Он шел и ехал с любовью к родной земле!..


Он шел и ехал с любовью к родной земле!..
Он шел и ехал с любовью к родной земле!..
Альбом «Российская Империя в цветных фотографиях С.М.Прокудина-Горского».

Друзья!

Нынче исполняется сто пятьдесят пять лет известнейшему русскому фотохудожнику, чьи работы удостоились храниться много лет В БИБЛИОТЕКЕ КОНГРЕССА США.

…Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 (30) августа 1863 года в имении Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. Он принадлежал к старинному дворянскому роду Прокудиных-Горских, из которого происходил и один из первых русских писателей Михаил Иванович Прокудин-Горский (1744–1813), долгое время бывший предводителем дворянства Владимирской губернии. Через несколько дней после рождения Сергей Михайлович был крещен в церкви Михаила Архангела Архангельского погоста. Строительство этой церкви заказал один из предков Сергея Михайловича, брат его деда и его полный тезка, надгробный памятник которому впоследствии был обнаружен на территории примыкающего к церкви кладбища.
Как считается, русский дворянский род Прокудиных-Горских происходил от татарского князя, который покинул Золотую Орду, на Руси был крещен и получил имя Петр. В 1380 году он стал одним из воевод — участников Куликовской битвы и потерял всех сыновей на поле сражения. По семейной легенде, великий князь Дмитрий Иванович (Дмитрий Донской) после битвы вознаградил Петра за храбрость и самоотверженность, дал ему в жены княжну из династии Рюриковичей и наделил вотчиной под названием Гора — отсюда и пошла фамилия Горский. Эта история нашла отражение в родовом гербе Прокудиных-Горских: считается, что пятиконечная звезда и полумесяц намекают на татарское происхождение рода, весы знаменуют службу выходцев из него в одном из царских приказов, а волнистая белая линия символизирует реку Непряду и свидетельствуют об участии представителей рода в Куликовской битве. Внук Петра Горского, Прокопий, за веселый нрав был прозван Прокудой, что означает «проказник», поэтому его потомки стали носить двойную фамилию Прокудиных-Горских. О детстве Сергея Михайловича Прокудина-Горского известно очень мало. Его отец Михаил Николаевич служил в Тифлисском гренадерском полку на Кавказе, а выйдя в отставку и женившись, подал прошение о поступлении на службу канцелярским чиновником Владимирского дворянского депутатского собрания. По удовлетворении прошения он вместе с семьей переехал во Владимир, а затем жил в Коврове и в Муроме. Маленький Сережа, вероятно, получал домашнее образование, а потом был отправлен в Петербург учиться в Александровском лицее, который, однако, не окончил: в 1886 году отец по неизвестным причинам забрал сына из учебного заведения.
Оставив лицей, Сергей Михайлович в течение двух лет посещал лекции по естественным наукам на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. В тот период одной из лабораторий факультета заведовал выдающийся химик Дмитрий Иванович Менделеев, поэтому есть основания предполагать, что Прокудин-Горский был знаком с ним и даже учился у него. Возможно, именно занятия с Менделеевым и пробудили в нем интерес к химии — увы, документальных свидетельств этого пока не обнаружено. Осенью 1888 года Сергей Михайлович по неизвестным причинам перестал посещать университет и стал слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также не окончил. Помимо этого, он изучал живопись в Императорской Академии художеств и увлекался игрой на скрипке. Пойдя по стопам отца, в 1890 году Сергей Михайлович поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся — социальное учреждение для девочек и женщин из бедных семей, при котором действовала профессиональная школа, где девочки получали ремесленное образование, — и проработал там десять лет. В том же году Прокудин-Горский женился на Анне Александровне Лавровой, дочери российского металловеда и директора Товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Александра Степановича Лаврова. От этого брака у Сергея Михайловича, который вместе с семьей поселился в Гатчине, родилось трое детей: Дмитрий (1892), Екатерина (1893) и Михаил (1895). Скорее всего, тесть определенным образом повлиял на формирование круга научных интересов Прокудина-Горского. Сергей Михайлович стал членом Первого — химико-технического — отдела Императорского русского технического общества (ИРТО) и там в 1896 году сделал свой первый доклад «О современном состоянии литейного дела в России».
Однако его вниманием постепенно начинала завладевать фотография, поэтому уже в 1897 году он глубоко погрузился в фотографические исследования, о результатах которых стал докладывать Пятому — фотографическому — отделу ИРТО. В 1898 году, войдя в число членов Пятого отдела, он выступил с сообщением «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)» и вскоре после этого опубликовал две книги, посвященные техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». Будучи непререкаемым авторитетом в области фотографии, именно Прокудин-Горский был назначен организатором фотографических курсов при ИРТО и ушел в эту работу с головой. В 1898 году фотографический отдел ИРТО организовал пятую фотографическую выставку, на которую Прокудин-Горский представил серию снимков с написанных маслом картин художников XVII–XVIII веков. Фотографии цветных картин были черно-белыми, передать все нюансы цвета в монохромной гамме не представлялось возможным, но Прокудин-Горский подходил к делу очень ответственно, параллельно изучая проблему ортохроматизма — вопросов передачи цвета в черно-белой фотографии.
В 1900 году черно-белые фотографии Прокудина-Горского были представлены Русским техническим обществом на Всемирной выставке в Париже, что можно считать весьма высокой оценкой его мастерства. Интерес Прокудина-Горского к фотографии со временем становился все сильнее, и одновременно росло его желание превратить фотографию из хобби в дело своей жизни. В 1901 году он открыл в Петербурге «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую», где продолжил свою научно-исследовательскую деятельность, совмещая ее с практической работой над фотоснимками. К этому времени черно-белая фотография уже была не в новинку большинству столичных жителей, но о передаче на снимках «живого, натурального цвета» еще приходилось только мечтать. Желая, чтобы фотографии как можно больше походили на действительность, многие фотографы вручную раскрашивали снимки кистями и красками, но Прокудина-Горского это не удовлетворило, он хотел найти способ получения цветного изображения при съемке.
Одним из пионеров цветной фотографии был немецкий ученый доктор Адольф Мите, который в 1901 году сконструировал фотокамеру для «трехцветной естественной фотографии». Прослышав о его успехах, в 1902 году Прокудин-Горский отправился перенимать у него опыт и в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге близ Берлина. По возвращении в Россию он сделал доклад об успешном получении цветных диапозитивов по методу Мите на заседании фотографического отдела ИРТО и заявил о своем намерении продолжить исследования возможностей цветной фотографии. Для создания снимков Прокудин-Горский использовал изготовленный в Германии по чертежам Мите аппарат и при помощи сенсибилизаторов получал цветные оттиски приемлемого качества, однако полностью красота полноцветной фотографии раскрывалась лишь при демонстрации снимков через проектор — равнодушным при виде этого зрелища не оставался никто. Применив свои глубокие познания в химии, Прокудин-Горский смог усовершенствовать состав сенсибилизатора, и его фотографии, окончательно приближенные к реальности, заиграли новыми красками. Фотографу хотелось запечатлеть в цвете как можно больше красот — и богатая российская природа давала для этого массу возможностей.
…Чуть более ста лет назад публика впервые увидела снимки российских просторов "в натуральном цвете", рукоплескала их автору - пионеру цветной фотографии Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому. С 1903 по 1916 г. Прокудин-Горский успел сделать около трех с половиной тысяч удивительных цветных снимков, которые и составили его уникальное наследие. Собственно, замысел Прокудина-Горского, поддержанный императором Николаем II, был куда как глобальнее: показать Россию от Балтийского моря до Тихого океана. Известные дальнейшие события не дали этим замыслам осуществиться. Но даже те снимки, которые успел сделать ученик Менделеева, подлинный подвижник и энтузиаст фотографии, снятые на закате Российской империи, - единственная на сегодня визуальная энциклопедия русской жизни на сломе веков, сломе империи. Дабы не нарушать авторского замысла, редакция издательства АСТ (вышел в 2017 году) сочла уместным организовать пространство альбома «Российская Империя в цветных фотографиях»,следуя логике текстовой и визуальной, потому комментирующий текст не всегда успевает за колесным пароходом "Шексна", на котором Сергей Михайлович Прокудин-Горский путешествовал по просторам Российской империи.

**************
Из Сети (подробно):

«..В последние годы фотография настолько прочно вошла в нашу жизнь, что превратилась из способа запечатлеть что-либо на память в полноценное средство передачи информации. Наши фотоснимки далеко не всегда попадают в семейные альбомы и порой даже не пересматриваются — мы забываем о них с той же поразительной скоростью, с какой нажимаем на кнопку фотоаппарата. Зачастую, отправляя друзьям и близким весточку из путешествия, мы посылаем не письмо и не сообщение, а снимок, ведь он может сказать гораздо больше. Нас сложно удивить: на фотографиях мы много раз видели и красоты природы, и мировые достопримечательности, и быт людей из дальних стран, и шедевры искусства, и диковинных зверей — словом, практически все, что вообще можно увидеть. Благодаря фотографии мир лежит у нас на ладони, и сложно представить, что когда-то все было иначе.
Всего чуть более ста лет назад публика, впервые увидевшая снимки российских просторов «в натуральном цвете», рукоплескала их автору — пионеру цветной фотографии Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому. В то время черно-белые снимки были уже не в новинку — многие семьи могли позволить себе обратиться к фотографу и сделать свой портрет для истории. Однако цветных снимков в России прежде не делал никто, да и по всему миру их насчитывались единицы. Прокудина-Горского отличал широкий круг интересов, но именно фотография стала делом всей его жизни. Увлекшись ею, он не только освоил все возможные техники съемки, но и занялся исследованиями в области фотографии, надеясь усовершенствовать процесс получения цветных изображений. Переняв опыт западных коллег и применив свои глубокие познания в химии, Сергей Михайлович добился огромных успехов в этой области и вскоре нашел применение новому методу, решив в цвете запечатлеть красоту своей родины. Проект Сергея Михайловича начинался скромно — с одиноких путешествий с фотоаппаратом, но вскоре слава фотографа достигла самого императора, и Прокудин-Горский заручился официальной поддержкой российской власти. Удостоившись аудиенции у самого императора Николая II, он получил в свое распоряжение специально оборудованный для фотоэкспедиций железнодорожный вагон, который можно было прицеплять к любому поезду, а также пароход с командой, автомобиль и моторную лодку. География экспедиций фотомастера расширилась: он посетил Кавказ и Урал, Самарканд и Бухару, Поволжье и Северо-Западный регион. Сергей Михайлович планировал маршруты, консультируясь со специалистами по истории и археологии — он хотел запечатлеть фабрики, делал фоторепортажи с хлопковых полей в Средней Азии и чайных плантаций в Грузии. Все это требовало огромного труда и безграничной любви к своему делу, но Прокудин-Горский не пасовал перед трудностями, раз за разом доказывая, что фотография — его призвание. Несмотря на то что проект по созданию российской фотолетописи так и не был завершен — помешали нехватка средств, Первая мировая война и революция, — Прокудин-Горский успел сделать около трех с половиной тысяч красочных снимков. Эти фото, сделанные на закате Российской империи, фактически стали визуальной энциклопедией ее жизни. Прокудин-Горский хотел, чтобы его фотографии показывали ученикам во всех российских школах, прививая им интерес и любовь к родной стране, однако этим мечтам не суждено было сбыться. Богатая коллекция фотографа демонстрировалась лишь от случая к случаю, а после революции о ней и вовсе забыли. Фотографии лежали в сыром подвале парижского дома во время немецкой оккупации — там в эмиграции жил Прокудин-Горский, — а затем пылились в запасниках Библиотеки Конгресса США, куда коллекцию мастера продали его наследники. ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ 2000-Х ГОДОВ, КОГДА СНИМКИ, НАКОНЕЦ, ОЦИФРОВАЛИ И ВЫЛОЖИЛИ В ПУБЛИЧНОМ ДОСТУПЕ В ИНТЕРНЕТЕ, К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕЛИКОГО ФОТОГРАФА СНОВА НАЧАЛ ПРОСЫПАТЬСЯ ИНТЕРЕС. НО СМОТРЕТЬ НА ЦВЕТНУЮ ИМПЕРИЮ С ЭКРАНА КОМПЬЮТЕРА НЕДОСТАТОЧНО. КАЖДЫЙ ЕГО СНИМОК НАСТОЛЬКО ИНФОРМАТИВЕН, ЧТО ЕГО ХОЧЕТСЯ РАЗГЛЯДЫВАТЬ СНОВА И СНОВА, ПАРАЛЛЕЛЬНО УЗНАВАЯ О СВОЕЙ СТРАНЕ ЧТО-ТО НОВОЕ. В ЭТОЙ КНИГЕ СОБРАНЫ НАСТОЯЩИЕ ШЕДЕВРЫ ФОТОГРАФИИ — ЭТО ПОДЛИННЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, НАВСЕГДА ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ В ЦВЕТЕ. ПУСКАЙ НЕ ШКОЛЬНИКИ СТО ЛЕТ НАЗАД, НО СОВРЕМЕННЫЕ ЧИТАТЕЛИ УВИДЯТ РОССИЮ ТАКОЙ, КАКОЙ ОНА ПРЕДСТАЛА ПЕРЕД ПРОКУДИНЫМ-ГОРСКИМ, И ПОЛЮБЯТ ЕЕ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ». https://www.ozon.ru/

…Други верные!
Я сам фотограф сызмальства! Знаю цену прекрасному цвету и свету! Мои снимки природы нашего Юганского Междуречья охотно публикуются на фотосайте «Расфокус» под псевдонимом Лесной! А цветное видео (всесезонное и всепогодное!)- на моей странице в «Одноклассниках». Попасть туда просто, набрав в поисковом окошке: Владимир Назаров- Нефтеюганск).
Ни фото, ни видеролики не остаются без внимания зрителей! Сейчас готовится к выпуску моя книга «Песнь и плач Матери-Земли!», иллюстрированная десятками моих же лучших фотопейзажей и фотоэтюдов. Текст -лирические зарисовки- и изображения отлично дополняют друг друга, рождая у читателя чувство любви к своей малой родине!

Вл.Назаров

****************
1.СО СВОЕЙ КАМЕРОЙ …ОБЪЕЗДИЛ ПОЛМИРА!

Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога. Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой сопроводительный текст.
***
Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.
Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.
Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.
Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.
Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. НЕ ВСЕ ЗНАЮТ О ТОМ, ЧТО КРОМЕ ЭТОГО СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ СНИМАЛ НА УКРАИНЕ, В БЕЛОРУСИИ, НА ТЕРРИТОРИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГРУЗИИ И УЗБЕКИСТАНА, ТАДЖИКИСТАНА, КЫРГИЗСТАНА, АЗЕРБАЙДЖАНА, ТУРЦИИ, ЛАТВИИ, ФИНЛЯНДИИ, ФРАНЦИИ, ШВЕЙЦАРИИ, ГЕРМАНИИ, ДАНИИ, ИТАЛИИ И АВСТРИИ. НО БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ДОШЕДШИХ ДО НАС СНИМКОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СДЕЛАНА В В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИИ ТОГДАШНЕЙ РОССИИ.
Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.
Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org.

Павел Косенко (pavel_kosenko)
https://pavel-kosenko.livejournal.com/659197.html

**********************

2. ФОТОЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ…

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.
Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. БУДУЧИ К 1909 ГОДУ УЖЕ ИЗВЕСТНЫМ ФОТОГРАФОМ И РЕДАКТОРОМ ЖУРНАЛА "ФОТОГРАФ-ЛЮБИТЕЛЬ", СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ПОЛУЧИЛ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВИТЬ СВОЮ ДАВНЮЮ МЕЧТУ - СОСТАВИТЬ ФОТОЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
ПО РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ОН ИЗЛАГАЕТ СВОЙ ПЛАН НИКОЛАЮ II И ПОЛУЧАЕТ САМУЮ ГОРЯЧУЮ ПОДДЕРЖКУ. НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОСЛЕДУЮЩИХ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЫДЕЛЯЛО ПРОКУДИНУ-ГОРСКОМУ СПЕЦИАЛЬНО ОСНАЩЁННЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВАГОН ДЛЯ ПОЕЗДОК С ЦЕЛЬЮ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ЖИЗНИ ИМПЕРИИ.
За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран. А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.
Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.
"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее".
Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа. В конце 40-х годов возник возник вопрос о публикации первого "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.
В 1948 ГОДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РОКФЕЛЛЕРОВСКОГО ФОНДА МАРШАЛЛ ПРИОБРЕЛ У ПРОКУДИНЫХ-ГОРСКИХ ОКОЛО 1600 ФОТОПЛАСТИНОК ЗА СУММУ 5 000 ДОЛЛАРОВ. С ТЕХ ПОР ПЛАСТИНЫ ДОЛГИЕ ГОДЫ ХРАНИЛИСЬ В БИБЛИОТЕКЕ КОНГРЕССА США. Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили." https://ribalych.ru/

****************
Приложение.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. О ПРИГОДНОСТИ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ СНИМКОВ В НАТУРАЛЬНЫХ ЦВЕТАХ РАЗЛИЧНЫХ МЕСТНОСТЕЙ РОССИИ С. М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО
Протокол заседания 4 ноября 1911 [1910] г. Присутствовало 19 лиц.
Обмен мнений относительно пригодности для учебных целей фотографических снимков в натуральных цветах различных местностей России С. М. Прокудин-Горского.
Снимки г. Прокудина-Горского, как отпечатанные в красках на отдельных листах хорошей белой бумаги, так и воспроизводимые в натуральных цветах на белом стенном экрана (туманные картины), представляют прекрасный материал по родиноведению в широком смысла слова. Знакомя с достопримечательностями России в церковном, историческом, этнографическом, промышленном и художественном отношениях, они могут иметь значение в школе не только образовательное, но и воспитательное в смысла развития любви к родина и интереса к её изучению. Являясь образцами искусства, приближающимися до некоторой степени к художественному творчеству, коллекции г. Прокудина-Горского могут оказаться полезными и в отношении воспитания эстетического чувства. В средних учебных заведениях коллекции эти могут быть использованы и в младших классах в элементарном курсе родиноведения и в старших в систематическом курсе географии и истории в элементарном курсе будут пригодны преимущественно детальные изображения того района, в котором находится школа; с изменением школьного района должен меняться и подбор картин, пригодных для данной школы.
Принимая в соображение обширность территории России, а следовательно и большую численность школьных районов, можно думать, что даже такое, на первый взгляд, значительное число снимков, как 10.000 их, не окажется чрезмерным и найдет применение в учебных заведениях. В систематическое курсе географии и истории потребуются только те из снимков г. Прокудина-Горского, которые имеют общегеографический или общеисторический интерес, следовательно здесь их нужно меньше, чем в элементарном курсе родиноведения. Но и тут требования школ на материал будут не однородны, как не однороден тип средней школы. Общеобразовательные школы потребуют одни снимки, коммерческие — другиe, профессиональные захотят иметь то, что отвечает их задачам и т. п. Отсюда вытекает требование иметь в продаже не только заранее составленные альбомы и серии картин и диапозитивов, но и отдельные их экземпляры. Только тогда каждая школа может выбрать то, что ей нужно. Цена в 10 коп. за картину и 2 рубля за экземпляр цветного диапозитива не представляется чрезмерной. Коллекции г. Прокудина-Горского могут внести оживление и в преподавание Закона Божия и возбудить в учениках интерес к нашей церковной старине.
Печатные картины могут найти применение в школах и как полезное стенное украшение. Меняя от времени до времени серии развешанных картин — Волга, Урал, Туркестан и проч.—можно иметь в школе как бы постоянную выставку художественного материала по родиноведеннию. Смена ceрий будет поддерживать в учениках интерес к такой выставке. Картины желательно связать с географическими представлениями. Для этого надо поместить на одном месте с некоторыми из них географические карточки местности, в которой находится изображенный на картине пункт.
Относительно диапозитивов надо иметь в виду, что в школу проникнут только те из них, которые могут быть воспроизводимы на экране при помощи обыкновенная школьного фонаря. С этой точки зрения почти все диапозитивы, показанные г. Прокудиным-Горским 31-го октября, непосредственно для школьного употребления не пригодны. Для их воспроизведения нужен аппарат, стоящий несколько тысяч рублей: это такой крупный расход, на который не хватит средств даже у очень богатых учебных заведений. Диапозитивы этой категории, почти безукоризненные с технической стороны, найдут применение не в школах, а на народных чтениях, устраиваемых в более или менее крупных центрах, некоторыми богатыми просветительными учреждениями, например, обществами трезвости. Учебные заведения могут знакомиться с этими снимками только экскурсионным порядком.
Текст при картинах желателен; он должен быть, по возможности, краток, являясь, как бы дополнением и истолкователем тех зрительных образов, которые представлены на картине. Статический и исторически материал лучше отнести в приложения к картинам, а не подписывать под ними.
На снимках географического содержания желательно помещать человеческую фигуру, как мерку для сравнения высоты изображенных на картине гор, зданий и проч. При выборе сюжетов надо обратить внимание на кустарный промысел и мелкую промышленность, всякому доступную.
В общем, совещание пришло к следующим заключениям относительно значения коллекции г. Прокудина-Горского как средства обучения: 1) в настоящее время у нас нет по родиноведению ничего лучше образцов, представленных г. Прокудиным-Горским; 2) снимки его настолько хороши, что трудно предположить, чтобы в недалеком будущем явилось им на смену что-нибудь более совершенное; 3) в высшей степени желательно, чтобы правительство помогло г. Прокудину-Горскому осуществить задуманное им просветительное предприятие.
Мнение П. Енько. Картины в том виде, как они были показаны, могут заменить, до некоторой степени, путешествие с общеобразовательною целью; они пробуждают мечтательность — как хорошо на Урале, какие там фабрики и заводы, какие оригинальные скалы и т. п. Но они не дают толчка к работе. До Урала далеко, очень немногим придется попасть туда, еще меньшее число людей будет иметь возможность что-нибудь там начать, поэтому распространение картин в широкой публике может иметь только значение для удовлетворения любопытства, развлечения, но не для пробуждения стремления к эксплуатации природных богатств России. Они скорее помогут в этом отношении иностранцам, мысли которых уже направлены на отыскание мест приложения капиталов и труда, чем нам. Распространение сведений в кочевом чиновничьем народе не может помочь делу — кочевым народам трудно оседать на месте. Осёдлым же жителям губернии важно знать свою собственную землю, то, что имеется в губернии, что в ней может быть найдено, как эксплуатировать то, что есть. Картины, рисующие возникновение новых предприятий, начиная с зародыша, с маленького дела, доступного всякому, рисующие мелкие производства, интенсивную культуру, при условиях её выгодности отдельно для каждой губернии, я думаю, имели бы большее значение.
Что касается до выполнения, то трехцветная проекция слишком трудна для обширного применения. Может быть, можно бы было образовать поездки с такими аппаратами по разным городам, но едва ли постоянные учреждения будут окупать расходы. Притом, если даже в воскресенье общий тон картины был красный (6елый цвет был ясно розовый), то еще труднее рассчитывать на правильную передачу красок лицами менее опытными. Картины для волшебного фонаря, думаю, будут иметь большее применение, если не будут очень дороги. Картины с текстом не производят впечатления при рассматривании при обыкновенных условиях; нужно осветить их особенно ярко, так чтобы одна картина была освещена, прочее же было бы в тени, как это делается в панорамах, тогда картина приобретает живость. Желательно печатать их по такой сетке, в которой бы было меньше пустых (белых) мест, чтобы уменьшить белесоватость.

******************
Материалы из Сети подготовил В л.Назаров
Нефтеюганск
25 сентября 2018 года.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 11
© 30.11.2018 Владимир Назаров
Свидетельство о публикации: izba-2018-2426631

Рубрика произведения: Проза -> Статья











1