Мысли из книги Ильи Мечникова Оптимизм и пессимизм


Мысли из книги Ильи Мечникова Оптимизм и пессимизм
Мысли из книги Ильи Мечникова Оптимизм и пессимизм
Совершенно неожиданно для себя встретил в лице известного ученого в области микробиологии, иммунологии и патологии Ильи Мечникова, который выступил инициатором продвижения кисломолочных продуктов в России, в честь которого названа «мечниковская простокваша» – блестящего философа, написавшего ряд трудов, которые вошли в книгу «Пессимизм и оптимизм». Мои выписки из этой книги, которые я сделал несколько лет назад и собственные комментарии, и мысли, возникшие при чтении, были подчинены одной цели: более точному понимаю сферы, в которой мне пришлось работать большую часть жизни: журналистике. Однако, все выписки гораздо шире заявленной цели и каждый читатель может увидеть в них ответы на свои вопросы.

Мечников И.И.
М55 Пессимизм и оптимизм/Сост., вступ. ст., коммент В.А. Фролова. – М.: Сов. Россия, 1989. – 640 с. – (Публицистика классиков отечественной науки)

ОЧЕРК ВОЗЗРЕНИЙ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПРИРОДУ
Стр. 176 «При таком преклонении перед природой философия (античная) должна была сделаться фаталистической и учить «принимать вещи так, как они сложились».

Стр. 177 «Убеждение в нравственной слабости и несовершенстве человека, в вездесущии и всесилии порока привело Сенеку к признанию неразумного и порочного начала в самой человеческой природе… Душа, по мнению Сенеки, должна бороться с телом, через посредство которого она получает страдания…».

Стр. 178 «Подавление голода, жажды, сна, отречение от всяких наслаждений, впечатлений зрения, слуха, вкуса, особенно подавление потребности к размножению, делалось в глазах верующих назначением человека».

Стр. 179-180 «Одного святого прославляли за то, что он был строг и жесток только по отношению к родным. Рассказывают, что когда один из верующих обратился к аббату Сизесу с просьбой принять его в монастырь, аббат спросил его, есть ли у него кто-либо близкий. «У меня есть сын», - отвечал христианин. «Возьми своего сына, - сказал ему на это аббат, - брось его в реку и только тогда ты сможешь сделаться монахом». Отец тотчас же приступил к выполнению требования, которое только в последнюю минуту было отменено монахом. По отношению к отечеству требовалось столь же полное отречение (Леки, 11, 100, 108, 112).»
Комм. мой: Кто из работников современных учреждений, в частности СМИ, способен на самопожертвование во имя отечества? Думаю, очень немногие.

Стр. 186 «…изречении Жан-Жака Руссо, столь наглядно резюмирующем его основные воззрения: «все прекрасно, выходя из рук Творца вещей; все вырождается в руках человека…»

Стр. 188 «Вильгельм Гумбольдт устанавливает следующий основной принцип: «Конечная цель человека, - т.е. та цель, которая ему предписывается вечными, неизменными велениями разума… состоит в наивозможно гармоничном развитии всех его способностей в одно полное состоятельное целое».

Стр. 205 «Только те люди одерживают победу в борьбе за существование, которые следуют по одному из этих путей (предполагающем разумное отношение к достижению цели). Беспечные же люди оказываются в числе побежденных».

МИРОСОЗЕРЦАНИЕ И МЕДИЦИНА
Стр. 216 «Преждевременно состарившись и сделавшись бесполезным, человек ощущает тем не менее величайшую потребность жить и непреодолимый страх перед смертью».

ЗАКОН ЖИЗНИ
Стр. 255 «Усиленное искание правды в жизни, стремление согласовать поступки с основными теоретическими принципами составляет, как уже давно было замечено, одну из характерных черт русского народа. На низших ступенях она выражается в своеобразном отношении к религиозному учению…, на высших – она проявляется в виде философских учений, носящих практический характер. Хотя обыкновенно эти учения переносятся к нам с Запада более или менее готовыми, однако же нельзя не заметить своеобразного отношения к ним русских мыслящих людей, выражающегося главным образом в стремлении как можно цельнее и быстрее провести теоретические принципы в практике».
Комм. мой: Почему искание правды по большей части ушло из журналистики? Журналисты понуждают себя терять русский дух, из-за денег и карьеры, по сути – из-за западных ценностей.

Стр. 257 «молодые ученые (искатели правды) бросали науку, жгли приготовленные диссертации и вступали в общины для обновленной жизни в сфере почти исключительно физического труда».

Стр. 258 «человек, когда он ходит, ворочает, поднимает, работает пальцами, глазами, ушами, языком, мозгом, только тогда он удовлетворен, тогда только он - человек». – по Толстому Л.Н.
Комм. мой: Согласно Толстому, описанному Мечниковым, получается, нравственность не составляет основу счастья, а любой человек, даже создающий галиматью или нечто античеловеческое, но совершающий действия, описанные Толстым, - идеальный человек.

Стр. 268 Толстой Л.Н.: «Птица так устроена, что ей необходимо летать, ходить, клевать, соображать, и когда она все это делает, тогда она удовлетворена, счастлива, тогда она – птица».
Комм. мой: Счастье – использование всех способностей, дарованных природой.
Комм мой: В счастье должно входить еще – благоразумное использование своих способностей, чтобы оно в последствие вело к счастью.

Стр. 282 «По мнению гр. Толстого, только тот может быть признан настоящим ученым, кто трудится «для пользы народа» и направляет свою деятельность на «участие в борьбе с природою за свою жизнь и жизнь других людей».
Комм. мой: Этот тезис уточняет написанное выше на стр. 258, он вполне применим ко всем сферам деятельности, в том числе и к журналистике.

Стр. 292 «Недостаток инициативы – качества, столь существенного для занятия высшими родами человеческой деятельности, как наука и искусство, составляет одну из выдающихся особенностей женского склада».
Комм. мой: Недостаток инициативы журналистов местных региональных изданий упирается в то, что журналистика в основном женское занятие. А медицина, а школа?
Комм. мой: Мечников представляет собой яркий персонаж, который слишком прямолинейно подходит к философским формулам.

Стр. 306 «Нельзя не сочувствовать гр. Л. Толстому в его проповеди гуманности и мягкого обращения с людьми и животными, но не потому, чтобы мучить и убивать людей и животных было «противно и мучительно природе человека», а несмотря на то, что мучить людей и животных очень свойственно человеческой природе. Подобно тому, как детеныши животных играют в травлю, а взрослые животные наслаждаются мучением своих жертв, так и дети находят большей частью величайшее удовольствие в мучении и убийстве животных. Столь распространенная страсть к охоте у детей и взрослых, воинственные наклонности и зверство, обнаруживаемое во всех случаях, когда делается возможным свободное проявление инстинктов, служат явными опровержениями мнения гр. Л. Толстого».
Комм. мой: Это очень важное обстоятельство. Для многих, от должностных защитников права, чиновников до журналистов оно заключено в наслаждении властью над людьми, над публикой, над мыслью, аналогичном травле, конечно, при условии безнаказанности, что обычно происходит при начальственном заказе или приказе.

Стр. 307 «Через чур запальчивая речь с пеной у рта, клеймение противников позорными эпитетами и приписывание им самых низких побуждений («оглупление» противников, «одурение» противниц, «дармоеды» ученые и художники, жрецы науки и искусства, «самые дрянные обманщики» и многое другое, чем пересыпаны статьи гр. Л. Толстого), может только повредить делу, заставить, пожалуй, подумать, что такие приемы служат лишь для прикрытия слабости основной аргументации».

ЭТЮДЫ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА
Стр. 322 «Если я ошибаюсь, веря в бессмертие души, то я люблю эту иллюзию и не хочу, чтобы она была отнята у меня, пока я жив».
Комм. мой: Если есть добрая позитивная вера, спасающая человека, заставляющая его активно жить, то грех ее разрушать.

Стр. 339 «Природа заботится только о сохранении вида; личность для нее безразлична, мы же составляем частицу природы и, следовательно, должны разделять ее стремления».
Комм. мой: В отношении журналистики эта фраза говорит о том, что уничтожение пограничных ее приверженцев неизбежно, но при этом важно, чтобы границы журналистики раздвигались, а не сужались, что происходит сейчас.

Стр. 344 «Сколько бы человечество ни ушло вперед, - говорит Гартман, - никогда не удастся ему не только устранить, но даже уменьшить главные беды, его гнетущие: болезнь, старость, зависимость от воли и власти других, нищенство и недовольство. Сколько бы лекарств ни нашли против болезней, число последних, особенно столь мучительных хронических болезней, все же будет возрастать быстрее, чем успех медицины. Всегда веселая молодость будет составлять лишь частицу у человечества, в то время как остальная часть его будет охвачена угрюмой страстью».
Комм. мой: Следуя законам аналогии, развитие и количество СМИ, ввиду вышеперечисленных бед, никак не приблизит, не приоткроет истину и даже не улучшит объективную информированность, а только усилит отвлекающий шум и ухудшит возможности человека интуитивно ощущать истину, правильность и справедливость.

Стр. 345 Цитаты Гартмана: «Фабрики, пароходы, железные дороги и телеграфы еще не дали ничего положительного для счастья людского».
«Первобытные народы счастливее цивилизованных».
«Существо тем счастливее, чем его нервная система нечувствительна».

Стр. 368-369 «Более двух тысяч лет назад до возникновения точной науки формулировал Будда главные недовольства рода человеческого. «Вот, о монахи, святая истина о страдании, - провозгласил он в своей проповеди в Бенаресе, - рождение есть страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание»… и т.д.

Стр. 371 «Несомненно, что в пессимистическом мировоззрении большую роль играл страх болезней».

Стр. 396 Комм. мой: В том, что установление истины возможно лишь в бесконечности есть и отрицание науки как таковой, которая в каждый временной период, с точки зрения будущего является лженаукой и заблуждением. А если так, то любое более-менее объективное суждение, любая похожая на правду ложь, ложь, которая имеет практику ограниченного излечения, ограниченной правды, имеет право на существование, как вероятная истина в будущем.

Стр. 398 «Бюхнер пытается даже определить естественную нравственность. По его мнению, это закон взаимного уважения, равноправия каждого, с общей и частной точки зрения, ввиду общего блага людей. Все нарушающее это благо, есть «зло», все содействующее ему – «добро» (стр. 513)».
Комм. мой: Равноправие каждого, каждого мнения в доступе к СМИ невозможно, так как СМИ ставит порог в виде грамотности, политкорректности, принадлежности к социальным группам. Естественным порогом является штатная способность работников СМИ охватить все многочисленные проблемы населения.

Стр. 401 «Всегда мы возвращаемся к вопросу о смерти. К чему вылечивать ребенка от дифтерита для того, чтобы присудить его сделаться взрослым и приобрести понятие о неизбежной смерти, которое должно наполнить его ужасом».
Комм. мой: Это тот вопрос, который меня беспокоит с того времени, когда моя душа побывала вне тела в процессе хирургического вмешательства в стоматологическом кабинете в Текелях. У каждого человека есть период более-менее комфортного ухода из жизни. Может его и надо использовать? Забвение смерти возможно, видимо, только в суете, в круговерти жизни, когда СМИ вытесняют пессимистические мысли о смерти и наполняют голову мыслями совершенно не касающимися конкретного человека, когда работа не оставляет времени подумать или наполняет усталостью, которая не дает подумать.

Стр. 402 «А между тем вопрос, который ставил себе Толстой, казался ему простым: «зачем мне жить, зачем мне что-нибудь делать? Еще иначе выразить вопрос можно так: есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался бы неизбежной, предстоящей мне смертью?»

Стр. 405 «Сойдя на путь веры, Толстой пришел к следующему воззрению: «Задача человека в жизни – спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-Божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смириться, терпеть и быть милостивым»()рудиться, смириться, терпеть и быть милостивымоззрению: "еизбежной, предстоящей мне смертью?"ла в процессе хирургическ. Это заключение в свою очередь вызвало следующее: «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает смысл жизни такой смысл, который не уничтожается смертью».
Комм. мой: Что касается журналиста, вера в свободу слова, в истину должны быть нетленны и не подлежащие сомнению, так как у журналиста посредством слова есть прямая возможность шагнуть в вечность. И этот подарок судьбы нельзя продавать ни за какие деньги.

Стр. 406 «ужасает его мысль о вечной разлуке (смерти)»
«миф о Прометее, похитившем небесный огонь, за что он был прикован к скале».

Стр. 407 Шекспир – Гамлет: «сознание обращает нас в трусов; так меркнет румянец воли перед бледным лучом размышления».
«не вредит ли слишком много знания людскому благу?»
«быть может, это стремление людей к свету науки столь же вредно для рода людского, как стремление мотыльков к огню гибельно для несчастных насекомых?»
Комм. мой: Вера и воля – вот главное в жизни. Размышление – порок. Это словно два противоборствующих утверждения: «знание – сила» и «знание – вред». Касается и СМИ. Таким образом, «свобода слова», получается, - опасная истина не только для журналиста, но во многих случаях и для общества. Тут весь вопрос в границах дозволенного. А границы, которые прочерчены в реальности, слишком субъективны и далеки от блага народа: распространение информации не допускается или карается, когда может навредить благу государства и властьимущих.

ПЕССИМИЗМ И ОПТИМИЗМ
Стр. 423 «для прикрытия дурного вкуса хинина надо было удвоить количество соответственных вкусовых единиц сахара».
Комм. мой: Этот лекарственный подход должен быть применен и к информации СМИ. Хинин должен быть для лечения в виде трети подаваемой информации, но никак не единый сахар.

Стр. 431 «Разве история земного шара не показывает нам, что множество низших животных пережило существа несравненно более развитые и сложные по организации?»
«Как животный мир, так и эволюция человека показывает, что утонченность нервной системы развивает умственную чувствительность, мешающую приспособлению и служащую источником непоправимого зла».
Комм. мой: Это видно и на примере того, какие люди стабильно поднимаются по карьерной лестнице. Это обычно не поэты, не писатели художественного слова. В лучшем случае – научные деятели.

Стр. 445 «Чувство жизни» - Мечников его вводит, как категорию любви, жажды жизни, которая проявляется далеко не у всех.

ГЕТЕ И ФАУСТ
Стр. 449 Гете в «Страданиях молодого Вертера»: «Наблюдая узкие пределы человеческих способностей, его деятельности и рассудка; видя, что мы тратим все свои силы на удовлетворение нужд, единственная цель которых продлить наше жалкое существование; что успокоение наше относительно многих вопросов не что иное, как смирение, основанное на неудачах, подобно смирению узников, которые покрывают стены своей темницы разнообразными рисунками и перспективами».
Комм. мой: Журналисты, поскольку они люди, находятся в той же «темнице» и цель их творчества: удовлетворение своих нужд и продление существования.

Стр. 450 Из «Вертера» Гете: «взрослые волнуются в этом мире, как дети; как они, взрослые не знают, откуда пришли и куда идут; так же мало как дети, взрослые направляются к определенной цели и так же легко могут быть управляемы с помощью бисквитов, пирожных и розог…»
Комм. мой: Опять же - таковы и журналисты, а, возможно и более, чем иные, поскольку теплая, удобная работа выращивает привыкающие к нежности «растения».

Стр. 461 «А между тем он (Гете, пивший в молодости вино в больших количествах, так как вырос в местности, где производили много вина) всегда был убежден, что вино вредно для умственного труда. Он замечал, что его друг Шиллер всегда достигал дурных результатов, когда пил более обыкновенного… «Это расстраивало его здоровье, говорил он Эккерману (18 янв. 1827 г.), - и вредило творчеству»… В другом разговоре (11 марта 1828 г.) Гете утверждает, что произведения, написанные под влиянием вина, носят ненормальный, вымученный характер… Главным стимулом гениальности Гете была любовь»
Комм. мой: Между тем пьянство в журналистике является для многих и многих ритуалом деятельности. А пьющая журналистика, по Гете, опасна, она начинает отражать не факты, а пьяные миражи. Только у журналистов, которые живут в любви, возможны большие успехи.

Стр. 462 «В действительности художественный гений, а может быть, и гений вообще, очень тесно связан с половым отправлением. Я считаю вполне справедливым высказанное Мебиусом мнение, по которому «художественные склонности, по всей вероятности, не что иное, как вторичные половые признаки».

Стр. 463 «Из многочисленных скопцов один лишь Абеляр был поэтом. Но он подвергся оскоплению только в 40 лет, и после этого несчастья он перестал сочинять стихи».

Стр. 465 «Я не могу более работать, - говорит он (Гете), - не могу читать, и даже думать удается мне только в счастливые минуты облегчения (сердечные боли, нравственная подавленность от неудач)»
Комм. мой: удачи действительно являются эликсиром творческого долголетия. Если найти путь, на котором начнут преследовать неудачи, то пропадает и настойчивая тяга к творчеству и свежесть мысли. Возвышенное детское позитивное состояние ума – вот ключ к высокому творчеству.

Стр. 468 «Сестра невестки Гете рассказывает, что он очень любил, чтобы молодые девушки присутствовали в кабинете во время его работы»

Стр. 469 «Гениальный философ Шопенгауэр в 25-летнем возрасте и полном расцвете творчества сделал следующее замечание: «В дни и часы, когда всего сильнее проявляется сладострастие… пламенное вожделение… именно в такое время готовы к наиболее интенсивной деятельности величайшие силы мысли, а также и познания…»
Комм. мой: Это действительно так. Надо любить в себе эти чувства, но надо ли пихать член куда попало? Может достаточно сердечной устремленности и любви взгляда? И словно в подтверждение:

Стр. 470 «По моему совету, - говорит он (Броун-Секкар), - они вызывали в себе сильное половое возбуждение всякий раз, когда им предстояла усиленная физическая или умственная работа…»

Стр. 471 «Гуляя с Эккерманом, Гете (в 74 года) быстро обгонял его и обнаруживал бодрость, радовавшую его спутника (март 1824 года) «Голос его был полон выражения и силы, а речь полна жизни».

Стр. 472 «Эккерман удивляется, что человек, которому уже около 80 лет (Гете), «безустанно ищет случая увеличить свою опытность»».

НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ
Стр. 500 «существуют народы, нравственные понятия которых допускают принесение в жертву стариков…Между тем, немало людей считают безнравственным делать опыты над живыми существами без непосредственной пользы для последних».
Комм. мой: Мечников показывает, что нравственные понятия рознятся. Причем – сильно.

Стр. 502 «путаница царствует в нравственных понятиях. Человеку ежечасно приходится сообразовывать свои поступки и поведение с законами нравственности, а между тем относительно них даже самые авторитетные люди далеко не согласны между собой».
Комм. мой: именно поэтому моральный кодекс журналистов – очень спорный ограничитель их действий ибо в этом ограничении более заинтересовано чиновничество, как от лица журналистов, принявших моральный кодекс, так и из числа обычного чиновничества, финансирующего деятельность журналистов.

Стр. 502-503 «философ Бутру утверждает, что «нравственность основана на чистом разуме»…, поэт Сюлли-Прюдом основой нравственности считает главным образом чувство, сердце, совесть».
«Великие законы, управляющие инфекционными болезнями, и ценные средства борьбы с ними никогда не были бы найдены без вивисекции или даже при одном ограничении ее».
Комм. мой: страдания единиц для счастья многих.

Стр. 505 «необходимо рассуждение в большинстве нравственных вопросов».

Стр. 507-508 «У некоторых людей крайне развита любовь к ближнему. В этом случае человек видит счастье только в одном самопожертвовании для общего блага; он раздает все свое имущество бедным и часто кончает тем, что умирает из-за какой-нибудь идеальной – конечно, альтруистической цели. Такие примеры редки.
Гораздо чаще встречаются люди, привязанные только к некоторым из себеподобных; они преданы родителям, друзьям и соотечественникам, но остаются более или менее равнодушными ко всем чужим».

Стр. 508 «Если бы была возможность знать внутренние побуждения людей, можно было бы руководствоваться ими для классификации поступков. К нравственным поступкам относили бы внушенные любовью к ближним, а к безнравственным – вызванные эгоистическими мотивами. Но внутренние побуждения только в редких случаях могут быть точно определены».
Комм. мой: это к вопросу о совести журналиста, да и вообще о побудительных мотивах всех людей. А то обвинение легко и бездоказательно приклеивает побудительные мотивы при доказательстве уголовных преступлений.

Стр. 509 «поступкам противника обыкновенно приписывают дурные намерения. Это облегчает критику… Этот способ весьма распространен среди журналистов и политиков…».
«намерения и совесть, как ускользающие от нас элементы, не могут служить для оценки людского поведения. Для этого нужно обратиться к результатам поступков. Между тем легко убедиться в том, что добро часто идет вразрез с общественным инстинктом. Очень часто добрый человек приносит больше зла, чем пользы».

Стр. 512 «Кант не видит никакой заслуги в поступках человека, находящего удовольствие в служении ближнему. Поступок становится нравственным только тогда, когда побуждением к нему служит одно чувство долга».

Стр. 515 «Для нравственного человека недостаточно руководствоваться одним сознанием чувства долга, - ему необходимо еще и знать, к какому результату приведут его поступки».

Стр. 518 «он (Кант) все-таки признает, что не вся цель человека в одном долге и что следует включить сюда и счастье».

Стр. 520 «Нравственное поведение всегда должно быть руководимо разумом… Вот почему нравственность следует основывать на научных данных»

Стр. 521 «Когда человек в погоне за личным счастьем бесконтрольно предается своим склонностям, это поведение его часто становится, по общепринятому понятию, безнравственным. Следуя своей природе, человек может стать лентяем и пьяницей».

Стр. 526 «величайшее счастье заключается в нормальной эволюции чувства жизни, приводящей к спокойной старости и, наконец, к чувству пресыщения жизнью».

Стр. 528 «В Нагорной проповеди, резюмирующей христианскую нравственность, всякий этический поступок имеет в виду награду или избежание наказания».
Комм. мой: только приманка, вкусная приманка, например, деньги, а также кнут, например, угроза реального увольнения, указывают путь.

Стр. 537 «Научное образование так необходимо для нравственного поведения, что невежество следует отнести к наиболее безнравственным явлениям».
Комм. мой: именно поэтому плохообразованный и плохоэрудированный журналист несет угрозу СМИ и общественной нравственности. А это в регионах встречается повсеместно. Когда я руководил телерадиокомпанией и приглашал преподавателей для чтения лекций, какой критики я только не выслушивал от творческих работников, которые считали, будто, они знают все, что им требуется! Я собрал в телерадиокомпании библиотеку литературы о журналистике и за шесть лет моей работы ни один журналист не обращался к этим профессиональным книгам.

Стр. 539 «Невежественная мать будет очень плохой воспитательницей, несмотря на всю свою добрую волю и любовь. Врач, преисполненный величайшей симпатии к больному, но без необходимых знаний, может принести им огромное зло».
Комм. мой: это к вопросу об образованности журналистов.

«Несмотря на весь свой пессимизм, Шопенгауэр был убежден в том, что «здоровье есть величайшее сокровище, пред которым все остальное – ничто».
Комм. мой: поддержка здоровья для пишущего человека все-таки первична.

РАССКАЗ О ТОМ, КАК И ПОЧЕМУ Я ПОСЕЛИЛСЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Стр. 553 Из воспоминаний Мечникова о собственной жизни в 1879 году: «Но с каждым днем положение в России и особенно в университете становилось все более тяжелым. Политика силой ворвалась в учебные заведения, и занятие наукой в них делалось все более и более затруднительным».
Комм. мой: здесь, как мне кажется, слово «наука» можно без ущерба заменить на «журналистика».

Стр. 554 «Все свободное от чтения лекций профессора проводили в «лектории», где главным образом перетирались косточки товарищей, созидались, укреплялись и разрушались «партии»… научная оценка кандидатов большей частью подчинялась чувствам».
Комм. мой: люди вместо работы занимались сплетнями и интригами, что происходит и сейчас во власти и в СМИ. Кстати, и в моем смещении с поста директора-главного редактора СМИ творческий коллектив телерадиокомпании тоже сыграл негативную роль пособников главы города, причем, почти в полном составе. И также интриги и сплетни.

Стр. 608 «Мечников в своих философских сочинениях неоднократно ставит вопрос: полезно или вредно дальнейшее развитие науки? В конечном итоге он дает на него окончательный ответ, будучи глубоко убежденным, что только наука может избавить человечество от болезней».
Комм. мой: возможно науке следовало пойти не по пути изобретения средств и механизмов, а по пути духовного и телесного совершенствования человека. И тогда, как минимум, не было бы ядерного оружия и угрозы самоуничтожения человечества.







Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 15
© 03.12.2018 Андрей Дробот
Свидетельство о публикации: izba-2018-2429791

Рубрика произведения: Проза -> Другое











1