В стороне от... Часть вторая. 5-я глава


В СТОРОНЕ ОТ...

Часть вторая

Глава пятая

По мере того как я, словно оправдываясь, сначала с неохотой, но постепенно войдя в раж, рассказывал ей о Марго, она на глазах изменялась. Кожа на её припухлом девичьем лице начинала заметно грубеть и усыхать. Потом появились значительные морщины. Через какое-то время я уже видел перед собой достаточно немолодую, впрочем, довольно благообразного вида женщину.

Я же всё продолжал безостановочно говорить. Причём говорил, будто под диктовку, а невидимые голоса служили мне кем-то вроде суфлёров. И они непрестанно наперебой вспоминали всё, что говорит Марго:

– Она говорит, что мужчины – как тараканы и что с каждым раздавленным ей тараканом женщина становится увереннее именно как женщина! Однако если тараканов будет слишком много, то она сама рискует превратиться в таракана!

Я не запоминал ни слова из того, что слышал в своей голове, и не понимал, чьему голосу внимал, но всё же безошибочно вторил этой незримой болтовне, ни на шаг не отставая от поминутно дряхлеющей женщины. Я шёл за ней по пятам. Везде, где бы мы ни оказывались: будь то в парке или даже в церкви, единственном, вероятно, месте, в котором она тщетно пыталась от меня отвязаться.

– Она говорит… – Всё с большей и большей назойливостью произносил я нелепые фразы.

– Женщина всеобъемлюща – так говорит Марго! – повторял я, кажется, за Корешом.

– Чем больше в бабе шлюхи, тем слаще и неотразимей она при любом раскладе! Так говорит Марго! – вторил я, по-видимому, Вове.

– И всё ж она мать, хотя и нелюдь! – ворковал я вслед за Михалычем. – Но так говорит Марго!

– И мне, и мне, и мне – так говорит Марго! – самозабвенно восклицал я.

***

Иногда она поворачивалась ко мне и, устало вглядываясь в моё разгорячённое лицо, крестила меня старческой своей рукой. Но ни разу за всё это время не проронила и слова. Лишь однажды. Когда я словно выплюнул последнюю фразу:

– И не надо за меня молиться! Так говорит…

– За неё, может быть, и не надо – за тебя надо, – сказала она.

И тогда я примолк. И уже следовал за ней молча. Сначала голоса продолжали свой вероломный гвалт. Но постепенно я перестал их ощущать. И понял: они не в силах слышать молящегося, то есть слышать-то могут, даже если и молитва без слов, но слушать... Они хотят слышать, что говорит Марго.

Именно поэтому и стояли в сторонке, когда старушка читала надо мной псалтирь.

И я в сторонке. В стороне от…

И вековать мне со своими гробами, в коих будут рассыпаться в прах Михалычи, Вовы, Кореша и наркологи, должно быть, бесконечно убиваемые мной. И я, если это я, без конца убиваемый ими.

О, вечно слушать, о чём говорит Марго!

А вот придёт дочка в платочке, и как достанет из сумки свою псалтирь!

Да и пускай себе торопится батюшка! Много нас здесь таких – в стороне.







Рейтинг работы: 42
Количество рецензий: 6
Количество сообщений: 14
Количество просмотров: 24
© 07.03.2019 Эдуард Поздышев
Свидетельство о публикации: izba-2019-2508101

Рубрика произведения: Проза -> Повесть


Надежда Шереметева - Свеховская       15.03.2019   12:20:22
Отзыв:   положительный
Сложно было писать этот комментарий, не погрузившись самонадеянно в разглагольствование, в силу того, что настолько все просто изложено вашим языком, не ведающим вульгарных налетов изысканности и прочих вензелей красивости. Во всех ваших произведениях мечется мятежный, но слабый дух, пытаясь вырваться из-под панциря ленивого тела, но у него в окружении мало примеров для движения вперед… не увидела никаких недомолвок, но неприкрытую искренность таких ракурсов жизни, от которых люди привыкли отводить взгляд… словно этого не существует … так хочется им думать. Тогда уютнее жить в выдуманном мире, не имеющем ничего общего с действительностью. А вы взяли на себя смелость и показали ее в нагом виде, да еще и удивительно точным литературным языком высокой прозы. Есть ли здесь, нет ли - некая греховная зависимость души, о том думать не хочется, тем более украшать замысловатой терминологией абсолютно простейшие жизненные гримасы, о которых вы сами исчерпывающе ответили:
«Вообще же всё началось со сна. Не ГГ, а автора. А дальше - ход, но не конём, а пером».
Но возникает непреодолимое желание, чтобы автор – герой нашел в себе силы; однажды оживил творческий потенциал и направил его потоки в то светлое, что дарит ему каждый новый день, слившись с единым полем природного закона. Это ли не основа всех творений?! Квантовая теория установила, что единое поле всех законов природы лежит в основе всего творения, встретив просветление, ведущее к радости мимолетности, аромату мига, звучанию воздуха. Чтобы возбужденные уровни сознания, преодолели сковывающие его границы, и погрузились на более глубокий, спокойный… могущественный уровни мышления.
И только в этом случае ум будет в счастливом бодрствовании в состоянии покоя. Это несет за собой пробуждение всех физиологических механизмов. А отсюда и само регуляция, и восстановление организма. Всего лишь описать воробья, купающегося в луже… и все… Новый человек. Новый импульс. И так вперед семимильными шагами, без всяких рассуждений навстречу всему, что вызывает улыбку, радость. Хватит печали . Надо не опоздать… успеть еще напиться росы. Еще и таким хочется увидеть ваше творчество… еще успеть… Я представляю сколько это может принести радости искушенному читателю, если он поглощал вас в самых неудобоперевариваемых сюжетах, упиваясь, но как будет выражена простая радость жизни, тем же языком - можно только предполагать , с нетерпением ожидая.
Эдуард Поздышев       15.03.2019   13:30:56

Спасибо, Надежда, за великолепный отзыв, в котором вы, как и в ваших произведениях, в очередной раз показываете и ваш ясный ум, и недюжинные способности, и прекрасную вашу образованность, и предметную (если употребить это слово как термин, распространённый в творениях И. А. Ильина - известного русского и в высшей степени религиозного философа) чуткость, конечно же, ваши привлекательные качества, коими являются открытость и отзывчивость, а также понимание непростого в простейшем и видение простого, которое само по себе не требует никакой основы, кроме как в той же упомянутой (или подразумеваемой) вами природе, в том смысле, что объемлет в себе много природ, включая природу человеческую.

Увы! Конечно, здесь (в вопросе героя-автора данного опуса) следовало было сослаться на греховную немощь. Да всё и налицо: и лень, и слабость, и некая унылость, почти безнадёга.

А о - светлом... Конечно же, хотелось бы непременно о светлом. Да у всякого своя осанна. К сожалению. Или - пусть себе...

О миге и моменте писать не вполне способен. Чаще, по той же лености, а вообще, скорей от не сильного желания. И всё потому, что я не писатель. Писатель всё подмечает. Он художник. Я ж нахожу иногда удовольствие, как в детстве, с нетерпеливостью ломать игрушки, чтоб посмотреть, что там внутри. Но не в этом дело. Я ж повзрослел, кажись, чуть-чуть). А дело в том, что можется иногда (о, гораздо реже, чем хочется!) писать, ломать или мутить воду о том, что подмечаю сам, а не о том, что открывается. И вот это уже действительно - к сожалению. Или - просто писать, причём обычно тогда, когда этого не хочется больше, чем хочется. Но в данном пунктике как раз этот фактор важен - просто писать. Это, знамо, свойство графоманское. Вот тут-то я, пожалуй писателем-то и назовусь!)

Сочинять хочу, а не воспроизводить или описывать увиденное или пережитое. Но в последнее время чаще ничего не хочу. И вот здесь - вовсе не по лености или апатии (также моим завсегда разлюбезным приятелям), а по многостороннему моему невежеству. Невежда во всём: в чтении и образовании, в опыте наблюдения за жизнью вокруг. Отсюда и простой язык - от скудости, а не от какого-никакого мастерства. В этом мы с моим героем тоже - в стороне от...

)))

С поклоном и уважением!
Надежда Шереметева - Свеховская       15.03.2019   14:00:05

«Сочинять хочу, а не воспроизводить или описывать увиденное или пережитое.
…что подмечаю сам, а не о том, что открывается».
Так ведь вы – то, как раз, способны увидеть то, что не дано другим.
Помните: « Я тебе показывал пальцем на небо, а ты увидела только палец».
И писать об этом по-своему, неповторимым языком, образами, метафорами. Все, что вы намерены сочинить, якобы сами, уже было, когда-то сказано, увидено, но...
Но только вы способны видеть иначе, чем кто – либо. Глядя на один и тот же предмет, всякий увидит его по-своему, но именно этот предмет раскроет диапазон его восприятия и даст импульс дальше делать то, что более всего привлекает. Появится азарт видеть, слушать, творить. Либо не писать больше никогда, но использовать шанс.
Эдуард Поздышев       15.03.2019   14:12:14

Вот откроется... Тогда и шансом - уж воспользуюсь, будьте благонадёжны!)
А пока... В стороне от...)
Спасибо, Надежда!
Надежда Шереметева - Свеховская       15.03.2019   14:26:55

Такие, как вы - нужны литературе. Я буду ждать, и надеяться.
Невыносимо мало тех, кому веришь.
Эдуард Поздышев       15.03.2019   16:02:39

Мне "Петьку" бы моего закончить. Все силы бы пустить на это. Не идёт уже три года. Щас снова вот начал в сотый раз перечитывать и править. Пролог пока перечитал. Чуток подправил. Хотелось бы дописать, наконец, эту повесть и издать отдельной книжкой - это бы стало одним из дел моей жизни.
Надежда Шереметева - Свеховская       16.03.2019   02:25:50

Ух! Как же я вас понимаю! Тем же занимаюсь. Попробуйте включить тихонько хорошую музыку (Шопена, Фаусто Папетти, Таривердиева, Секрет гарден - фоном, пение птиц) и все пойдет как по маслу. Успехов.
Лариса Калинина       11.03.2019   11:12:58
Отзыв:   положительный
Вот и обозначились оба полюса, оба главных героя Ваших, Эдуард, сочинений: Петька, идущий к Папке, и ищущий Марго призрак м б булгаковского героя, а м б То, Что Осталось От Пер Гюнта, отказавшегося от Сольвейг, как Веры, Надежды, Любви и жившего по закону царства троллей (" тролль, будь доволен собою") из провидческой драмы Ибсена.
Вам с Петькой много работы. Божьей вам помощи!
Эдуард Поздышев       11.03.2019   11:23:07

Благодарю, Лариса, за пожелание и за отзыв. Ибсена любил читать в юности - именно данную драму "Пер Гюнт". И любил слушать некоторые арии из оперы Грига. Вы точно угадали параллели. Спасибо за чуткое и терпеливое прочтение.
Евгения Викторова       09.03.2019   23:48:48
Отзыв:   положительный
Попробую немного осмыслить прочитанное в тезисах.
1.Вряд ли вам интересны мои дифирамбы, гораздо существеннее те мысли и чувства, которые возникают при чтении. Я даже позволю себе выразить, возможно, отличное от вашего видение. Но вы же оставили недомолвки, недосказанности и в не четко обозначенных границах фабулы даете свободу интерпретациям, не замыкаете читателя в узкие рамки только вашего замысла?
2. По мере того, как читаешь, начинаешь понимать, что все эти Вовы, Корешы, нетипичные наркологи и др., помимо их бесовской природы могут быть страстями или потенциями ( извращенными, поврежденными грехами-страстями) самого ГГ. Вова, кроме очевидной демонической сущности, это еще и нереализованная по жизни активность героя, переродившаяся в агрессию и злобу. Кореш - изуродованное отображение духовных поисков героя, его тяготение и интерес к монашеству, опять же перехваченное темными силами, нетипичный нарколог – отзвук алкогольной зависимости души, пригвожденной грехами к аду.
3. Марго – это стержень и фон всего повествования. В первой части - это очень манкая ( кстати, сочно описанная)для ГГ женщина, которая притянула и полонила его еще в земной жизни. А за смертным порогом, этот дух блуда и сладострастия, овладевший героем, хотя и подаваемый в красивой упаковке держит его душу на коротком поводке.
4.Вы очень убедительно передали страшное состояние безликости гг, не сделали его хоть сколько-нибудь симпатичным, не наделили его положительными чертами( хоть он и считает себя «хорошим человеком»), способными вызвать хоть какое-то чувство, он и не имеет никакой витальной силы. С не проявленной, неразвитой душой, с которой проживает большинство людей сейчас. Примечательно, что ваш ГГ в этой повести, как , впрочем, и в ЧД очень зависим от женской ипостаси. Он цепляется за женщин. В женщине он ищет не столько женщину в самом низком утилитарном смысле( хотя и не чужд плотских утех), но женщину-причал, тихую гавань, куда можно укрыться, как некую гарантию и доказательство собственной экзистенциальности, потому что сам как мужчина слаб, пуст, никчемен. Весьма распространенный типаж. Г.Г в Черной дыре тоже возможное спасение находит в женской молитве. Может это и понравится вашим читательницам, потому что весьма льстит женским иллюзиям о собственной роли в жизни мужчины, но у меня особого доверия к женской молитве нет, слишком часто эти благие и слезные пришептывания грешат пристрастностью и эгоизмом. А угадать или вывести другой уровень молитвы из ваших смутных женских образов не получается. Вот может постаревшая и изнуренная жизнью «дочка в платочке», хоть она так суха и холодна, и с виду ее молитва – далеко не лучший вид ( молитва- долг), не согретая теплом сердца, но есть надежда , что она дотянет до высшего типа молитвы – молитвы-подвига. Вот так мне прочиталось.
5.Вы не боитесь погрузиться в табуированные темы, табуированные не формально чем-то внешним, а табуированными на уровне сознания. Каждая душа инстинктивно избегает темы ада и смерти, демонического мира. Сейчас, правда, это стало трендом, модой, но больше как профанация или стеб, исследователей серьезных не знаю, а у вас вся клиническая картина живописана очень ярко. Вы дерзаете словом предосязать порог между двумя мирами. Вы подходите так близко... Смотрите каким-то другим, отличным от обычного видения зрением, где обостряются все вопросы – добро и зло, истинное и ложное, временное и вечное. Вы совершенно фантастически передаете все аспекты потери своего «я», всех ориентиров, сбивчивости и безумия, соединяете земные узнаваемые сцены, бытовые события с помраченным больным восприятием ГГ Вам веришь, потому что все описанное хотя бы в каких–то моментах отчасти узнаваемо, потому что опирается на то темное, смутное, больное, что таится в каждом человеке.
6.Читать нелегко. Этот инфернальный мрак вы передали пугающе реально и своего героя вы тяжело тащите на себе. Чтобы вещь была более читабельна, ее бы подсократить, но вы это вряд ли станете делать. Но может это в ваши планы входило – изрядно поизмотав читателя, просолив его как огурец в своем адском рассоле, привести его к выстраданному и вожделенному концу? Вещь получилась устрашающе-предупреждающая, что, наверное, и требовалось.
7.Литературная форма повести– великолепна, с выверенным вашим стилем, на мой вкус и взгляд - высшей пробы! Текст плотный, живой, с гениальными «идиотскими» диалогами. Вы прекрасно имитируете словоблудие.
Эпитет гениальный не люблю и стараюсь им не швыряться направо и налево, но здесь вынуждена его применить. Гениальность – в сознательном вполне отрефлексированном размывании, искажении, иногда выхолащивании смыслов в речах героев и в то же время сохранении за бессмыслицей пульсации мысли, ее таких новых и невиданных поворотов, изломов, которые заставят на время остолбенеть всякого думающего читателя. Поставленные вопросы - диалектика правды и лжи, подлинного знания и эрзац, метафизика имени, любви и «любви», веры и псевдоверы и пр., не требуют немедленных ответов. Наоборот, остаются с читателем и продолжают в нем уже вершить заданную работу. Даже захотелось поразмышлять о том, что есть «венец правды» по ап. Павлу. Такой уровень подачи не доступен простым смертным, потому что не можешь разложить на составляющие и не знаешь, как это сделано.
Сильный и жесткий финал!
Яркие и предельно убедительные последние диалоги с изрыгательствами из ГГ и потрясающая все мироздание его «последняя правда» и надежда. ГГ на миг прозрел и увидел верх-низ, право-лево и себя в этой Богом созданной системе координат. И вот в том малом оазисе, который создала неотступная молитва его жены он, наконец, увидел себя.
8.Теперь о вашей целевой аудитории. Сложно сказать. Далекие от веры, но любопытные, будут воспринимать вашу повесть как литературный квест, но скоро в нем увязнут. Непросвещенные православием хотя бы умозрительным не поймут ничего. Православные тоже не все доберутся до финиша. Потому слишком не похоже на церковную и околоцерковную литературу. Кто же ваша потенциальная аудитория? Вероятнее всего -думающие, не зашоренные, избегающие всяких клише и стереотипов, с живой верой, не делающие кумиров из признанных авторитетов и не боящиеся сложных вопросов, возможно еще литературные гурманы, которые оценят ваш деликатес. Таких, будем надеяться, тоже немало.
Спасибо! Это стоит читать и об этом размышлять.
Эдуард Поздышев       10.03.2019   01:46:38

Я нарочно ни к чему не аппелировал. Даже к правде по ап. Павлу. Ничего не знать или всё забыть и идти туда не знаю куда, но туда, где нет и, вроде бы, не может быть никакой цели. Тем не менее - идти, но при этом стоять на месте, ибо этот путь гораздо медленнее не только стояния на месте, а даже и оступания вспять, хотя и вспять невозможно уже, и не потому, что поздно отступать, а потому, что неоткуда. И при всём при этом - это движение со скоростью, значительно превышающей скорость света (в инфернально большей мере, в трансцендентном смысле самого понятия "свет" - в смысле спорном, противоречивом), движение в небытие в бытии, когда бытие неоспоримо, а небытие недостижимо, потому что всё и вся заключено в бытие. Я есть, я имя, я безымянен, я - это я или не я и всё же я. И это я настолько немощно и бессильно определить себя в той точке бытия, в коей оно уже безвозвратно не определилось. Однако неопределённость эта проистекает вовсе не из слабости и никчёмности, - может быть, осознаваемой таковой, но скорей кажущейся, - а из неких неуловимых, то есть коренным образом превышающих силы ума и души пределов, которые далеко не всегда соизволяют подчиняться сознанию всё же определившейся в бытии сущности.
Вообще же всё началось со сна. Не ГГ, а автора. А дальше - ход, но не конём, а пером.
Спасибо, Евгения, за незаслуженно исчерпывающую и ошеломительную рецензию. Эта повесть лишь тренировка. От бессилия не героя, но автора.
Евгения Викторова       10.03.2019   08:14:21

Да, в этом вся соль. Просто вы «посмели» показать, обозначить те пределы, о которых не хочется думать и их осознавать, потому что осознать их – это значит расписаться в своей реальной беспомощности и никчемности, «зане́же весь пуст и пался есть».
Но я верю, что наступит момент, когда мы определимся в "неоспоримом", а не призрачном земном бытии, осознаем свою сущность,перед нами раздвинут пределы и мы узнаем свое настоящее имя.
Глеб Копчёный       07.03.2019   08:41:24
Отзыв:   положительный
М-да... чего тут только ни увидит искушенный читатель: и отсылка к Бардо Тхёдол (в том, что все встречающиеся усопшему в его посмертии чудовища и страхи - суть отражения различных граней его же собственной распадающейся Личности). И самых настоящих демонов и чертей (по сути, тоже различные грани преобладающих прижизненных грехов - гневливости, жадности, и т.д.) -многое Эд нам поведал в столь коротком тексте. Только вот есть в нём и старушка, читающая Псалтирь над усопшим, и это странным образом внушает надежду, что весь этот странный и страшный сюрреализм и бред всё же закончится Очищением и Определенностью: все сестры получат по серьгам, а поплавок остатков души-монады займет свое единственное положение в той среде, которая наиболее соответствует ей по плотности: какие именно это будут слои Ада или Рая - это нам, простым Читателям, неведомо. Но очень хочется надеяться и Верить, что только Его всепрощение кротость и доброта - нам как отрада и единственное Спасение в безнадежной и бесконечной клоаке сансары и непререкаемых и незыблемых Законов Возмездия.
Эдуард Поздышев       07.03.2019   09:35:17

О Нём, Глеб, о Его всепрощении, кротости и доброте я здесь заведомо не упоминаю. Да и не настолько серьёзно это произведение (с позволения сказать), чтобы попусту суесловить. Его - Его - всепрощение, кротость и доброта для меня несомненны и незыблемы. О человеке что-то пытался брякнуть - именно что брякнуть, а не сказать нечто стОящее. Про сансару, к стыду своему, не помню ни малой толики - не тяготею ни к индуизму, ни к буддизму (хотя и читал об этом для отчёта на экзамене, когда учился, но это давно было).
Спасибо, Глеб, за умный и неравнодушный отзыв!
Вообще, эта вещь тренировочная - от бессилия творческого.
Глеб Копчёный       07.03.2019   14:15:08

вам, вероятно, небезынтересно будет почитать последний роман Пелевина "Улитка на склоне Фудзи".
Там описан очень для меня смешной момент, когда олигархи за бешенные деньги и с суперсовременной аппаратурой купили "опыт" буддийских монахов - ну, то есть, без бдений и святости решили на халяву вкушать от Благодати. И это им настолько понравилось, что они решились на мошенничество - только бы у них без монахов осталась возможность кайфовать так, что куда там кокаину с героином. Но, в результате этого инсайда, они получили такой геморрой вместо кайфа, что отныне им было невозможно наслаждаться и обычными земными вещами, свойственными их положению. Они стали видеть эту реальность не так, как как мы ее видим на самом деле - плавно разворачиваемой и непрерывной, а воспринимать ее только дискретно, как череду быстро-быстро меняющихся кадров. Я от души смеялся, когда читал этот их такой попадос :-) С буддизмом-то я хорошо знаком - настолько, чтобы точно знать о нем, что никакая это не самая добрая религия в мире. А это есть учение равнодушных и эгоистических одиночек-нарциссов, которым плевать на все и вся, лишь бы их самосовершенствование шло своим чередом, а все остальное это так - майя и дукха, что-то типа вечно меняющихся декораций того, чего на самом деле просто не существует. Как нет, по их мнению, и Бога, да и сатаны тоже...
Эдуард Поздышев       07.03.2019   15:02:49

Каким-то внутренним инстинктивным ощущением мне тоже как-то так же всё представляется, когда я думаю об этом. Но скорей мне не по душе все эти религии внешне.
За роман спасибо, куплю непременно, вот только прочитаю ли - не могу стопроцентно обещать.
Глеб Копчёный       07.03.2019   15:08:57

Я первый раз прослушал книгу - был на больничном и было совершенно нечем заняться. Играть-то на гитаре я сейчас пока что не могу, ксжлн.
Вот и прослушал. Хорошо читает Арефьев, кажется.
Эдуард Поздышев       07.03.2019   15:12:39

А я купил на Литресе - простую электронную.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1