"Рукопожатие Тамани с Керчью..." ("Рукопожатием решать вопросы- вот символ крымской жизни и весны") рецензия на Венок


"Рукопожатие Тамани с Керчью..." ("Рукопожатием решать вопросы- вот символ крымской жизни и весны")  рецензия на Венок
На рецензию представлено автором сайта Стихи.ру Ниной ПЛАКСИНОЙ (адрес страницы на сайте Стихи.ру: https://stihi.ru/avtor/plaksinanina)
замечательное по содержанию и необычное по форме произведение- ВЕНОК СОНЕТОВ под названием "Россия- Крым: в единстве два крыла" (История строительства Крымского моста). Венок сонетов состоит, как и положено, из 15-ти коротких стихотворных отрывков, написанных в форме сонета, причем первые строчки начала каждого сонета в самом конце- в финале- сплетаются и соединяются в "венок сонетов", то есть в самостоятельное ОТДЕЛЬНОЕ стихотворение, которое названо автором - "МАГИСТРАЛ" (15-й венчающий ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ все изложенное выше "сонет").

Перед тем как перейти к разбору и анализу представленного автором Ниной ПЛАКСИНОЙ произведения (далее- ВЕНОК СОНЕТОВ), необходимо указать и пояснить, что такое "венок сонетов" вообще, как стихотворная форма и как метод, способ поэтической (стихотворной) мысли. Для уяснения этого, обратимся к словарям и другим литературоведческим источникам.
Beнoк coнeтoв – этo apxитeктoничecкaя фopмa пoэмы, cocтoящeй из 15 coнeтoв. Beнoк coнeтoв cтpoитcя тaк: тeмaтичecким и кoмпoзициoнным ключoм (ocнoвoй) являeтcя мaгиcтpaльный coнeт (или мaгиcтpaл), зaмыкaющий coбoй пoэмy; этoт, пятнaдцaтый пo cчeтy, coнeт пишeтcя paньшe дpyгиx, в нeм зaключaeтcя зaмыceл вceгo Beнoкa coнeтoв. Пepвый coнeт нaчинaeтcя пepвoй cтpoкoй мaгиcтpaлa и зaкaнчивaeтcя втopoй eгo cтpoкoй; пepвый cтиx втopoгo coнeтa пoвтopяeт пocлeднюю cтpoкy пepвoгo coнeтa и зaкaнчивaeтcя этoт coнeт тpeтьeй cтpoкoй мaгиcтpaлa. И тaк дaлee — дo пocлeднeгo, 14-гo coнeтa, кoтopый нaчинaeтcя пocлeднeй cтpoкoй мaгиcтpaлa и кoнчaeтcя пepвoй eгo cтpoкoй, зaмыкaя coбoй кoльцo cтpoк. Taким oбpaзoм, 15-й, мaгиcтpaльный coнeт cocтoит из cтpoк, пocлeдoвaтeльнo пpoшeдшиx чepeз вce 14 coнeтoв. Beнoк coнeтoв изoбpeтeн в Итaлии в 13 в. Этo вecьмa тpyднaя пoэтичecкaя фopмa, тpeбyющaя oт пoэтa иcключитeльнoгo мacтepcтвa (ocoбeннo в пoдбope выpaзитeльныx pифм). Пepвый Beнoк coнeтoв нa pyccкoм языкe пpинaдлeжит Ф. Kopшy, кoтopый в 1889 г. пepeвeл B. c. cлaвянcкoгo пoэтa Фpaнцa Пpeшepнa. Opигинaльныe Beнoки coнeтoв нaпиcaли: Bяч. Ивaнoв («Cor ardens»), B. Бpюcoв («Poкoвoй pяд»), M. Boлoшин («Luñaria»), из coвeтcкиx пoэтoв — C. Kиpcaнoв («Becть o миpe»), M. Дyдин («Opбитa»), C. Maтюшкин («Oceнний вeнoк»). Иcтoчник: http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/venok-sonetov/?n=298&q=458


Как видит уважаемый читатель, автор Нина Плаксина выдержала форму "венка сонетов" полностью и предельно точно, чисто. Но поскольку речь идет в данном случае о строительстве Крымского моста, как именно архитектурного сооружения, как об инженерном объекте, как о "чуде" современной архитектурной мысли ("Да! Чудо века. Стройка родила"-13-й сонет), то само по себе слово "МАГИСТРАЛ" напоминает слово "МАГИСТРАЛЬ", имеющее глубинное и поэтическое значение уже не в плане КОНСТРУКЦИИ "венка сонетов", как магистральный итоговый сонет, а как сама по себе МАГИСТРАЛЬ- полотно, мост, дорога по которой пойдут поезда и машины (которые уже идут по Крымскому мосту) именно как по "магистрали", как по дороге и автор Нина Плаксина сама использует это слово "магистраль" именно ещё и в этом прикладном техническом значении "дороги" "пути", "направления" ("И магистраль скрепила берега"-8-й сонет). Таким образом, автором верно НАЙДЕНА и удачно подобрана изначально правильная и обоснованная форма для выражения своих мыслей, поэтических посылов и размышлений, в том числе, основанных на исторических фактах, о чем говорят нам дальнейшие "авторские примечания"(в конце после "венка сонетов"), к которым мы, конечно обращаемся, читая Венок о строительстве моста в Крым. Понимание этого и обретение СИЛЫ поэтического высказывания, дыхания и ЧИСТОТЫ гражданского патриотического пафоса автора, и дают нам в самом начале чтения "венка сонетов" те самые КЛЮЧИ, которые позволяют и в дальнейшем до самого конца чтения (включая авторские пояснения и примечания) неотступно и внимательно следить за мыслью автора, следовать по этому самому МОСТУ В КРЫМ, по этой магистрали уверенно, свободно и четко! Без падений и провалов. Венок написан именно так- ровно, четко, уверенно. И очень искренне и честно. Написан патриотом своей Родины- России.

***

"Венок сонетов "Россия -Крым: в единстве два крыла" большая и бесспорная поэтическая и литературная удача поэтессы Нины Плаксиной. С самого первого сонета, она сразу же вводит нас в тему своего "поэтического" повествования, путешествия, своей ДОРОГИ и до самого конца не отпускает нас, как будто сама Нина Плаксина держит нас за руку уверенно и сильно и переводит по этому "мосту" в Крым, от Тамани к Керчи, неотступно сопровождает нас в Пути как Автор, как Художник, как Поэт.
Венку сонетов предшествует эпиграф именно от автора:

Благослови живое воплощенье,
Решение науки во плоти,
Храни трёхмерную модель пути.

Люби, Господь, и мост, и восхищенье. 

Думается, выбор эпиграфа к Венку сонетов неслучаен, не надуман, не придуман. Главная мысль "эпиграфа" к Венку сонетов "Россия-Крым: в единстве два крыла" это понимание и постижение того, что сам по себе Крымский мост, как уникальное инженерное сооружение ( "Мы видим уникальное творенье"- 2-й сонет) по длине и по сложности его сооружения, по красоте и важности для России, есть именно Промысел Божий, то есть НЕ РУКОТВОРНЫЙ, а БОЖЕСТВЕННЫЙ объект, результат "труда "прежде всего Бога, а потом уже- Человека, как его высшего и самого прекрасного создания (творения). Об этом нам говорят такие строчки из эпиграфа, как: "Люби, Господь, и мост и восхищенье". "Благослови живое воплощенье", "Храни трехмерную модель пути", "Решение науки во плоти". Здесь - в эпиграфе- автор Венка сонетов Нина Плаксина в каждой строчке этого четверостишия заложила мысль о БОЖЕСТВЕННОЙ природе ("замысле") Крымского моста, как неповторимого и ни на что не похожего "сооружения". И мы, читатели, уже в ЭПИГРАФЕ в этом мини-сонете тоже считываем эти мысли Автора и понимаем его, разделяем его мысли и отношение. Причем сделано это в ЭПИГРАФЕ очень тонко и поэтично, поскольку БОЖЕСТВЕННЫЕ слова запрятаны, "помещены" в строчки очень умело и ненавязчиво, очень верно и точно! Причем, Бог и Наука (Человеческий Разум) отнюдь не противопоставлены друг другу Ниной Плаксиной, а, наоборот, в них нет никаких внутренних противоречий или нестыковок, неувязок, поскольку ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ именно в единстве и взаимодействии Бога и Человека, в их взаимном "труде". То есть вначале Господь благословляет ПРОЕКТ моста, саму ИДЕЮ его строительства как некоего связующего звена (в Венке Нина указывает нам на это слово, упоминая даже его по тексту в историческом экскурсе ("А в море ледяная кутерьма, встречая весть под звуки Марсельезы, нашла, сломала, слабое звено"- 8-й сонет) - решение о его строительстве, которое было принято в марте 2014-го года (см.Примечания к Сонету 2), потом ученые ("наука") начинают превращать ПРОЕКТ в ПЛОТЬ, в РЕАЛЬНОСТЬ, то есть инженерная и человеческая мысль, благословлённая в самом начале в МОМЕНТ её ЗАРОЖДЕНИЯ Господом начинает ВОПЛОЩАТЬСЯ, ОФОРМЛЯТЬСЯ, СОБИРАТЬСЯ, начинает строиться сам Крымский мост через Керченский пролив протяженностью 19 км. согласно проекта, в том числе ВИРТУАЛЬНОГО 3-D проекта, о котором тоже пишет автор Венка сонетов Нина Плаксина (см.Примечание к Сонету 3).
"Трехмерная модель пути" в эпиграфе воспринимается нами как направление, заданное самим Богом. Путь Бога лежит по Крымскому мосту- замечательно и зримо! И вот уже мы переносимся в то самое "древнее" и далекое от нас время "ДО НАШЕЙ ЭРЫ", о котором так замечательно и ярко, поэтично и свежо пишет Нина Плаксина в "Венке сонетов" ("Святая вера вошла в сегодня из "до нашей эры"- 6-й сонет). Сама по себе это очень сильная и яркая строчка из 6-го сонета заставляет меня легко и просто сказать автору Нине Плаксиной: "Браво, Автор!". Не каждому удается не будучи архаичным и нечленораздельным, не используя устаревшие и отжившие слова, а именно современным русским языком ПЕРЕНЕСТИ нас в ту самую ИЗНАЧАЛЬНУЮ и ДАЛЕКУЮ старину- во времена ДО НАШЕЙ ЭРЫ, во времена Христа. А Нине Плаксиной в "Венке сонетов" это блестяще и убедительно удалось!

***
Очень много поэтических и образных находок, ярких "жемчужинок" стихотворной поэтической мысли заложила Нина Плаксина в свой Венок сонетов. Я отмечу в рецензии только часть их. которые мне показались наиболее удачными , необычными, яркими и освежающими как те самые брызги ГОЛУБЫХ и ПРОЗРАЧНЫХ волн из Керченского пролива, которые бьются об опоры Крымского моста и, разбиваясь, несут свет и красоту! И Поэзию, конечно!
1. "Рукопожатием Тамани с Керчью во имя мира, розням вопреки, скрепил" (сонет 1): удивительная неповторимая находка Нины! Здесь имеется ввиду ГЛАВНАЯ цель строительства Крымского моста в марте 2014-го года, когда противостояние России и Украины в Крыме и на Донбассе (в Донецке и Луганске) уже было зримым и всем понятым, очень трудным, тяжелым и ..."глупым", никому не нужным. "Во имя мира", "розням вопреки"- то есть цель строительства Моста - это Мир. И это передано прекрасно и убедительно Ниной. Никому не нужны, ни украинскому народу, ни русскому народу, РОЗНИ, ВРАЖДА, МЕЖДУУСОБИЦА и ЗЛО. Великий гуманистический пафос Венка сонетов и самого его ОБЪЕКТА- Крымского моста- не может не радовать, не подкупать нас, её читателей. Рукопожатие как СИМВОЛ мира, примирения, окончания ссоры, вражды, войны между двумя странами и двумя народами.
2.
"Когда в чести история сама, к ней тянутся внимательные взоры" (сонет 1): очень верно и тонко подмечено! История как наука является одной из самых Главных героинь Венка Сонетов "Россия-Крым: в единстве два крыла". Поэтому, думается, что неслучайно и не напрасно автор Нина Плаксина уделила именно историческим событиям и истории самого полуострова Крым в своем произведении значительное и весомое место ("История лишь факты освещала, готовилась к весеннему броску" -9-й сонет). Мысль автора заключается в том, что если ИСТОРИЯ как наука и как знание ценится, уважается, признается и уважается в обществе, то есть когда она "в чести", то у этой страны есть будущее! Есть будущее только у того народа, который чтит и бережет, ценит и уважает, изучает и собирает свою Историю. И тогда уже при таком подходе и отношении к Истории и шире- Памяти народа- и молодежь, и детвора, и новые поколения в стране будут ОБРАЩАТЬ на неё внимательные, вдумчивые взоры, беречь и изучать её. Браво, автор! И читать книги, в том числе и о Крыме и о Тамани, о Керчи. Нам тут же сразу вспоминается Михаил Юрьевич Лермонтов и глава из его романа "Герой нашего времени"- "Тамань". Ведь история литературы это часть общей науки ИСТОРИЯ.
3. "Агрессор- коррозийная среда изучена дотошно, максимально". Тоже здорово и зримо. Агрессивное поведение, хулиганское или бандитское это есть по сути КОРРОЗИЯ, разрушение, разложение и Личности и Моста, и Народа (такое тоже возможно, как показывает жизнь). Тут нам дана отсылка на термин, который в дальнейшем и уже тогда - в 2014-м году- часто и необоснованно использовался Украиной и её властями победившими на Майдане, -"Россия-агрессор", "Россия на нас напала", "Россия начала войну" и т.д. Агрессивной и провальной "политике" разжигания межнациональной розни и вражды, автор противопоставляет ДРУЖЕСКОЕ рукопожатие "во имя мира". И это здорово! Коррозийная среда должна изучаться "максимально", "дотошно", поскольку если не изучать её и не брать в расчет, то даже построенный МОСТ можно не сохранить, он может быть разрушен как различными ВНЕШНИМИ силами так и изнутри, силой и мощью Природы ("коррозией метала"). Поэтому эти строчки про "агрессию" и "коррозию" звучат как и предостережение и предупреждением всем нам. Мало задумать и построить Крымский мост и пустить по нему как по "магистрали" автомобильное и железнодорожное движение (сообщение), надо еще и сохранить сам "мост "в Истории, уберечь его и защитить от нападок и возможных атак. Поэтому и "неточность допустить (тут) никак нельзя" (3-й сонет).
4.
"Награду вдвое- постоянству веры" (конец 5-го сонета- начало 6-го сонета). Очень свежая и поэтичная мысль! Тот кто хоть и верил когда-то в самом начале, но потом то ли под влиянием давления или иных жизненных обстоятельств и проблем, тревог и напастей отказался от своей Веры, тот не получит Награду вообще. Но тот кто верил от начала до конца и не отступил ни на шаг от САМОГО себя и от своих принципов и идеалов, тот получит НАГРАДУ ВДВОЙНЕ! За верность Вере. За постоянство своих идеалов. За мужество и честность. За достоинство и терпение.
5.
"Защитники в победную весну несли мечту к победному порогу". Браво, Нина! Так тонко и точно сказать о Войне и Памяти в одной строчке всего лишь - это большое мастерство и дорогого стоит! Тут комментарии и разъяснения излишни. Сказано предельно чисто, честно, емко- ПОЭТИЧНО!
6. "Эпохами хранимая земля в движении веков неукротима". Мысль, заложенная в этой строчке 12-го сонета, в следующем. С одной стороны, должен быть здоровый консерватизм и уважение обычаев и традиций отцов и дедов, уважение к старине и старшим, к их опыту и их достижениям и успехам. "Эпохами хранимая земля"- это память предков и уважение к ним и к этой ГЕНЕТИЧЕСКОЙ памяти Народа и к Истории о которой мы писали выше в рецензии. По сути, это уважение к своей Родине и стремление её защищать и оберегать. Но при этом должно быть и РАЗВИТИЕ движение вперед, вширь и вверх! Мост это не застывшая конструкция, это СИМВОЛ движения и развития, новых технологий и 3-G моделей и проектов, о которых говорится в Венке сонетов. Мы живем в 21-м веке и это век новых информационных и интернет-технологий! Мир полупроводников и квантовых технологий! Все это использовалось при строительстве Крымского моста. Несомненно. Иначе бы он просто не мог быть построен. "Движение веков" неукротимо и неостановимо! В этом залог развития и успеха будущих поколений и наших потомков. Крымский мост это по сути Путь из Прошлого через Настоящее в наше общее Будущее.
Это Путь, который мы прошли вместе. Это дорога, которая была трудной и важной. Но мы выстояли, сдюжили, ПОБЕДИЛИ!
Мы построили этот Мост.



С уважением, литературный редактор, критик и рецензент Виктор ЕРГИН (Москва- Архангельск-Вельск)
11 марта 2019 года (рецензия рекомендуется для публикации в любом альманахе РСП сайта Стихи.ру вместе с Венком сонетов)

______________________________________________________
Нина Плаксина: "Россия-Крым: в единстве два крыла":
https://stihi.ru/2017/11/16/8270








Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 18
© 11.03.2019 Виктор Ергин
Свидетельство о публикации: izba-2019-2511882

Метки: Крымский Мост, Рецензия, Венок сонетов,
Рубрика произведения: Поэзия -> Поэмы и циклы стихов



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1