ГЕРОИ, КОТОРЫХ НЕТ


Всероссийский литературный конкурс «Герои Великой Победы» в Интернете найти легко. На главной странице сайта с гордостью написано: «Конкурс проводится под патронажем Российского военно-исторического общества». Кроме этого общества, под крыло мероприятие взяли Министерство обороны РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ, Российская государственная библиотека и Издательский дом «Не секретно».
Информации о составе жюри почему-то нет, поэтому привожу список оргкомитета: председатель – Мединский Владимир Ростиславович, министр культуры РФ; заместитель председателя – Пуликовский Константин Борисович, генерал-лейтенант; Буздыган Владимир Данилович, директор департамента культуры Министерства обороныРФ, Иванов Николай Федорович, председатель правления Союза писателей России; Рябов Олег Иванович, генеральный директор конкурса «Герои Великой Победы».

В Положении говорится: «Дирекция конкурса не указывает авторам причину, по которой работа не была допущена к конкурсу». Вроде ничего компрометирующего, – хозяин что хочет, то и делает, но авторам, которым отказали, приходится теряться в догадках, думать, какие правила они нарушили. А как готовиться к очередному конкурсу? Чего нужно избегать, а чего, наоборот, придерживаться?

Зато в Положении можно найти такую строку: «В случае неэтичного поведения конкурсанта во время проведения конкурса, он отстраняется от дальнейшего участия в конкурсе». Какая строгость к участникам, и, в то же время, отсутствие этических требований к себе!

А вот еще одна интересная подробность: «Все конкурсанты, допущенные к участию в конкурсе, по своему желанию, могут получить сертификат участника конкурса в печатном виде. Получение сертификата не влияет на переход участника в следующий этап конкурса. Сертификат является свидетельством подтверждающим участие в конкурсе». Если так, то зачем он нужен? Просто как фото, которое дарят на память? Но вряд ли есть, что вспоминать, если ты не попал даже в список финалистов. А подобных конкурсов будет еще ох, как много.

Лично я участвовал в конкурсе "Герои Великой Победы" 2018 года. Попал только в лонг-лист. Терпеливо дождавшись объявления победителей, прочитал первое попавшееся стихотворение призера Станислава Пенявского «Город-герой» (произведение предыдущего автора в списке не нашел).
https://www.chitalnya.ru/work/407452/ Прочитав еще раз, я понял, что недостатков в нем больше, чем в моем стихотворении «На амбразуру!» https://www.stihi.ru/2019/03/11/7502 . Чтобы познакомить читателей с фактами, разберу оба произведения.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ГОРОД-ГЕРОЙ»

ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: в норме – плюс 1 балл

ФАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
«Сталинград, Сталинград – неприступная крепость, ты врагу его путь своей грудью закрыл….И страницу в бессмертье ДЛЯ СЕБЯ ты открыл». Сталинград сражался не за свое бессмертие. Он защищал страну от фашизма. – 1

«СТАЛИНГРАД – НАД ВЕЛИКОЙ РЕКОЮ. ТЫ В ОГНЕ И В РУИНАХ, но не сдался врагу. Весь народ как один за тебя встал стеною, для России в тяжелом, 43-м году». В настоящем времени Сталинград никак не может быть в огне и в руинах. – 1

РЕЧЕВОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
«Ты врагу его путь своей грудью закрыл. ТЫ в тяжелых боях показал свою верность и страницу в бессмертье для себя ТЫ открыл». Если первые два повтора местоимения стилистически оправданы, то третий – нет. Это уже не художественный прием, а просто недосмотр. – 1

«Для России в тяжелом, 43-м году». В художественном тексте числительное пишется не цифрами, а буквами. – 1

ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: в норме + 1

МЕТАФОРЫ: своим подвигом молод; ты врагу его путь своей грудью закрыл; стоят те бойцы из гранита + 3

ЭПИТЕТЫ: часовые войны + 1

СРАВНЕНИЯ: Сталинград – неприступная крепость + 1

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: ты врагу его путь своей грудью закрыл + 1

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: Сталинград – героический город, о тебе свою песню я с признаньем пою; сколько крови и слез, сколько пота пролито, сколько лучших сынов там осталось лежать + 2

СЮЖЕТ: не новый – воспевается город-герой. – 1

ОПИСАНИЕ ГЕРОЯ (человека): о тебе свою песню я с признаньем пою (благодарный, уважительный); сколько крови и слез, сколько пота пролито, сколько лучших сынов там осталось лежать (сочувствующий) + 2

ОПИСАНИЕ МЕСТА ДЕЙСТВИЯ: Ты красив и велик; Сталинград – над великой рекою; и сегодня стоят те бойцы из гранита + 3

СПОСОБ ПОВЕСТВОВАНИЯ: от первого лица (тебе свою песню я с признаньем пою) + 1

РИФМЫ: в норме + 1

РИТМ:

Сталинград, Сталинград - героический город, – – / – – / – – / – – / –
О тебе свою песню я с признаньем пою. – – / – / / – / – / – – / Сбой ритма. – 1
Ты красив и велик, своим подвигом молод, – – / – – / – / / – / / – Сбой ритма. – 1
Пред тобой на колени поколенья встают. – – / – – / – – – / – – /. Сбой ритма. – 1

Ты врагу его путь своей грудью закрыл. – – / – / / – / / – – / Сбой ритма. – 1
Ты в тяжелых боях показал свою верность – – / – – / – – / – / / – Сбой ритма. – 1
И страницу в бессмертье для себя ты открыл. – – / – – / – – – / – – / Сбой ритма. – 1

Ты в огне и в руинах, но не сдался врагу. – – / – – / – – – / – – / Сбой ритма. – 1
Весь народ как один за тебя встал стеною,
Для России в тяжелом, 43-м году. – – / – – / – / – / – – / Сбой ритма. – 1

Сколько крови и слез, сколько пота пролито, / – / – / – / – / – – / – Сбой ритма. – 1
Сколько лучших сынов там осталось лежать. / – / – – / – – / – – / Сбой ритма. – 1

Вертикальная черта – ударная гласная, горизонтальная – безударная. На схемах строк видно, что ударение часто падает не туда, куда надо. Это плохо, потому что текст лишен напевности и динамики, трудно читается и запоминается.
РАЗМЕР:

Сталинград, Сталинград - героический город, Слогов: 13
О тебе свою песню я с признаньем пою. 13
Ты красив и велик, своим подвигом молод, 13
Пред тобой на колени поколенья встают. 13

Сталинград, Сталинград – неприступная крепость, 13
Ты врагу его путь своей грудью закрыл. 12 Сбой размера – 1
Ты в тяжелых боях показал свою верность 13
И страницу в бессмертье для себя ты открыл. 13

Сколько крови и слез, сколько пота пролито, 13
Сколько лучших сынов там осталось лежать. 12 Сбой размера. – 1
И сегодня стоят те бойцы из гранита, 13
Часовые войны- им бессменно стоять. 12 Сбой размера. – 1

Нарушение размера строк, как и ритма, отрицательно сказывается на напевности текста.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ: в норме + 1

СОРАЗМЕРНОСТЬ ГЛАВНОГО И ВТОРОСТЕПЕННОГО: в норме + 1

ОРФОГРАФИЯ: в норме + 1

ПУНКТУАЦИЯ: в норме + 1




АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «НА АМБРАЗУРУ»

ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: в норме + 1

ФАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: в норме + 1

РЕЧЕВОЕ СОДЕРЖАНИЕ: в норме + 1

ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: в норме + 1

МЕТАФОРЫ: друг, ты огонь отведи; землю взметает граната; гада в битве унять; пора балагуру смертным щитом послужить + 4

ЭПИТЕТЫ: фашистский гад; горячая битва + 2

СРАВНЕНИЯ: пирушки, как девки печаль + 1

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: холодом щиплет февраль; ветер настойчиво дует;
лает врага пулемет + 3

ИРОНИЯ: кончились ваши пирушки, фрицы, – как девки печаль + 1

СЮЖЕТ: не новый – подвиг бойца, закрывшего грудью вражеский пулеметный дзот – 1

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: друг, ты огонь отведи!; сильно морозятся руки; лает врага пулемет; знать бы, что ждет впереди!; дзот в трех шагах! + 5

ОПИСАНИЕ ГЕРОЯ: кончились ваши пирушки, фрицы, – как девки печаль! (человек с юмором, уверенный в себе); если и дальше так будет, то не поднимется взвод (рассудительный, заботливый); амбразуру телом лишь можно закрыть (находчивый, отважный) + 3

ОПИСАНИЕ МЕСТА ДЕЙСТВИЯ: деревня Чернушки; холодом щиплет февраль; дзот в трех шагах + 3

СПОСОБ ПОВЕСТВОВАНИЯ: от имени главного героя + 1

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ: в норме + 1

СОРАЗМЕРНОСТЬ ГЛАВНОГО И ВТОРОСТЕПЕННОГО: в норме + 1

РИФМЫ: в норме + 1

РИТМ: в норме + 1

РАЗМЕР: в норме + 1

ОРФОГРАФИЯ: в норме + 1

ПУНКТУАЦИЯ: в норме + 1


Подвожу итог.
Достоинства стихотворения «Город-герой»: 21
Недостатки: 19

Достоинства стихотворения «На амбразуру»: 34
Недостатки: 1
С большим преимуществом побеждает «На амбразуру».

Я потребовал пересмотреть итоги конкурса в пользу своего стихотворения. В ответ – ни слова. То ли жюри слишком загружено работой, то ли ему все безразлично, то ли его нет вообще. Первое предположение – самое вероятное, но даже оно вызывает сомнения. Конкурс проводится не первый год. Если оргкомитет видит, что рукописей присылают слишком много, то он может ограничить прием работ. Если не хватает экспертов, то можно дать им больше времени для анализа или привлечь дополнительных специалистов. Все можно исправить. Наверно, нельзя сделать только одно – научить работать жюри, которое оценивать произведения не умеет и не хочет признавать свои ошибки.


Александр Рубис,
член Российского союза писателей,
поэт, прозаик, частный редактор
и рецензент.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 8
© 06.03.2019 Александр Рубис
Свидетельство о публикации: izba-2019-2507780

Метки: литературный, конкурс, герои, министерство, культуры, Александр, Рубис, Станислав, Пенявский, амбразура,
Рубрика произведения: Проза -> Статья










1