Самоубийство. Психологический этюд.



Трагические судьбы «русских мальчиков».

Вместо предисловия:

…Русскому человеку всегда тяжело за границей, будь он евреем, татарином, русским или чеченцем. Это объясняется непохожестью России на другие страны - издавна Россия поражала иностранцев размерами, пространствами неосвоенными человеком, полуазиатским, полуевропейским образом жизни.
Но для русского человека – это часть привычного мира, теряя который, попадая в «рай» процветания и благополучия в Европе или оказавшись в хаосе и первобытности азиатского образа жизни, россиянин начинает скучать и маяться.
Ему мешают быть самим собой, с одной стороны упорядоченность и несвобода, обусловленная европейским благополучием, а с другой хаос отношений между людьми, неспособность найти себя и своё место в этих миллиардных массах людей, похожих друг на друга как капли воды в океане!
Во многом, этой неспособностью найти своё место в чуждом мире, невозможностью забыть Родину (чисто российское понятие с большой буквы) и объясняется феномен самоубийства в русской эмигрантской среде, в том числе самоубийства Березовского и Малашенко.
Русский человек слишком сложен и противоречив для жизни - что на Западе, что на Востоке. Недаром Достоевский, характеризуя соотечественников говорил: «Широк русский человек – хорошо бы сузить».
А Березовский и Малашенко – люди сделавшие себя в страшные девяностые, прошедшие через бесчеловечные «либеральные реформы» и сами участвовавшие в них. Но когда они стали богатыми и известными, рутина русской жизни вдруг вернула их в реальность драматизма человеческой судьбы. И оказалось, что ни богатство, ни известность, ни знаменитые друзья не могут помочь им вернуться к простоте жизни обычного россиянина, не помогают им обрести утраченные обыденные цели и смысли, что и привело их в тупик самоубийства…
…Я уже несколько раз писал о провинциализме русского человека, связанного с образом жизни в страны без границ - физических и духовных, о его романтической натуре, воспитанной на книгах романтиков и «религиозных» фанатиков. Именно это заставляет российскую «элиту» стремиться вон из России, а потом, медленно убивает на чужбине, непреходящей с годами, ностальгией.
Единственное лекарство от такого провинциализма «русских мальчиков» – наесться благообразием Запада, натерпеться от хаоса Востока и возвратиться в Россию, будучи по форме космополитом, но в душе сохраняя русскость и русский характер!
…Вывод следующий из этого – россиянам надо отвести душу и поездить по Западу и по Востоку, может быть даже пожить несколько лет вне Родины, но обязательно возвращаться, чтобы приносить стране России и своему народу пользу, употребляя накопленные за границей знания и опыт!



Самоубийства – психология и мотивы.


Мотивы, поводы и причины самоубийства:

«Очень часто смешивают или, вернее, не отличают мотивы и поводы от причины самоубийства. На самом же деле эти понятия различные и очень редко совпадают. Мотив или повод — это то последнее, обычно внешнее воздействие, которое толкнуло самоубийцу на совершение этого акта и чем самоубийца объясняет свой поступок. Причина же самоубийства лежит обычно гораздо глубже, и она-то (причина) и объясняет иной раз самоубийство, а не мотив, выдвигаемый самоубийцей в качестве причины. Вот почему мотивы самоубийства очень часто поражают своей малозначительностью, несерьезностью или легкомыслием по сравнению с совершаемым поступком.
Особенно четко противопоставление мотивов и поводов причинам самоубийства выявляется в немотивированных самоубийствах, когда самоубийца сам не в состоянии привести никаких мотивов своего поступка.
Основная масса самоубийств совершается в состоянии постоянного или временного психического расстройства, иной раз весьма кратковременного психического аффекта, так называемого реактивного состояния. Вот почему в ряде случаев самоубийство того или иного субъекта является полной неожиданностью для окружающих, -Даже очень близких к нему людей. В других случаях самоубийство только внешне оказывается неожиданным. При расследовании обнаруживаются факты, свидетельствующие о том, что намерение покончить с собой было задумано давно…» (Все цитаты здесь и ниже, взяты из интернета)

«…Аномические мотивы. Термин «аномическое самоубийство» был предложен основоположником современной суицидологии французским социологом Эмилем Дюркгеймом в конце девятнадцатого века.
Аномия - буквально означает исчезновение нормы, “бесправие”. Аномическое самоубийство возникает, если человек не может адаптироваться к социальным изменениям. Такие суициды часты во времена общественных кризисов, таких как экономическая депрессия, или, наоборот, во времена процветания, когда суициды совершают нувориши, которые не могут приспособиться к новым для них стандартам жизни.
Дюркгейм рассматривал аномическое самоубийство как результат отрыва индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит. “Число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции религиозного, семейного и политического общества”.
Периоды, когда меняется состав населения и наблюдается большой приток иммигрантов, также привносит в общество состояние аномии и возрастание уровня самоубийств.
Аномические мотивы связаны с потерей смысла и интереса к жизни. Суицидент обычно выходит за рамки конкретных жизненных обстоятельств, негативно прогнозирует свое будущее, думает не только о неудаче в данной конкретной ситуации, но о своем жизненном крахе в целом…»

Симптомы готовящегося самоубийства:

«1. Он может прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
5. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
6. Демонстрировать радикальные перемены в поведении — есть или спать слишком мало или слишком много; стать неряшливым; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
7. Проявлять признаки беспомощности и безнадежности.
8. Человек может решиться на самоубийство, если он социально изолирован, не имеет друзей, чувствует себя отверженным.
9. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье; алкоголизм).
10. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
11. Предпринимал раньше попытки суицида.
12. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
13. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, расставание с любимым человеком).
14. Слишком критически настроен по отношению к себе…»


Самоубийства русских эмигрантов:

«…Вопрос о самоубийстве - один из самых беспокойных и мучительных в русской эмиграции. Очень много русских кончают жизнь самоубийством. Многие, если еще и не решались убить себя, то носят в себе мысль о самоубийстве. Потеря всякого смысла жизни, оторванность от родины, крушение надежд, одиночество, нужда, болезни, резкое изменение социального положения, когда человек, принадлежавший к высшим классам, делается простым рабочим, и неверие в возможность улучшить свое положение в будущем - все это очень благоприятствует эпидемии самоубийств. Самоубийство как явление индивидуальное существовало во все времена, но иногда оно становится явлением социальным и таким оно является в наше время в русской эмиграции, где создается для него очень благоприятная коллективная атмосфера…
…Трудно, очень трудно жить человеку изолированно, одиноко, оторванным от питавшей его родной почвы, чувствовать себя выброшенным в необъятный темный океан чужой ему и страшной жизни. И когда жизнь человека не согрета верой, когда он не чувствует близости и помощи Бога и зависимости своей жизни от благой силы, трудность становится непереносимой. Самое страшное для человека, когда весь окружающий мир - чужой, враждебный, холодный, безучастный к нужде и горю. Не может жить человек в ледяном холоде, он нуждается в тепле. Русская молодежь, рассеянная по всему свету, нередко чувствует себя покинутой на произвол судьбы, беспризорной, предоставленной своим ограниченным силам. Она бьётся, пытается отстоять свою жизнь, но иногда изнемогает, теряет силу сопротивления, не выдерживает слишком тяжких испытаний. Причиной склонности к самоубийству в эмиграции является не только материальная нужда, необеспеченность будущего, болезнь, но еще более ужас, что всегда, до конца дней, придется жить в чужом и холодном мире и что жизнь в нем бессмысленна и бесцельна…» Николай Бердяев.



Самоубийство Березовского.

…Очень важно понять психологию самоубийцы, причины и мотивы этого трагического акта. Кто бы мог подумать, что энергичный оптимист Березовский захочет свести счёты с жизнью, повесившись в своем поместье в Англии.
Тут важно остановиться на словах «поместье» и «Англия» - то есть на понятиях, определяющих для обеспеченных русских слово «заграница». Именно они были главными косвенными причинами того, что жизнелюб Березовский - умный и прагматичный человек - решил покончить с собой.
Можно только предположить, что именно большое поместье и большой дом, стали тем тупиком, из которого уже не смог выбраться Березовский. Именно жизнь в Англии – мифическом раю для эмигрантов, и жизнь в одном из английских поместий – мифической цели для русских эмигрантов, на мой взгляд стали последней каплей, послужившей причиной смерти Березовского и ещё сотен и сотен русских близких к суициду, умирающих от тоски по несбывшемуся идеалу, разочарованных в этом мещанском довольстве собой и такой жизни! Если к этому прибавляется ещё и тоска по родине, то кажется уже не остается выхода кроме как через смерть – прекращение такой постылой жизни!
На чужбине, любые финансовые и бытовые неудачи воспринимаются как конец света. С Березовским произошла такая же беда, когда он проиграл лондонский суд Абрамовичу, когда он последний раз был в центре внимания прессы и все вокруг повторяли: - Березовский – Абрамовия, Абрамович – Березовский. Их фото мелькало на передовицах английских газет, на экранах ТВ.
Надо отметить, что задолго до этого момента Березовский старательно занимался самопиаром и постоянно выдумывал сам или с помощью «советников», скандальные причины для повышения внимания в СМИ к своей персоне.
Какое-то время, в России многие его считали «серым кардиналом» российской политики и возможно, он сам в это поверил. И вдруг, в Англии Березовский оказался никому не нужен, в том числе разладились отношения с молодым любовницам и женам.
Я видел Березовского в Барбикане на концерте оркестра по управлением Гергиева. Он пришёл с девушкой и сел на свободные места. Но к нему подошёл капельдинер и попросил пересесть на свои места. И он с этим требованием безропотно согласился. Представьте, как он себя чувствовал в этот момент!
Последние годы жизни, удача, а вместе с ней и известность отвернулись от Березовского и он, тяжело переживал это, воспринимая происходящее как незаслуженное унижение.
В конце этой драмы несбывшихся мечтаний, он захотел вернуться в Россию, чтобы обрести равновесие и избавится от чувства ненужности, которое присуще большинству людей в первом и втором поколении, уехавших на чужбину. Но возврат в Россию ему был закрыт, в том числе и из-за уголовных преследований.
А он был уже на грани психологического шока и потому, отказ в возвращении на Родину мог послужить последней внятной причиной, подтолкнувшей его к решению покончить с собой!
Я могу представить, в том числе из своего опыта переживания ностальгии, как Березовский, сидя один в большом доме в который уже раз констатировал, что мечты провинциального математика о сладкой и красивой жизни оказались пустышкой и что только пройдя через все искушения деньгами и славой, начинаешь понимать логику жизни заманивающей честолюбцев красивыми картинками, а потом, по достижению такой роскошной жизни, оставляет их наедине с самими собой.
Такое состояние внутреннего одиночества, для Березовского было редкостью забытой в суете жизни и вдруг, наступило время, когда вместо праздной толпы подобострастно окружающей «героя», приходится жить наедине с самим собой. А сил вернуть жизнь в прошлое уже нет; рядом нет ни друзей, ни подруг которых он растерял в суете жизни, а вместо них получил равнодушных слуг, не желающих да и не могущих заменить тех, с кем Березовский начинал завоёвывать фальшивые «вершины жизни». Но «если б молодость знала, если б старость могла»!
Ещё в давние времена, в России, его внешнее «я» заслонило внутреннее, а погоня за богатством, славой и известностью – производным от славы, заслонило в нем предчувствие человеческой драмы!
Такое состояние личности всегда чревато необъяснимым злополучием и несчастьями. Жизнь внешняя – главная причина почему человек страдает. Человек сам для себя становится причиной страданий, но никто не может понять этих страданий, при кажущемся внешнем довольстве и благополучии. А объяснение лежит на поверхности – человек обрек свою душу на страдания, не заботясь о внутренней жизни и, стал игрушкой тщеславия и зависти.
И вот тут, мы начинаем понимать, что погоня за красивой жизнью за границей, неумеренная алчность в погоне за богатством в том числе, за владение дворцами и яхтами в самом престижном месте в мире не может сделать нас счастливыми. И тогда, когда кажется, что мы добились счастья и успеха, вдруг, всё это приносит разочарование, потерю цели и смысла в жизни.
Так произошло и с Березовским. Казалось бы чаемое для него достигнуто – свой дом в благословенной Англии, известность и узнаваемость в России и даже в мире…
А внутри, вдруг образовалась пустота, которая задушила все простые желания, выжгла пространства мечты и осталась только горюющая душа, живущая словно в глубоком похмелье, после осознания – воспоминания об «утраченном рае» - Родине, где каждое русское слово сказанное на улице прохожим или даже последним пьяницей и бомжом, ласкает слух - понятно и знакомо казалось с самого дня рождения…
…Можно предположить, как это было с Березовским.
Сидя в роскошной гостиной, он медленно напивался дорогим французским коньяком о котором в молодости мог только мечтать. И чем больше пьянел, тем безысходнее казалось положение в котором он, по истечению судорожных, на пределе физических и интеллектуальных способностей дней и лет тщеславной суеты, остался в тягостном одиночестве, которое в молодости казалось лекарством от разочарований, а стало отравой честолюбия ставшего чертой характера, привычкой и не удовлетворимой страстью быть всегда на слуху и на виду у всего мира!
…За окном тишина и только присутствие телохранителя мешает, (поэтому он и был отослан из дома) сосредоточится и решить самый важный жизненный вопрос – зачем жить дальше и почему так получилось, что нет больше ни радости достижения, ни важных, нет не высоких, а именно важных целей и нет мечты и планов по достижению всё новых и новых высот признания и поклонения!
Остались жалкие обломки юношеской мечты о счастье и известности в виде этого огромного дома и этого тихого грустного сада. Он уже боялся сравнивать этот дворец и двушку в хрущевке, где родился и вырос, где в тесноте общежития, целыми вечерами сидел с друзьями в своей крошечной комнатке и болтал об Энштейне, Армстронге и суровых суперменах из рассказов Джека Лондона…
Вот тогда было счастье полной жизни и были романтические мечты стать известным, разочарованным поклонением последователей и учеников…
Но разве мы ценим, то простое житейское счастье выраженное в спокойствии совести и удовлетворённости тем, что имеем? Разве мы слушаем скучных стариков, которые говорят и пишут о удовлетворении малым и покое обывательской жизни, которая начинает сниться нам в пору разочарований и вынужденного одиночества…
…Невольно вспоминается романтический злодей из романа Достоевского – Ставрогин. Он тоже всё испытал и всё имел, но пришло время и «герой» повесился, потому что дальше не видел ни цели, ни смысла жить Такова судьба многих русских мальчиков вырастающих в романтических злодеев и убивающих себя своими руками!

Самоубийство Малашенко.

Вместо эпиграфа:

«К вопросу о том, вышла ли я замуж по расчету. Люблю ли я Игоря. Посмотрите, какой был Игорек, когда он признался мне в любви. Такого можно не полюбить? А кого тогда любить, как не его? Кто из мужчин реально мог составить ему конкуренцию? Мне искренне казалось, что это фантастический, лучший, уникальный и неземной чувак. А кто, если не он-то?», - Божена Рынска в Фейсбуке.

Я видел фотографию, где судя по всему в девяностые, вместе на одном диванчике сидят» Слева Березовский, как всегда напористо говорящий что-то Малашенко, а справа, - Немцов улыбающийся и глядящий куда то мимо партнёров.
Никого из них уже нет в живых и это наводит на размышления – почему все трое умерли насильственной смертью?!
И я думаю, что главной причиной смерти всех троих, было разочарованием в тех мечтах, которые их объединяли в те молодые годы, когда казалось весь мир у ног и остается сделать несколько шагов, чтобы стать небожителями!
Однако, жизнь жестоко наказывает за такое «индивидуалистическое» мифотворчество и примером тому, становятся многие русские эмигранты забывающие или уже забывшие кто они и где родились. Судьба, часто жестоко наказывает таких забывчивых индивидуалистов. Насыщение всем материальным, делает их на время счастливыми напоказ, но требования внутреннего человека остаются неудовлетворёнными и потому, внешнее счастье постепенно превращается во внутренние страдания!
Остальное бывает просто делом времени и обстоятельств. Двое первых: Березовский и Малашенко покончили самоубийством – повесились, может быть ещё и потому, что боялись стреляться. А третьего убили, когда он никого не боясь хотел уединится с очередной жертвой своего обаяния – «свободный человек в свободной стране», которую в том числе и он сам, выстроили на месте скучного СССР.
…Возвращаясь к самоубийству Малашенко произошедшее в похожих с Березовским обстоятельствах, то тут тоже можно говорить о неудаче в политической карьере и о суде, в котором бывшая жена Малашенко, требовала расторжения брака на условиях, лишающих её бывшего мужа какого-либо приемлемого будущего. Он ведь, как пишут, и с собой покончил в доме, в испанской Марбелье, принадлежащем его бывшей жене.
Пишут о загадочности женитьбы Игоря на скандальной Божене Рынска, но ничего удивительного здесь нет. Всё происходившее можно объяснить русской поговоркой: «Седина в голову, а бес в ребро»!
При всей закрытости и сдержанности характера Малашенко, при всём его уме, он оставался мужчиной с неудачной личной жизнью и наверное надеялся, что новая любовь поможет залечить те раны, которые нанесла ему прежняя жизнь, при всей внешней успешности и благообразии…
…В истории известных российских писателей и музыкантов существует одна общая черта – все они страдали и мучились от неверия, прежде всего их жён в их творческий и человеческий талант. Это тоже очень просто можно объяснить известным афоризмом: «Нет пророка в своем отечестве».
Семейные драмы в жизни российских интеллигентов и людей творчества – это не редкость. Вспоминается драма отношений Льва Толстого и Софьи Толстой, которая через десятки лет совместной жизни с этим русским гением, мучила его истериками и как описывал сам Толстой в дневниках, в одной из ссор она говорила ему, что-то похожее: «Я то тебя знаю. Это для других ты святой и праведник, а я знаю всю твою подноготную…»
Это неверие и даже предательство близких людей, ввергало не только Толстого, но многих российских писателей, поэтов и композиторов в мрачную депрессию. Толстой, не выдержав издевательств Софьи Андреевны ушёл из дома и вскоре умер на станции в Астапово. Но сколько ещё таких драм хранит история российских знаменитых людей?
А Малашенко, как и Березовский решили покончить с собой, потому что жизненные силы закончились и главное, цель к которой они стремился всю жизнь оказалась ловушкой!
Внятной, логичной и умной жизни не получалось и разочарование было настолько сильным, что выстраивать новую, честную и чистую жизнь не получилось!

Не вдаваясь в подробности, хочется сформулировать некоторые выводы из этого эссе:
…Если вы родились и выросли в России, то вам будет очень трудно привыкнуть к чужеземной жизни, к новым традициям и к языку, даже если вы знаете его досконально.
…Не нужно уезжать из России, для того, чтобы прожить остатки жизни за границей. Вас, после нескольких лет жизни на чужбине обязательно настигнет ностальгия по милой, такой простой и некрасивой России, по друзьям детства, по еде, по русской выпивке с друзьями, когда можно сидеть ночи напролёт и не пьянея спорить до хрипоты о политике и любимых литературных или спортивных героях. Таков характер русского человека!
…Если же случится так, что вы уехали из России «навсегда» по глупости или по наивности, найдите в себе силы признаться в роковой ошибке и возвращайтесь на Родину, которая ждет вас – блудного сына, чтобы сказать вам с сочувствующей улыбкой, примирительные слова: «Везде хорошо, где нас нет»!

Февраль 2019 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal/ Е-майл: russianalbion@narod.ru





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 18
© 09.03.2019 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2019-2509751

Рубрика произведения: Проза -> Психология










1