Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Жить по вертикали... (Ко дню рождения Высоцкого)


Жить по вертикали... (Ко дню рождения Высоцкого)


Сначала был поезд. Семь дней приглушенного стука колес и бесконечного кино за окном.
Я почти не отходил от него, глядя, как мельтешат, проносясь мимо, белые березы и янтарные сосны, серые избы сёл и дымящие трубы больших городов, горы, реки и озера.
Потом я сошел с поезда и очутился в городе своей мечты, как в романах Грина. Только назывался он по-нашенски: Владивосток… Море в нем было видно отовсюду, каждый третий прохожий, как мне показалось, носил морскую форму, и прямо на улицах продавали огромных оранжевых крабов.
Старенький пароход «Приамурье», нещадно пыхтя черным дымом, повез меня дальше, к месту назначения. В проливе Лаперуза нас прихватил жестокий шторм, но, выйдя утром на палубу, я увидел совсем невдалеке очертания Острова. Под лучами восходящего солнца они были розовы и безмятежны, обещая мне счастливую жизнь вдалеке от родных мест.
В комиссии по распределению молодых специалистов меня сразу спросили, где бы я хотел работать.
И я, не задумываясь, ответил:
- В любом городе у моря.

   Городок Красногорск показался мне невзрачным и скучным. Но окна моей квартиры, которую я получил сразу же по приезду, выходили на море, оно было в ста метрах от моего дома, и я был счастлив.
В школе меня встретили приветливо, позаботились об обустройстве моего быта, снабдив меня списанным столом и подшивками газет, на которых я спал, пока не купил на первую зарплату раскладушку.
Потом пришло первое сентября, и я вошел в класс, стараясь перебороть в себе чувство страха и неуверенности в собственных силах.
Тридцать пар глаз следили за мной внимательно и настороженно: они еще не знали, кто я такой, какой предмет буду преподавать и какие оценки ставить. К тому же, я был совсем непохож на добрейшую Ирину Петровну, которая вела их класс четыре года.
- Меня зовут Борис Валентинович, - сказал я. – Я буду вашим классным руководителем. Кроме того, буду преподавать вам русский язык, литературу и английский язык.
- Ого, как много! - сказал толстячок за последней партой.
- А Ирина Петровна преподавала у нас еще физкультуру и пение, - незамедлительно добавил очень культурный мальчик у окна.
Все рассмеялись, и я понял, что мой класс не так уж прост, если на вполне естественное замечание не блещущих умов учеников тут же следует весьма едкая реакция отличников.
И это в пятом классе! А что будет дальше?
Я оказался в затруднительном положении, не зная, как мне отреагировать на выступление этого , видимо, хорошо спевшегося дуэта.
Выручил меня все тот же отличник, оказавшийся еще и очень воспитанным ребенком. Он поднял руку, встал и представился:
- Меня зовут Анатолий Ерёмин. Я хочу спросить, есть ли у вас хобби?
В те времена слово «хобби» только входило у нас в обиход, и я сразу догадался: отличник хотел показать мне, что он запросто владеет иностранной лексикой.
- Да, есть, - ответил я так, чтобы он не почувствовал, что я раскусил его тонкую саморекламу.– Я увлекаюсь горным туризмом.
- А что это такое? - спросил толстяк, подтверждая свою репутацию отстающего ученика.
- Я хожу в походы по горной местности. Летом иногда поднимаюсь до ледников, уже прошел все кавказские перевалы.
- Значит, вы альпинист? – спросил Анатолий.
Я улыбнулся:
- Нет, до альпиниста я ещё не дорос. Чтобы подняться, например, на Эльбрус, надо хорошо знать технику восхождения, освоить альпинистское снаряжение, а, главное, быть очень мужественным человеком.
- А вы не мужественный? - спросила девочка, сидевшая рядом с отличником, и по ее тону я понял, что она сказала это без всякого подвоха.
- Не знаю, - ответил я. – Вот я слышал, что недалеко от вашего города есть вершина, на которую очень трудно взойти, особенно, зимой.
- Да! – закричал рыжий пацан в углу класса.- Она Колдушкой называется.
- Колдуньей ее прозвали люди, которые заметили, что как только на ней появляются белые облака, на следующий день идет дождь, - сообщил я ему то, что сам узнал недавно.- А на самом деле она называется горой Краснова, по имени знаменитого ученого-географа. Поэтому и город ваш называется Красногорском.
- Ух, ты! – закричал рыжий, - А мы этого и не знали!
- Вот я попробую на зимних каникулах покорить ее, тогда и узнаю, мужественный я или нет.
- А моя мама говорит, - отозвалась красивая девочка с огромным бантом на голове, - что альпинисты рискуют своими жизнями непонятно ради чего.
Видимо, эта девочка вместе с ее мамой пользовались у учеников большим авторитетом, потому что в классе наступила мертвая тишина. Все смотрели на меня, ожидая, что я отвечу.
А мне просто не хотелось ей отвечать, потому что подобные утверждения я слышал уже много – много раз, в том числе и от своей родной мамы.
И тогда я сказал:
- Сейчас я прочту вам небольшое стихотворение. Вернее, это песня, но певец из меня неважный, да и гитары нет под рукой. Поэтому слушайте стихотворение.
Я начал читать его тихо, словно для себя, глядя в окно на далекие горы.
                                                                «Мерцал закат, как блеск клинка.
                                                                 Свою добычу смерть считала.
                                                                 Бой будет завтра, а пока
                                                                 Взвод зарывался в облака
                                                                 И уходил по перевалу…»
Я сделал небольшую паузу и продолжил уже громче, как бы обращаясь к ним, моим ученикам:
                                                               «Отставить разговоры
                                                                 Вперед и вверх, а там...
                                                                 Ведь это наши горы,
                                                                 Они помогут нам!»
  Я замолчал, думая, читать ли мне это стихотворение дальше , так как порой даже взрослые люди спрашивали меня, о каком «немецком парне» там идет речь, не зная, что до войны к нам приезжало много альпинистов из Германии, которых наши мастера – восходители водили на Эльбрус, Казбек и другие кавказские вершины.
Но я решил продолжить:
                                                                       «А до войны вот этот склон
                                                                        Немецкий парень брал с тобою!
                                                                        Он падал вниз, но был спасен,
                                                                        А вот сейчас, быть может, он
                                                                        Свой автомат готовит к бою…»
    И тут я по глазам учеников догадался, что им не надо никаких объяснений! Они поняли всё и сидели словно завороженные, глядя на меня, как на какое-то чудо.
Дальше я читать не стал, закончив припевом:
                                                                        «Отставить разговоры
                                                                         Вперед и вверх, а там...
                                                                         Ведь это наши горы,
                                                                         Они помогут нам!»
  Тишина после моего чтения длилась долго. Потом раздался тонкий, будто виноватый голос девочки с бантом:
- А кто это написал?
- Владимир Высоцкий, - ответил я. – Только не кричите, что вы его не знаете. Его еще мало кто знает. У него есть много песен об альпинистах. Вот как-нибудь соберемся после уроков и выучим одну из них.
Теперь на смену тишине пришел восторженный крик.
А я открыл свой план урока и заглянул в него.
Сегодня, согласно программе по литературе для 5-го класса, я должен был познакомить своих учеников со сказкой «Морозко».
«Ну, что же, «Морозко» подождет, - подумал я. – Главное, что мы поняли друг друга».

Прошло четыре года.
Мы почти всем классом сидели на снежной вершине Колдушки, усталые и голодные, но мои ученики пели во весь голос:
                                                                        «Парня в горы тяни – рискни,
                                                                          Не бросай одного его,
                                                                          Пусть он в связке с тобой в одной -
                                                                          Там поймешь, кто такой …»

 А когда песня закончилась, Толик Ерёмин сказал, как всегда умно и уверенно:
- Жить надо по вертикали... Как Высоцкий...






Рейтинг работы: 36
Количество рецензий: 6
Количество сообщений: 6
Количество просмотров: 85
© 19.12.2018 Борис Аксюзов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2443825

Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра


Студент       20.12.2018   07:51:49
Отзыв:   положительный
Огромное удовольствие от прочитанного. Спасибо, Борис Валентинович. )
Анатолий Сухаржевский       20.12.2018   05:37:23
Отзыв:   положительный
Борис Валентинович! Не пропускал ни одной Вашей публикации и эта - не исключение! Только при чтении удивился, что Вы ученикам цитировали Высоцкого, ведь он был у Советской власти в опале и Вы могли за такое попасть в большую немилость? Здоровья!
Борис Аксюзов       20.12.2018   18:06:16

После фильма "Вертикаль" он стал уже не совсем диссидентом. К тому же у нас райкоме партии работали отличные молодые парни. Я с ними вместе слушал запрещенного Высоцкого, чьи записи я привез с материка. Правда, за закрытыми дверьми и очень тихо.
Спасибо за отзыв.
Лев Фадеев       19.12.2018   22:29:38
Отзыв:   положительный
С вниманием и интересом прочитал ваш рассказ. Оценил ваш педагогический ход.дам дочери почитать. Она у меня первый год после университета учительствует.
В вашем рассказе очень много параллелей, которые близки к альпинисту, писателю, орнитологу- Александру Александровичу Кузнецову.
Именно к нему обратился Говорухин с просьбой переработать сценарий к фильму "Вертикаль". Вдруг случиться чудо и вы
встречались на горных тропах. С уважением. Л.Ф
Борис Аксюзов       20.12.2018   18:30:13

Спасибо!
Наберусь смелости посоветовать Вашей дочери прочесть у меня еще такие рассказы "Банка говяжьей тушенки"
https://www.chitalnya.ru/work/1014622/
"Страсти по Грибоедоеву"
https://www.chitalnya.ru/work/990049/
"Лермонтов и Ветошкин"
https://www.chitalnya.ru/work/990482/
С Кузнецовым Бог не дал встретиться...
Antonina Totieva       19.12.2018   17:20:48
Отзыв:   положительный
Ваш замечательный рассказ так живо напомнил мне конец 80-х, когда мы с упоением читали ранее запрещенных авторов, И открытый урок литературы по поэзии В.Высоцкого, который проводила в 11 классе: горящие глаза и неподдельный интерес учеников, песню "Если друг оказался вдруг..." в их исполнении под гитару... Это то, что всегда пребудет с нами... Спасибо за рассказ!
Борис Аксюзов       19.12.2018   18:14:18

Рад, что пробудил столько приятных воспоминаний!
Спасибо!
Надежда Алексеева       19.12.2018   16:19:28
Отзыв:   положительный
Понравилось! Спасибо, коллега!
Борис Аксюзов       19.12.2018   18:04:05

И Вам спасибо, коллега! Только коллега по школе или по творчеству?
Лариса Калинина       19.12.2018   15:58:35
Отзыв:   положительный
Борис Валентинович, дорогой, объедините свои рассказы в один сборник и у Вас получится прекрасный учебник русской педагогики. А Вертикаль поставьте эпиграфом. Жаль, что сбросились мои развернутые соображения, сил повторить их нет, но я попозже допишу, поэтому не прощаюсь.
Ваша Лариса
У меня новенький смартфон вместо немого планшета, но я в нем пока не разобралась, с ним можно работать в постели и на радостях я обегаю своих самых любимых избушкинцев.
Борис Аксюзов       19.12.2018   18:10:19

Учебник надо читать, моя любимая Арина Родионовна, а у нас страна превратилась в малочитающую, а скоро станет не читающей совсем.
А вы, когда обежите всех "избушкинцев", берите свой смартфон и пишите сами. Я уже соскучился по Вашим зверушкам.
Поклон Вам низкий,
Ваш Борис.
Лариса Калинина       19.12.2018   21:31:53

А я пишу, дорогой Борис Вантинович! Уже выложила 2 части из цикла Сила любви′. На очереди 3 я, о 1х учителях и о моих соображениях-воображениях о моношколах. По типу старинных мастерских, где есть Мастер и его подмастерья. И есть Ваша
вертикаль. Я , правда, не мастер, но рискнула со своей творческой группой ′Мурыч и его друзья′ поэкспериментировать. Мне старший пушкин помогал, а он
мастер отменный. Пока такую моношколу только при церквях можно создать, хоровую, чтоб чиновники не
сожрали
















1