Гоголевская шинель майора


В самом нежном возрасте Саша попал на театральную постановку детского самодеятельного театра. Об этой незабвенной истории он повествует ныне как о важном, определившем всю последующую его жизнь событии детства: «И вот, представьте: на ярко освещенную сцену вдруг выкатился мальчик - шар в  костюме красного помидора с зеленым венчиком на шапочке! Такого фокуса прежде я никогда не видывал, и необыкновенно им восхитился, внутренне осознавая, что судьба моя решена».

Нет, не в том смысле решилась  судьба, что по окончанию школы поступил бы он куда-нибудь во ВГИК, или, скажем, Щукинское училище, нет, в свое время подал документы молодой человек в Ростовский строительный институт, однако при всем при том являл собою пример большого любителя искусства, и даже теперь на седьмом десятке по памяти легко и к месту цитирует Некрасова, Пушкина, Тютчева. Исключительно для собственного удовольствия ежевечерне перечитывает классику, просиживая до двух-трех часов ночи в маленьком кабинетике. По телевизору детективным сериалам предпочитает канал «Культура», частенько ездит с женой из нашего села за тридцать километров на городские театральные спектакли. Ныне он пенсионер, подполковник строительных войск в отставке, мы с ним соседи, иногда встречаемся по вечерам за бокалом виноградного вина то у них, то у нас.
Часто речь заходит о книгах: прошлым вечером, к примеру, Саша перечитывал гоголевскую «Шинель», в связи с чем припомнил событие из собственной армейской жизни:

– Была и у меня однажды шинель,  вся уже изодранная от лазанья по объектам. Я, как Акакий Акакиевич, заказал себе новую, но тут вдруг послали в срочную командировку, в Москву. Новая шинель не готова, ну и ладно, мы на северах народ не гордый – поехал в ношенной-переношенной, что обремкалась вся донельзя даже для деревни.
В Москве выпала свободная минута – в театр на Таганку побежал, это был год, кажись, восемьдесят второй, там уже директором Любимов состоял и был в большом фаворе. В тот день давали премьерный спектакль «Борис Годунов», что неудачным оказался, всего несколько раз прошел и сняли его. Возле касс, естественно, пусто – кассирша сидит, книжку читает под табличкой «билетов нет».
Ну, командировочный майор из-под Архангельска читать в своей глухомани давно разучился, подхожу и на всякий случай задаю вопрос: «Нет ли у вас билетика на сегодняшний спектакль?»

Та, не поднимая глаз, отвечает: «Нет».

Нет и нет, ясное дело – премьера. Разворачиваюсь на сто восемьдесят градусов, марширую туда, откуда пришел. Шагов уже несколько сделал размашистых, виден стал сзади весь во всей своей замухрышистой шинелке, вдруг как выстрел в спину, крик: «Эй, товарищ!»
Поворачиваюсь – машут из кассы.

Возвратился, кассирша спрашивает: «Вы оттуда?»
Я ей: «Оттуда».

Она кивает, протягивает билет, я плачу деньги и совершенно счастливый иду к театральному входу, где толпится народ, и все спрашивают про лишний билетик. Понимаю, конечно, что приняла меня кассирша за боевого фронтовика-афганца, получившего отпуск. Разворачиваю билет и вдруг вижу: продали мне не один, а целых два. Оглянулся по сторонам, смотрю: девушка в очках, тоненькая, скромная, билетик выпрашивает у спекулянтов. Подошел к ней, предложил взять по номиналу, без переплаты. Она тут же деньги дала, я ей билет на соседнее место вручил. Места наши оказались приставные, в проходе, зато первый ряд. Вон Золотухин прошел, совсем рядом, Алла Демидова…

Ладно, сидим, смотрим премьерный тот спектакль, и вот когда дошли до места, где Иван Грозный убивает своего сына, посох царский, этакий здоровенный лом, брошенный мощной рукой будущего министра культуры, отскочил от сцены и полетел к нам, в первый ряд, и угодил, представьте себе, прямо в… девушку, в лицо ей… точнее по глазам трахнул, разбив очки вдребезги.
– Убил?
– Нет, но без сознания упала, а может в болевом шоке… Я быстренько подхватил ее на руки, вынес из зала в фойе, там сразу скорую помощь вызвали, увезли, а меня какой-то молодой человек в штатском прямо ублажать начал, уговаривать, чтобы я никому про сей скорбный эпизод не рассказывал никогда, ни при каких обстоятельствах, а он со своей стороны обязуется давать мне контрамарки на любой спектакль любого московского театра, включая премьерные. Даже визитку сунул с номером телефона. Визиток тогда ни у кого еще не было, по крайней мере, не видел я ничего подобного. А он дал так запросто.

– И что, походил по театрам московским?
– Куда там… По возвращению в часть, вдруг срочно меня вызывают и в Афганистан – командировка на три года. Оттуда приехал, искал – искал ту визитку, все вещи в квартире перерыл, так и не нашел. Знаешь, посмотри-ка в интернете, идет у них этот спектакль теперь?
– Давай, глянем. Ага, вот, и правда в 82-ом его выпустили, и в том же, смотри-ка, сняли. Видишь, написано на сайте Таганки: спектакль запрещен министерством культуры СССР. А в 1988 году снова запустили.

Мы помолчали, вернулись к столу, выпили без тоста по бокалу.
– Что-то мне подсказывает, не случайно тебя так срочно отправили в Афганистан, дружище.
– Возможно… Знаешь, во всей этой истории больше всего девушку жалко, зачем тогда ее выбрал с билетом своим? Вспомнить жутко: этаким дрыном в лицо… Черт возьми… Вот если бы не я со своей гоголевской шинелкой, небось, здоровым человек остался… Что с ней потом было? Кто знает?
– Не совсем, чтобы гоголевской, конечно, – Акакий Акакиевич, небось, о новой мечтал, а когда получил, наконец, тут-то с него ее и сняли… а он в капитана Копейкина обратился… Опять же если билетерша не пожалела твою старую шинель, то не попал бы ты в Афганистан… а девушка на больничную койку…

– Да что Афганистан, я оттуда без царапины вернулся…
– Так или иначе – дело несомненно в шинели, из-за нее все завертелось, любовь к искусству вторичная причина. Получается, ни в коем случае, брат ты мой, нельзя в старом полевом обмундировании в Москву ездить, да еще там по модным театрам разгуливать. Вот если бы ты в новенькой майорской шинели этаким франтом подвалил к билетной кассе, дали бы тебе те билеты? Да ни за что на свете… И никакой бы драмы ни с кем не произошло… Глядишь бы даже спектакль не сняли, если дрын в пустое место долбанул…






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 5
© 06.01.2019 Сергей Данилов
Свидетельство о публикации: izba-2019-2459789

Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра











1