."
-Спасибо Виолетта! Ведь 3 года мы плывем с Вами вместе. Интересно, сколько вообще лет будет жить сайт, и во что он трансформируется, например, через 15 лет.
Виолетта Викторовна Баша       05.12.2010   02:40:03

Сейчас все в мире и в том числе в России меняется быстро, стремительно, и трудно сказать, что будет даже с Россией через 15 лет.
Надеюсь на лучшее.
А если так, то и есь надежды на большое развитие сайта. Помню, нашла на сайте замечательное и точное стихотворение "Уходит в интернет литература". Оно у нас в ЗФ, а автор - молодой человек. Им виднее.
А значит, за рунетом, в том числе за самзидатом, и главное - за нашим сайтом - будущее.
Как телевидение не заняло место театра, но сильно его потеснило, так и интернет потеснит бумажные развалы. Тем более, что сейчас они оставляют желать лучшего. Если лет 10 назад с некоторым скептицизмом унижительно серьезные критики говорили "сетература", то сейчас оценки меняют полярность. В инет приходят профи, а чисто сетевые авторы, начинавшие с инета, становятся профи, этот процесс взаимообразный.
это раз.
Есть и другой аспект - коммуникации, социальная сеть. Здесь перспективой может быт создание всероссийского движения, основанного на сайте. Как сделал тот же Кравчук. Но мы не должны копировать его, он прошел свой путь, стартовал на 7 лет раньше. Мы пришли позже на это поле, и сможем уже учесть его опыт со всеми вытекающими.
Уже сейчас мы отличаемся от его сайтов. Те же слова могу сказать об отличии от Самиздата Мошкова. Подробнее поговорим попозже. Там есть плюсы и большие, но его старт и его опыт - это уже прошлое.
А идей масса.
( Поделюсь в рабочем порядке)
Владимир Грикс       19.03.2018   10:36:44

Главное не задушить яркое,
заменив его на серое.
Автор удалён       31.12.2010   18:11:12

Да закроют вас скоро к ебеням. Смотрите новости и следите за деятельностью ГосДумы.
Недолго вам осталось, если не перестанете дурью заниматься.
Ю Рэк       27.04.2011   01:39:27

Пишу! я не могу учавствовать на форумах? Почему?
можно не отвечать! я знаю почему? А Вы, занаете?
















1