Страж рая


Страж   рая
                                                                                                               СТРАЖ    РАЯ
Данное писание меня спровоцировал мой песенный знакомый, прислав свежую песню «Рай» кумира прошлого Андрея Макаревича. Не стану приводить ее содержание, оно достаточно всеми публично принято. Отмечу, что его «Рай» написан в эмоциональном, обреченном чувстве. Отдельные слова выдают это состояние автора, деваться некуда - только такие слова. Обращаясь к прошлому, мы много забываем или не хотим понять, что время нас меняет, всех. И … «Машина…» давно «от свистела», но память мы все же храним. Мы жили с ними в том времени. Однако было и остается - «с природой воевать не с руки…». А жизнь – это природа. От «Вагонных споров», «Глупых скворцов», «Перекрестка семи дорог», «Поворота» и только сейчас вдруг … в «Рай». Обидно, аполитично рассуждать… но…
Его песня - это оклик. Отклик на слова и действия в конкретно- возможной реальности: в случае чего - рай нам обеспечен. Что же сейчас в «Авангарде» общечеловеческих ценностей? Кто правит силой это видно. Сила не одна. А если так, то, безусловно, возможен спор. Сложный спор двух сил, упрямых сил.
А кто правит нашим разумом? Возможен спор двух разумов? Как минимум, у каждого свой ответ. Или молчание. Это тоже сейчас принято считать «действием». Как в партитуре у музыкантов у всех свои партии, и паузы в них идут в зачет общей музыки.
Есть более короткое представление о рае - это просто блаженное состояние. И духовное и материальное. Те, у кого есть все, никогда не назовут это «раем». Им мало. Не назовут это и другие, потому, что они не знают и не представляют материальных райских делений других. Таков нынче мир. Лозунг же «Миру – Мир!» следует обеспечивать «Авангардом» реальной необходимости (?!). Тогда ее иные воспринимают (или должны), как наше общее … «мандраже» в общем мире. Вот и пора лозунгу Мира ставить… знак вопроса? Или свести Мир в Рай !?
При этом мыслеблудии в памяти (моей) начинают пробегать страницы нечто подобного, чем не повод свести это в эволюционные подобия, и задуматься, посмотреть в профиль (со стороны) проблеме.
Читающий эти строки, может спросить: «Зачем он это пишет?». Отвечу вопросом: «А как вам спится? А рай вам не снится?».
Перелистывая память, я вспомнил, что «Райская тема» имела всегда мифическую сущность и потребность, манила к себе. Четкого, конкретного представления сложно найти. Один из вариантов Раем называют «блаженное жилище небожителей и праведников, которое они наследуют после Страшного Суда Божьего». Весьма туманно.
Человек склонен к мечтам, пусть через мифологию, пусть через «социализм», «коммунизм», но какой-то синхронизатор-селектор в голове каждого человека заложен самой природой, или создателем всех нас. Человек самое загадочное существо природы. Ему нужен миф, мечта, цель. Это и будет формировать его движение по жизни.
Полтора века назад во главе развития человечества было искусство. Живопись, имея многовековую историю поиска жизненных истин, пленила людской разум, заставляла не только отражать бытие, но и формировать в человеке то лучшее, для чего он в этом общем мире.
Европейская школа живописи, интернациональные поиски, устремления талантливых художников меняли не только смысловые позывы, но и технику письма, что эволюционировало и развивало людей. В технократическом прогрессе человечества, например великий Французский художник Пюви де Шаван, видел гибель искусства и, как следствие, огромные сложности в развитии разума и нравственности людей.
И вот по этой «наводке» я довольно быстро отыскал альбом художника, картина которого у меня так и осталась в памяти, как магическая загадка.
Франц Штук – одна из самых ярких фигур на небосклоне немецкого модерна, творца самоучки, пережившего остаток романтизма и экспрессионизм.
В то время (1889г. ! ), на одной из выставок, первой в своей жизни, была представлена его картина «Страж рая», совсем тогда еще неизвестного автора. Полотно было настолько необычно, свежо, талантливо написано, что жюри выставки в изумлении, без колебаний присудило автору золотую медаль и денежную премию.
Так началось восхождение, вернее взлет, молодого художника. Всех будоражил смысл картины, в нем столько таинственного и заставляющего любого зрителя копаться в своей голове интригующего сюжета автора.
В Библии об «учреждении» стражника у ворот Эдема сказано: «И поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Но данная картина совершенно не представляется библейским сюжетом, в ней отсутствуют привычные декорации и детали. Разве что разведенные крылья: но куда лететь, если ты на посту? Поэтому они словно фон за фигурой стража. Картина, в тоже время, предельно проста, но поразительно таинственна. Красивое лицо стража совершенно бесстрастно, лишено каких бы то ни было эмоций. И эта бесстрастность вкупе с реалистическими прописанными чертами лица и рельефной мускулатурой его рук производит страшное и загадочное восприятие. Нам никто подробно никогда не описывал райских пребываний. Почему там стоит страж? Что он охраняет вход или выход? Чувствуете современность? Отмечу еще свое восприятие – для меня лицо, да и фигура молодого человека совершенна настоящему времени. Я долго всматривался в его взгляд, словно искал в нем некую современность, и ощущал в ней сегодняшнее подобие. Переведя свой взгляд с головы до ног, я понял, что где-то это я видел сейчас. Можно это себе представить, что это вахтер… на входе в Совет Федераций или Государственную Думу? Вряд ли, там своих вахтеров с кобурой хоть отбавляй. Они бы этого босоногого с посохом сразу бы скрутили.
О! На ТВ! Точно! Здесь определенно что-то Малаховское, красивое лицо, включая ноги без носков. И словно пульсирующий пламенный меч - это символ власти ТВ над нашим потухшим разумом. Их девиз (по действиям) - ТВ наш Рай! Будем вас кормить своим! Народ надо лечить, а докторов на это у нас хватает. И пошли программы стремительным потоком. Перечисление не привожу – букв жалко, и «Время показало» уже много лет.
Что нам дает наше ТВ мы все видим. Образы вечных ведущих, словно стражники нашей жизни. Они волонтеры (волонтер, человек, работающий бесплатно на благо народа) проводники попутчики и кондуктора нашего будущего. А вот скандальный мусор из ТВ выгрести не так просто, как бытовой. Наше ТВ уже непереносимо. Вот такая ШТУКа.
Как же закончить эти блудные мысли?
Закончу коротко, торжественно-привычно:
«ПОЛИОКСИДОНИЙ!» ( на правах ТВ рекламы)





Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
© 11.02.2019 Геннадий Лузгин
Свидетельство о публикации: izba-2019-2489078

Рубрика произведения: Проза -> Очерк











1