Божий дар Галины Болховитиновой




К 100-летию РМК им. Пироговых

Присутствие Галины Болховитиновой на столетии музыкального колледжа Рязани было бы одной из незабываемых ярких нот в партитуре большого праздника.



Галина Николаевна Болховитинова – ещё одна яркая страница в истории РМК имени Пироговых, столетие которого с каждым днём всё ближе, а наша сегодняшняя героиня вместе с круглой датой колледжа готовится отметить и свой собственный, не менее серьёзный и значимый юбилей. Увидев эту энергичную женщину, я тотчас же попала под её обаяние и энергию, а информация о почтенном возрасте показалась мне каким-то недоразумением. Больше двух часов мы говорили с Галиной Николаевной, которая уже двадцать три года живет в португальском городке Томар, куда была приглашена на работу по контракту в лихие девяностые годы, и осталась там навсегда.

Не будет преувеличением сказать, что имя Галины Болховитиновой не сходит с уст музыкантов города и не забыто за его пределами. О ком бы я не писала, с кем бы мы не говорили об истории колледжа, о ней вспоминают охотно и восторженно, потому что история музыкальной жизни Рязани немыслима без её творчества.

Вспоминает А. В. Симутова: «Самые добрые воспоминания у меня остались от общения с ней. В её классе камерного ансамбля я работала иллюстратором. Она – прекрасный музыкант. Но главное то, что она очень порядочный человек. Это важно в музыке, которая несёт собой чувства добрые.»

В Рязани десятилетняя Галя оказалась после войны, куда семья переехала из Ульяновска. Музыкальная Рязань открылась Галине первой музыкальной школой, обучением в классе Г.М. Мироновой и консультациями у самой Е.Д. Аглинцевой, чьё имя сегодня носит наша старейшая музыкальная школа.
Десятилетка была окончена с серебряной медалью, но, выбирая между врачом и музыкантом, Галина остановилась на музыке, потому что неожиданный поход в анатомичку отбил у неё всякое желание связывать жизнь с медициной. Родители поддержали выбор дочери, и девушка оказалась сразу на втором курсе музыкального училища. Она попала в класс Н.А. Колдаевой, а потом было поступление в институт имени Гнесиных, в класс М.А. Гурвич (ученицы великого Н.К. Метнера) и пять лет обучения у выдающегося педагога страны. Это время до сих пор вспоминается с благоговейным трепетом.

Потом была работа по распределению на Дальнем Востоке, где Галина преподавала в музыкальном училище и вела «Музыкальные страницы» на местном телевидении. Довелось исполнить с симфоническим оркестром Владивостока Четвёртый концерт Рахманинова, что стало значительным событием в её жизни. А потом из Рязани на неё пришёл запрос, и в 1967 году Галина Болховитинова приступила к работе в РМУ. Два года она возглавляла отдел камерного ансамбля, а потом – отделение специального фортепиано, которым успешно руководила более двадцати лет.

Вспоминает Н.Л. Сергунова: «Галина Николаевна – очень серьёзный музыкант и педагог. Я тогда работала замом директора и могу сказать, что именно она подняла работу на такую высоту, которую отдел поддерживает до сих пор. С неё началась новая эпоха, и это не пустые слова. С большой благодарностью вспоминаю работу с ней и считаю, что её отъезд стал невосполнимой потерей для города».

Тогда же, вернувшись в Рязань, Галина Болховитинова начинает работать в филармонии в составе трио. Они много ездили по области и выступали в Германии, в Москве: Тамара Иванишко (виолончель), Татьяна Соколова (скрипка), Галина Болховитинова (фортепиано).

Потом пришла Лариса Якубовская. Она вспоминает: «Незабываемые годы общения – десятилетие творческой дружбы! В 1986 именно от Галины Николаевны поступило приглашение войти в состав трио. По четыре часа репетировали у неё дома. Меня, неопытную, тепло приняли в свой круг. Казалось, что не было разницы в возрасте, быстро я почувствовала себя своей. Она – лидер по натуре, но при этом – очень деликатная, творческая, интеллигентная. Вспоминаю эти годы с большой радостью и до сих пор очень жаль, что наше общение оборвалось.»

«Много потрясающей музыки написано для трио, - говорит Галина Николаевна. – Чайковский, Рахманинов, Брамс, Шостакович… Мы звучали на радио, нас записывало телевидение. Последний концерт состоялся перед моим отлётом в Португалию».

И её музыкально-педагогическая жизнь складывалась успешно. Учениками она гордится. Соня Виноградова стала замечательной пианисткой, жила и работала в Лиссабоне, Леонид Ерёмин – композитор и пианист, живет в Петербурге, гастролирует по Европе, Ирина Поташник в Питере работает концертмейстером в консерватории, а Наталья Гурман уехала вместе с мужем-скрипачом в Германию.

Галина Николаевна с теплом называет имя Людмилы Овчинниковой, признанную коллегами лучшим концертмейстером РМК. А Лариса Петунина, у которой фортепиано не было специальностью, оставила след в памяти Галины Николаевны как «девочка тонкой душевной организации и высокой культуры».

Вспоминает Л.В. Петунина: «В 1978 году я попала в класс Галины Николаевны, что было огромным везением не только с точки зрения игры на инструменте, но и для общего развития как музыканта. Галина Николаевна стала для нас образцом во многих отношениях – и как музыкант-пианист,как чуткий, тактичный, интеллигентный человек, и обаятельная женщина. На уроках царила только музыка. Сколько же терпения, педагогического такта и уважения к студенту проявляла она, когда мы, пятнадцатилетние, бывали такими самоуверенными! И вот педагог находит нужные слова, метафоры, сравнения, и проблема сразу становится понятной. До сих пор помню её «Эолову арфу» в начале ми-мажорной Арабески Дебюсси! Но она и прекрасно играла, объяснение дополнялось блестящим показом. Галина Николаевна учила нас «интонировать смысл», чувствовать красоту звука, понимать стиль. И репертуар подбирался так, что каждое новое произведение поднимало ученика на ступеньку выше в техническом и в художественном плане. Мой низкий поклон, прекрасному человеку, музыканту, педагогу – Галине Николаевне Болховитиновой.»

Слов благодарности в её адрес сказано много, а к ученикам рязанским прибавились и португальские, которым Галина Николаевна помогла обрести профессию музыканта.

Но что же повлияло на её отъезд из России?

«Я не искала работу, - говорит Галина Николаевна. – Работа меня нашла».

Одна из её учениц – Софья Виноградова, переехавшая в Португалию, рекомендовала её на работу на … Азорские острова. Даже сегодня это кажется какой-то авантюрой, а уж тогда – и подавно. И кто бы мог подумать, что гейзеры и вскипающую землю, апельсиновые рощи и величественный океан можно увидеть воочию, а не глазами Юрия Сенкевича в «Клубе кинопутешествий». Галина работала в консерватории и занималась концертами, ездила по островам. Потом ей предложили работу на континенте, а в Рязани её обещали ждать два года. Но жизнь в России резко поменялась и оказалась такой шаткой, что стабильность и устроенность португальского бытия перевесили: Галина Николаевна осталась в маленьком и уютном (старше Рязани) туристическом городке Томаре.

Вопрос о невозвращении Галины Николаевны на родину не стоит. Она не взяла португальского гражданства, живёт в съёмной трёхкомнатной квартире, потому что ей это – удобно, хотя могла бы и купить, но не видит в этом смысла. Почти четверть века за пределами родины. Английский и португальский языки – в хорошем активе, но и русский старается не забывать, а там, где есть возможность, общается только на родном языке. Каждое лето приезжает в Рязань, чтобы увидеть родных. В Португалии официально разрешено работать до семидесяти лет, но из всякого правила бывают исключения, под которое и попала Галина Николаевна, потому что как раз и относится к той редкой высокопрофессиональной когорте специалистов, время выхода которых на пенсию не регламентируется возрастным цензом.
Её ценят в Португалии и не хотят терять, а она, живя там, тоскует по пушистому снегу и хорошим морозам, но приехав сюда, скучает по теплу маленького португальского городка и безбрежной красоте океана.

В 2009 году был у пианистки концерт в рязанском Камерном зале. Галина Болховитинова приезжала вместе с талантливым кларнетистом Бруно Граса. Их дуэт «Элегия» хорошо известен в Португалии, которая считается очень музыкальной страной, поэтому и оценили там мастерство и талант нашей знмлячки. Она много концертировала, играя с французским трубачом Кристианом Лежером, с португальским флейтистом Нуно Инасио, тиспанским скрипачом Пабло Коррейро. А в испанском городе Сантандер с большим успехом прошёл её мастер-класс.



Когда Галина Николаевна приезжает в Рязань, то обязательно приходит в училище (не привыкнет называть его «колледж») и берёт класс - поиграть, чтобы не терять форму в отпуске. Очень хочет приехать на юбилей РМК, потому что двадцать восемь лет отдано этому дому.

Ждут её в Рязани благодарные и друзья , - ведь присутствие Галины Болховитиновой на столетии музыкального колледжа было бы одной из незабываемых и ярких нот в партитуре большого праздника.


На фото: на концерте во Дворце правительства в 
Португалии



16 – 23. 12. 2018


Специально для «Новой гпзеты»

М У З Ы К А Н Т Ы : к 100-летию РМК им. Пироговых (юбилейный сборник)

1. Пустой звук
http://www.stihi.ru/2018/02/14/11234

2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229

3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712

4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429

5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766

6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035

7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655

8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545

9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279

10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459

12. Людмила Константиновна Шокшуева
http://www.stihi.ru/2017/02/05/13145

13. Александр Рувимович Попох
http://www.stihi.ru/2017/05/15/4602

14. Светлана Трач
http://www.stihi.ru/2017/06/27/6340

15. Александра Симутова
http://www.stihi.ru/2017/07/10/10536

16. Геннадий Гинзбург
http://www.stihi.ru/2017/07/14/2678

17. Александр Грущин
http://www.stihi.ru/2017/10/26/1384

18. Лариса Якубовская
http://www.stihi.ru/2017/11/02/103

19. Ирина Антонова
http://www.stihi.ru/2017/11/09/50

20. Елена Коновалова
http://www.stihi.ru/2017/12/14/120

21. Людмила Журавлева
http://www.stihi.ru/2017/12/28/48

22. Надежда Леонидовна Сергунова
http://www.stihi.ru/2018/01/18/123

23. Светлана Васильевна Волтухова
http://www.stihi.ru/2018/05/24/2951

24.Галина Кудинова
http://www.stihi.ru/2018/11/07/10229

25. Лариса Петунина
http://www.stihi.ru/2018/11/28/10373

26. Ирина Нестерова
http://www.stihi.ru/2017/02/26/830







Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 21
© 26.12.2018 (Миоль) Ольга Мищенкова
Свидетельство о публикации: izba-2018-2450983

Метки: пианистка Галина Болховитинова,
Рубрика произведения: Разное -> Публицистика













1