Тертуллиан


ТЕРТУЛЛИАН

Тема статьи: как афанаситы сменили веру Тертуллиану.

По моему мнению, знаменитый римский богослов Тертуллиан (155-220) был учителем ариан. Моё доказательство основано на косвенных данных. Например, Римский папа Геласий (492-496), ознакомившись с подлинными сочинениями Тертуллиана, проклял его на вечные времена. Нынешние афанаситы считают Тертуллиана своим учителем. Их доказательство основано на книгах Тертуллиана, которые они сами же и переписали!

Искать прямой арианский след в нынешних книгах Тертуллиана – бесполезное занятие. Афанаситы давно вычитали его книги и всё подчистили, – без спешки, тщательно, попутно вставив в его книги своё догматическое учение. Они записали Тертуллиана в свою партию задним числом, – очевидно, после смерти Римского папы Геласия, когда, наконец, поняли, что им нужны преемственность, учителя.

Адвокат и пресвитер Тертуллиан «был первым значительным христианским богословом, писавшим на латинском языке» (Мейендорф). Иероним сказал о Тертуллиане: «Что образованнее, что остроумнее Тертуллиана? Его "Апологетик" и книги "против язычников" обнимают всю светскую учёность»[1].

Тертуллиан был монтанистом – сторонником пророка Монтана, жившего в конце II века. (Афанаситы считают Монтана лжепророком). Чтобы понять, чему на самом деле учил Тертуллиан, надо выяснить, чему учил Монтан. Их догматические учения были идентичными. Если бы их учения различались, Тертуллиан не стал бы монтанистом.

По мнению афанаситов, догматическое учение монтанистов и Римской (кафолической) церкви были тождественны.

«Что касается содержания монтанистического учения, то в вопросах догматических, как категорично признают все полемисты против монтанизма и сами монтанисты, не существовало никакого различия между кафолическою церковью и монтанистами» (Болотов[2]).

Если монтанисты и римляне считали, что Иисус – это Бог, тогда чем они отличались? Со слов афанаситов, монтанисты объявили себя крайними ригористами, блюстителями нравственности.

«Вся новизна монтанизма заключалась в морально-аскетических, ригористических требованиях и призыве к последнему покаянию. Аскетическая жизнь требовалась, ввиду приближающегося, скорого второго пришествия Иисуса Христа» (Поснов).

Доказательство В. В. Болотова и М. Э. Поснова их версии – книга партийного начальника афанаситов Епифания Кипрского и книги арианина Евсевия Кесарийского и монтаниста Тертуллиана, переписанные заинтересованными афанаситами.

Болотов и Поснов, заявляя о тождественности учения афанаситов и монтанистов, ссылаются на вставки своих древних товарищей по партии. Афанаситы сфальсифицировали книгу монтаниста Тертуллиана «Против Праксея или о Святой Троице», в которой тот изложил своё догматическое учение, а другие книги монтанистов уничтожили.

Сочинения монтанистов не сохранились – «возможно, из-за императорских указов более позднего времени, предписывающих уничтожать все монтанистские кодексы» (Мецгер[3]). Идеологам афанаситов было что скрыть.

Хронология жизни Тертуллиана в изложении Болотова. Ортодоксальный член Римской церкви (197). Высказал свои симпатии к монтанистам, не разрывая союза с кафолической Церковью (201 или 202). Разорвал союз с кафолической Церковью и объявил себя монтанистом (208 или 209).

Другими словами, Тертуллиан верил, как Римская церковь, что Иисус – это Бог. Ему понравилась аскетическая жизнь монтанистов. Римская церковь считала аскетическую жизнь монтанистов чрезмерной, неким мазохизмом, извращением. Оскорблённый Тертуллиан объявил себя монтанистом и разорвал союз с Римской церковью.

Хронологию жизни Тертуллиана, изложенную Болотовым, нужно понимать так. Тертуллиан верил, как Римская церковь, что Иисус – не Бог. Римский папа Зефирин безосновательно объявил Иисуса – Богом. Тертуллиан высказал свои симпатии к монтанистам, объявивших Зефирина еретиком, но не разрывал союз с Римским папой, надеясь, что тот одумается. Наконец Тертуллиан разорвал союз с Римской церковью.

Со слов Иеронима, Тертуллиан примкнул к монтанистам из-за оскорблений клириков Римской церкви[4].

А что ему ещё говорить? Он не мог сказать, что Римский папа Зефирин, современник Тертуллиана, объявил учение Савеллия апостольским. Афанаситы сделали всё от них зависящее, чтобы никто не узнал, что их папа Зефирин (199-217) и папа Каллист (217-222) были савеллианами: если бы учёный Миноид Мина не нашёл книгу Ипполита Римского «Философумена» в 1842 году, никто не знал бы до сих пор, что Савеллий жил в Риме. Вот почему Тертуллиан отделился от савеллианской Церкви.

Согласно Ипполиту, Савеллий был учеником Ноэта из Смирны. Ноэт, осужденный в Смирне, приехал в Рим (конец II века) и организовал здесь христианскую философскую школу, «главой которой сначала был Клеомент, а потом Савеллий»[5].

По моей версии, Епифаний соглал, заявив, что монтанисты верили в православного Триединого Бога: «Об Отце и Сыне и Святом Духе думают одинаково со святой вселенской церковью»[6].

Если бы монтанитсы действительно думали об Отце, Сыне и Святом Духе одинаково со святой вселенской церковью, как утверждает Епифаний, афанаситы не уничтожили бы их книги, по крайней мере, те из них, где они изложили своё учение о Триедином Боге.

Информация Епифания о вере монтанистов в Триединого Бога противоречит сообщению Созомена (2: 18) и Сократа (7: 32), утверждавших, что Монтан отнимал у Сына самостоятельное бытие.

Афанаситы, доказывая, что Иисус – это Бог, назвали его «единосущным» Богу. Как понимать это слово восточные епископы не знали. Согласно Созомену, некие епископы, толкуя это слово, предположили, что афанаситы отнимают бытие у Сына, как Савеллий и Монтан. Согласно Сократу, монтанисты отнимали бытие Сына, как Павел Антиохийский.

Константинопольский патриарх Несторий (428-431) исповедует Христа «ипостасным и сущным (то есть Христос – это Бог со своим собственным бытием. – С. Ш.), и не отнимает у Него бытия, как делали Фотин и Павел Самосатский (Антиохийский. – С. Ш.), или как осмелились утверждать манихеи и последователи Монтана» (Сократ, 7: 32)[7].

Савеллий и Павел отнимали бытие Сына по-разному.

По мнению Савеллия, дева Мария родила Бога. Потому что Отец, Сын, Святой Дух – это три проявления Бога, три имени одной сущности, как, например, фамилия, имя, отчество. А если Иисус – одно из имён Бога, значит, у него не было своего бытия.

Павел Антиохийский утверждал, что дева Мария родила обычного человека. А Сын – это Слово Бога, у которого нет своего самостоятельного бытия. Слово Бога вселилось в человека Иисуса, как вселялось до него в пророков.

Монтан, отнимавший у Сына бытие, совершенно точно не был савеллианином. В противном случае, Тертуллиан никогда не примкнул бы к его партии. Следовательно, он отнимал бытие у Сына, как Павел Антиохийский, которого древние афанаситы считали учителем ариан.

Тертуллиан осудил некоего Праксея, учение которого было идентично учению Савеллия. Те оба утверждали, что дева Мария родила Отца, сам Отец пострадал, Сам Отец есть Иисус Христос. По мнению Тертуллиана, диавол вложил своё учение в уста Праксея.

«Диавол употребляет многие ухищрения, чтобы подделываться под истину... Праксей в Риме оказал диаволу двойную услуг: удалил пророчества и ввёл ересь, обратил в бегство Параклета (Святого Духа, Утешителя. – С. Ш.) и распял Бога Отца» (Тертуллиан[8]).

Писатель Коммодиан, живший в IV веке, цитировал Тертуллиана в своей книге против язычников. Коммодиан не знал догматов афанаситов: сам недавний язычник, он привёл в своей книге такие цитаты из книг Лактанция, Папия и Тертуллиана, которые вызвали у афанаситов «отчаяние» (Геннадий Массилийский[9]).

Книга Коммодиана не сохранилась: афанаситы, заметая арианский след Тертуллиана, уничтожили эту книгу.

Тертуллиан теоретически мог знать Савеллия: они были современниками, и должен был рассказать о нём, но не рассказал.

Как я предполагаю, книга Тертуллиана «Против Праксея или о Святой Троице» имела другое название – «Против Савеллия или о Сыне Бога, ангеле высшего чина». Афанаситы изменили название книги, решив скрыть, что Савеллий жил в Риме. Римские папы якобы никогда не были еретиками: их учение было якобы всегда апостольским.

Изменение названия книги стало причиной, почему Тертуллиан оказался единственным автором, который рассказал о Праксее.

«Имя Праксея до такой степени исчезло из истории», что учёные начали строить самые «диковинные предположения». Возможно, Тертуллиан, говоря о Праксее, подразумевал Ноэта: «имя Праксей – нарицательное, что означает "делец"» (Болотов). По другой версии, Тертуллиан подразумевал Римского папу Зефирина. «Поскольку имя Праксей переводится как "человек, любящий вмешиваться в чужие дела", то возможно, что Тертуллиан называл своего оппонента не по имени, а по кличке. Вероятно, это был выдающийся или популярный духовный лидер, которого Тертуллиан не мог критиковать открыто. Возможно, это был Зефирин – епископ Рима» (Д. К. Бернард[10]).

Согласно Болотову, древние историки не сообщили о Праксее, потом что тот «был в Риме недолго и не имел успеха»[11].

Болотов ошибается: Праксей имел успех и влияние. Тертуллиан сообщил, что Праксей уговорил папу Римского объявить пророка Монтата еретиком.

«Римский епископ одобрил уже пророчество Монтана, Приски и Максимиллы, и чрез это одобрение готов был даровать мир церквам Азийским и Фригийским; но Праксей предоставил ему в ложном виде и их пророков и их церкви» (Тертуллиан[12]).

Монтан, учитель монтанистов, объявил себя Параклетом (утешителем), которого Иисус Христос обещал послать своим ученикам[13]. Он говорил о скором конце мира, втором пришествии Христа.

Как я предполагаю, пророчества Монтана были направлены против Савеллия. Не было бы учения Савеллия (Отец, Сын, Святой Дух – три имени Бога), не было бы и грозных предсказаний Монтана.

Монтанисты объявили учение Савеллия еретическим. Тертуллиан исторгнет травы, посеянные Праксеем (Савеллием), с помощью Бога. «В противном случае придёт день, когда соберутся все выросшие негодные травы и будут преданы огню неугасимому»[14].

Савеллиане объявили пророчество монтанистов ложью.

Монтан хулил «всю существующую под небом Церковь: его лживые пророчества были ею презрительно отвергнуты» (Ц. и. 5: 16, 9).

«Евсевий» не пояснил, какие претензии предъявлял Монтан Римскому папе, считавшего себя всей существующей под небом Церковью. Как я предполагаю, Монтан ругал его за то, что тот объявил Иисуса Богом. Римский папа презрительно отверг пророчество Монтана о наказании Бога за извращение учения Христа.

Книги христианских авторов Мильтиада, Аполлинария, Аполлония и Родона, живших во IIвеке, в которых они якобы ругали монтанистов, не сохранились. Нужно верить Евсевию и Иерониму, сообщивших, что те ругали монтанистов. Нынешней редакции книги Евсевия и Иерониму доверять нельзя. Книгу Евсевия переписали афанаситы, преемники савеллиан. А Иероним был рупором партии афанаситов.

Евсевий, рассказав о Монтане, должен был рассказать и о Савеллие. Эти рассказы связаны общей темой: пророк Монтан и еретик Савеллий – непримиримые оппоненты. Между тем, Евсевий умолчал о Савеллии, как будто его никогда и не было.

Как я предполагаю, Евсевий рассказал о Савеллии, но редактор его книги заменил савеллиан на монтанистов. Зачем сочинять новый текст, напрягать мозги, когда можно без труда поменять имена. Где Евсевий ругал савеллиан, там он стал ругать монтанистов. Редактор мог это сделать, не моргнув глазом. Епифаний, не моргнув глазом, поменял веру Тертуллиану, а редактор – заменил савеллиан на монтанистов.

«Враг Церкви Божией» изобрёл новую ересь – учение Савеллия. После правки редактора текст Евсевия стал таким. «Враг Церкви Божией» изобрёл новую ересь, объявив «Монтана утешителем, а его приспешниц Прискиллу и Максимиллу – пророчицами» (Ц. и. 5: 14).

Евсевий знал, что Тертуллиан был монтанистом. Монтан, Прискилла и Максимилла для Тертуллиана – товарищи по партии. Неоднократно ссылаясь на сочинения Тертуллиана в своей «Истории», Евсевий ни разу не упрекнул его, что тот был монтанистом.

Евсевий мог назвать Савеллия слугой диавола, взяв в свидетели Тертуллиана, который считал, что диавол заразил Праксея (Савеллия) своим ядом: «Диавол... утверждает, что Сам Отец вселился в утробу девы... Вот каков демон из начала лжец. Таков и тот человек, которого он заражает ядом своим, как, например, Праксея» («Против Праксея», 1).

Тертуллиан не считал Праксея (Савеллия) мучеником. «Праксей первый принёс из Азии в Рим это превратное учение, человек характера беспокойного, напыщенный гордостью мученичества за несколько скучных дней, проведённых им в темнице». Как я предполагаю, Евсевий тоже рассказал о ложном мученичестве Савеллия. После правки редактора лжемучеником стал некий монтанист Александр. «Желающим познакомиться с Александром да будет известно, что он был осужден в Эфесе проконсулом Эмилием Фронтином не за христианство, а за грабежи: он просто преступник» (Ц. и. 5: 18, 9).

Редактор мог добавить в книгу Евсевия и реальные критические отзывы древних афанаситов (савеллиан), своих товарищей по партии, взяв пример с Иеронима, который добавил в «Хронику» Евсевия некие важные события, дескать, опущенные Евсевием, считавших их незначительными. Как я предполагаю, этими вставками были ссылки на «Апокалипсис», написанный Златоустом лет через шестьдесят после смерти Евсевия.

Со слов «Евсевия», монтанистов раскритиковали все известные писатели, в том числе и знаменитый Аполлинарий Иерапольский. Они стали неким несокрушимым оплотом, о который разбилась эта ересь.

Если Аполлинарий был самым главным критиком монтанистов, значит, Евсевий должен был привести его свидетельство. А он сослался на анонима.

«Один из них (какой-то аноним. – С. Ш.) в начале своего сочинения против Монтана сообщает, что он и устно изобличал еретиков. Вот его вступление». Прискилла и Максимилла, исполненные лживого духа, говорили подобно Монтану, бессмысленно, неуместно и странно. Говорят, что Монтан и Максимилла, гонимые бесами, повесились. А ещё говорят, что нечистый дух поднял их приспешника «дивного» Феодота на небо, но не удержал, и тот разбился. А возможно, эти еретики умерли иначе. «Может быть, так и было, а может быть, и не так скончались Монтан, Феодот и упомянутая женщина» (Ц. и. 16, 1-15).

По моему мнению, редактор изобличил себя, акцентировав внимание на время написания этой книги, совершенно не нужное для контекста. С ним никто не спорил о времени написания книги. Дескать, не редактор – автор. Автор этой книги аноним. Он написал её через тринадцать лет после смерти Максимиллы. Привязка ко времени нужна редактору, как доказательство, что его информация подлинная.

«В этой же книге он указывает и время её написания; изобличая лжепророчсства Максимиллы, вспоминает её предсказания будущих войн и переворотов и показывает их лживость. "Ужели не очевидна сейчас эта ложь? Больше тринадцати лет прошло от смерти этой женщины, а войн нет ни во всём мире, ни в каком-то одном его углу"» (Ц. и. 5: 16, 19).

Как я предполагаю, редактор взял пример с Епифания, который схожими словами опровергал пророчества Максимиллы. Она объявила, что после её смерти будет конец мира. Её несбывшееся пророчество было главным доказательством Епифания, что она лгала.

«А кончина ещё не наступила, при всём том, что было столько царей, и прошло столько времени. Ибо с той поры прошло... двести девятнадцать лет, немного больше, немного меньше; и нет ещё кончины» (Епифаний[15]).

Епифаний умер накануне исполнения пророчества Максимиллы.

Римский папа Зефирин объявил учение Савеллия апостольским в 199 году. И примерно в это же время вышел из Северного Китая народ хунны и направился на далёкий Запад. Никто не знает, почему хунны направились на Запад. Китайцы вздохнули с облегчением: они воевали с хуннами, диким кочевым народом, несколько столетий.

Хунны «нашли приют в Приуралье у угров. Слившись с ними, они образовали новый народ, который в Европе стал известен под названием гуннов. До сих пор нередко слово "гунн" звучит как синоним свирепого дикаря» (Л. Н. Гумилев[16]).

Гунны начали громить народы Европы во второй половине IV века. Их страшного таранного удара не смогли сдержать даже искусные воины германцы. Германские племена, отступая со своих территорий, попросили убежища у римлян. Германцы и римляне знали друг друга пятьсот лет – воевали друг с другом все эти годы. Германцы выбрали из двух зол меньшую: предпочли стать вассалами предсказуемых римлян, чем стать рабами гуннов, «похожих на двуногих зверей».

Римляне, разрешив «диким» германским племенам поселиться на своей территории, подложили под свою империю бомбу с подожжённым фитилём.

Монтанисты опять напомнили о себе: как я предполагаю, начали говорить о конце мира, скором втором пришествии Христа. Император Феодосий (379-395) «издал указ против монтанистов, и главные их представители бежали из Рима» (Болотов).

По общему мнению историков, вторжение гуннов стало началом конца Римской империи; концом мира, как я предполагаю, обещанный монтанистами.

Иоанн Златоуст, сосланный Феодосием на остров Патмос, написал свой знаменитый «Апокалипсис», в котором предсказал смерть императора Феодосия, лжепророка фиваидского монаха Иоанна, сына Феодосия – Аркадия и гибель Римской империи.

Десять царей (германские цари арианского вероисповедания, гунны и аланы) получив власть на час, исполнили приказ Бога: уничтожили Западную Римскую империю. «Бог положил им на сердце – исполнить волю Его» (Апок. 17: 17). Арабы и турки, пришедшие от восхода солнечного, уничтожили Восточную Римскую империю. «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Апок. 16: 12).

По моей версии, Бог, решив наказать афанаситов, открыл Свой замысел двум людям – Монтану и Златоусту. Их пророчества исполнились: Римская империя, оплот афанастов, прекратила своё существование.


[1]65. Письмо к великому оратору города Рима. Т. 2. С. 252.
[2]«Лекции по истории древней Церкви». Глава «Монтанизм». Т. 2. С. 482.
[3]«Канон Нового Завета». С.102. Мецгер сослался на Cod. Theod. XVI. 5,34.
[4]«О знаменитых мужах», 53.
[5]Цитата из книги М. Э. Поснова «История Христианской Церкви»: книга Ипполита «Философумена» не переведена на русский язык. (Глава IV «Монархинае – модалисты». С. 150).
[6]«Панарион», 48: 1. Глава «О еретиках фригийских, называемых или монтанистами, или ещё таскодругитами; двадцать восьмой, а по общему порядку сорок восьмой ереси». Т. 2. С. 303.
[7]Информация Сократа об учении Нестория противоречит информации участников суда над Несторием. Они утверждали, что его учение было тождественно учению учителя ариан Павла Антиохийского. Сократ солгал, объявив Нестория афанаситом. Цель – скрыть, что император Феодосий II (408-450), назначивший Нестория Константинопольским патриархом, поменял свою веру на короткое время – стал арианином. Несторий – ученик Феодора Мопсуестского (350-428). Златоуст и Феодор были друзьями. Афанаситы прокляли Феодора Мопсуестского посмертно – через сто лет после его смерти в 533 году, на Пятом Вселенском соборе. Феодосий II неоднократно менял свою веру: афанасит – арианин – монофизит. Подробно об этом – глава «Чаша вина ярости гнева Бога».
[8]«Против Праксея или о Святой Троице», 1. Т.4. С.127-129.
[9]«Книга о церковных писателях», 15. М. Ф. Высокий, М. А. Тимофеев, В. А. Дорофеева. «Церковные историки IV-V веков». Новый перевод с древнегреческого, латинского. Москва, РОССПЭН, 2007.
Геннадий – пресвитер города Массилия (Марсель), современник Римского папы Геласия (492-496). Продолжил труд Иеронима, написав книгу о церковных писателях.
[10]«Единство и триединство. Учение о Боге в древних христианских писаниях 100-300 гг. от Р. Х.».
[11]«Лекции по истории древней Церкви». Глава «Монархиане модалисты». Т. 2. С. 444.
[12]«Против Праксея или о Святой Троице», 1. Т.4. С.128.
[13] «И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святый, которого пошлёт Отец во имя моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что я говорил вам» (Иоан. 14: 16-26).
[14]«Против Праксея или о Святой Троице», 1. Т. 4. С. 129.
[15]«Панарион», 48: 2. Глава «О еретиках фригийских, называемых или монтанистами, или ещё таскодругитами; двадцать восьмой, а по общему порядку сорок восьмой ереси». Т. 2. С. 305.
[16]«История народа Хунну».
Гумилёв Лев Николаевич (1912-1992) – историк-этнолог, востоковед, доктор исторических наук, переводчик с персидского языка.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 02.12.2018 Сергей Шестак
Свидетельство о публикации: izba-2018-2428787

Рубрика произведения: Разное -> Философия











1