Йога не акробатика. Ликбез по йоге.


Йога не акробатика. Ликбез по йоге.
 


Вторая волна популярности йоги (первая была во времена хиппи) порождает новые формы и трактовки этой древней практики познания мира и себя.
На современном рынке услуг чаще всего предлагается йога в виде оздоровительного фитнеса, критерием развития в котором является гибкость позвоночника, растяжимость связок, гимнастические трюки и сложные стойки .
Но в таком случае любая гимнастка с 1-м разрядом автоматически считалась бы продвинутой йогиней.
От физкультуры, гимнастики, акробатики и цирка йогу отличает направленность внимания, мотивов, целей внутрь занимающегося, а не наружу. Йог соревнуется только с собой. Поэтому современные «соревнования», «чемпионаты» по йоге это просто бизнес. Реклама модных услуг, не более.
Если же ученик ставит своей целью не просто оздоровление, похудение или демонстрацию трюков из аттракциона «человек-змея», то сталкивается с понятием 8-ми ступеней йоги.
Сама идея восьмиступенчатой йоги настолько глубоко вошла в сознание современного практика, что некоторые нынешние Школы вводят термин восемь ступеней (аштанга) в свои названия, чтобы подчеркнуть родство с древней традицией. Однако парадокс состоит в том, что «восьмиступенчатость» йоги не более чем штамп  массового сознания.
Идея восьми ступенчатой йоги берет свое начало из Йога сутры Патанджали, которую большинство европейцев и многие из индусов считают своеобразной библией йоги или, по крайней мере, ее основой. Но это не так.
Йога сутра не является единственным первоисточником по йоге. Известно около 850 классических трактатов по йоге. Йога сутра Патанджали была переведена на европейские языки одной из первых и соответственно первой распиарена.
Например, практики йоги описаны в Махабхарате, которая минимум на несколько сот лет древнее Йога сутры Патанджали.
И Йога сутра вовсе не является исчерпывающим описанием йоги. Так из того, что уже существовало во времена написания трактата, там не упоминаются: силовые асаны, динамические практики, мудры, крийи и внутренние очистительные процедуры, чакры, большая часть медитативных практик, тантра и сексуальные практики, бхакти- и карма-йога, техники поднятия кундалини, практики осознавания.
Это великое произведение о …техниках йоги, применяемых в Школе Патанжали.
Сам же Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста:
yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ
«Йога — обуздание волнений, присущих уму.»
А теперь о ступенях йоги. Слово, которое обычно трактуют, как «ступень» звучит на санскрите как «анга», и на самом деле переводится как «часть». Это полностью меняет семантику перевода, и как следствие всю вытекающую из него практику. Действительно, ступени предполагают поэтапное прохождения, некую последовательность практик, тогда как «части» — это просто разные практики, которые можно практиковать в той или иной последовательности, вместе или по отдельности (как, собственно, всегда и делают на практике). В этом случае последовательность, приведенная Патанджали – это просто последовательность перечисления, а вовсе не «этапы» йоги. Дополнительным доказательством этого тезиса может служить шлока 3.7:
3.7. Эти три - Дхарана, Дхиана, Самадхи, важнее, чем предыдущие.
Если бы Патанджали изначально предполагал иерархию «ступеней», то смысла в этой шлоке просто не было бы.
Да и посудите сами – можно ли практиковать даже фитнес йогу, ошибочно называемой хатха йогой, без задаваемого ритма дыхания, без соответствия вдохавыдоха расслаблениюнапряжению, без концентрации на своих переживаниях, без визуализации внутренних процессов, без психического расслабления, без хотя бы частичного изменения образа жизни и принципов взаимоотношений с другими? А это по сути ЯМА,НИЯМА, АСАНА, ПРАНАЯМА, ПРАТЬЯХАРА, ДХАРАНА и ДХЬЯНА. А если способный инструктор заканчивает сеанс эффективной Шавасаной, то это еще и САМАДХИ. То есть в одном занятии присутствуют элементы 8-ми ступеней.
Следующим заблуждением является представление о САМАДХИ как конечной цели йоги. Очевидно, происхождение этого утверждения связано с путаницей вокруг понятия «анга». Раз в йоге восемь ступеней, а самадхи упомянута 8-й, то самадхи — это последняя ступень йоги, а значит, ее цель. Однако возникает вопрос – для чего-то же Патанжали назвал 3 главу «Вибхутипада» — «Глава о силах» и посвятил большую ее часть именно силам и сиддхам, достигаемым в результате самадхи. Получается, самадхи не цель, а инструмент йоги, направленный на достижение чего-то большего. В подтверждение приведем еще одну цитату из Шива самхиты:
3.67. Когда (!) Дживан-мукта достиг совершенного Самадхи и может вызывать его по желанию, тогда пусть йогин соединит Четана (сознание: от ) с воздухом (Праной) и вместе с силой Крийя-шакти (с пробудившейся Кундалини-Шакти) овладеет шестью чакрами и растворит их в силе, которая — Джнана-шакти, сила знания.
Кроме того, определение самадхи в разных школах очень сильно отличается друг от друга. Некоторые школы интерпретируют самадхи как психологическое состояние (Гхеранда самхита):
7.3. Отделить Ум (манас) от тела и соединить его с высшим Я (Параматман) – это Самадхи, освобождение сознания от всех состояний.
Другие как философское (Шандилья упанишада)
73. Самадхи – это союз дживатмы (индивидуального "я") и Параматмана (всевышнего "Я") без тройственности [знающего, познаваемого и знания]. Самадхи имеет природу запредельного блаженства (парамананда) и чистого сознания (шуддха чайтанья).
Третьи – как физиологическое трансовое состояние.
Поэтому корректнее всего говорить не о самадхи, а об измененных состояниях сознаниях в йоге в широком смысле слова.
Теперь собственно о целях.
Семь энергетических центров человека представляют семь оболочек, или тел. Соответственно развитием этих тел занимаются разные разделы йогической практики.
Муладхара, представляющая физическое тело, развивается Хатха и Кундалини йогой.
Свадхистана , представляющая эфирное тело, развивается Тантра йогой.
Манипура, представляющая астральное тело, развивается Хатха, Карма и Раджа йогами.
Анахата, представляющая интуитивное тело, развивается Бхакти йогой.
Вишудха, представляющая каузальное тело, развивается Мантра йогой.
Аджна, представляющая ментальное тело, развивается Джняна йогой.
Сахасрара, представляющая духовное тело, не развивается телесными практиками.
Если вы ощущаете себя не только тушкой, то одной хатха-йоги вам будет мало.
Готовьтесь к долгому и увлекательному пути.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 4
© 05.01.2019 андрей музыка
Свидетельство о публикации: izba-2019-2458645

Метки: йога, практика, хатха-йога, йога сутра, патанжали, развитие,
Рубрика произведения: Проза -> Статья











1