"О Женщине! И не только..." -- остроумный Б.Фонтенель о женских ипостасях и печальных последствиях этого


"О Женщине! И не только..." -- остроумный Б.Фонтенель о женских ипостасях и печальных последствиях этого


"Красивая женщина для глаз -- рай, для души -- Ад, а для кармана -- чистилище!"

"Женщины не прочь, чтобы их нежно любили, но они также хотят, чтоб их ещё и забавляли -- и тот мужчина, кто делает одно без другого, тот ничего не делает! Дамы предпочитают даже, чтоб их забавляли, не любя, чем любили, не забавляя"

"Нет ничего печальнее жизни женщин, которые умели быть только красивыми!"
                                                                                                                                    Бернар де ФОНТЕНЕЛЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ
Фонтенель, Бернар Ле Бовье де Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2017; проверки требуют 3 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Фонтенель.
Bernard le Bovier de Fontenelle
Никола де Ларжильер.
Портрет Фонтенеля Имя при рождении Bernard le Bovier de Fontenelle Дата рождения 11 февраля 1657[1][2][…] Место рождения Дата смерти 9 января 1757[1][2][…] (99 лет) Место смерти Гражданство (подданство) Род деятельности прозаик, поэт, драматург, эссеист, астроном Жанр либретто опер, пасторали, галантные стихи Награды Произведения в Викитеке Файлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике Берна́р Ле Бовье́ де Фонтене́ль (фр. Bernard le Bovier de Fontenelle; 11 февраля 1657, Руан, — 9 января 1757, Париж) — французский писатель и учёный, племянник Пьера Корнеля[5].
Разнообразное и богатое творческое наследие Фонтенеля включало художественные произведения (идиллии, стихи, трагедии и пр.), литературно-критические труды и научно-популярные сочинения.
Родился в аристократической семье Руана. Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру, но после первой же неудачи отказался от неё и решил заняться литературой. Написал несколько пьес („Brutus“, „Bellérophon“, „Endymion“ и др.), очень посредственных и не имевших успеха; в 1683 году выпустил «Nouveau dialogues des morts aucienne et modernes» («Диалоги мертвых древних и новейших лиц»), в которых уже отразилось до известной степени его миросозерцание; три года спустя обратил на себя общее внимание рассуждением „Entretiens sur la pluralité des mondes“ («Рассуждение о множественности миров»).
В развернувшейся во Франции полемике которая получила название «Спор о древних и новых» выступил («Отступление по поводу древних и новых»,1688), как критик античности и сторонник теории прогресса в литературе и искусстве («новые»)[6][7].
В 1691 году Фонтенель был избран членом Французской академии. В 1708 году напечатал один из лучших своих трудов, особенно по языку и манере изложения; „Eloges des académiciens“ (2 изд. 1719 г.).
Фонтенель дожил почти до ста лет (своё долголетие он объяснял обильным потреблением клубники) и застал на закате своих дней совершенно иную эпоху — просветительный и философский век, одним из предшественников и провозвестников которого был он сам. Он посещал литературные салоны маркизы де Ламбер, мадам Тансен, мадам Жофрен и других, пользуясь уважением нового поколения. В „Entretiens sur la pluralité des mondes“, a также в „Histoire des oracles“ («История оракулов», 1687) очень ярко отразилось скептическое миросозерцание Фонтенеля, его убеждение в том, что все истины требуют проверки и солидных доказательств, его более чем холодное отношение к религии и всему, что с ней связано, отрицание всего чудесного и сверхъестественного, скрытые нападки на католицизм, облечённые в форму оценки языческих верований.
Эти особенности миросозерцания Фонтенеля сближали его с философами XVIII века, которые могли видеть в нём раннего защитника рационализма и скептической философии. Как человек, Фонтенель отличался любезным, общительным, но холодным характером, ничем не увлекался, мог рассуждать в красивой и ясной форме о каких угодно вопросах, никогда не имел настоящих друзей, хотя у него было всегда много знакомых.
Избранный в члены Парижской академии наук, Фонтенель был непременным секретарём академии с 1699 по 1741 год[8]. Ж. Кювье и Лаланд указывали на его деятельность на посту секретаря академии как на одну из причин процветания наук во Франции XVIII века[9].

Оценки и критика

Жан де Лабрюйер в восьмом издании своей книги «Характеры, или нравы нынешнего века» (1694), вывел молодого Фонтенеля под именем Кидия[10] как утомительного болтуна, педанта и жеманника, единственное его желание которого «думать иначе, чем другие, и ни в чём не быть похожим на них»[11]. Жан Расин отозвался на премьеру его трагедии «Аспар», состоявшуюся 7 декабря 1680 года и окончившуюся провалом, эпиграммой «На "Аспара" г-на де Фонтенеля. Происхождение свиста».
Отмечая его дар критика Сент-Бёв писал про него: «В поэзии заслуги его весьма невелики, поэт он был посредственный, хоть и притязал на новизну. Во второй же своей ипостаси он явил собой совершеннейшего критика своей эпохи, патриарха её»[12]. Французский просветитель Ф. М. Гримм, назвал его «одним из самых замечательных людей, которые не только были свидетелями всех революций, произошедших в человеческом знании в этом столетии, но и были создателями многого в этих революциях и положили начало для других. Его труды стали классическими...»[9].

Фонтенель — популяризатор науки

Убеждённый картезианец, Фонтенель был более писателем-популяризатором, чем учёным. «Entretiens sur la pluralité des mondes» (П., 1686) в очень изящной и лёгкой форме разговоров, происходивших по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, ранее ничего не слышавшей о предмете, излагают важнейшие сведения о Земле, Луне, планетах, неподвижных звёздах как о солнцах в среде собственных планетных систем. Автор нередко пользуется в своих объяснениях вихрями Декарта[13]. Причём многие авторы, писавшие о Фонтенеле, упрекали его за чрезмерную преданность духу и букве физики Декарта и тогда, когда развитие науки показало неправомерность «теории вихрей» в декартовском толковании. Как популяризатор, он с особенным вниманием останавливается на интересном для светских людей вопросе об обитаемости других миров.
Вопрос этот решается им утвердительно как для Луны, так и для других планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Успех книга имела огромный: она переведена почти на все европейские языки и имела множество изданий во Франции, из которых особенно замечательным было вышедшее в 1800 году с примечаниями Лаланда и затем перепечатанное в 1826 году под заглавием «La pluralité des mondes, précédée de l’astronomie des dames par J. de Lalande» (2 изд. П.).
На русском языке книга Фонтенеля в переводе кн. Антиоха Кантемира, сделанном в 1730 году, появилась в печати в 1740 году под заглавием «Разговоры о множестве миров господина Фонтенеля парижской академии наук секретаря» (218 стр., СПб.). Переводчик присоединил от себя предисловие и примечания. Третье издание того же перевода вышло в 1802 году. И в том же году в Москве был опубликован новый перевод княгини Е. А. Трубецкой. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Фонтенель назван в числе философов XVII–XVIII вв., книги которых составляли библиотеку Онегина. В «Арапе Петра Великого» Ибрагим изображён в парижском обществе эпохи Регентства «на ужинах, одушевленных молодостью Аруэта и старостью Шолье, разговорами Монтескье и Фонтенеля»[14].
В начале XIX века, когда слава и распространённость сочинения Фонтенеля уже приходили к концу, появилась согласованная с новейшими на тот момент успехами астрономии попытка его продолжения H. Favre, «Fontenelle et la Marquise de G. dans les mondes» (Женева, 1821).
В его честь в 1935 году назван кратер на Луне.

Л. Галлош. Портрет Фонтенеля. Версаль, Музей

Сочинения


Éléments de la géométrie de l′infini, 1727 Из многочисленных других общедоступных сочинений Фонтенеля, появлявшихся в разных журналах и сборниках, на русский язык были переведены «Разговор в царстве мертвых. Артемизия и Раймунд Луллий» («Сочинения и переводы», май, 1758, стр. 487—493) и «Оставшиеся письма Ф. и доктора Юнга» («Новые ежемесячные сочинения», часть LXIX, март, 1792, стр. 83—102).
Строго научные сочинения Фонтенеля:
  • «Eléments de la géométrie de l’infini» (П., 1727) и
  • «Théorie des tourbillons cartésiens» (там же, 1752).
В первом из этих сочинений содержатся очень интересные рассуждения о возможности измерения и сравнения между собой бесконечно больших величин. Он написал и напечатал:
  • «Histoire de l’Académie royale des sciences, dépuis son établissement jusqu’en 1680. Eloges des académiciens» (П., 1719);
  • «Histoire du renouvellement de l’Académie royale des sciences en 1699, et les éloges historiques de tous les académiciens morts depuis ce renouvellement» (Амстердам, 1708—20).
Из академических похвальных речей, произнесенных Фонтенелем, особенно замечательными были
  • «Eloge de Leibniz» (1716) и
  • «Eloge de Newton» (П., 1728); также в «Histoire de l’Académie des sciences; année 1727» и в англ. переводе Пембертона (Лондон, 1728).
Сочинения Фонтенеля были изданы в 1758 году (11 т.), и переизданы в 1790 году с примечаниями.
На русский язык избранные работы Фонтенеля были переведены С. Я. Шейнман-Топштейн и изданы в серии «Научно-атеистическая библиотека» издательства «Мысль» в 1979 году (Б. Фонтенель. «Рассуждения о религии, природе и разуме»).
  • идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  • Архив по истории математики Мактьютор
  • Комитет исторических и научных работ — 1834.
  • Фонтенель Бернар Ле Бовье де // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  • С Назаров. Бернар Ле Бовье де Фонтенель. Проверено 18 апреля 2018.
  • Иоахим Клейн. Пути культурного импорта. Труды по русской литературе XVIII века. — Litres, 2017-09-05. — 576 с. — ISBN 9785457484214.
  • Вольтер. Эстетика. — Рипол Классик. — 393 с. — ISBN 9785458236577.
  • Ю. Х. Копелевич. Возникновение научных академий: середина XVII-середина XVIII в. — Наука, Ленинградское отд-ние, 1974. — 284 с.
  • Цит по А. П. Огурцов, Институт философии (Российская академия наук). Философия науки эпохи Просвещения. — ИФРАН, 1993. — 228 с.
  • Спор о древних и новых. — Искусство, 1985. — 480 с.
  • Лабрюйер Э. де. Характеры или нравы нынешнего века. — М.: Л: Художественная литература, 1964. — С. 119-120.
  • Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. — М: Художественная литература, 1970. — С. 246.
  • Р. Декарт. Космогония. Два трактата. — Рипол Классик, 2013-06. — 329 с. — ISBN 9785458504348.
    1. Б. В. Томашевский. Пушкин и Франция. — Советский писатель, 1960. — 510 с.

    Литература

    • Фонтенель Б. Рассуждения о религии природы и разума. М., 1979.
    • Trublet, «Mémoires pour servir à l’histoire de la vie et des ouvrages de M. de F.» (1761);
    • Sainte-Beuve, «Causeries du Lundi» (том III); Faguet, «Le XVIII-e siècle».

    Источники

    Ссылки

    Бернар Фонтенель в Викицитатнике Бернар Фонтенель в Викитеке Бернар Фонтенель на Викискладе Научные и академические посты Предшественник:
    Жан-Жак Ренуар де Вилайе Кресло 27
    Французская академия

    16911757 Преемник:
    Антуан-Луи Сегье

    Тематические сайты
    Notable Names Database Zentralblatt MATH database Архив по истории математики Мактьютор Проект «Гутенберг» Internet Speculative Fiction DatabaseСловари и энциклопедииБольшая каталонская Брокгауза и Ефрона Малый Брокгауза и Ефрона Britannica (онлайн) TreccaniНормативный контрольBAV: ADV10216410 BIBSYS: 90267419 BNC: a10086407 BNE: XX1240621 BNF: 119030775 GND: 118639056 ICCU: ITICCUCFIV�38126 ISNI: 0000 0001 0779 5289, 0000 0001 2144 9833 LCCN: n50023960 NDL: 00466588 NKC: jn19990002342 NLA: 35666197 NLG: 74260 NLR: RUNLRAUTH7799287 NTA: 069966443 NUKAT: n95005119 PTBNP: 271217 LIBRIS: 187149 SUDOC: 026868814 VIAF: 99744686 ULAN: 500354027
    Категории:

    Навигация



    Поиск

    Участие

    Инструменты

    Печать/экспорт

    В других проектах

    На других языках

    • Эта страница в последний раз была отредактирована 11 июля 2018 в 15:49.







    Рейтинг работы: 0
    Количество рецензий: 0
    Количество сообщений: 0
    Количество просмотров: 19
    © 29.11.2018 Сергей Канунников
    Свидетельство о публикации: izba-2018-2426321

    Рубрика произведения: Разное -> Афоризм











    1