В планах:100-125 тонн новой китайской ракеты!


В планах:100-125 тонн новой китайской ракеты!
В планах:100-125 тонн новой китайской ракеты!

Друзья!
Американцы и китайцы явно соревнуются в освоении Луны. "Сатурн-5" — самая большая и мощная американскаяракета для полётов в космос, созданная человеком. Её высота — 110 метров, диаметр — 10 метров. На ней можно улететь даже на Марс! 
Но и космическая программа Китая — одна из самых амбициозных. Освоение дальнего космоса, а особенно запуск пилотируемых аппаратов, требует наличия сверхтяжёлых ракет-носителей. Такая ракета появится у Китая в ближайшие 15 лет, сообщает информационное агентство Синьхуа.
Первый шаг в создании новой ракеты сделан — готово технико-экономическое обоснование проекта. Заместитель генерального директора Китайской корпорацией аэрокосмической науки и технологий (англ. China Aerospace Science and Technology Corporation, CASC) ЯнБаохуа (англ. Yang Baohua) полон энтузиазма.
«Мы планируем сделать прорыв по ключевым технологиям в течение 4—5 лет, чтобы заложить фундамент для разработки космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса», — говорит он.
Если всё пойдёт по плану, первый запуск ракеты состоится в течение ближайших пятнадцати лет.
Как сообщают китайские ракетостроители, общая длина проектируемой ракеты-носителя около ста метров, диаметр около десяти. Подобные габариты были у ракеты-носителя «Сатурн-5», создание которой в конце 1960-х позволило США достичь Луны. Грузоподъёмность новой китайской ракеты будет в пять раз больше, чем у существующих аналогов.
Космическая программа Китая включает в себя создание многомодульной постоянно пилотируемой орбитальной станции (Проект 921-3, реализация запланирована на 2020 г.), освоение Луны (на Луне находится китайский луноход, пилотируемый полёт планируется осуществить после 2020 года) и другие проекты. Для полёта к Луне без ракеты-носителя сверхтяжёлого класса не обойтись — ведь в космос надо доставить не только всё необходимое для жизни и работы экипажа, но и топливо для возвращения домой. Американские ракеты лунной программы имели грузоподъёмность около 140 тонн (РН «Сатурн-5» выводила на низкую околоземную орбиту 141 тонну). Такие ракеты в настоящеевремя не запускаются, грузоподъёмность всех используемых ракет — до 20—25 тонн.
…Итак, возможных 100-125 тонн новой китайской ракеты! Уже…прорыв- правда, к 2034 году!
А у нас что? (см. файл ниже).
Выходит, будем обслуживать лишь совместную американско-российскую окололунную станцию? До самой Луны так и не доберемся?
Сдается, очень уж слабоват наш космический проект! Явно не королёвские темпы! Сдаем позиции в исследовании и освоении планет Солнечной системы!?
Вл.Назаров
****************
1.Ракета пока…в эскизе тоже!
Опубликованное на сайте госзакупок приложение к контракту на эскизное проектирование российской сверхтяжелой ракеты частично подтвердило уже известную информацию, а частично — принесло новую. «Чердак» изучил документ, чтобы разобраться, каким будет новый российский сверхтяж и что в связи с этим можно сказать о его предполагаемой миссии.
Как ясно из документа, проектируемая российская сверхтяжелая ракета не станет многоразовой. А значит — ее можно использовать только в государственных проектах, где не нужна коммерческая конкурентоспособность. Ракета, первый запуск которой может случиться в 2028 году, кажется хорошо подходящей для обслуживания окололунной станции, курс на создание которой взяли Соединенные Штаты при Трампе.
С одной стороны, это хорошо — явно «некоммерческая» ракета не будет испытывать давления со стороны SpaceX. С другой — получается, что наличие или отсутствие реальных задач для отечественного сверхтяжа зависит лишь от желания США вкладываться в окололунную станцию. История учит, что NASA со времен лунной программы почти никогда не доводило до конца свои пилотируемые проекты. Соответственно, новая российская ракета рискует остаться без работы, если американцы опять передумают.
Почему наш сверхтяж не может быть даже частично многоразовым?
Из приложения к контракту видно, что сверхтяжелая ракета будет создаваться из блоков средней ракеты «Союз-5», проработку которой недавно начала РКК «Энергия». Первый полет «Союза-5» намечен на 2022 год. Технически эта ракета, выводящая на орбиту 18 тонн, будет упрощенным вариантом советского «Зенита».
В частности, двигатель ее первой ступени, РД-171МВ, — это, по сути, упрощенный РД-171 первой ступени «Зенита», нет только дросселей пуска окислителя (кислорода). За счет этого становится меньше возможностей управлять тягой, но зато на пять процентов повышается мощность, проще, легче и надежнее становится конструкция двигателя. Производитель, соответственно, надеется благодаря этому снизить цену двигателя на 15—20 процентов относительно «зенитовского» РД-171. Пуск «Союза-5», по планам, будет стоить 35 миллионов долларов (правда, за счет чего именно, пока никто не знает). Это значит, что запуск сверхтяжа из «пакета» союзовских ступеней будет стоить несколько сотен миллионов долларов — стоимость сверхтяжа нельзя свести к простой сумме стоимости его элементов, их сборка потребует множества уникальных работ по сопряжению, которые поднимают удельную стоимость на десятки процентов.
И вроде бы все хорошо, ведь прямо сейчас у нас нет сверхтяжа, а тут он у нас появится. И не на базе «Ангары», которая по 100 миллионов долларов за штуку, а на базе предположительно более дешевого «Союза-5». Но есть одно «но». Как известно, сегодня российские ракеты-носители на коммерческом рынке присутствуют в незначительных количествах — их вытеснили более дешевые ракеты Falcon 9. Одна из сильных сторон этой американской ракеты — возможность повторного использования самой дорогой ее части — первой ступени. Пока она экономит SpaceX около 10 процентов стоимости каждого пуска, однако после внедрения последней модификации Falcon 9 — Block 5 — будет экономить уже до 30 процентов.
А «Союз-5» и создаваемый на его основе сверхтяж по этому пути пойти не смогут. Причина довольно проста — кислород-нафтиловый двигатель РД-171МВ.Из-за снижения добычи нефти, подходящей для изготовления ракетного керосина, в первой ступени «Союза-5» он всего один, а у Falcon 9 в первой ступени — сразу девять более слабых двигателей. Для посадки ракеты на хвост лучше подходит несколько двигателей меньшей мощности, чем один более мощный.
Дело в том, что современные ракетные двигатели могут варьировать тягу очень умеренно. От них легко получить полную мощность, но трудно добиться совсем малой. Пока ракеты летали по одному разу, все было нормально: даже вес самой ракеты с топливом таков, что там пять процентов мощности не нужны, с ними ничего в космос не вывести.

Иная история со спасением ступени. Когда она садится, топлива в ней остается мало — почти все ушло на вывод полезной нагрузки. Сама ступень очень легкая. Если «пережать» тягу двигателя, ракета просто не сядет, а когда топливо кончится — упадет камнем. Хорошо, когда, как у Falcon 9, двигателей девять — отключил часть и садись. Если один, как у советского «Зенита» и его потомка «Союза-5», это сделать будет заметно сложнее.
Кроме того, у РД-171 с самого начала упрощенная система управления соплами, что дополнительно усложняет посадку на хвост. Нет в конструкции «Союз-5» места и для «ног» — опор, без которых ракету на хвост не посадить.
Сверхтяж будет собираться на базе первых ступеней «Союза-5» — точно так же, как Falcon Heavy собирается на основе трех первых ступеней Falcon 9. Если «кирпичики» одноразовые, то и дом из них будет одноразовый.
Отсутствие многоразовости в проекте видно и из того, что приложение к контракту детально описывает требования по обеспечению безопасности падения ступеней сверхтяжелой ракеты, но не детализирует вопросы их пригодности к спасению.
Отечественная сверхтяжелая ракета, согласно имеющимся документам, полетит не ранее 2028 года. Это могло бы создать для нее риски конкуренции с Falcon Heavy — многоразовой и потенциально более дешевой. Однако на самом деле они малы. К тому времени SpaceX предполагает заменить Falcon Heavy, в связи с ее моральным устареванием, на более мощную и дешевую (на килограмм нагрузки) ракету BFR.
Из этого очевидно, что на коммерческий рынок российский сверхтяж вряд ли кто нацелит. Если авиалайнеры одной компании летают один раз, а другой — много, то билеты первой компании будут слишком дорогими для коммерческих перевозок. Ракеты SpaceX вытеснили российские «Протоны» с рынка даже в одноразовом варианте, и пока нет оснований считать, что при конкуренции с их многоразовыми сверхтяжелыми потомками что-то изменится.
Однако есть отрасль, которая «имунна» к дорогим пускам — государственные космические проекты. В прошлом году NASA очень сильно напирало на проект окололунной станции. Причина такого интереса к этой программе у NASA проста: агентство к началу 2020-х достроит свою ракету SLS, которая станет самой мощной в мире. На полеты к Луне NASA достаточно денег не дают, а летать на SLS к МКС не получится — SLS в 10 с лишним раз дороже, чем Falcon Heavy. Будет невозможно объяснить налогоплательщику, зачем летать за такие деньги, если есть способ дешевле.
Конечно, Falcon Heavy способна доставить модули и к окололунной станции, и это тоже будет дешевле. Но здесь NASA в выгодном положении: налогоплательщик не в курсе тонкостей о возможностях Falcon Heavy, поэтому заместитель главы NASA Уильям Герстенмайер уже ведет дезинформационную кампанию, публично утверждая, что SLS может доставить модули для новой станции, а ракета SpaceX — нет. Его, конечно, уже уличали в искажении фактов, но это не так важно, поскольку голосовать за финансирование SLS будут в Конгрессе, а там все равно газет не читают.
Роскосмос очень быстро подключился к этому крайне полезному для него проекту. С советского времени собственных пилотируемых космических программ у нас нет, поскольку они требует серьезного финансирования. Поэтому для нашей страны единственный реальный шанс на заметную пилотируемую активность в космосе — это участие в международном проекте. Уже прошлой осенью глава Роскосмоса Игорь Комаров подписал с представителем NASA заявление о намерении сотрудничать по окололунной станции.
Это отличный шаг, благо других оснований для финансирования пилотируемых программ у нас пока не предвидится. Но такое сотрудничество требует, чтобы у России была ракета, способная долететь до окололунной орбиты с перспективным космическим кораблем «Федерация» (более 15 тонн). Согласно приложению к контракту на проектирование нового российского сверхтяжа, примерно в этой весовой категории — до 20 тонн к окололунной орбите — и запланированы возможности будущего российского сверхтяжа.
Итак, как мы видим, наша сверхтяжелая ракета не просто так задумана одноразовой. Ведь к окололунной станции часто летать никакого смысла нет. Во-первых, невесомость там практически ничем не отличается от невесомости на МКС, то есть новых экспериментов много не поставишь. Во-вторых, цена доставки груза и людей за 400 000 километров (окололунная орбита) заметно выше, чем за 400 километров (орбита МКС).
В третьих, — и это важнее всего — Луна находится за пределами магнитного поля Земли. Радиация вне этого поля — 0,66 зиверта в год. Предельная доза для космонавта по нормам как NASA, так и Роскосмоса — всего 0,5 зиверта в год. На поверхности Луны уровень радиации ниже в два раза, а на Марсе — в три. То есть окололунная станция — самое смертоносное место из когда-либо предложенных людям в истории освоения космоса.
Поэтому представители государственных космических агентств уже не раз поясняли, что станция, скорее всего, будет периодически посещаемой, а не постоянно обитаемой. То есть летать туда надо редко и надолго не задерживаться. А для редких полетов многоразовые ракеты не нужны. Если они будут летать по многу раз, то новые ракеты будут делать так редко, что возникнет реальный шанс утраты навыков по их производству.
Таким образом, следует признать: проект российского сверхтяжа выглядит во всех отношениях продуманным и хорошо отвечает поставленной задаче. Он сможет демонстрировать российский флаг в космосе на рубежах, которые взялись покорять американцы. Это отличный проект, за который Роскосмос заслуживает наивысших похвал.
Особенно отличным его делает то, что у нас в стране нет своих задач для сверхтяжа, кроме одной — иметь его, если он будет у США. Так уж исторически сложилось, что у руководства отрасли, а вслед за ним — и страны в целом — нет понимания того, зачем может быть нужен сверхтяж вне престижных международных проектов. Соответственно, поскольку единственный просматривающийся заказчик нашего сверхтяжа — это NASA, участие в их проекте окололунной станции пока наш единственный реальный шанс вообще получить сверхтяжелую ракету.
Почему это рискованно?
При всех плюсах ориентации отечественного сверхтяжа на участие в американском проекте Deep Space Gateway у нее есть и серьезный минус. Дело в том, что космическое агентство в США зависит от электорального цикла в этой стране. В последние десятилетия каждый новый президент хочет заработать имиджевых очков, объявив новый, «невиданный» космический проект.
Это может быть что угодно: СОИ Рейгана, возвращение на Луну Буша-младшего, план захвата астероида Обамы или вот, например, создание окололунной станции в эпоху Трампа. Выполнять все это не только не обязательно, но и не нужно. Больше восьми лет никакой президент в США у власти не пробудет, а реализовать без сверхусилий действительно большой космический проект за восемь лет все равно не выйдет.
Проект Deep Space Gateway в связи с этим может постигнуть та же печальная участь, что и более ранние проекты NASA, такие как закрытая при Обаме программа Constellation, в которую были вложены миллиарды долларов и годы труда. До того ровно так же был закрыт целый ряд других программ. Фактически Штаты после полетов на Луну довели до конца только одну пилотируемую программу — МКС.
Особенно большой риск для проекта DSG создает то, что идея окололунной станции вызывает сильное раздражение у американского общества. Известный американский публицист Роберт Зубрин, специализирующийся на космосе, уже отметил: «Там нельзя сделать ничего такого, что нельзя сделать на МКС, за исключением подставления людей под большие дозы радиации — форма медицинского исследования, за которую ряд нацистских врачей вздернули в Нюрнберге».
Может получиться так, что следующий президент США не захочет, чтобы его имя в истории фигурировало рядом с фамилиями Гиммлера и Мергеле. В этом случае российской сверхтяжелой ракете придется менять коней на середине переправы — у нас нет и не планируется никаких самостоятельных национальных космических проектов, для которых была бы нужна сверхтяжелая ракета. В этом случае она рискует остаться без каких-либо определенных целей.
Сверхтяжелое повторение истории с «Ангарой»?
Подобный случай в постсоветской истории нашей космонавтики уже был. Не так давно без большой доли заказов осталась «Ангара», ракета, на создание которой потрачено в ~6,5 раза больше, чем на создание Falcon 9 (разработка которого стоила примерно 400 миллионов долларов).
Как отмечал Игорь Комаров еще в прошлом году, планы по производству «Ангары» уменьшились в несколько раз — из-за сокращения финансирования. Снижение числа заказов приводит к простою, а тот, в свою очередь, вызывает рост стоимости производства и пусков. Как мы сейчас знаем, регулярные полеты «Ангары» — спустя 20 лет после запуска программы — так и не начались. Грозит ли та же судьба новому сверхтяжу?
Стоит признать, что NASA, с каждым новым президентом резко меняющая свои планы в космосе, — партнер для российской космонавтики менее надежный, чем российское Министерство обороны. Да, МО всегда может сократить запуски своих спутников, но не может вовсе от них отказаться — без этого оно будет слепым в случае большой войны. А ВОТ ШТАТЫ ВПОЛНЕ МОГУТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОКОЛОЛУННОЙ СТАНЦИИ ВОВСЕ — ИМ НЕ ВПЕРВОЙ. ПОЭТОМУ ПРИЗРАК «АНГАРЫ» ЕЩЕ ДОЛГО БУДЕТ БРОДИТЬ ГДЕ-ТО РЯДОМ С ПРОЕКТОМ РОССИЙСКОГО СВЕРХТЯЖА.
https://chrdk.ru/tech/russian-heavy https://chrdk.ru/tech/russian-heavy

****************************
2.КИТАЙСКИЙ АППАРАТ "ЧАНЪЭ-4" СОВЕРШИЛ ПОСАДКУ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ ЛУНЫ

МОСКВА, 3 янв — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Китайская беспилотная станция "Чанъэ-4" совершила мягкую посадку в районе Южного полюса Луны. Это первый космический аппарат, прилунившийся на обратной стороне спутника Земли. Связь с ним поддерживается через орбитальный ретранслятор "Цюэцяо". На борту станции находится луноход, который обследует место посадки, проведет геологические и астрофизические эксперименты, опыты по выращиванию живых организмов в условиях малой силы тяжести. Какие сюрпризы возможны в этой межпланетной экспедиции — в материале РИА Новости.
Историческая миссия
Аппарат "Чанъэ-4" запущен 7 декабря 2018 года. Через 112 часов он достиг орбиты спутника и находился там, готовясь к прилунению. Посадку приурочили к началу лунного дня. Порядка десяти земных суток посадочный модуль и луноход смогут работать от солнечных батарей.
"Чанъэ-4" прилунился в кратере Карман, в бассейне Южный полюс — Эйткен. Это самая крупная и одна из древнейших ударных структур на Луне. Согласно данным спектрометров, здесь на поверхность выходит вещество верхней мантии: габбро, нориты, бедные кальцием пироксены. Они помогут ученым пролить свет на происхождение спутника Земли.
"Южный полюс — Эйткен давно привлекает ученых. Космические аппараты для посадки туда разрабатывали с конца 1990-х и у нас, и в США. Но Китай всех опередил, первый в мире отправил аппарат на обратную сторону Луны", — рассказывает РИА Новости Евгений Слюта, заведующий лабораторией Луны и планет Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН.
По его словам, российские специалисты готовили для этой космической миссии инженерную модель поверхности и лунного грунта, ведь у китайских ученых не было опыта непосредственного исследования Луны — их программа стартовала только в 2004 году. Воспользовавшись советскими и американскими наработками, китайцы успешно отправили два аппарата на орбиту спутника: "Чанъэ-1" и "Чанъэ-2". Причем зонд "Чанъэ-2", разведав место для будущей посадочной миссии, отправился в точку Лагранжа L2 системы Солнце — Земля, а потом улетел фотографировать астероид Таутатис.
В 2013 году посадочный модуль "Чанъэ-3" доставил на Луну ровер "Юйту". После долгого перерыва на лунной поверхности вновь оказался земной аппарат. Последней там была советская станция "Луна-24" в 1976 году.
"Ничего особо нового для науки та экспедиция не дала, но для китайцев это серьезный шаг. А фактически это означает возвращение землян к Луне", — продолжает Слюта.
Китайский аппарат "Чанъэ-4" вышел на эллиптическую орбиту вокруг Луны. Сложный эксперимент, уникальные задачи.
"Чанъэ-4" — брат-близнец предыдущей миссии. Посадочный аппарат и луноход дооснастили двумя европейскими приборами, для чего с лунохода пришлось снять манипулятор и спектрометр для определения элементного состава грунта.
Уникальность экспедиции в том, что зонд совершил посадку на обратной стороне Луны, которая никогда не видна с Земли. Чтобы решить проблему радиосвязи, в мае минувшего года китайцы запустили спутник-ретранслятор в точку L2 системы Земля — Луна. Его орбита находится в области видимости и с Земли, и с обратной стороны Луны.
"В программе "Аполлон" американцы тоже хотели прилуниться на обратной стороне, но для пилотируемой миссии это оказалось слишком сложной задачей. Китайцы первыми провели этот действительно непростой эксперимент. Российский аппарат "Луна-ресурс-2" повторит его позже. Он тоже прилунится в районе Южного полюса и задействует схему ретрансляции через спутник", — уточняет Евгений Слюта.
Луна очень привлекательный для науки объект. Лунная кора образовалась 4,4 миллиарда лет назад. На Земле горные породы такого возраста не сохранились из-за геологических процессов. Самые древние у нас — около 3,7 миллиарда лет.
"Ранняя история Земли окончательно стерта, а на Луне все в первозданном виде. Луна поможет раскрыть тайну образования Земли", — подчеркивает планетолог.
Ученым нужны образцы грунта из разных мест Луны, причем из скважин. Это запланировано на следующем этапе лунной программы Китая — в миссии "Чанъэ-5", которая совершит посадку на видимой стороне, на горе Рюмкера. Аппарат оборудован буровой установкой, керны доставят на Землю.
Лунный грунт-реголит — слоистый. Каждый слой образовался в результате выброса породы от удара метеорита и подвергся облучению солнечным ветром — плазмой от коронарных выбросов и жесткими космическими лучами. В результате в частицах реголита накопились разные изотопы и соединения, которых нет в минералах коры и мантии. В самых древних кратерах Луны толщина слоя рыхлого грунта превышает десять метров.
Реголит расскажет, когда в земной атмосфере стал накапливаться кислород от жизнедеятельности организмов (обедненный изотопом 16O). Дело в том, что газовый поток с нашей планеты, так называемый земной ветер, попадает на спутник, когда тот находится с противоположной стороны по отношению к Солнцу, и так было всегда с момента возникновения первичной атмосферы на Земле. Состав ее буквально отпечатался в слоях лунного грунта.
"По летучим соединениям в слоях реголита мы можем сказать, когда на Земле образовалась магнитосфера. С ее появлением содержание земных газов в лунном грунте изменилось, поскольку сильное магнитное поле значительно ослабило воздействие на земную атмосферу солнечного ветра, который ионизирует и сдувает газы из верхних слоев", — объясняет ученый.
Колонка лунного грунта с обратной стороны Земли — это еще и ключ к определению точной даты, когда Луна стала вращаться синхронно с Землей и повернулась к нам только одной стороной. Об этом также сообщат земные газы в более древних слоях реголита — ученым известно, что наш спутник раньше вращался гораздо ближе к планете и с другим периодом. Правда, эти образцы на Земле появятся не раньше 2023 года, на следующем этапе китайской лунной программы.
"Луна — первая ступень для исследования дальнего космоса. Там нужны астрофизическая и биологическая обсерватории, научная база, хотя бы периодически посещаемая, лунный полигон для экспериментов", — подчеркивает Евгений Слюта. По его мнению, без этого невозможно разработать методы разведки, технологию добычи и обогащения местных полезных ресурсов, в первую очередь кислорода и водорода, необходимых для жизнеобеспечения и создания ракетного топлива.
В китайской научной программе — множество экспериментов и сбор данных на поверхности Луны. На борту посадочного модуля и лунохода установлены три камеры для цветной и 3-D съемки высокого разрешения, инфракрасный спектрометр для изучения лунного грунта и газов, радар для зондирования недр, радиоспектрометр для приема низкочастотных сигналов из космоса, радиационный дозиметр, анализатор солнечного ветра.
Аппарат доставил на Луну небольшой цилиндрический контейнер с семенами картофеля и резуховидки Таля, яйцами шелкопряда, чтобы наблюдать за их развитием в условиях гравитации, в шесть раз меньшей, чем на Земле. Это важно для самообеспечения будущей лунной базы.
Идея в том, что из яиц разовьются червячки, которые будут вырабатывать углекислый газ, а растения дадут кислород. Таким образом в контейнере сформируется мини-биосфера. Самое сложное — поддерживать внутри температуру, ведь снаружи — от плюс 110 до минус 173 градусов Цельсия. Контейнер надежно изолирован, оборудован световыми трубками, фотокамерой и датчиками.
Амбиции есть, возможностей нет
Игорь Лисов, редактор-обозреватель журнала "Новости космонавтики", оценивает успех миссии "Чанъэ-4" и китайской лунной программы в целом очень высоко.
"Лунная программа КНР включает в себя три этапа: спутник, луноход, доставка грунта. Первые два выполнены, и запуск "Чанъэ-4" уже вне плана. Миссия "Чанъэ-5" для доставки грунта отложена — помешала авария носителя "Чанчжэн-5" на втором пуске. Тем не менее сейчас больше ни у одной страны мира нет пяти действующих аппаратов на Луне и вблизи нее.
Предполагается, что, если "Чанъэ-5" привезет грунт, запасную станцию "Чанъэ-6" отправят в Северный полярный кратер, где может обнаружиться лед. На 2023 год предварительно запланирована доставка грунта с обратной стороны Луны. В 2025-м посадочный аппарат с луноходом отправят в район Южного полюса, а на 2027-й намечается посадка в районе Северного полюса с задачей отработки использования лунных ресурсов. Потом на спутнике Земли может быть создана китайская автоматическая научная обсерватория", — комментирует эксперт.
Построить лунную базу самостоятельно, по его словам, китайцы, в принципе, способны, так же как Россия и США, но ни у одной из стран пока нет средства доставки туда грузов.
"Сверхтяжелый носитель у Китая находится на этапе рисования картинок и первых огневых испытаний отдельных компонентов двигателей. В любом случае сначала — орбитальная космическая станция "Тяньгун" со сроком эксплуатации десять лет, примерно до 2032 года, а потом — Луна", — заключает Лисов.
С сайта: РИА Новости.
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
3 января 2019 года.

P.S.

Подписан детальный план-график создания российской сверхтяжелой ракеты-носителя. Об этом сообщил в Twitter глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.
Из поста следует, что ракета будет называться «Енисей». Ее разработкой займутся РКК «Энергия» имени С. П. Королева и РКЦ «Прогресс». За создание третьей ступени отвечает государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

Создание российской сверхтяжелой ракеты анонсировали в августе 2018 года. В декабре РИА Новости со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли сообщило, что она будет состоять из шести боковых блоков с двигателями РД-171 и одним центральным с двигателем РД-180, а ее высота составит около ста метров.
Россия надеется на космическое наследие СССР. Американцы уже на шаг впереди
ТАСС пишет, что в качестве первой ступени будут использоваться блоки ракеты «Союз-5», а третью ступень создадут в рамках проекта ракеты «Ангара-5В», над которым работают в Центре имени М. В. Хруничева.
Первый пуск «Енисея» запланирован на 2028 год с космодрома Восточный. Расходы на создание ракеты-носителя и строительство необходимой инфраструктуры оцениваются в 1,5 триллиона рублей. Ее основным назначением станет обеспечение полетов в дальний космос, в частности, к Луне и Марсу.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 5
© 03.01.2019 Владимир Назаров
Свидетельство о публикации: izba-2019-2456613

Рубрика произведения: Проза -> Статья











1