"Конники" против "механизаторов"


"Конники" против "механизаторов"
Если мы с Вами копнем чуть глубже некоторые детали по Русской кавалерии,  Вы будете просто шокированы. И сразу поймете, почему между «конниками» и «механизаторами» началась такая непримиримая борьба в начале 30-х годов 20-го столетия.

Во главе «конников» стояли знаменитые красные маршалы С. Буденный и К. Ворошилов. Их главные оппоненты - лидер военного крыла сионистов М.Тухачевский и Г. Жуков.

За что ратовали «конники»? Постараюсь кратко изложить суть идеи красных маршалов словами Семёна Михайловича Буденного:

«Что понимается под стратегической конницей?
Крупные соединения конницы, усиленные мехсоединениями и авиацией, действующие в оперативном взаимодействии с армиями фронта,
самостоятельной авиацией и воздушными десантами.
Такие соединения являются оперативным средством фронтового значения».

«Механизаторы» предлагали ликвидировать кавалерию как устаревший и изживший себя род войск. Взамен механизированные корпуса из 1000 - 1500 танков каждый. В корпусе полтора десятка «счетверенных» зенитных установок «Максим» и пара сотен автомобилей снабжения.

«Конники» задали справедливые вопросы: «А как всё это будет управляться, прикрываться с воздуха от авиации противника, снабжаться гсм и наконец, что будет с дорогами после прохода такого количества танков?»

«Механизаторов» это не интересовало. Они планировали танковыми кулаками, за которыми шли многотысячные массы пехоты, прорывать оборону противника. И всё!

Рассмотрим обе идеи? В первой не что иное, как мобильная война, скоростная, маневренная и как ни странно - современная! Во всяком случае, Буденный первым додумался объединить усилия конницы и десантных войск в едином оперативном замысле и через фланги и тылы работать по коммуникациям противника. В таком случае и фронт разваливался, не получая подпитки второго эшелона.

Что во втором случае? Классическая устаревшая тактика начала 19-го века, изобретенная Наполеоном Бонапартом. Он строил войска в огромные колонны для прорыва по центру боевых порядков противника. Тухачевского и Жукова совсем не случайно за глаза называли «Наполеонами». А последнего ещё и «унтером Пришибеевым» или «генералом Пизд*ц!»

Что получилось на практике? Все механизированные корпуса Красной Армии были уничтожены в первые дни войны авиацией противника. А что не попало под бомбы, то завязло в грязи , встало из-за недостатка топлива или банальных поломок в связи с возросшей из-за возникшего от тысяч гусениц бездорожья нагрузкой на трансмиссию и ходовую часть. Плюс банальное отсутствие какого - либо управления. Так как командовать таким количеством танков сразу и в одном месте - невозможно как технически так и физически!

Есть и ещё один момент. Немцы заранее видели идущие им навстречу огромные массы танков и принимали меры. Вернее, успевали пообедать, попить кофе, а затем вылететь и разбомбить с воздуха колонны. Ну невозможно прикрыть от авиации такое количество техники!

А что кавалерия «выжившего из ума морально устаревшего маршала»? Конница с пушечками и минометами на конной тяге, усиленная парой десятков танков с десантниками на броне или лыжными батальонами, спокойненько просачивалась в разрывы между боевыми порядками противника и начинала «работать»! И в дневниках высшего генералитета Вермахта появлялись такие записи: «Этот страшный корпус, доставивший нам столько неудобств», «Корпус Белова снова выскочил из под удара, это не делает нам чести», «Банды Белова продолжают бесчинствовать на коммуникациях» и т.д.

Такую кавалерию невозможно поймать, заблокировать и уничтожить! Даже с воздуха. Очень она мобильна и увертлива. Я более подробно расскажу об этом в статье «Шашками против танков».

А сейчас эксклюзив, известный только военным специалистам. Поговорим о знаменитой Тачанке! Помните, я всегда говорю, насколько важно внимание к самым маленьким деталям? Сейчас Вы в этом убедитесь!

На уникальной фотографии на заставке статьи боевая Тачанка из знаменитого кавалерийского корпуса легендарного Павла Белова. Какое удовольствие смотреть на это! По сути, основная тактическая единица. Самое универсальное средство для боевых действий кавалерии. Таких пулеметных повозок в составе кавдивизии было 30 - 40.

Перед нами «тяжелая», усиленная повозка, доработанная в 30-е годы. Экипаж три человека. Четыре лошади плюс одна заводная (запасная). На Тачанке станковый пулемет «Максим» и десять коробок с лентами (2 500 патронов). Личное оружие солдат, гранаты, запас продуктов и фуража для лошадей на четыре дня.

Что это такое? Подвижная огневая точка с бешеной скорострельностью и плотностью огня, прекрасной маневренностью, проходимостью, скоростью и «всё с собой», т.е. полная автономность. Напрочь отсутствует такое понятие как усталость личного и конского состава. Даже на пересеченной местности Тачанка неслась со скоростью 40 - 50 километров в час и без труда преодолевала достаточно глубокий брод.

Посмотрим универсальность её применения? Средство для перевозки личного состава, оружия, боеприпасов и продовольствия. Огневая поддержка действий войск в атаке и в обороне. Мобильная засада и средство дальней разведки. Эвакуация раненых, убитых и своей пехоты из под огня противника. Наконец, зенитные варианты Тачанок достаточно успешно боролись с самолетами противника.

Великая Отечественная выработала и ещё одно применение боевой повозки - фланговая или тыловая атака наступающих пехотных цепей противника и их уничтожение из пулеметов. Также с Тачанок «отрабатывали» пехотные колонны противника на марше.

Ничего подобного по универсальности и эффективности не было на вооружении других родов войск! Разве что знаменитая «Катюша», которая, кстати, опять же придавалась на усиление кавалерийским частям.

Вот Вам и «устаревшая конница и выживший из ума Буденный»!

То, о чем я сейчас рассказал, великолепная стратегическая конница Красной Армии продемонстрировала в первые, самые тяжелые годы Великой Отечественной войны, приняв на себя наряду с пехотой её основную тяжесть! И с блеском вынесла всё! Лишь начиная с середины 1943 года ей начали оказывать более существенную помощь восстановленные танковые части советских вооруженных сил. А кавалерия снова пошла вперед! Её ждали великие победы и свершения! В конце концов 3-й кавалерийский корпус генерала Н. Осликовского первым встретился с союзниками на Эльбе, а бойцы 7-го кавкорпуса замкнули кольцо окружения вокруг Берлина. Последнюю точку во Второй мировой войне поставила конно-механизированная группа генерала Плиева при разгроме Квантунской армии императорской Японии.

И да! При создании конно-механизированных групп в составе кавалерийского и танкового корпусов такими соединениями командовали только «конники»! Это было непреложное правило!

Я стараюсь, чтобы мои статьи учили думать и анализировать в смысле внимания к самым маленьким деталям. Без них невозможно увидеть полную картину событий. Убедились, сколько интересных вещей мы с Вами вытащили из кузова простой кавалерийской Тачанки? Ищите маленькие детали и цепляйтесь за них!





Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 25
© 08.02.2019 Константин Сазонов
Свидетельство о публикации: izba-2019-2486892

Рубрика произведения: Проза -> История


Нина Орлова       08.02.2019   23:15:21
Отзыв:   положительный
Костя. вот как оказывается-то!)))
Думаю. в тех условиях, с тем механизированным вооружением конница была просто спасением!
Но с позиции современных вооружений вызывает мягкую улыбку...)))
Однако, я лично не знала, что именно конница первой встретила союзников на Эльбе. Вот это да....)))
Константин Сазонов       08.02.2019   23:47:44

Привет, милая Нина! Благодарю! Именно так:










1