Свобода и познание


Однажды семь великих мудрецов Древней Греции собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину — «познай самого себя» — они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса — «заповедь Дельфийского оракула». Позднее эта мысль обрела более объемное значение – «Познай самого себя, и ты познаешь Бога и Вселенную».

Менялось время, менялись общественно-экономические формации, менялись устройства и интересы общества, появлялись религии и верования. Но в мире всегда была определенная группа людей, для которых время остановилось. Они словно парили над этим миром, презирая его страсти и не внемля его страданиям, посвящая себя без остатка своему единственному желанию. Это могли быть философы, мудрецы от религии, адепты различных учений, они могли быть не знакомы друг с другом , но всех их объединяла вера в то, что путь к раскрытию тайн мироздания лежит через познание себя.

Меня же данная тема интересует постольку, поскольку она касается той науки, которой я посвятил уже около двадцати лет своей жизни. Это наука Каббала, само название которой пугает многих людей, навевая мистический ужас; она вызывает смешанное чувство страха и любопытства или полное отторжение.

И надо понимать, что этим отрицательным воздействием наука каббала отпугивает от себя тех, кто стремится к этому либо из любопытства, либо из каких-то корыстных побуждений. И одновременно она неудержимо влечет к себе людей, в которых проснулись странные вопросы: Для чего я живу? В чем смысл моей жизни? Откуда я пришел в этот мир, и куда ухожу из него? И еще не знает такой человек, что этими вопросами приглашает его каббала начать познание своего «Я» с ее помощью.

Принято считать, что те, кто решил посвятить себя познанию Себя, Бога и Вселенной должны отрешиться от всего мира, от всех человеческих страстей. Ведь хотят познать они свою суть, ничем не связанную с окружением, с мирской суетой. И существует поэтому множество практик и методик, основанных на аскетизме, медитациях в полном уединении, различного рода обетах и воздержаниях.

Но постижение такого рода будет ограниченным, потому что познают они себя не на уровне «человек». Ведь «Я» человека не может существовать само по себе, как какая-то отдельная частичка в нашем мире или во вселенной. Хотя и кажется нам, что мы существа вполне самостоятельные и даже свободны в своих поступках. И, как доказательство этому, наделен каждый из нас какими-то особенными свойствами, разумом, которые мы можем использовать по своему усмотрению.

Но, вопреки тому, что мы ощущаем себя свободными, согласитесь с одной неоспоримой истиной. Каждый из нас, пришедший в этот мир, не выбирал себе родителей, генную наследственность, место, где должен родиться, и окружение, в котором рос и воспитывался.

И в таком случае, как может человек выделить свое «Я» из всего набора одетых на него свойств и привычек, появившихся вследствие его тесной связи с окружающим его миром. А если бы не окружение, то вырос бы человек совершенно диким, ведь известно нам такое явление, как «Эффект Маугли».

И следует из этого вывод, и говорит об этом наука каббала, что не может постигнуть себя человек, оторвавшись от этого мира. Тогда возникает вопрос, о каком «Я» мы можем говорить? Если это наше мировоззрение, то меняется оно на протяжении жизни иногда на противоположное; если это наше сознание, то формируется оно сегодня под влиянием чуть ли не всего человечества – ведь с развитием интернета мы больше не ограничены в общении.

Но все становится на свои места, если принять в расчет утверждение каббалистов, что познает себя по-настоящему человек именно в своей связи с другими людьми. Но объем и глубина этой связи скрыты от нашего понимания, ведь мы реагируем только на тех людей, с которыми пересекаемся своими интересами. А много ли наберется таких в мире?

Но если хотим познать свое «Я» по-настоящему, говорят каббалисты, то вынуждены будем раскрыть связь со всем человечеством, потому что «Я» каждого из нас включает в себя свойства всех людей. И если бы это было иначе, то существовала бы непробиваемая стена непонимания между народами мира, людьми разных расовых и этнических групп. И невозможно было бы их смешивание также и на физическом уровне.

То есть, речь идет о существующей изначально некой степени родства между всем человечеством, которое не осознается и не воспринимается нами, как к чему-то обязывающее. Но именно исследование этой связи, этого всеобщего родства выводит человека на раскрытие смысла своего существования.

Потому что человек сам по себе, как некий элемент природы, мироздания вообще не существует, как не существует сама по себе клетка живого организма. Она проявляет себя только во взаимосвязи с другими клетками и всем организмом в целом. Вот так и человек – проявляет себя, свою сущность только во взаимосвязи с другими людьми.

И точно так, как скрыт от наших ощущений смысл родства со всем человечеством, в такой же мере скрыт от нас смысл нашего существования. И сказано об этом мудрецами «Не по своей воле человек рождается, не по своей воле живет и умирает».

И в этом изречении кроется ответ для тех, кто пришел к вопросу о познании Себя, Бога и Вселенной. Потому что, познавая себя в совокупной связи со всем человечеством, раскрывает человек того, по чьей воле был создан, каков тайный смысл его скрытого родства со всем человечеством, и ради какой цели вообще существует все Творение. И именно на таком подходе к познанию себя настаивают каббалисты.

И справедливости ради хотел бы я отметить, что истина «Познай самого себя», найденая мудрецами Греции, примерно две с половиной тысячи лет назад, была изложена до них одним из основателей Каббалы Авраамом. И написал он об этом более трех с половиной тысяч лет назад в трактате «Книга Творения». И по этой причине методика познания, открытая каббалистами, остается незыблемой вплоть до нашего времени, все более совершенствуясь и адаптируясь к новым поколениям.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 9
© 03.12.2018 Леонид Шиндер
Свидетельство о публикации: izba-2018-2429636

Рубрика произведения: Проза -> Другое











1