Ориген


ОРИГЕН
Тема статьи: как афанаситы сменили веру Оригену.

Учитель ариан преподаватель Александрийской школы Ориген (185-254) – самый талантливый греческий богослов II-III вв. Значение его богословских сочинений можно уподобить с Солнцем, которое нельзя не заметить или проигнорировать.

Афанаситы задались целью объявить Оригена своим учителем.

Руководитель Александрийского патриархата Александр, первый критик Ария, объявил Иисуса – Словом и мудростью Бога. Нельзя представить Бога немым и глупым. Иисус – Слово Бога и мудрость Бога. Вот почему Иисус – это Бог.

«Как видно, учение епископа Александра очень тесно связано с богословием Оригена» (Поснов).

По мнению Поснова, Александр сослался на Оригена. Доказательство Поснова – книга Оригена «О началах».

Ориген писал на греческом языке. Книга «О началах» сохранилась в латинском переводе церковного историка Руфина. Он сообщил в предисловии, что восстановил оригинальный текст, испорченный еретиками. Ориген называл Иисуса – ангелом в книге «О началах». А в других сочинениях он называл Иисуса – Богом. (Руфин не назвал этих сочинений). Что это означает? Ответ очевиден: еретики испортили книгу «О началах»! Руфин объявил, что восстановил первоначальный текст.

Иероним, главный знаток сочинений Оригена, обвинил Руфина (своего школьного друга) в том, что тот вставил своё учение в книгу Оригена «О началах».

Иисус называл Бога – Отцом, а себя – Сыном Бога. Ариане, доказывая начало Иисуса, указывали на различие этих слов. Термины «отец» и «сын» – не синонимы. Если Иисус – Сын, значит, у него было начало.

Афанаситы и ариане утверждали, что Иисус существовал (осознавал себя) до рождения на земле. Он был старше Авраама, родоначальника евреев и различных арабских племён. Их доказательство этого – откровение Иисуса: «Говорю вам истину, ещё до того, как Авраам родился, я уже был» (Иоан. 8: 58)[1].

Если Бог – Отец, а Иисус – Сын, значит, Бог должен или создать Иисуса, или родить.

Афанаситы категорично отрицают действие «создал» по отношению к Иисусу: в этом случае, у него будет начало. Они считают, что Бог «родил» Иисуса из Своей сущности, – как исток рождает реку, как свет – сияние.

Руфин вложили в уста Оригена учение афанаситов о безначальном, «вечном рождении Сына».

«Бог Отец никогда, ни на один момент не мог, конечно, существовать, не рождая этой Премудрости (Иисуса. – С. Ш.): так должен думать и веровать всякий, кто только умеет благочестиво думать и мыслить о Боге» («Ориген»[2]).

Другими словами, Бог и Иисус совечны – были всегда. Иисус – Слово и Премудрость Бога. Бог всегда думает и говорит – «вечно рождает Сына».

Ориген этого не говорил. Это предложение – вставка Руфина. Согласно Руфину, Иисус – Премудрость. Согласно Александру, Иисус – мудрость. Как видно, учение пресвитера Руфина очень тесно связано с учением епископа Александра.

Рождение Сына – «вечное и непрерывающееся, наподобие того, как сияние рождается от света» («Ориген»[3]).

То есть Отец родил Сына, как свет рождает сияние. Их нельзя разделить, как нельзя разделить свет и сияние света. Вот почему Иисус – это Бог.

Комментарий профессора А. Ф. Лосева (1893-1988) этой цитаты: Оригену принадлежит «концепция вечной рождённости Сына. По Оригену, даже нельзя говорить, что Отец породил Сына, так как слово "породил" указывает на единичный акт. С точки зрения Оригена, нужно говорить в данном случае не о рождении, но о вечной рождаемости, неотделимой от самой сущности Отца»[4].

Комментарий профессора В. В. Болотова этой цитаты: «Это воззрение, в первый раз ясно высказываемое в христианской литературе, составляет едва ли не самый блестящий пункт в учении Оригена о Троице и, по крайней мере, одну из самых важных заслуг его в истории богословской мысли»[5].

Комментарий священника Д. А. Лебедева этой цитаты: Арий «не мог представить себе вечного рождения, и в этом решительно расходился с Оригеном»[6].

Лосев, Болотов и Лебедев сослались на небылицу Руфина. Он вложил в уста Оригена своё богословие. Отец родил Сына, как свет рождает сияние, – это воззрение, в первый раз ясно высказанное в христианской литературе, принадлежит Афанасию Великому: «Отец... родил Сына, а не создал, – родил как реку от истока, как растение от корня, как сияние от света, всё это видим в природе нераздельным»[7].

Как видно, учение пресвитера Руфина идентично учению Афанасия Великого.

Возможно, профессор Лосев не читал предисловие Руфина к книге Оригена «О началах» и не читал книгу Иеронима «Апология против книг Руфина». Он пересказал чужое мнение, – наверное, Болотова. Нельзя прочитать эти книги и сказать с чистой совестью, лёгким сердцем, что Ориген впервые изложил ясно «апостольское» учение о «вечном рождении Сына» или придумал это учение.

Болотов и Лебедев читали книгу Иеронима и предисловие Руфина. Иероним сказал, что Руфин вложил свои измышления в уста Оригена. Если бы Болотов и Лебедев согласились с Иеронимом, Болотова уволили бы из Санкт-Петербургской Духовной Академии, а Лебедев лишился бы своего сана.

Учёный Руфин сделал вольный перевод книги Оригена «О началах» и сообщил в предисловии, что взял пример с учёного Иеронима, который перевёл более семидесяти сочинений Оригена: его переводы тоже были искажёнными.

Иероним «всё так исправил, сгладил при переводе, что латинский читатель не найдёт в них ничего такого, что было бы не согласно с нашею верою. Ему-то следуем, по возможности, и мы» (Руфин[8]). Не только Иероним знал греческий язык. Руфин тоже знал. Он читал сочинения Оригена в подлиннике. Он отвечает за свои слова. Иероним «всё так исправил, сгладил при переводе, что латинский читатель не найдёт в них ничего такого, что было бы не согласно с нашею верою». То есть Иероним сфальсифицировал более семидесяти книг Оригена. Руфин взял с него пример: «Ему-то следуем, по возможности, и мы». Результат: великий Ориген тоже считал, что Иисус – это Бог.

Руфин исправил не всё. Если бы он исправил всё, пришлось бы выкинуть половину книги «О началах». Ориген говорил о реинкарнации. Люди – это ангелы, заключённые в тело за грехи. Почему Руфин оставил эти размышления Оригена? Потому что идеолог афанаситов Епифаний, современник Руфина, объявил Оригена – еретиком. Книга «О началах» – православная, а Ориген – еретик. Нелогично! Объяснение Руфина: «Если же Ориген сказал что-нибудь новое о разумных тварях ради познания и упражнения, то такие места я не пропускал ввиду того, что против некоторых ересей нам необходимо ответить, может быть именно таким порядком»[9]. А пропустил бы и латинский читатель никогда не узнал бы, что Ориген говорил о реинкарнации!

И Руфин вдруг стал еретиком: афанаситы обвинили его в агитации ереси Оригена! Решив проверить Руфина, они попросили Иеронима сделать дословный перевод книги Оригена «О началах». Тот исполнил их просьбу. Афанаситы сличили два перевода. Ориген называл Иисуса ангелом в дословном переводе Иеронима.

«Ориген – еретик. Он впал в заблуждение в учении о воскресении тел; заблуждался в учении о состоянии душ, о покаянии диавола и, что ещё важнее, – в толкованиях на Исайю доказывал, что Сын Божий и Дух Святой суть серафимы» (Иероним[10]).

Иисус – серафим, ангел. А значит – создан. Он осознавал себя до рождения на земле. Бог создал его в незапамятные времена. Он пришёл на землю через рождение. Афанаситы уничтожили дословный перевод Иеронима и сохранили фальсифицированный перевод Руфина: якобы великий Ориген тоже считал, что Иисус – это Бог! Доказывая православие Оригена, афанаситы ссылаются на вставки Руфина.

Афанаситы, записавшие Оригена в свою партию задним числом, объявили его книгу «О началах» юношеским сочинением. Став мудрее, Ориген якобы согласился с «Церковью», что Сын и Святой Дух – это Бог, и отказался от учения о переселении душ.

«Ориген в своих зрелых работах явно свидетельствует о том, что Церковью идея реинкарнации не разделялась» (Диакон А. В. Кураев[11]).

«Зрелые работы» Оригена – это книги Оригена, сфальсифицированные афанаситами: Иероним не видели ни одной книги Оригена, в которых тот отказался от реинкарнации и называл Иисуса и Святого Духа – Богом.

Таких книг не существует. Потому что «Ориген не глуп, и я знаю, противоречить себе не может» (Иероним[12]).

Идеолог ариан Евсевий Кесарийский «в своих шести томах ничего другого не делает, как только показывает, что Ориген держится его веры, то есть арианского неверия» (Иероним[13]). Евсевий учил, «что Сын есть служитель Отца, что Дух Святой не одного и того же существа с Отцом и Сыном, что люди ниспали с неба, и в то состояние, в каком находимся, мы изменены из ангелов, что при восстановлении всего и ангелы, и демоны, и люди, будут равны и многое другое, столь нечестивое и нелепое, что даже повторить это грешно» (Иероним[14]).

Книга «О началах» стала итогом богословских размышлений Оригена.

«Некоторые древние и новые писатели (Маркелл Анкирский, Мелер, Шнитцер, архиепископ Филарет) считают "О началах" юношеским, незрелым произведением Оригена. Но такой взгляд, прежде всего, противоречит обстоятельствам происхождения сочинения "О началах". Приступая к составлению своей системы, Ориген был приблизительно 42 лет. В то время он уже около 25 лет неутомимо занимался изучением Священного Писания, около 18 лет изучал и преподавал философию. Кроме того, уже написал несколько сочинений. Очевидно, в сочинении "О началах" Ориген систематизировал те воззрения, на каких он остановился после долговременных научно-богословских занятий и размышлений»[15].

Кто был сторонником учения о переселении душ?

Самым известным сторонником был апостол Павел. Он был фарисеем. А фарисеи верили в реинкарнацию, – в отличие от своих оппонентов саддукеев (фарисеи и саддукеи – две философские школы иудейской религии[16]). А так же верили в переселение душ математик Пифагор (ок. 580 - ок. 500 до н. э.), Ориген (и, значит, ученики Оригена, – епископы Дионисий Александрийский и Григорий Чудотворец), епископы Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомидийский, пресвитеры Арий и Иероним.

А кто был противником учения о переселении душ?

Противником была «Церковь». Афанаситы, объявившие учение о реинкарнации еретическим, прячут свои руки за спину: их руки испачканы кровью оппонентов и сажей сожжённых книг. Например, по доносу Епифания Кипрского было репрессировано около восьмидесяти гностиков[17]. Римский папа Анастасий настолько запугал учёного Иеронима, что тот публично проклял Оригена и отказался от учения о реинкарнации.

Афанаситы знали, что апостол Павел верил в переселение душ. Главная причина, почему они объявили это учение ересью, – различные толкования слов Иисуса: «Говорю вам истину, ещё до того, как Авраам родился, я уже был» (Иоан. 8: 58).

Афанаситы, ссылаясь на эти слова Иисуса, доказывали, что Он был Богом. Ариане, ссылаясь на эти слова Иисуса, доказывали, что он был ангелом высшего чина, пришедшим на землю через рождение.

По мнению Оригена, Иисус – ангел высшего чина. Диавол – падший ангел. Он – согрешил. Значит, другие ангелы тоже могут согрешить. Иисус – в том числе.

Диавол предложил Иисусу царства, если тот поклонится ему. «Всё это дам тебе, если поклонишься мне» (Мат. 4: 8-10). Иисус – отказался. А мог не отказаться. Это личный, осознанный выбор Иисуса. Он доказал свою благонадёжность. Результат: он стал Сыном Бога, Словом Бога, ангелом высшего чина.

«Отсюда следует, что всякая тварь за свои дела и за свои побуждения получает начальство, или власть» (Ориген[18]). «От нас и от наших движений зависит – быть святыми и блаженными или же, наоборот, вследствие лености из состояния блаженства низвергнуться в злобу и погибель» (Ориген[19]).

По мнению епископа Александра, оппонента Ария, Иисус не мог стать на сторону диавола. Это – бред сумасшедшего! Отец и Сын – совечны (были всегда). Они – единосущны (Сын – мудрость и Слово Бога). Бог всегда умел говорить. Бог всегда был умным!

«Итак, спросите их (ариан. – С. Ш.): может ли Слово Божие (Иисус. – С. Ш.) превратиться, как превратился диавол? Они не побоятся сказать: да, может, потому что природа его, по свойству бытия рожденного и превратного, превратна» (Александр[20]).

Как видно, учение епископа Евсевия Никомидийского, епископа Евсевия Кесарийского и пресвитера Ария тесно связано с богословием Оригена.

«Наивный» Иероним назвал Оригена вторым церковным учителем после апостолов. Епифаний Кипрский показал ему кулак. Римский папа Анастасий пообещал отправить в ссылку. И тот сразу «стал мудрее»: проклял Оригена.

Если талант Оригена уровнять с талантом Л. Н. Толстого, тогда другие богословы Востока (II-III вв.) – это провинциальные писатели, корреспонденты районной газеты[21].

«Ориген – один из гениев церкви, а равно и человечества» (А. Амман[22]). «Среди доникейских писателей Восточной церкви величайшим был Ориген, и как богослов, и как выдающийся исследователь Библии. Он родился в Египте, в христианской семье, вероятно, около 185 г. Большую часть жизни провёл в Александрии, где был учителем. Кроме того, он побывал в Антиохии, Афинах, Ефесе и Риме, довольно долго жил в Кесарии Палестинской... Ориген был настоящим учёным-библеистом... До нас дошла только малая часть его трудов, но и это целые тома» (Б. М. Мецгер[23]).

Вот почему Руфин сфальсифицировал книгу Оригена. А Болотов, Поснов и Лебедев цитируют его вставки. Афанаситы и якобы великий Ориген считали, что Иисус – это Бог. Их учение якобы апостольское! Это очередная попытка оставить Ария одного, разрушить преемственность ариан. Если бы Ориген дожил до 264 года, афанаситы сделали бы так, что он тоже осудил бы Павла Антиохийского, – они вложили бы в уста Евсевия Кесарийского надёжное свидетельство.

Болотов, Поснов и Лебедев ошибаются: богословие Александра не связано с богословием Оригена. Они попались на удочку идеологов Римской церкви – пресвитера Руфина и епископа Афанасия Великого, вложивших в уста Оригена своё богословие.

А о том, что Иисус – это Бог, «как изрекли это бывшие на Соборе, можно ещё вам слышать и у трудолюбивого Оригена» (Афанасий[24]).

Иероним предложил Руфину показать книгу Оригена, в которой тот называл Иисуса Богом. Этот же вопрос можно адресовать Афанасию: он не сообщил названия книги Оригена, на которую сослался. Афанасий – творец преемственности афанаситов. Ему нужны учителя, на чьё мнение можно опереться. Ориген – самая подходящая кандидатура. Афанасий умел мыслить логически. Ориген должен быть афанаситом: учениками Оригена были епископы Дионисий Александрийский и Григорий Чудотворец.

Иероним не видел ни одной книги Оригена, где тот называл Иисуса Богом. По его мнению, таких книг не существует. Ориген не глуп и противоречить себе не может. Иероним знал творчество Оригена: он перевёл более семидесяти его книг.

Идеолог афанаситов Епифаний Кипрский ненавидел Оригена и его сторонников – ариан, аномеев и монахов оригенистов.

«Желая ничего не оставить в Божественных Писаниях без изъяснений, он (Ориген. – С. Ш.) подвергся обаянию греха и изрёк слова смертоносные. От него произошли оригенисты. Эта ересь ужасна и хуже всех древних ересей, с которыми она мудрствует сходно. От неё Арий получил первый повод и за ним аномеи» (Епифаний[25]).

Афанаситы прокляли Оригена в 400 году на трёх поместных соборах: в Риме (инициатор Римский папа Анастасий), Саламине, остров Кипр (инициатор Епифаний), и Александрии (инициатор Феофил). А потом афанаситы прокляли Оригена в 533 году на Пятом Вселенском соборе (инициатор император Юстиниан).

Почему они анафемствовали Оригена? Не только Афанасий Великий и Руфин знали греческий язык. Они тоже знали! Они ознакомились с учением Оригена по первоисточникам. Учение Оригена о Сыне Бога, изложенное Афанасием Великим и Руфином, – наивная, смешная фальсификация.

Нынешние афанаситы, для которых логика имеет значение, не могут признать Оригена еретиком. Если они признают Оригена еретиком, самого известного, крупнейшего христианского учёного II-III веков, значит, они признаются в том, что фальсифицировали тексты, подпишут себе обвинительный приговор.

Епифаний ненавидел оригениста Златоуста, руководителя церквей Востока Римской империи, сторонника «самой ужасной на свете ереси». Феофил Александрийский, друг Епифания, репрессировал монахов оригенистов. А Златоуст заступился за них. Он сообщил Феофилу, что учение монахов оригенистов апостольское.

Златоуст был для афанаситов «главой святотатцев и демоном». Организаторы травли Златоуста умерли при его жизни. Палладий, близкий друг Златоуста, назвал мор врагов патриарха – наказанием Бога. Афанаситы объявили патриарха своим святым задним числом. А он такой же их святой, как Афанасий Великий – арианин.

Они отредактировал книги Златоуста, приписали ему свои сочинения, придумали небылицы, объясняя, почему он заступился за монахов оригенистов. Коварный и мстительный Феофил (со слов Иеронима, «наследник Господа, учитель и отец») обманул доверчивого и наивного чудотворца Епифания, поссорив его со Златоустом. Феофил – якобы самый главный виновник гибели святого. Римский папа Анастасий и Епифаний – даже рядом не стояли. А Ориген, Златоуст и монахи оригенисты якобы считали, что Иисус – это Бог.

Биография оригениста Златоуста – на мой взгляд, это главная причина, почему нынешние афанаситы, для которых логика не пустой звук, не могут признать Оригена еретиком. Если они объявят Оригена еретиком, значит, и Златоуст станет еретиком.

Ориген для афанаситов – бомба, которую нести неудобно, тяжело и не выбросишь: они сами приковали себя к приводу взрывателя.


[1]Перевод «Слова Жизни». Синодальный перевод: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, я есмь».
[2]«О началах», 1: 2, 2 (книга 1, глава 2, абзац 2). Перевод с латинского языка выполнен в Казанской Духовной Академии в конце XIX века. «О началах». Ориген. СПб. Амфора, 2007. С. 39
[3]«О началах», 1: 2, 4. С. 42.
[4]«Переход от античности к средневековью в тринитарной проблеме раннего христианства».
Лосев Алексей Фёдорович – профессор, доктор филологических наук. Репрессирован большевиками за книгу «Диалектика мифа», в которой отвергал марксизм. Приговорён к десяти годам лишения свободы (1930). Выпущен на свободу в 1933 году по ходатайству Е. П. Пешковой, сестры А. М. Горького.
[5]«Учение Оригена о Св. Троице».
[6] «Евсевий Никомидийский и Лукиан». (К вопросу о происхождении арианства). Богословский вестник, 1912. Т. 2. № 5. С. 181.
[7]«Изложение веры», 4. Т. 1. С. 267.
Афанаситы вложили своё учение в уста Тертуллиана (ум. 220): «Бог произвёл Слово... подобно, как дерево происходит от корня, ручей от источника, луч от солнца» («Против Праксея или о Святой Троице», 8. Т. 4. С. 141). Моё доказательство этого – список запрещённых книг Римского папы Геласия. Если бы это учение действительно принадлежало Тертуллиану, папа Геласий не проклял бы его на вечные времена.
[8]«Предисловие пресвитера Руфина к книгам пресвитера Оригена "О началах"». «О началах». Ориген. – СПб. Амфора, 2007. С. 18.
[9]«Предисловие Руфина к третьей книге Оригена "О началах"». С.187.
[10]57. Письмо к Вигилянцию. Т 2. С. 163.
[11]«Сатанизм для интеллигенции». Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006.
Кураев Андрей Вячеславович (р. 1963) – профессор Московской Духовной Академии.
[12]«Апология против книг Руфина». Книга вторая, 13-14. Т. 5. С. 58-59.
[13]«Апология против книг Руфина». Книга вторая, 16-17. Т. 5. С. 62-63.
[14] «Апология против книг Руфина». Книга вторая, 16-17. Т. 5. С. 61
[15]Ориген, «О началах», Самара, Издательство «РА», 1993.
[16]Подробно о реинкарнации – глава «Апостольское учение».
[17]«Панарион», 26: 17. Глава «О так называемых гностиках, шестой или двадцать шестой ереси». Т. 1. С. 175-176. Епифаний оболгал гностиков, объявив, что они были сексуальными извращенцами: имели общих жён, пили менструальную кровь (подробно – глава «Совет редакторов», 19).
Гностики – это христиане, которые совместили учение Иисуса с другими религиозными учениями Востока.
[18]«О началах», 1: 5, 3. С. 71.
[19]«О началах», 1: 5, 5. С. 76.
[20]Сократ, 1: 6.
[21]Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – великий русский писатель. Афанаситы отлучили его от Церкви (1901). По мнению Л. Н. Толстого, Иисус – обычный человек. Кто не знает Л. Н. Толстого? Сколько людей знают имена афанаситов, которые отлучили его от Церкви?
[22]«Путь отцов».
А. Амман (A. Amman) – французский католик.
[23]«Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение». Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, Москва, 2008. С. 134-136.
[24]«Послание о том, что собор Никейский, усмотрев коварство евсеевых приверженцев, определение своё против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно», 27. Т. 1. С. 436.
[25]«Панарион», 64: 3-4. Глава «Об Оригене, который зовётся адамантовым, – сорок четвёртой, а по общему порядку шестьдесят четвёртой ереси». Т. 3. С. 83-85.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 02.12.2018 Сергей Шестак
Свидетельство о публикации: izba-2018-2428552

Рубрика произведения: Разное -> Философия











1