Рисую мир и... фотообъективом!


Рисую мир и... фотообъективом!
Рисую мир и... фотообъективом!
... Мое увлечение фотографией началось в детстве, в классе 6-7-м. Родители съездили в ближайший город Серов (а жили мы в тайге, на маленькой железнодорожной станции Сотрино) и купили двухобъективный зеркальный фотоаппарат «Любитель-2».
На ту пору для школьников это была прекрасная камера, у которой имелись шахтный видоискатель с лупой и специальный объектив для наводки на резкость, сопряженный с главным. Откидывались черные шторки, поднималась лупа, и вы приникали глазом к этому окну в чудесный мир Природы. Там все было как на ладони: лесные цветущие поляны с яркими красками, речные омуты с нависшими весенними черемухами, наш бревенчатый дом с огородом на фоне белых кучевых облаков. Самое замечательное, что всем окружающим можно было подолгу любоваться, даже не снимая: такое красочное и увеличенное изображение давал видоискатель «Любителя-2».
Печатал я снимки контактным способом в темной комнате... под столом. Широкая пленка давала двенадцать фотографий размером 6 х 6. Конечно, на черно-белой бумаге ничего не оставалось от яркого, радужного окружающего мира. Поэтому вскоре захотелось перейти на цветную пленку.
Это позволили сделать сначала «ФЭД-2», потом «СТАРТ», «ЗЕНИТ-ТТЛ» и, наконец, пленочный «CANON EOS 3000 ». ( В моих фотоальбомах появились только цветные снимки природы, а в архиве хранится до сих пор много прекрасных цветных слайдов).
Но, конечно, в фотографии все же главное — хорошая оптика!
... Но вернемся к тому, с чего начался наш рассказ, — к съемке природы: птиц, животных, цветов, жуков, бабочек, стрекоз и пр. Макросъемку я производил телеобъективом Canon 75-300 мм (в режиме макро, ближайшая дистанция наводки на резкость — 1,5 метра). Нашел и другой компромиссный вариант: заказал в Интернет-магазине удлинительные кольца для макросъемки фирмы «KENKO» (они выпускаются для различных фотоаппаратов).
Удлинительными кольцами, правда, для фотоаппарата «ЗЕНИТ-ТТЛ», я сделал немало снимков цветов, например, багульника или мирта болотного; грибов. А вот съемка насекомых удается плохо: они очень подвижны, и при наводке часто теряется резкость. Нужен был все-таки специальный макрообъектив!...
... И все же лучше иметь что-то, чем ничего!...
В начале июня 2000 года я снимал фотоаппаратом «CANON EOS 3000 » весенние грибы — строчки и сморчки. На высоком берегу обской протоки Девкиной в яркий солнечный день я увидел маленький сморщенный, шоколадного цвета, грибок-сморчок. Рос он у подножия молодого тальникового куста, среди прошлогодних листьев. Пришлось их подальше отгрести от грибной ножки. Поскольку минимальная дистанция у теле-макро полтора метра, а сморчок невысок над землей, прокладываю к нему «коридор» для макросъемки: убираю валежник, гнилые колоды, стебли брусничника и черничника. Ложусь на живот, прикладываюсь к окуляру видоискателя фотоаппарата. Так и есть! Мешает маленький сучок, воткнувшийся в почву. Приходиться вставать, снова очищать полутораметровую дистанцию макросъемки — ведь она почти у самой земли! Трудное это занятие — сделать в полный рост «портрет» карликового обитателя лиственного леса, который высотой не более семи сантиметров!...
И все же добиваюсь полного отсутствия в кадре лишних деталей; теперь сморчок резко и контрастно выделяется на расплывчатом, смазанном фоне окружающей травы, брусничника. Так и надо мне! Щелкаю несколько раз кнопкой спуска (перемотка пленки у «CANON EOS 3000» — автоматическая!).
При увеличении снимка до размера 15х21 см он не потерял резкости. Хоть сейчас вставляй в красивую рамку — и на стену в комнате собственной квартиры! (А я сразу запасся полутора десятками рамок названного размера; дарю фото нашей северной природы друзьям, знакомым).
То есть макросъемка телеобъективом «Canon 75-300 EF» мм дело вполне реальное. Хотя несколько затруднительное, и очень мелкие предметы не удается снять в масштабе 1:1.
А теперь — о телесъемке.
... Пару лебедей я увидел днем на протоке Девкиной, недалеко от ЛЭП-500 Магистральная-Сомкино. Было это после обеда 21 мая нынешнего года. Денек стоял пасмурный, небо хмурилось...
Птиц я сначала услышал, а не увидел. Кормились они за дальними тальниками, метрах в 600-800 от меня. Вскоре два грациозных белоснежных лебедя (самка и самец) выплыли на чистую воду. В 12-кратный бинокль они, увы, виднелись далеко не полный рост. И все же я мог различить гордо изогнутые шеи, сложенные большие крылья и пышное оперение. Птицы, высоко поднимая зад, погружали головки в воду, разыскивая что-то клювами в иле, в прибрежной траве.
Лебеди иногда издавали короткие клики, удалялись и приближались по протоке друг к другу. Ясно, это была неразлучная лебединая пара, дружная семья пернатых, правда, пока без птенцов.
Захотелось снять на цветную пленку красавцев-птиц. Но для штатного объектива (38-76 мм) расстояние до них было слишком велико. А для «CANON EOS 3000» у меня тогда еще не было адаптера, чтобы ввинтить «МТО-500» (телеобъектив российского производства с фокусным расстоянием 500 мм). Поэтому ставлю на штатив «ЗЕНИТ-ТТЛ» с этой «пятисоткой», вворачиваю в спусковую кнопку специальный спусковой тросик (это все для предотвращения колебаний фотоаппарата во время съемки; с применением телеобъектива кадры могут быть полностью смазаны, оказаться нерезкими, если снимать с руки).
Зеркально-линзовый объектив Максутова («МТО-500») не имеет диафрагмы, у него постоянное относительное отверстие — 8. Понятно, что наводить на резкость с такой «дыркой» затруднительно, тем более что видоискатель «ЗЕНИТА-ТТЛ» (1984 года выпуска!) не очень просветлен. Однако деваться некуда: медленно вращаю кольцо наводки на резкость «МТО-500». Вот очертания птиц на матовом стекле видоискателя приобрели удовлетворительные очертания; нажимаю на кнопку спуска с помощью тросика. Теперь надо перевести пленку на новый чистый кадр. Поворачиваю рычаг взвода затвора «ЗЕНИТА» и снова прикладываюсь к окуляру: не сбилась ли резкость?...
В течение примерно получаса снимаю лебедей. Они уже выплыли поближе, кормятся слева от тальниковых кустов. Выбираю момент, когда парочка устремляется максимально близко друг к другу. Так, снова щелчок затвора!...
Отступление.
Приведу для контраста письмо моего друга из Германии Юрия Мягкова:
«Здравствуйте, Владимир!
С удовольствием прочитал Вашу статью «Через пойму — к Оби» и немного ее подредактировал для чтения на ПК.
Здесь в Германии у всего населения с детства воспитывается бережное отношение к природе. На дорогах установлены дорожные знаки: «Осторожно: олени, ежи, лягушки, улитки, совы» и т.д.
Я живу рядом с двумя школами, и перед моими окнами растут облепиха — громадный куст, анютины глазки, сирень, тюльпаны, и никто ни одного цветка не сорвал. А дикие утки и гуси, стоит только начать их кормить, слетаются со всей реки и не дают даже пройти. Совсем не боятся людей. В доказательство прикладываю фото моего сына Сергея с нашими дикими птицами, которое я сделал два года назад».
Таково отношение к дикой природе в городке Хайнихайнен, на территории бывшей ГДР. Видимо, прошедшие социалистические времена для восточных немцев оказались в духовно-экологическом отношении весьма благоприятными!
Но вернемся к нашим российским проблемам, где далеко до немцев.
... Итак, все же приспособив маленький, легкий штативчик, иду на днях снимать городскую архитектуру своим новым «Рубинаром-1000» (для пробы). С расстояния метров в 800 снимаю часы на башенке хирургического корпуса. Они занимают почти половину кадра (с телеконвертером «ТКЛ-2» — весь кадр!). Поворачиваю свое фоторужье в другую сторону: крест на главном куполе храма едва умещается в видоискатель! Вот это отечественная оптика!...
Прислали мне «Рубинар-1000» по почте в июле 2000 года из Интернет-магазина, где торгуют любительскими телескопами для всех желающих россиян. Стоил тогда такой объектив-телескоп (а им можно даже снимать Луну, другие яркие планеты) сравнительно недорого: 4 тысячи рублей. Против многих ... сотен тысяч рублей за японские профессиональные телеобъективы примерно такого же фокусного расстояния. Был Рубинар-1000 — лучшим в мире объектив по соотношению цена-качество!...
Итак, снова — компромисс! У фотографа-любителя, всегда стесненного в средствах, такое случается не редко...
Кстати, о существовании телескопического Интернет-магазина я узнал случайно, после долгих поисков в Интернете.
Теперь, когда будет более надежный штатив, я смогу, наверное, поснимать отлетающих на юг птиц в сентябре. Прошлой осенью на протоке Девкиной видел большие утиные стаи, но подобраться к ним оказалось весьма затруднительно: птицы отплывали от меня все дальше и дальше...
Фотосъемка природы приносит большую радость не только самому снимающему. Ею он может поделиться с другими людьми, даря сделанные на природе снимки. В газетной или журнальной статье о жизни природы фотографии просто необходимы, ведь они дают представление об ощущениях и чувствах пишущего, вдохновленного красотой какого-то лесного уголка, водоема, полянки, птицы, насекомого и т.д.
Но чтобы сделать удачный кадр, надо пройти и проехать порой десятки километров, потратить целые дни на поиски самого объекта съемки, что предполагает обязательные и долгие пешие странствия, борьбу с гнусом, сыростью и холодом, топями, лесными завалами и многим другим. Нередко выпадает не очень уютная ночевка на берегу протоки или в таежных дебрях.
Те, кто посвятил себя профессиональной съемке природы, всегда оказываются в лучшем положении: у них и фотоаппаратура, особенно объективы с латинской буквой L, т.е. высококачественные, гарантирующие и превосходные снимки, которые обязательно будут опубликованы с соответствующим денежным вознаграждением. Снимают профессионалы в гораздо более благоприятных условиях — в заповедниках, заказниках, в дикой нетронутой природе. Фотограф-любитель работает поблизости от дома, в условиях деградированной природы, поэтому в итоге и рассчитывает не на публикации, а в основном на ... свой домашний фотоальбом (с приобретением компьютера и цифровой камеры этот фотоальбом у меня переместился на жесткий диск ПК). Время для съемки он урывает за счет своей основной работы. Деньги на покупку новых фотоаппаратов, оптики и принадлежностей к ним тратит из своего кармана, ущемляя семью, близких. Ему самому нередко приходиться сидеть буквально на воде и хлебе, чтобы осуществить свою заветную мечту и купить дорогую импортную вещь, которая одна и способна расширить его творческие возможности.
... Но если хотя бы один-два читателя с любовью отложат вырезки моих статей с моими же снимками, то буду вполне удовлетворен. Значит, не зря потеряны время, средства, не зря нажиты мозоли на ногах и не сходят царапины и ушибы на теле.
В чье-то сердце влилась Красота Природы!...
***
Эти строки были написаны до того, как я приобрел в 2003 году современную цифровую зеркальную фотокамеру «Canon EOS 300 D». И с нею не расставался в моих лесных путешествиях более пяти лет! На жестком диске моего ПК хранятся тысячи цветных фотографий природы Юганского Междуречья, Урала, Кавказа и др.
Потом, увы, японская камера…поломалась. Пришлось купить новую- «Canon EOS 1000 D»: она прослужила лет шесть. Сегодня на смену ей пришла «Canon EOS 100 D», самая маленькая зеркалка в мире, очень легкая и удобная в моих лесных путешествиях! К ней я уже приобрел прекрасный штатный зум-объектив «Canon EF-S 17-55 f 2,8 IS USM» и два сменных объектива: «Canon EF-S f 2,8 60 mm Macro USM» и «Canon EF-S 55-250 mm f 4,5-5.6 IS STM». Конечно, на эти дорогие покупки у меня ушло более года (копил свои кровные пенсионные!).
К большому несчастью, попал в нечистые загребущие лапы мошенников из московских интернет-магазина www.texnoteck.ru и ООО «Солярис», лишивших меня почти 60 тысяч рублей, накопленных ранее на моей сберкнижке на «черный день». Как водится, неработающему не очень здоровому российскому пенсионеру никто ничем не помог: ни прокуратура, ни полиция, ни депутаты, ни СМИ!? НИКТО!!!???
Но это уже отдельный разговор!..

На шуточном снимке из Сети: «Мы тоже хотим сфотографироваться»!






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 9
© 08.12.2018 Владимир Назаров
Свидетельство о публикации: izba-2018-2433553

Рубрика произведения: Проза -> Статья











1