Рецензия на фильм Лето. Ч.2


Рецензия на фильм Лето. Ч.2.

Продолжение. Начало- https://www.chitalnya.ru/work/2424834/

Сквозь себя.

Вся важность в том, что отделяет глыбу от одиозной фигуры, человека-легенду от человека-эпохи, великого, «кумира» от человека значительного. Кем он мог бы стать в нашей реальности? Человек с самого порога 90-х, прямой, решительный, идеалист и честный? Разбиться в лепешку, чтобы отстоять свое право пахнуть фиалкой. На кого повлиял? Кого вдохновил? Кому передал этот факел, лиру, эстафетную палочку, путеводную звезду, нить. Много артистов было в ту пору, много хороших, достойных людей, именитых и талантливых. Но на заборах и в подъезде царапали именно «Цой жив»-и это своего рода тест на бессмертие. Его безвременная кончина не повлияла на популярность, тиражи изданий. Не схватываемость и не считываемость его песен-какие бы смыслы от мистических до библейских в его текстах бы не искали. Отношение к Цою после просмотра уже не изменится, поскольку оно заложено не фильмом, не киношным образом, а идеями, которыми он «вскормил» аудиторию. Депутат говорит, что после просмотра «Матильды» он стал лучше относиться к личности Николая II. Так в этом и состоит удивительная сила кино. Воскрешать мертвых. Воскрешать из небытия. Показывать. Оставаться с ними. Создавать контакт. Помогать. Созидательная сила. Штопать и латать лакуны и белые пятна. Восполнять пробелы. Передавать настроение эпохи. Проживать жизнь заново в этом потоке. Если не пропускать через себя идеи фильмов, не примерять на себя каждую сцену, каждый поступок героев, то и фильмы смотреть незачем. Тогда и героев не будет-тогда будут одни персонажи. Люди-тени-все останется двухмерным и черно-белым и никогда не запестрит насыщенными красками.

Черный тоже цвет.

Так каким же должен быть такой фильм? Чёрно-белым или ярко-красочным, когда жизнь не яркая, не сочная, и не красочная, чтобы бережно воссоздать аутентичность серой жизни. По мне, так фильм Волошина «Я» сказал куда гораздо большее, с его Румыном и лечебницами, а потом в эпилоге к картине под звуки песни «Вязаный жакет». Они все разные режиссеры, каждый видел и создавал свое. От режиссера «Изображая жертву» с монологом про бестолковое поколение, «Юрьева дня» музыкальный фильм или мюзикл, или игровое кино в стиле «Рок –волны» трудно ожидать. Ты ждешь чего-то проницательного и важного, как сцена в «Юрьевом дне», где заключенный, больной туберкулезом выдает реплику про нацию багратионов.

Критика.

Мы осторожно, не изложив своего собственного мнения, смотрим на чужие оценки, как на авторитетов. Кто поддержал, как отреагировал и что сказал из очевидцев тех событий. Кто как воспринял и оценил из музыкальных критиков, современников, патриархов русского рока. На то она и Библия, чтобы апостолы описали события по-разному. У каждого свое восприятие. В жизни каждого многое происходит, постоянно идет переоценка. Да и многое из того, что касается тебя лично, иначе видится с высоты прожитых лет. Отсюда и реакция, отсюда и личное критическое отношение. Как в песне поется: «Легенды расскажут какими мы были». Поэтому оставим их такими, на кого мы равнялись. Поэтому смотреть это кино нужно со своей колокольни с позиций своих воззрений. Оправдали ли мы сами эти надежды, взглянули сами в себя. Воспитали ли меня их песни маргиналом или кузнецом своего собственного счастья. Что приобрел я от этого прослушивания? Как мне в это в жизни помогло? Сформировало ли меня как духовно богатую культурную и образованную личность, мой внутренний мир. Или я увидел в этой музыке то, что и сам толком сейчас сформулировать не могу, кроме того, что скажу, что она дало мне многое и ничего конкретно. Некоторые критики в целом сочли фильм удачным опытом. А чего вы ждали? Чтобы автор передал историческую достоверность, предельно точную до энциклопедических деталей хронологию событий. Точность в декорациях, или все-таки уникальность образов героев? Или дух русского рока? Что в этом фильме главное-грим, реквизит, внешняя схожесть декораций и улиц, или показать феномен этой самой андеграундной музыки. Как Лоза высказался относительно фестиваля «Нашествие» в этом году, сообщив: «во всем мире рокумер в 1980-м году». Тогда о чем надо говорить? Об исторических параллелях, отношении к личной свободе и выбору, когда в фильме нет конфликта вообще между героями. Нет острого конфликта со средой в виде запретов и допуска на сцену, нет любовного треугольника. Это просто лето. Летопись. Бытоописание. Атмосферное кино и зарисовки на тему. Как школьное сочинение, в котором каждый напишет или добавит свое. Свое личное отношение выразить к песням, эпохе, своему личному неформальскому опыту. Это, скорее, фильм -обращение к себе, где каждый задаст вопросы себе и постарается быть предельно честным. Как в тебе лично отозвалась эта музыка. Про твой внутренний личный диалог с Цоем. Или с самим собой.

Верификация.

Кто-то будет внимательно вглядываться в каждую сцену и внимать каждому сказанному «Цоем» слову, поверив, что этот картинный Цой и есть «Цой Цой». А иначе ты просто ждешь погруженности в какой-то степени от фанатичного отношения тебя к русскому року и русской музыке вообще, если признавать ее существование за самобытный стиль и признавать ее за направление.

Жизнь знаменитостей всегда обрастает некоей мифологией, и ты уже верифицируешь каждую сцену на «верю -не верю»-от сцены, как появилось само название «Кино». Кто из членов группы сказал его первый, предложил, поддержал, и чья была идея.

Играть людей такого порядка, масштаба и уровня это известная сложность. Большая ответственность и перед зрителями. Нами, любящими кино и не хотящими ничего читать. Ленивому поколению гедонистов нужно, чтобы кино в такой лёгкой ненавязчивой манере учило жить и читало нотации и морали, излагало стандарты поведения. Избавление от иллюзий, если какие еще были на тот счет свободы демократии и гласности. Кино про «Кино». Кинолента про культовую группу без элементов пафоса и эпичности. Это дань не просто людям-и как указано «тем, кого мы любим». Это дань времени. Любое кино, снятое про прошлое время это дань, скорее, настоящему времени- которое селится в нем органично. Это трибьют и сигнал нынешнему времени. Поцелуй зеркала- в котором ты видишь уродливость того, что не оправдал ожидания. Внутреннего голоса. И то что за самого Цоя ты живешь на земле дважды, как «за себя и за того парня». Людей такого масштаба видно на расстоянии. Чтобы увидеть гору, нужно отойти.

Остается сравнивать, какой образ «Цоя» был лучше/удачнее? В фильме «Шапито- шоу» или здесь? Кто искуснее передал атмосферу и энергетику того времени –фильм «АССА», в котором Цой камео? Или Шахназаров в «Исчезнувшей империи», или все-таки Балабанов в «Грузе 200», где тоже звучало «Время есть, а денег нет/ И в гости некуда пойти.». Когда ставят песни «Кино» в саундтрек, думаешь, поставлены именно там, где они должны быть? Был же байопик про Стива Джобса, и далеко не один. У каждого есть этот шанс пробовать и делать свое. Даже есть фильм «Бездельники», где Шагин поет песни Цоя. Так что черпать вдохновение и смыслы можно из разных колодцев. И подходя к тому, чтобы сравнивать и что-то отвергать, что-то принимать и от чего-то отказываться, чтобы понять на что годно такое творчество и фильмы- все они, как пробы, и кинопробы-заменят ли тебе все эти оригиналы, косплеи и копии сам «исходный код», сыгранные вещи, в низком качестве, как есть, и насколько сопоставимы с современными подражаниями и копиями, записанными на хорошем оборудовании в студиях. Все же ценность в исходнике. И тогда ты выберешь вопреки качеству редкие записи, с живых выступлений на концертах-будет то чистое, беспримесное золото. Ты выберешь именно оригинал, а не качественно сделанные копии. Вернусь к тому, что фильм хорош одним тем, что любая попытка заслуживает уважения. Самовыражение это смелость, к каким «каноничным» образам ты бы в своем творчестве не обращался.

Кино/Куин.

Все-таки подводя эту параллель между синхронно просмотренными мной фильмами «Лето» и «Богемская рапсодия», я подумал, что, когда чертишь на побелке гвоздем в подъезде или царапаешь в лифте с прожжёнными окурками кнопками этажей «Цой жив», вряд ли в голове играет куиновское «Whowantstoliveforever», все же «группа крови» -«пожелай мне-е!».





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 28.11.2018 Алексей Сергиенко
Свидетельство о публикации: izba-2018-2425681

Метки: Ledokol46, @asergienko.poetry, Лето (фильм, 2018), Виктор Цой, Майк Науменко, группа "Кино", группа "Зоопарк", Ленинградский рок-клуб,
Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1