Часть 5. " СТУДЕНЧЕСТВО В СССР - СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ИЛИ ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ" НОСТАЛЬГИЯ - ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ В ПРОШЛОМ



НОСТАЛЬГИЯ - ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ В ПРОШЛОМ СССР!

Часть 5 " Студенчество в СССР - становление личности или путёвка в Жизнь"

То, что написано ниже, было у большинства, прочитавших данную тему! «Америку» тема не открывает, но о родном СССР немного говорит.
Годы жизни у нас, родившихся до 21 августа 1991г. - свои, но СССР – Общий!
Представляю Вашему вниманию читателя небольшой экскурс в 1972-1977гг.

Место - город Норильск.



«Максимальная температура летом может достигать 32°С, а минимальная зимой до -50 °С и ниже. Все это усугубляется местными ветрами, которые нередко становятся причиной «черной пурги» – штормового зимнего ветра скоростью 30-40 метров в секунду, при котором не видно ничего, дальше своего носа.»

В жизни нам постоянно предоставляется право выбора, как в Русских народных сказках: налево пойти, направо или прямо. Одного не даётся: вернуться назад. Можно вернуться, но только в воспоминаниях.

Быстро пролетели школьные годы.

Восьмой класс.

После первых в жизни экзаменов – встаём на распутье, куда пойти учиться: в ПТУ, техникум или в 9 класс?

Один из моих друзей выбрал учебу в ПТУ на профессию токаря (выучился, потом стал токарем-универсалом высшего разряда), со вторым другом мы приняли решение: пойдём учиться в Техникум по специальности ПГС, остальные мои одноклассники пошли в 9 класс.

Чтобы не болтаться по любимому городу без дела, до вступительных экзаменов, я устроился на работу в столярный цех РСУ ЖКУ помощником или учеником столяра. С первых дней мне «сразу повезло»: всю неделю я помогал пожилому столяру делать гробы.
Может это была проверка меня на «прочность нервов» или просто дали мне понять о бренности бытия: столяра они мужики весёлые, с изюминкой–хитрецой. Потом учили делать столы и шкафы, разные стенды и скамьи для спортзалов. Удары молотком по пальцам поначалу были, и занозы были, но в дружном коллективе «этим хвалиться» не будешь. Не поймут!
Отработав месяц, получил зарплату – 380 рублей! Первая моя покупка с честно заработанных денег – переносной магнитофон «Весна»! Рублей за 220, вроде.

Потом были вступительные экзамены в НВИИ на средне-технический факультет дневного отделения ПГС (промышленно-гражданское строительство).



Техникум – это уже совсем другая жизнь! Это не школьные уроки и переменки. Это уже серьёзнее, почти по-взрослому.



Здесь другие взаимоотношения, другой стиль и ритм учёбы, ну всё другое. Хоть мы и считались учащиеся, но Техникум был дневного обучения и находился в здании Норильского Вечернего Индустриального института (НВИИ), вот и звали мы себя все гордо – студенты!

Здание института было мне знакомо уже год, вернее его спортзал на шестом этаже, широкие лестницы с мощными перилами и ступенями из мрамора или гранита. Ступеней было с первого по шестой этаж - 126 шт. Ещё учась в школе, в 7 классе, я был принят в секцию ДЮСШ по волейболу – занятия проходили в спортзалах разных школ города. Потом целый год, до окончания 8 класса, тренировки шли в спортзале техникума.

Разминка начиналась на лестничной клетке: раз пять бегом вниз на первый этаж и подъемы вверх на шестой, попеременно, то на одной ноге, то на другой, то на руках с поддержкой за ноги напарником. Через полгода тренер нас покинул (стал тренировать команду девушек, которые ещё через полгода стали серебряными призёрами РСФСР по волейболу), я получил удостоверение тренера-общественника и вечерами стал вести секцию волейбола, состоящую из учащихся техникума, потом автоматически стал главным судьёй соревнований по волейболу и был избран капитаном сборной команды НВИИ.



Спортом занималась добрая половина учащихся всех курсов техникума: были мастера спорта по легкой атлетике, хоккею, борьбе, лыжам и горным лыжам. Со спортом и учеба легче давалась.

За первый курс мы прошли программу 9 и 10 классов и освоили первые азы будущей профессии. И главное, я думаю, что тогда нас обучали азам основ информационной библиографии. Кто помнит, библиография - это правильное и быстрое ориентирование в нахождении необходимой информации из сотен книг в библиотеках.

Ещё мы изучали работу ЭВМ (компьютеров), основы информатики в Вычислительном центре, недолго и не столь углублённо, чтобы стать впоследствии программистами. Но азы этой науки мы «грызли» с удовольствием – новое всегда было интересным, а тем более было интересно узнать, что вся информация может кодироваться на карточках, называемых перфокартами, посредством пробивания на ней «хаотично» дырок, которые имели значения двух цифр - «0» и «1»! Это было не очень понятно, но занятно. Да и компьютеры тогда были в ВЦ огромные. Сотрудники вычислительного центра говорили нам, убеждённо говорили, что скоро наука сделает так, что компьютеры можно будет носить в портфеле
.
Верилось.

Количество учащихся после 1 курса, в нашей группе, уменьшилось на 7 или 8 человек – они были отчислены. Остался костяк, который почти в полном составе и «дошёл» до диплома.

В каждой техникумовской группе (на нашем курсе – четыре группы ПГС, две группы ГЭМ и одна группа – бухгалтера) был свой Совет в составе: комсорг, профорг, физорг и староста группы. Старостой избрали меня. И решали мы тогда вопросы не для «галочки», а по-взрослому! (А нам было всего-то по 15-16 лет).

Малый пример: за пропуски и «хвосты по зачетам» должны были отчислить хорошего, умного парня. Ну, были у него кое-какие нелады и семейные неурядицы у родителей. Это отрицательно сказывалось на его поведении и учёбе. Поддержали, обратились в деканат. Парня оставили учиться. Впоследствии он стал отличным руководителем строительного треста в Красноярске.

А еще, уже на первом курсе, нам начали платить стипендию – 54 рубля! Тем, кто сдал вступительные экзамены на 4 и 5. Появились свои, кровные, учением заработанные деньги! И выплачивалась она все 12 месяцев в году. Пересмотр о выплате стипендии был персональный после каждого семестра.
Помнится, билет до Москвы на самолете стоил – 48 рублей! А для студентов так вообще – 24.

Со второго курса учёба пошла бодрее: спецпредметы, курсовые, производственные практики. Калькуляторов тогда не было, не говоря о персональных компьютерах. Многие вычисления мы делали в уме (это одно из достижений Советского образования!) или быстро производили на листочке бумаги.
Самый доступный «калькулятор» – логарифмическая линейка. Очень интересное устройство и пользовались мы раньше им часто! Помнится, производили довольно-таки сложные вычисления: умножали, делили и возводили в разные степени, извлекали корни, находили логарифмы и выполняли всякие тригонометрические вычисления. А, вот как она работает, сейчас уже без инструкции сразу и не вспомнить.

А ещё был арифмометр «Феликс» - чудо вычислительной техники. Он очень пригодился нам при выполнении курсовых и дипломных работ, хотя его можно было взять только на какое-то время в бухгалтерии какого-нибудь предприятия. В техникуме их было несколько штук, может с десяток, не больше.

Потом некоторым учащимся за хорошую учёбу, уже на втором курсе, и мне в их числе, стали платить повышенную стипендию – 66 руб. 50 коп. Это были – Деньги!

После зимней сессии на неделю я решил слетать на Алтай деда с бабушкой проведать. Билеты Норильск-Красноярск-Барнаул на самолет, туда и обратно, обошлись по 27 рублей, от Барнаула до деревни деда (90 км) – 83 копейки на ПАЗике, гостинцы: бутылка водки (3 рубля 12 коп.), 3 булки настоящего ржаного хлеба (42 коп.), 3 банки сгущенки (62 коп. х3 =1 рубль 86коп.), 3кг красной рыбы (3рубля 90коп.). Ну и в остатке у меня осталось около рубля от одной месячной стипендии в 66 руб. 50 коп. Вот такая была поездка с Севера на Алтай на одну неделю. Сможет ли сегодняшний студент пошива 2018-2019 года повторить всё тоже на одну месячную стипендию? Однозначно – нет.

Производственные практики мы проходили 1-2 раза в год, по одному месяцу, и по-настоящему, на действующих норильских стройках: учились выполнять кирпичную кладку, укладывали бетон, штукатурили. Получалось не сразу, но старались. По окончании практики получали зарплату: рублей по 200 -250. Север! СССР! И это факт, что так и было.
.


Газета «Заполярная Правда» № 152 от 13.10.011г.

««Виктор МАСКИН, по материалам архивов Норильска от 1970г.: «Но не только сессиями и зачетами жили студенты НВИИ. Вот несколько свидетельств об их труде и отдыхе:
- «ГК КПСС направляет коллектив художественной самодеятельности НВИИ для проведения концертов и лекций по ленинской тематике... по Таймырскому националь-ному округу».
- «Приказ № 81 от 26.06.70 г.: «...Организовать спортивный оздоровительный лагерь для учащихся СТФ НВИИ в г. Феодосии с 4.08 по 23.08.70 г.». Лагерь патриотично назвали «Путоранами», на море поехали ребята из малообеспеченных семей. Во исполнение Постановления бюро ГК КПСС и исполкома Горсовета «Об оказании помощи Управлению торговли в уборке урожая в совхозе «Таежный»... направить в совхоз «Таежный» учащихся 2–3–х курсов дневного отделения СТФ сроком до 5 октября 1970 года в количестве 232 человек». С черноморских берегов на урожайные берега Енисея…»».

После второго курса весь сентябрь мы были в «трудовом десанте» в подшефном совхозе под Красноярском: заготовка картофеля, моркови и капусты для столовых Норильского комбината. Расчет за доблестный труд был натуральным (по мешку каждого овоща) и денежным (от 100 до 200 рублей) в соответствии с выполненными объёмами: кто-то меньше работал, кто-то больше. Учет был персональный и ежедневный, без приписок – в соответствии мешкам, заполненным под завязку.

Вечерами ходили в клуб в кино и на танцы, сидели у костров, пели песни под гитару.

Были некоторые не утряски с молодёжью совхоза, но это обычное дело, молодое. На то она и молодость, чтобы закалять характеры. Чаще старались решить вопрос мирным путем, путем переговоров, а не по блатному принципу – бить первым.

После окончания «десантирования» и выполненных совхозных работ мы, гордые своими трудовыми успехами и «дружественными прощаниями с местным населением», возвращались в Норильск теплоходом по Енисею.

Очередная практика жизни закалила и определила: кто и чего стоит!

Прошло ещё полтора года, в этот период я ушёл в академический отпуск на год, но это другая история, а мои однокурсники продолжили учёбу.
И в марте 1976г., после «защиты диплома», все они разъехались по разным городам страны на работу. Так как техникум был не отраслевой, а всесоюзный, то и распределение выпускников было по всему СССР. В тот год по заявке Министерства строительства СССР (а на следующий год, когда я заканчивал техникум, то распределение нашего курса было по заявке Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР), начиная от Керчи и до Владивостока (Керчь, Минск, Киев, Волгоград, Калининград, Псков, Нижний Новгород, Омск, Томск, Иркутск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Хабаровск, Владивосток и т.п.).
   
Все молодые специалисты были обеспечены работой в качестве мастеров на стройках или в проектных организациях, жильём в общежитиях. Некоторые даже получили ведомственное жильё.

Рассказанное мной выше, было для того, чтобы показать частичку на самом деле Добрых Времен СССР и подчеркнуть то, что Социальная программа Советского Государства за счет средств, полученных от добычи ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (нефть, газ, полиметаллические руды и пр.), была направлена на человека и для человека.

Живший в СССР гражданин знал, что Государство:

А. охраняет его жизнь;
Б. заботится о его здоровье через бесплатные поликлиники, санатории, дома отдыха и профилактории;
В. обеспечивает досуг детей в различных кружках при Домах культуры, Домах Пионеров, комнатах школьников;
Г. предоставляет отдых детей в пионерских лагерях и занятия спортом в различных секциях;
Д. старается воспитать человека, звание которого звучит гордо – Человек;
Е. обеспечивает право бесплатного школьного, среднего и высшего образования.
и многое, многое другое.

Конечно, не всё было идеально в нашем СССР: были и воры, были и хапуги, были и зажравшиеся чиновники, но их было – мизер.

Главное было – ПРОГРАММА развития Государства. Целенаправленная. И в этой программе были представлены все направления развития общества.

Всем всего Доброго в Жизни!

Владимир Гуляев
25.12.2015г.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 6
© 04.01.2019 Владимир Гуляев
Свидетельство о публикации: izba-2019-2457874

Рубрика произведения: Проза -> Статья











1