"О Женщине! И не только..." -- Плутарх и К* о женской красоте, стыде, сраме и скромности


Плутарх и К* о женской красоте, стыде, сраме и скромности:

-- "Украшает женщину то, что делает её ещё более красивой; но таковою делает женщину не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость"

/уж сколько тысячелетий дамам твердят эти прописные Истины наши земные Мудрецы, а всё равно они предпочитают злато, брильянты и изумруды -- как сговорились! (иль "не в коня корм.."?). Нет, пожалуй, всё же женщины на Земле -- пришелицы, причём с какой-то не очень положительной планеты, возможно даже не солнечной системы (Турманс?) -- СК/

-- "Неправ был Геродот, сказав, что вместе с одеждой женщина совлекает с себя Стыд; напротив, женщина целомудренная, снимая одеяния, облекает себя в Стыд -- и чем больше стыдливость между супругами, тем бОльшую Любовь это означает!"

/эх, посмотрел бы Плутарх, что нонче вытворяют и подростки, и замужние, и даже глубокие бабушки в Интернете -- какие только срамные да глубокие свои места оне ни демонстрируют земной широкой публике, причём дамы абсолютно всех континентов и народов -- тотальный разврат налицо, даже в экс-обществе экс-высоконравственных строителей Коммунизма из стран-последышей развалившегося в 1991г СССР (видать не во благо землянам пошло нынешнее глобальное американизированное Общество потребления всего и всея)... Но нам интересно в данном случае другое: в афоризме перед нами всплывает одна из первых публичных дискуссий древних Мудрецов: Плутарха и Геродота. Причём Плутарх нам здесь понравился больше -- своей широтой взглядов и склонностью к систематизации-классификации: он сегментировал (дифференцировал) женский род на две главные его составляющие: дамы целомудренные и развратные (к коей можно присовокупить ещё и иные, нынче популярные в женском роде подпункты: скромные-хамки, благопристойные-циничные, порядочные-курвы, честные-лживоциничные и т.д.) -- СК/

-- "Красота -- королева, которая правит очень недолго!"

/нынешние женщины (благодаря макияжу, пластике лица и фигуры плюс бассейн и спецфизкультура) умудряются и в 80 лет выглядеть пионерками, правда лишь со спины. Так что в данной своей сентенции Плутарх оказался не совсем прав: не учёл успехи современной нам медицины и химии -- СК/

-- "Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут, куда им угодно"

/и мы вновь возвращаемся к проблеме Женской Могучей Логики. Вот свежайший пример. Два дня подряд в библиотеку им.М... приходил и весь рабочий морозный день сидел в тёплом вестибюле библиотеки бездомный алкоголик, время от времени посещая библиотечный туалет (который биб-работницы тут же стали закрывать на ключ, чего раньше никогда не было -- элемент репрессий налицо!). Так как перегаром от бомжа несло изрядно, то 30-40-летние библиотекарши порой взрывались громкими стенаньями, грозясь вызнать бездомного на мороз (слава богу, так и не выгнали). Стенания культурных работниц в конце концов привлекли и наше внимание (я как раз писал очередной эпизод в цикл "О Женщине! И не только..."). Живо представив себя в шкуре бомжа, попытался объяснить биб-работницам, что выгонять бездомного человека на мороз -- крайне негуманно, традиционно русским людям не свойственно, а нужно им немножко мысленно поднапрячься и предложить бомжу  альтернативный вариант -- тем более что я вспомнил, на каком столбе видел объявление (с телефоном) об оказании помощи бездомным, а также алко- и наркозависимым. Биб-работницы тут же уполномочили меня найти объявление... Вчера специально отыскал я тот столб (в 1,5 км от моего дома), на морозце переписал объявление, и только что -- буквально сию минуту (в данный момент нахожусь в библиотеке им.М...) попытался вручить злополучное объявление тем самым милейшим нашим библиотекаршам. Увы, моя инициатива была встречена в штыки: им проще переругаться с бездомным (портя и свои, и чужие нервы) -- чем оказать человеку несложную, но квалифицированную помощь?! Такова уже степень деградации в РФ даже работниц культуры?... И тут нам вспомнились древние, мудрые слова Григория Назианзина: "Не Красота всякой женщины -- золото, но Ум и Молчание!". Тем более когда ей мужчины говорят толковые вещи, помогая решить её же проблемы. Но женский норов... -- О, это особая песня! И ещё о Женщине -- от остроумного француза Пьера Корнеля: "Из двух красивей та, которая при нас не открывала рта!"-- СК/

ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Плутарх Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к навигации Перейти к поиску В Википедии есть статьи о других людях с именем Плутарх. Плутарх др.-греч. Πλούταρχος Plutarch head only.jpg Дата рождения 45 Место рождения Херония, Беотия[d], Ахея, Римская империя Дата смерти 127 Место смерти Дельфы, Фокида, Ахея, Римская империя Гражданство (подданство) Древний Рим Греция[1] Род деятельности эссеист, священник, магистрат, биограф, историк, писатель, философ Жанр биография Язык произведений латынь и древнегреческий язык Логотип Викитеки Произведения в Викитеке Commons-logo.svg Файлы на Викискладе Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике Плута́рх (др.-греч. Πλούταρχος) (ок. 46, Херонея, Беотия — ок. 127, место смерти неизвестно) — древнегреческий писатель и философ, общественный деятель римской эпохи. Наиболее известен как автор труда «Сравнительные жизнеописания», в котором воссоздавал образы выдающихся политических деятелей Греции и Рима. Публицистические, литературные и философские сочинения Плутарха на различные темы принято объединять в серию под названием «Нравственные сочинения» («Моралии»), в которую среди прочего включены популярные «Застольные беседы» (в 9 томах). Содержание 1 Биография 2 Творчество 2.1 Сравнительные жизнеописания 3 Рецепция 4 Издания сочинений 4.1 Переводы на иностранные языки 4.2 Русские переводы 5 Память 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки Биография Плутарх происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городе Херонее в Беотии. В молодости в Афинах Плутарх изучал философию (главным образом у платоника Аммония), математику, риторику. В дальнейшем значительное влияние на философские взгляды Плутарха оказали перипатетики и стоики. Сам он считал себя платоником, но на самом деле был скорее эклектиком, причём в философии его интересовало главным образом её практическое приложение. Ещё в молодости Плутарх вместе с братом Ламприем и учителем Аммонием посетил Дельфы, где ещё сохранялся пришедший в упадок культ Аполлона. Это путешествие оказало серьёзное влияние на жизнь и литературную деятельность Плутарха. Вскоре после возвращения из Афин в Херонею Плутарх получил от городской общины поручение к римскому проконсулу провинции Ахайя и успешно выполнил его. В дальнейшем он верно служил своему городу, занимая общественные должности. Обучая собственных сыновей, Плутарх собирал в своём доме молодёжь и создал своего рода частную академию, в которой играл роль наставника и лектора. Бюст Плутарха на его родине в Херонее Плутарх был хорошо известен современникам и как общественный деятель, и как философ. Он многократно бывал в Риме и других местах Италии, имел учеников, занятия с которыми вёл на греческом языке (латынь он начал изучать лишь «на склоне лет»). В Риме Плутарх встретился с неопифагорейцами, а также завязал дружбу со многими выдающимися людьми. Среди них были Арулен Рустик, Луций Местрий Флор (соратник императора Веспасиана), Квинт Сосий Сенецион (личный друг императора Траяна). Римские друзья оказали Плутарху ценнейшие услуги. Став чисто формально членом рода Местриев (в соответствии с римской юридической практикой), Плутарх получил римское гражданство и новое имя — Местрий Плутарх. Благодаря Сенециону он стал самым влиятельным человеком своей провинции: император Траян запретил наместнику Ахайи проводить какие-либо мероприятия без предварительного согласования с Плутархом. Такое положение позволяло Плутарху свободно заниматься общественной и просветительской деятельностью на родине в Херонее, где он занимал не только почётную должность архонта-эпонима, но и более скромные магистратуры. На пятидесятом году жизни Плутарх стал жрецом Храма Аполлона в Дельфах. Пытаясь вернуть святилищу и оракулу былое значение, он заслужил глубокое уважение амфиктионов, которые воздвигли ему статую. Творчество Согласно каталогу Ламприя, Плутарх оставил после себя около 210 сочинений. Значительная их часть дошла до нашего времени. По традиции, идущей от издателей эпохи Возрождения, литературное наследие Плутарха делят на две основные группы: философско-публицистические сочинения, известные под общим названием «Моралии»[2] (др.-греч. Ἠθικά, лат. Moralia), и биографии (жизнеописания). В «Моралии» традиционно включают около 80 сочинений. Самыми ранние из них носят риторический характер, как например похвалы Афинам, рассуждения о Фортуне (др.-греч. Τύχη), её роли в жизни Александра Македонского и в истории Рима («Об удаче и доблести Александра Великого», «О славе Александра», «Об удаче римлян»). Свои философские позиции Плутарх изложил в работах, посвящённых толкованию трудов Платона («О происхождении души в „Тимее“ Платона», «Платоновские вопросы» и др.), и критике взглядов эпикурейцев и стоиков («Хорошо ли изречение: „Живи неприметно?“», «Против Колота», «О том, что даже приятная жизнь невозможна, если следовать Эпикуру», «О противоречиях у стоиков»). Не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, Плутарх приводит в них множество ценных сведений по истории философии. В воспитательных целях задуманы другие сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, «О чрезмерном любопытстве», «О болтливости», «Об излишней робости»). К сочинениям на темы семейной жизни относится «Утешение к супруге», написанное в связи со смертью дочери. В ряде сочинений находят отражение педагогические интересы Плутарха («Как нужно молодому человеку слушать поэтов», «Как пользоваться лекциями» и т. д.). Тематически приближаются к ним политические сочинения Плутарха, большое место в которых занимают наставления для правителей и государственных деятелей («О монархии, демократии и олигархии», «Наставления о государственных делах» и др.) Наряду с популярными работами в диалогической форме, в «Моралии» входят и другие, стилистически близкие научным трактатам. Так, трактат «О лике на лунном диске» представляет различные популярные для того времени астрономические идеи; в конце трактата Плутарх обращается к теории, принятой в Академии Платона (Ксенократ из Халкидона), усматривая в Луне родину демонов. Плутарх также интересовался психологией животных («О сообразительности животных»). Плутарх был глубоко набожным человеком и признавал важное значение традиционной языческой религии для сохранения морали. Этой теме он посвятил многочисленные произведения, в том числе, «пифийские» диалоги, касающиеся оракула Аполлона в Дельфах («Об „Е“ в Дельфах», «О том, что пифия более не прорицает стихами», «Об упадке оракулов»), диалог «Почему божество медлит с воздаянием» и др. В трактате «Об Исиде и Осирисе» Плутарх изложил разнообразные синкретические и аллегорические интерпретации мистерий Осириса и древнеегипетской мифологии. Об интересе Плутарха к древностям свидетельствуют сочинения «Греческие вопросы» (др.-греч. Αἴτια Ἑλληνικά, лат. Quaestiones Graecae) и «Римские вопросы» (др.-греч. Αἴτια Ῥωμαϊκά, лат. Quaestiones Romanae), в которых раскрывается значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа). Пристрастие Плутарха к анекдотам, проявившееся и в его биографиях, отражено в сборнике лакедемонских крылатых изречений. Одно из популярных ныне сочинений — «Застольные беседы» (в 9 книгах), где традиционная для греческой литературы форма симпосия (пира) позволяет писателю поднимать и обсуждать (с привлечением большого количества цитат из авторитетов) самые разные жизненные и научные темы. Псевдо-Плутарх. De placitis philosophorum. Латинский перевод (Базель, 1531) В «Моралии» Плутарха по традиции включаются и произведения неизвестных авторов, приписанные Плутарху ещё в древности и получившие под его именем широкую известность. К важнейшим из них принадлежат трактаты «О музыке» (один из главных источников наших знаний об античной музыке вообще) и «О воспитании детей» (произведение, переведённое ещё в эпоху Возрождения на многие языки и до начала XIX в. считавшееся аутентичным). По отношению к неаутентичным сочинениям современные учёные употребляют (условное) имя Псевдо-Плутарх. Среди таковых — живший предположительно во II веке н. э. неизвестный автор сочинений «Малые сравнительные жизнеописания» (другое название — «Собрание параллельных греческих и римских историй») и «О реках», содержащих множество сведений по античной мифологии и истории, которые, как общепризнанно в науке, полностью им выдуманы. Не является подлинным и сборник крылатых изречений «Апофегмы царей и полководцев». Помимо упомянутых, под именем Плутарха сохранилось множество других ему не принадлежащих (по большей части, анонимных) сочинений. Сравнительные жизнеописания Основная статья: Сравнительные жизнеописания Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Своей литературной славой Плутарх обязан не эклектическим философским рассуждениям, и не сочинениям по вопросам этики, а жизнеописаниям (которые, впрочем, имеют к этике самое прямое отношение). Свои цели Плутарх очерчивает во вступлении к жизнеописанию Эмилия Павла (Aemilius Paulus): общение с великими людьми древности несёт в себе воспитательные функции, а если не все герои жизнеописаний привлекательны, то отрицательный пример тоже имеет ценность, он может воздействовать устрашающе и обратить на путь праведной жизни. В своих биографиях Плутарх следует учению перипатетиков, которые в области этики решающее значение приписывали действиям человека, утверждая, что каждое действие порождает добродетель. Плутарх следует схеме перипатетических биографий, описывая поочередно рождение, юность, характер, деятельность, смерть героя. Нигде Плутарх не является историком, критически исследующим факты. Доступный ему огромный исторический материал используется очень свободно («пишем биографию, а не историю»). Прежде всего Плутарху нужен психологический портрет человека; чтобы зримо его представить, он охотно привлекает сведения из частной жизни изображаемых лиц, анекдоты и остроумные изречения. В текст включены многочисленные моральные рассуждения, разнообразные цитаты поэтов. Так родились красочные, эмоциональные повествования, успех которым обеспечили авторский талант рассказчика, его тяга ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм. Биографии Плутарха имеют для нас и чисто историческую ценность, ибо он располагал множеством ценнейших источников, которые впоследствии были утрачены. Писать биографии Плутарх начал ещё в юности. Вначале он обратил своё внимание на знаменитых людей Беотии: Гесиода, Пиндара, Эпаминонда. Впоследствии он стал писать и о представителях других областей Греции: спартанском царе Леониде, Аристомене, Арате Сикионском. Есть даже биография персидского царя Артаксеркса II. Во время пребывания в Риме Плутарх писал биографии римских императоров, предназначенные для греков. И лишь в поздний период он написал своё важнейшее произведение «Сравнительные жизнеописания» (др.-греч. Βίοι Παράλληλοι; лат. Vitae parallelae). Это были биографии выдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. В настоящее время известны 22 пары и четыре единичных жизнеописания более раннего периода (Арата Сикионского, Артаксеркса II, Гальбы и Отона). Среди пар некоторые составлены удачно: мифические основатели Афин и Рима — Тесей и Ромул; первые законодатели — Ликург Спартанский и Нума Помпилий; величайшие полководцы — Александр Великий и Гай Юлий Цезарь; величайшие ораторы — Цицерон и Демосфен. Другие сопоставлены более произвольно: «дети счастья» — Тимолеонт и Эмилий Павел, или пара, иллюстрирующая превратности человеческих судеб — Алкивиад и Кориолан. После каждой пары Плутарх предполагал, видимо, дать сравнительную характеристику (synkrisis), краткое указание общих черт и главных различий героев. Однако у нескольких пар (в частности, у Александра и Цезаря) сопоставление отсутствует, то есть не сохранилось (или, что менее вероятно, не было написано). В тексте жизнеописаний встречаются перекрёстные ссылки, из которых мы узнаём, что первоначально их было больше, чем в дошедшем до нас корпусе текстов. Утрачены жизнеописания Леонида, Эпаминонда, Сципиона Африканского). Недостаток исторической критики и глубины политической мысли не мешали, и до сих пор не мешают биографиям Плутарха находить многочисленных читателей, интересующихся их разнообразным и поучительным содержанием и высоко ценящих тёплое гуманное чувство автора. Рецепция Несмотря на компилятивный метод и эклетичный стиль Плутарха, его наследие активно изучалось, переводилось и переиздавалось начиная с эпохи Возрождения вплоть до XX века. Влияние Плутарха сказывается уже в творчестве историков Аппиана Александрийского и Аминтиана, о Плутархе с уважением отзываются Апулей и Авл Геллий. Трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра», «Юлий Цезарь» и «Кориолан» во многих деталях следуют за Плутархом[3]. Плутарха ценили Рабле, Монтень, Мольер[4]. Руссо отмечал огромное влияние его образов героев, которое он испытал в юности, с особенным интересом относился к бытовой детализации жизнеописаний[5]. «Моралистический психологизм» его сочинений оказал существенное влияние на развитие биографической литературы в европейской традиции, а также романов. Возникли литературные подражания — например, сборники «Немецкий Плутарх», «Французский Плутарх», «Плутарх для юношества», «Плутарх для дам»[6]. В России обобщающим термином «Плутарх» даже стали называть любые биографии знаменитых людей, независимо от того, кому принадлежало их авторство[7]. В драме «Разбойники» Ф. Шиллера Карл Моор восклицает: «О, как мне гадок становится этот век бездарных борзописцев, лишь стоит мне почитать в моём милом Плутархе о великих мужах древности»[8]. В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Плутарха кратеру на видимой стороне Луны. Издания сочинений См. Моралии (Плутарх) и Сравнительные жизнеописания (Плутарх). Переводы на иностранные языки Les oeuvres morales & meslées de Plutarque, translatées de grec en françois par Jacques Amyot. Paris: M. de Vascosan, 1572; R Paris: Mouton, etc., 1971. Русские переводы На русский язык Плутарха стали переводить ещё с XVIII века: См. переводы Степана Писарева, «Наставления Плутарха о детоводстве» (СПб., 1771) и «Слово о непреступающем любопытстве» (СПб., 1786); Ив. Алексеева, «Нравственные и философические сочинения Плутарха» (СПб., 1789); E. Сферина, «О суеверии» (СПб., 1807); С. Дистуниса и др. «Плутарховы сравнительные жизнеописания» (СПб., 1810, 1814—16, 1817—21); «Жизнеописания Плутарха» под ред. В. Герье (М., 1862); биографии Плутарха в дешёвом издании А. Суворина (пер. В. Алексеева, т. I—VII) и под заглавием «Жизнь и дела знаменитых людей древности» (М., 1889, I—II); «Беседа о лице, видимом на диске луны» («Филол. обозрение» т. VI, кн. 2); переизд.: Сравнительные жизнеописания. / Пер. В. А. Алексеева. М.: Альфа-кн. 2008. 1263 с. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. / Изд. подготовили С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. Отв. ред. С. С. Аверинцев. (Серия «Литературные памятники»). 1-е изд. В 3 т. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1961—1964. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1994. — Т. 1. 704 с. — Т. 2. 672 с. Плутарх «О лике, видимом на диске Луны» / Пер. Г. А. Иванова. По материалам сборника «Философия природы в античности и в средние века». М.: Прогресс-Традиция, 2000. Память В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Плутарха кратеру на видимой стороне Луны. Именем Плутарха назван астероид (6615) Плутарх, открытый в 1960 году[9]. Примечания LIBRIS — 2012. Плутарх // Большая российская энциклопедия. Т.26. М., 2014, с.454. Аверинцев С. С. Добрый Плутарх рассказывает о героях или счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. — М.: «Наука», 1994. — С. 653 В. А. Луков, В. П. Трыков. Плутарх и Роллан: жанр биографии в современной французской литературе. Современная французская литература. modfrancelit.ru. Проверено 20 апреля 2018. Бахтин Н. Руссо и его педагогические воззрения. — ООО ДиректМедиа, 2016-04-27. — 86 с. Традиция и литературный процесс. — РАН. Сибирское отделение, 1999. — 570 с. Бен Хеллман. Сказка и быль: История русской детской литературы. — Новое Литературное Обозрение, 2016-10-20. — 1504 с. — ISBN 9785444804643. Фридрих Шиллер. Стихотворения. Драмы в прозе. — Гос. изд-во худож. лит-ры, 1955. — 790 с. База данных MPC по малым телам Солнечной системы (6615) (англ.) Литература Елпидинский Я. С. Религиозно-нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского. — СПб., 1893. 462 стр. Ловягин А. М. Плутарх, греческий моралист // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Ziegler K. Plutarchos von Chaironeia. Stuttgart: A. Druckenmüller, 1964. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. — М., 1973; переизд. в кн.: Аверинцев С. С. Образ античности. Сб. — СПб.: Азбука-классика. 2004. 480 стр. 3000 экз. Ссылки q: Плутарх в Викицитатнике s: Плутарх в Викитеке commons: Плутарх на Викискладе Плутарх на древнегреческом Плутарх в библиотеке Максима Мошкова Плутарх на ancientrome.ru Статья С. С. Аверинцева о «Сравнительных жизнеописаниях» Библиография ⚙️ Тематические сайты Notable Names Database · International Music Score Library Project · MusicBrainz Словари и энциклопедии Большая каталонская · Большая российская · Брокгауза и Ефрона · Малый Брокгауза и Ефрона · Музыкальный Римана · Реальный словарь классических древностей · Britannica (онлайн) · Treccani Нормативный контроль BIBSYS: 90163732 · BNC: a10475771 · BNE: XX1076928 · BNF: 13197358f, 119200813 · CONOR: 11237731 · GND: 118595237 · ICCU: ITICCUCFIV005487 · ISNI: 0000 0003 6386 663X, 0000 0004 5848 3746 · LCCN: n79026763 · NDL: 00452984 · NKC: jn19981002002 · NLA: 35950909 · NLR: RUNLRAUTH774201, RUNLRAUTH7779582 · NTA: 068324294 · NUKAT: n94004086 · PTBNP: 34076 · LIBRIS: 196566 · SUDOC: 027076784 · VIAF: 268955446, 873144647708107114795 [скрыть]⛭ Сочинения Плутарха Сочинения Сравнительные жизнеописания Моралии Застольные беседы Псевдо-Плутарх Сравнительные жизнеописания Александр ВеликийSmall Skew Star SVG.svg и Юлий ЦезарьSmall Skew Star SVG.svg АлкивиадBlue star unboxed.svg и Кориолан АристидSmall Skew Star SVG.svg и Катон СтаршийSmall Skew Star SVG.svg Деметрий и АнтонийSmall Skew Star SVG.svg Демосфен и Цицерон Дион и Брут НикийBlue star unboxed.svg и КрассSmall Skew Star SVG.svg КимонBlue star unboxed.svg и Лукулл Лисандр и СуллаSmall Skew Star SVG.svg Ликург и Нума Пелопид и МарцеллSmall Skew Star SVG.svg Пирр и Гай МарийSmall Skew Star SVG.svg Агесилай и Помпей ВеликийSmall Skew Star SVG.svg СолонBlue star unboxed.svg и Попликола Тесей и Ромул Эвмен и СерторийSmall Skew Star SVG.svg Агис и Клеомен; ТиберийSmall Skew Star SVG.svg и Гай Гракхи Тимолеонт и Эмилий ПавелSmall Skew Star SVG.svg ПериклBlue star unboxed.svg и ФабийSmall Skew Star SVG.svg ФемистоклBlue star unboxed.svg и Камилл Филопемен и ФламининSmall Skew Star SVG.svg Фокион и Катон МладшийSmall Skew Star SVG.svg Арат Сикионский1 Артаксеркс1 ГальбаSmall Skew Star SVG.svg1 ОтонSmall Skew Star SVG.svg1 ЭпаминондBlue star unboxed.svg и Сципион ЭмилианSmall Skew Star SVG.svg2 1 Непарные биографии 2 Несохранившиеся биографии Категории: Родившиеся в 45 годуУмершие в 127 годуПерсоналии по алфавитуПисатели по алфавитуСредние платоникиБиографыДревнегреческие философыДревнегреческие историкиИсторики II векаИсторики Древнего РимаФилософы Древнего РимаИсторики по алфавитуФилософы I векаДревнегреческие писателиЭстетикиПерсоналии:Римская ГрецияАктивисты вегетарианского движенияАнтичные писатели, чьи труды дошли до нашего времени Навигация Вы не представились системе Обсуждение Вклад Создать учётную запись Войти Статья Обсуждение Читать Править Править код История Поиск Заглавная страница Рубрикация Указатель А — Я Избранные статьи Случайная статья Текущие события Участие Сообщить об ошибке Сообщество Форум Свежие правки Новые страницы Справка Пожертвовать Инструменты Ссылки сюда Связанные правки Служебные страницы Постоянная ссылка Сведения о странице Цитировать страницу Печать/экспорт Создать книгу Скачать как PDF Версия для печати В других проектах Викисклад Викицитатник Викитека Элемент Викиданных На других языках Azərbaycanca Башҡортса Чӑвашла English Suomi Հայերեն Монгол Кырык мары Српски / srpski Править ссылки Эта страница в последний раз была отредактирована 15 июля 2018 в 09:52.

2.
Геродот Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2018; проверки требуют 2 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Геродот (значения).
др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς Дата рождения ок. 484 до н. э. Место рождения Дата смерти ок. 425 до н. э. Место смерти Фурии, Калабрия или Пелла, Македония Страна Род деятельности историк Геродот Галикарнасский на Викискладе Произведения в Викитеке Геродо́т Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) — древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» — автор первого[1] сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры.
Геродот — чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современных Украины, России и Казахстана.
Дошедшая до нашего времени биография Геродота основана на двух источниках: собственных текстах Геродота и более поздней византийской энциклопедии «Суда». Некоторые данные в источниках противоречат друг другу[2], однако в целом жизнь Геродота сводится к следующему.
Родина Геродота, Галикарнас, был основан дорийцами, рядом с городком представителей местного племени карийцев. Геродот родился здесь около 484 года до н.э. во влиятельной семье Ликса. В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. В 444 году до н. э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Скончался в 425 году до н. э.

«История»

Основная статья: История (Геродот)

Мир с точки зрения Геродота. Сочинение Геродота — не историческое исследование в современном смысле слова, это — мастерское повествование человека богато одарённого, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Геродот не только историк; некоторые части его сочинения — настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические и литературные. Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.
Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.
  • В игре Assassin’s Creed Odyssey есть персонаж Геродот[3] историк и археолог который живет в Афинах, его руководитель Перикл.

Память

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Геродота кратеру на видимой стороне Луны.

Литература

Тексты и переводы

  • В серии «Loeb classical library» издана в 4 томах (№ 117—120).
  • В серии «Collection Budé» «История» Геродота издана в 11 томах (включая тома с введением и с указателем).
Русские переводы:
  • Повествования Иродота Аликарнасского. / Пер. А. Нартова. В 3 т. СПб., 1763—1764.
  • История Иродотова. Ч. 1-5. / Пер. И. И. Мартынова. СПб., 1826—1828. (на греч. и рус. яз.; включает в ч. 5 «Жизнь Гомера» Псевдо-Геродота)
    • Книги I, IV. / Пер. И. Мартынова в переработке М. Гаспарова. // Историки Греции. М., 1976. С. 27-166.
  • Геродот. История в 9 кн. / Пер., предисл. и указатель Ф. Г. Мищенко. В 2 т. М., 1885—1886.
    • 2-е изд., испр. 1888.
    • переизд.: М.: Эксмо. 2008.
  • Геродот. История. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. (Серия «Памятники исторической мысли».) Л.: Наука, 1972. 600 стр. 50000 экз.
Кроме того, до революции в России выходило множество «школьных изданий» отдельных книг «Истории».

Исследования

Скифский рассказ Геродота:
  • Надеждин Н. И. Геродотова Скифия, объясненная чрез сличение с местностями. — Одесса, 1842. — 114 с.
  • Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия: Историко-географический анализ . — М.: Наука. 1979. — 248 с. — 50 000 экз.
    • переизд.: М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. — 272 с. — 4000 экз. (Древняя Русь) — ISBN 978-5-699-42815-1.
  • Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты, перевод, комментарий. — М.: Наука. 1982. — 5000 экз. (Древнейшие источники по истории народов СССР). (в издании подробнейшая библиография)
  • Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. — Л.: Наука. 1982. — 240 с.
  • Предшественников Геродота называют логографами. Борухович В. Г. Научное и литературное значение труда Геродота
  • Суриков, Игорь. Очерки об историописании в классической Греции. — Litres, 2013. — ISBN 5457443744.
    1. В игре Assassin’s Creed Odyssey есть персонаж Геродот

    Characters / Assassin′s Creed Odyssey

    Ссылки

    Геродот в Викицитатнике Геродот в Викитеке Геродот на Викискладе
    Категории:

    Навигация



    Поиск

    Участие

    Инструменты

    Печать/экспорт

    В других проектах

    На других языках

    • Эта страница в последний раз была отредактирована 18 октября 2018 в 12:37.





    Рейтинг работы: 0
    Количество рецензий: 0
    Количество сообщений: 0
    Количество просмотров: 15
    © 28.11.2018 Сергей Канунников
    Свидетельство о публикации: izba-2018-2425194

    Рубрика произведения: Разное -> Афоризм











    1