Камень-следовик.


Камень-следовик.
        Будучи в дальних краях не раз видал в глухих углах, в непроходимой тайге, на безлюдных речках и у черта на куличках надписи вроде: «Здесь был Вася из Крыжопаля». Сразу появляются вопросы. На весь Крыжопаль один Вася что-ли или именно этого Васю в том Крыжопале знают все и вся? Опять же как не лень было тащить банку с краской и кисточки в такую глухомань? И как этот Вася умудрился написать это изречение на скале, на такой высоте, да еще на стене с отрицательным уклоном? Снизу лестницу подставлял или сверху на веревке спускался?
       Так ведь Вася из Крыжопаля был не первым. До него другие люди оставляли свои записи на стенах скал с еще доисторических времен. Например, на реке Архара (в Амурской области) есть писаный камень. Кто-то, когда-то целый роман написал на береговой скале. Знаки-рисунки шли строчками и столбиками. Пробовал я этот роман прочитать. Но когда подумал, что читаю неправильно, читать перестал. Ведь писать могли не только слева на право, так и справа налево и не только сверху вниз, но и снизу-вверх. Никто не запрещал писать и по диагоналям или еще как. Времени у меня было в обрез, фотоаппарата не было и пришлось покинуть чей-то искренний, увековеченный на века рассказ, о чем-то важном и жизненном.
         В любом случае понятно, один человек пытался другим людям сказать, что он здесь был. Потом появились другие метки: каменные пирамиды-гурии и кресты на побережье Ледовитого океана, флаги собственных государств на вновь открытых островах в прочих океанах… Как-то след надо оставить, гурии и флаги ненадолго. Самый простой вариант обычно самый гениальный. Вот и не поленился кто-то и когда-то оставить свой след на камне. Ногу макнул в воду и на ближайшей скале оставил отпечаток. А чтобы след остался после просушки, след можно процарапать острым камешком по еще влажному контуру. Обычно скалы из мягких пород камня, а вокруг россыпь камней по тверже. Мягкие камни рассыпаются в пыль, твердые остаются. Вот твердым камешком и поцарапать мягкую скалу пока не останется натуральный отпечаток ноги, будто вдавленный в скалу. Работы на полдня, зато сохранность отпечатка на тысячелетия.
       Анекдот из каменного века:
-Ты зачем сделал отпечаток своей ноги на камне?
-А чтобы у дармоедов из далекого будущего был повод шевелить мозгами и изображать из себя ученых умниц.

     Люди каменного века знали, как обрабатывать камень. Если очень твердым камушком стукнуть по не особо твердому, то от не особо твердого камешка отскочит чешуйка. Тысячи ударов, тысячи чешуек. Более мягкими ударами и шлифовкой можно сгладить все неровности и добавить естественности. И если есть хоть чуть-чуть художественного таланта, можно изобразить что угодно. Одни свою ногу или ладонь увековечивали, другие ножку любимой женщины или ребенка. Третьи следы местных животных и ритуальные знаки на прибрежных камнях оставляли. Этим пользовались и для устрашения. Народ то в те времена был диким, простодушным и легковерным. Верили, что за гигантским отпечатком может быть только племя гигантов и обязательно людоедов, а за непонятными знаками таилась беда. Так отпечатки оберегали своих создателей от непрошенных гостей, но и потомки создателей добавляли туману и мистики на эти изображения. Так сказать, наводили тень на плетень. Сегодня можно услышать легенды о многих отпечатках рук и ног. Начиная: «Это было во времена, когда камни были мягкими как глина» до «Пришел богатырь и оставил отпечаток ноги (руки) для потомков»… А если к следу прикоснуться, то…
      Кстати, в любое углубление на камне попадает вода. Не важно как расположен отпечаток, горизонтально или вертикально, вода начинает разрушать камень. Либо от вымерзания или от кристаллизации солей, до развития колоний микроорганизмов в микротрещинах. В итоге углубление (или отпечаток) начинает расти в длину, ширину и глубину. Разглаживаются микронеровности и искусственные отпечатки со временем приобретают естественный, природный вид.
       Хочу сказать, что камни-следовики обычно всего лишь большой привет сразу всем из далекого прошлого.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 23
© 02.12.2018 Анатолий Шишкин
Свидетельство о публикации: izba-2018-2428626

Рубрика произведения: Проза -> Статья











1