Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

ГРАДУС ЦЕРКОВНОГО МАРАЗМА БУДЕТ НАРАСТАТЬ!?


ГРАДУС ЦЕРКОВНОГО МАРАЗМА БУДЕТ НАРАСТАТЬ!?
ГРАДУС ЦЕРКОВНОГО МАРАЗМА БУДЕТ НАРАСТАТЬ!?
Друзья!
Впереди Россию ждут…смутные времена! В том числе и с церковно-поповской стороны, фанатизм которой будет лишь усиливаться. Эти темные рясоносцы не прочь погрузить нашу страну в новое…средневековье!
"Впервые костюмированный бизнес Гундяева оказался под угрозой. Нарисовался реальный конкурент, реальный сменщик Гундяева: Шевкунов, наконец, получил митрополичий сан. То есть он теперь имеет полную возможность, полное право претендовать на патриаршество", – полагает в Сети писатель Невзоров.
Следует напомнить, что патриарх в России правит обычно пожизненно, за исключением двух редких случаев: либо его внезапной смерти, либо такого феномена как церковный суд. Поднабравшись опыта в Псковской митрополии, епископ Тихон, считает публицист, вполне может устроить нынешнему главе РПЦ второй вариант, потому что он – гораздо более опасный человек, нежели чем патриарх Кирилл.
"Он гораздо хуже Гундяева, если вас это интересует. Потому что у Гунядева всё это [православие] – милый костюмированный бизнес. А вот Шевкунов – тот, похоже, действительно, фанатик и более влиятельный на данный момент. И при нем этот градус маразма, который в России сейчас есть, он, безусловно, будет нарастать", – заключил Невзоров.
…Так считает не только он. Вот на телеканале «Дождь» я прочел следующие строки: «Еще в девяностые он (Шевкунов- В.Н.) получит прозвище лубянский батюшка – за духовное окормление чекистов. А спустя двадцать с лишним лет на Большой Лубянке, на месте расстрелов, появится второй по величине в Москве храм Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, который лубянский батюшка торжественно откроет вместе с Владимиром Путиным, тоже бывшим чекистом.
Сей батюшка— влиятельный епископ, возможный будущий патриарх и духовник Путина, член Афонского и Изборского клубов. Он водит дружбу с Сечиным и Михалковым, лоббирует кандидатуру Васильевой. Его по несколько часов дожидается в коридоре министр культуры Мединский. Он — идеолог крайнего церковного фундаментализма и мастер аппаратных игр. Он — Тихон Шевкунов, главный герой документального фильма Сергея Ерженкова и Владислава Пушкарева «Духовник».
…Да, я лично почти полностью уверен, что не слишком моральный антикультурщик-оборотень Мединский со своей разбойной шайкой не посмел бы разгромить Общественный музей имени Н.К.Рериха в Москве, не благослови его уединенно, в тишине храма,на это темное действо церковный фанатик Шевкунов. Видимо, не без его участия пробралась на высокий пост и Ольга Васильева.
Книгу Шевкунова «Несвятые святые» я как- то еще не удосужился прочесть (не тянет меня на церковную литературу), но шум по ней в прессе был изрядный.
Наша справка.
Книга архимандрита Тихона (в миру - Георгия Шевкунова), представляет собой СБОРНИК РЕАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ, ИНОГДА - ГРУСТНЫХ, ИНОГДА СМЕШНЫХ, ИНОГДА - ТРОГАТЕЛЬНЫХ. АВТОР НЕ СТРЕМИТСЯ ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ИХ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ, ТЕПЛОТА - ЭТИ КАЧЕСТВА НЕОБЫЧАЙНО ВАЖНЫ ПИСАТЕЛЮ. НЕДАРОМ ЭТИ ИСТОРИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ОТЦОМ ТИХОНОМ В ПРОПОВЕДЯХ И БЕСЕДАХ. Несмотря на то, что книга о людях "пришедших в монастырь", она заинтересует не только читателей разных убеждений и конфессий, но и просто светских людей.
Произведение было опубликовано в 2015 году издательством «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь».
...Да, наши попы снова и снова насаждают по всей Матушке-России мужские и женские монастыри! Но это же ...прошлое, далекое от нынешних космических реалий.
"Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо их в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместе с этим возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих истинному знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником".
Этот отрывок из святого Антония я нашел в одном из писем Е.И.Рерих. Да, видимо, такое помрачение произошло сегодня, в 21 веке, и на наших глазах!
И вот что авторитетно говорит Архимандрит Елисей (Святая Гора Афон):
"...При этом, однако, нужно честно признаться, что возрождение монашества, наблюдавшееся в последние годы, сегодня во всех православных странах пошло на спад. В монастыри уже не приходит столько послушников, как прежде; у многих вновь приходящих молодых людей нестабильная психика, так что им сложно предать себя в совершенное послушание, с полным доверием.
Привычка к комфортной жизни и искаженное понимание свободы, привитое современным воспитанием, формирует людей расслабленных, вялых, в то время как прежде люди с детства были привычны к тяжелому физическому труду и воспитывались в духе безусловного послушания старшим. Для них не представляло сложности пойти по монашескому пути, тогда как сейчас жизнь в монастыре – это нечто совершенно противоположное тому, к чему с малых лет привыкают в миру молодые люди.
В современном неблагополучном, развращенном обществе дети растут по большей части в неполных семьях, и все происходящие от этого проблемы они несут с собой, приходя в монастырь. Многим из них трудно принять окончательное решение: оставаться им в монастыре или уйти в мир. Они приходят и снова уходят, точно так же они не могут решиться и на жизнь в браке. Некоторые живут в страхе и заражают других паническими настроениями, ожидая «конца времен», вместо того чтобы с радостью чаять торжества Христова пришествия. Иные заявляют, что при современной цивилизации монашеству пришел конец, духоносных старцев больше нет и тому подобное.
Люди отвергают подвижнический дух, которому учит нас Евангелие, и предпочитают мрачные, унылые разговоры о конце света".
Да, все истинно так!
Исчез в наших душах животворящий Огонь и предались мы сатанинским делам Мамоны!
Так мало стало на свете героев-подвижников! Кругом-то лишь большие и малые пауки наживы, двуличные стяжатели, неисправимые греховодники, маразматики, растлители и... растленные! Плодится духовно извращенное капитализмом молодое поколение, многие наши детки ступили на преступную стезю обогащения и насилия!
И Бог бы им- судья! Но пусто и одиноко в мелочных темных душонках. Не верят они ни во что Высшее, хоть и идут в храм, крестятся и ставят свечки!
Вл.Назаров
********************
1.ЕГО ПО НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ДОЖИДАЕТСЯ В КОРИДОРЕ МИНИСТР КУЛЬТУРЫ МЕДИНСКИЙ.
Он — влиятельный епископ, возможный будущий патриарх и духовник Путина, член Афонского и Изборского клубов. Он водит дружбу с Сечиным и Михалковым, лоббирует кандидатуру Васильевой. Его по несколько часов дожидается в коридоре министр культуры Мединский. Он — идеолог крайнего церковного фундаментализма и мастер аппаратных игр. Он — Тихон Шевкунов, главный герой документального фильма Сергея Ерженкова и Владислава Пушкарева «Духовник».
Выслушайте притчу: Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Притча о злых виноградарях
Еще в девяностые он получит прозвище лубянский батюшка – за духовное окормление чекистов. А спустя двадцать с лишним лет на Большой Лубянке, на месте расстрелов, появится второй по величине в Москве храм Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, который лубянский батюшка торжественно откроет вместе с Владимиром Путиным, тоже бывшим чекистом.
Богу ведь все равно, на каком языке к нему обращаются — церковнославянском, русском или чувашском. А для прихожан это важно — через букву и слово постигать смысл таинства. Отец Георгий Кочетков, один из немногих в православной церкви, кто несет благую весть на русском.
«До 37-го года совершалось богослужение на русском языке, потом всех расстреляли. Власть очень следила за тем, чтобы люди в церкви ничего не понимали. Пришел, поставил свечку и ушел», — рассказывает отец Георгий Кочетков.
Преображенское братство выросло из среды религиозного диссидентства. Конец 80-х, интеллигенция открывает для себя храмы, разоренные и поруганные чекистами.
«Всем хотелось найти духовный выход из советского тупика, и многие меньше всего ожидали найти это в христианстве и православии. И нашли!» — делится искусствовед Александр Копировский.
Но эта свобода продлилась недолго — каких-то 2-3 года. А потом был октябрь 1993-ого и расстрел Белого дома. Вытесненные на периферию политической жизни реакционеры стали играть заметную роль в духовной. Это был реванш. Священник, поддержавший Перестройку, собравший вокруг себя академиков с «либеральными», как однажды скажет президент, бороденками, был для них серьезным раздражителем.
«Будет подворьем Псково-Печерского монастыря», — сказал Тихон, и за его спиной тотчас выросли могучие фигуры казаков и черносотенцев с хоругвями наперевес — поди им возрази.
«Отец Крестьянкин посоветовал ему найти какой-то монастырь в Москве, с тем, чтобы открыть подворье Псково-Печерского монастыря, потому что ситуация, если вы помните в начале 90-х годов, экономическая очень изменилась», — говорит журналист Сергей Бычков. «А что вы хотите — люди советские, пусть они и в рясах, они привыкли к методам, которые были приняты тогда», — добавляет Александр Копировский.
Погромщики выбрасывали из храма иконы и книги, а Георгия Кочеткова обвинили в ереси жидовствующих — дескать, ведет богослужения на русском и царские врата у него нараспашку.
«Кирилл сказал, что с Шевкуновым сидеть не будет»: почему Путин встречается не только с патриархом, но и со своим «духовником»
Алексий Второй занимает сторону консерваторов и объявляет прихожан Кочеткова «неообновленцами» — это как сейчас припечатать словом либерал и испортить человеку биографию. Кадровое решение — перевести Кочеткова в храм Успения в Печатниках, а Шевкунова назначить наместником Сретенского монастыря.
«Правда тогда уже, когда мы вынуждены были уехать, Тихон Шевкунов, сказал, что это ненадолго, что и оттуда мы вас попросим», — рассказывает отец Георгий Кочетков.
Александр Штильмарк вышел на пенсию, стал молодым отцом и смягчился нравом. В этом седом, пушистом, подпоясанном толстовским кушаком семьянине трудно с первого раза узнать основателя «Черной сотни».
Потрепанные жизнью бойцы встречаются старым активом на квартире у Штильмарка. После молитвы — чай с сырниками и привычные уже разговоры о том, кого посадить, а кого расстрелять. Взгляд в упор, щелчок затвора и пулеметная очередь налитых свинцовой тяжестью слов: «Я уж молчу про Серебренникова, которого поймали там с миллионами. Я вот серьезно бы расстрелял».
На втором часу разговора, когда канонада смолкла, переходим к главному — нанимал ли их Шевкунов для решения имущественных споров: «Может быть, это в бизнесе там делят сферы влияния, палатки делят, да, может быть. Вот Тихон Шевкунов бы такоесделал, вот они мои конкуренты, я их выгоню. Ну, это просто несерьезно даже. Это уровень ну какого-то, ну я не знаю. Извини. Такая идея, вот что наняты, это уровень обсуждения вот каких-то идиотов в интернете»
Спрашиваю про последнюю встречу с Шевкуновым. Вдруг, как бы между делом, выясняется, что настоятель Сретенского монастыря помогал с экспертизой выставки «Осторожно, религия!». Отвечают: «Он дал очень грамотное экспертное заключение, на основании которого был как бы вынесен приговор Самодурову и Ерофееву». «Если батюшка Тихон как-то влияет на Путина, то это вот стоит пасть на колени, и умолять, чтобы ничего нового не случилось бы иначе», — добавил Штильмарк.
Развязка конфликта между Шевкуновым и Кочетковым наступила в 1997. Вторым священником в храм Успения в Печатниках, в помощники Отцу Георгию, был назначен Михаил Дубовицкий, сторонник Шевкунова. Во время одной из служб Дубовицкий вышел из тени отца Георгия, не признал совершенной им евхаристии. Службу прервали, Дубовицкого попросили снять облачение. Тогда он заперся в алтаре и стал оттуда звать на помощь, якобы обновленцы его избивают. Дубовицкого с диагнозом шизофрения доставили в больницу. А из Сретенского монастыря, а это всего две минуты пешком, прибежали организованные шевкуновцы- казаки и экзальтированные бабушки. Между прихожанами двух храмов началась потасовка.
Отец Георгий Кочетков: «Как рассказал нам милиционер, который пришел, что, когда они только шли в храм, им позвонили из отделения милиции и сказали: только не трогайте молодого священника. То есть, это была акция, еще и согласована с милицией. Потом мы узнали, что приходили люди Сретенского монастыря, скорее всего, сам отец Тихон к начальнику милиции».
После внутрицерковного разбирательства, несмотря на заключения врача и множество других свидетельств, виновным признали Кочеткова.
«То ли сам Шевкунов, то ли кто-то от его имени пришел и сказал: нужно помочь освободить храм от кочетковцев», — рассказывает Вячеслав Демин, казачий атаман, один из участников той провокации, после которой Кочеткову запретили служить. Иначе, как отморозком и уголовником, воцерковленная интеллигенция его не называла, некоторые даже связывали его с убийством Александра Меня.
«Никто не понимал, что курирует нами Лубянка, просто они нас водят и направляют, или туда, или сюда. И тут, как раз, начинается мое знакомство с Тихоном Шевкуновым. Видимо, тогда он еще начал активно сотрудничать с этой цивилизацией, и она его очень пестовала», — добавляет Демин.
В комнате Демина два флага — американский и украинский. Это его политическая позиция. Демин уже как полгода переехал в США. Разочаровавшись и в русском национализме, и в церкви московского патриархата, чьи интересы, как ему тогда казалось, он отстаивал.
Шевкунов заявлял: «Я буду голосовать за Путина по таким-то, таким-то причинам. Я могу засвидетельствовать, как священник, что этот человек исповедуется, причащается, по крайней мере, несколько раз в год». «Отлично, прекрасно, — комментирует Демин видео с Шевкуновым, — прекрасный материал чекистской церкви. Как все у них четко выстроено, как у них все хорошо работает, как они у них причащаются. Я смотрю на Шевкунова — постарел. Раньше такой живчик был, бегал молодой. А сейчас уже конечно такой маститый, прожженный архиерей».
Архимандрит Тихон Шевкунов о том, какой учебник истории нужен Путину
Отец Георгий не ушел в раскол, остался верен московской патриархии, хоть это было нелегко. Запрет на служение сняли спустя три года. Сейчас он служит по воскресеньям в Новодевичьем монастыре.
— Вы с отцом Тихоном общались лично, и у меня, может быть, нестандартный вопрос, а он верит в Бога?
Отец Георгий: В какого-то, конечно, верит, в какого — не знаю. Мне очень трудно сказать точно, что это Христос, что у нас один Бог, что у нас одна вера. Мне было бы очень трудно с ним, скажем, вместе причащаться и вместе совершать евхаристию. Один раз я это делал по требованию патриарха в 1994 году, и когда он мне сказал в алтаре, как положено по чину «Христос посреди нас», то я думал, что ответить. И я ответил, не «Есть и будет», как положено по служебнику, а «Надеюсь, что будет». Вот это не понравилось отцу Тихону, но что делать, врать перед Богом нельзя.
ГЛАВА ВТОРАЯ. Несвятые святые
Мальчик из Чертанова, а это, на минуточку, другой конец Москвы, мать, заведующая лаборатории по лечению токсоплазмоза, хотела, что Гоша поступил в медицинский. Но друг попросил поддержать его на вступительных экзаменах, поехать вместе с ним. И вот такая ирония судьбы: друг не поступил, а у Гоши получилось. Сценарный факультет, мастерская Евгения Григорьева.
Зураб Чавчавадзе старше Шевкунова на 15 лет. Потомок вернувшихся в России эмигрантов и выпускник ВГИКа, это была дружба с первого взгляда.
Зураб Чавчавадзе: «Мы с ним познакомились в Дивеево. Он еще не защитил диплом в ВГИКе»
Защитив диплом, Гоша едет в Псково-Печерский монастырь, откуда возвращается уже Тихоном.
«И вот тогда у Елены Анатольевны появились панические настроения, так как ее мечта была о его карьере, о будущих внуках, которых бы она могла нянчить. Я знаю, что Гоша очень рано остался без отца, поэтому она все силы и надежды вложила в Гошу. Я то все понимал, но был бессилен ей помочь с этим, бедной», — рассказывает Зураб Чавчавадзе.
Тихая затворническая жизнь и деятельная натура Шевкунова плохо уживаются. Немного осмотревшись, он находит применение полученным во ВГИКе знаниям — снимает кино- и фотохронику монастыря, чтобы сохранить для истории образ и голос Иоанна Крестьянкина, провидца, которого почитали великим уже при жизни.
Именно с подачи Тихона Шевкунова и олигарха Сергея Пугачева Владимир Путин в начале своего первого президентского срока решил встретиться со старцем. В православной среде эта встреча обрастет легендами — патриотические сайты будут писать, что последний пророк России благословил президента ни много ни мало Феодоровской иконой Богородицы, со словами «Гряди же с Богом!»
«На Путина отец Иоанн не произвел ни малейшего впечатления, он сказал: “Забавный старичок”. Он когда вышел из кельи, сказал: “Забавный старичок”. Причем меня лично просил присутствовать. Я думал он там с ним запереться, если есть такая возможность, и из с кельи не выйдет как минимум час. Но через минуту свидание окончено», — рассказывает Сергей Пугачев.
Зарисовки из жизни монастыря и его обитателей лягут в основу сборника рассказов «Несвятые святые». Байки про батюшек, матушек и чудесные исцеления, такие лубочные рассказы когда-то публиковались в Троицких листках и поощрялись обер-прокурором Победоносцевым, что «простер над Россией совиные крыла».
Все герои шевкуновских рассказов положительные. Даже когда они подличают и сотрудничают с органами, как наместник монастыря Гавриил Стеблюченко. Креатура КГБ, человек настолько крутого и необузданного нрава, что заслужил от братии прозвище — архибандит.
«Он создал такой отряд, как бы таких хунвейбинов что ли, православных. То есть это были те, кто ему доносил. Он начал изгонять наиболее активных монахов», — говорит Александр Огородников. Тихон Шевкунов и Огородников шли параллельными курсами — оба учились во ВГИКе, много грешили, а потом пылко уверовали. «Люди, которые пытались понять, для чего они вообще на земле живут, они как-то стали больше задаваться вопросами духовными», — говорит Огородников.
Дальше их пути разошлись. Шевкунов стал подниматься все выше и выше по церковной иерархии, а Огородников отправился в лагерь, где провел в общей сложности 9 лет: три года — за тунеядство и шесть — за антисоветскую агитацию. И вот в 1987 году они встретились — освободившийся исповедник и монах Тихон. Познакомил их брат Александра Рафаил. В книге «Несвятые святые» ему посвящено несколько глав.
Александр Огородников: «Так получилось, что я с ним общался очень мало, потому что в основном он был связан с иеромонахом Рафаилом. Но я знаю, что он слушал с большим интересом мои рассказы. Меня спрашивали о зоне и прочее, как это было, я рассказывал, ему это было очень интересно, он это внимательно слушал. Я рассказывал о каких-то чудесных случаях, которые были со мной: о том, как меня «ломали», о всех этих репрессиях».
Познакомил их иеромонах Рафаил, брат Александра и один из тех, кого Шевкунов называет своим духовным ориентиром. Изгнанный из монастыря из-за брата-диссидента вскоре Рафаил погиб в автокатастрофе. В книге ему посвящено несколько глав: «Отец Рафаил начал костерить советскую власть. Я встревожился и намекнул батюшке, что телефон действительно может прослушиваться. Вот и Георгий Александрович уже перетрусил до полусмерти».
Советская власть рухнула — и Шевкунов пригласил Огородникова на презентацию своей книги. Спросил в кулуарах, не много ли он соврал? Огородников честно ответил. С тех пор они больше не виделись.
«Это сергианское благочестие, которое как бы пронизывает эту книгу, несмотря на живые сцены, оно как бы и показало тем, от кого зависела карьера, что он свой человек — все понимает. Обратили внимание, что в это книге нет ни одного осуждения ГБ? Оно как бы такое, понимаете, его как бы там и нет», — делится Огородников.
Александр организовал и содержит приют для бездомных. Со строительством — и деньгами, и руками — помогли иностранные волонтеры. «Я не могу видеть бездомных детей, пытаюсь что-то сделать, что в моих очень скромных силах, для того, чтобы как-то помочь. Это же долг наш, мы же должны, наше поколение, это наши дети. Если не мы, то кто же?» — объясняет он.
Последние несколько лет в приюте живут беженцы с юго-востока Украины. Здесь, в России, они оказались не нужны своим вчерашним единомышленникам, руку помощи протянул диссидент.
В Москве Александр появляется редко, большую часть года проводит у себя в доме на Волге. Там он принимает журналистов, писателей, документалистов, в основном иностранных. За границей о его исповедническом подвиге написано несколько книг, в России — пока ни одной.
Когда «духовник Путина» получит кремлевский монастырь и почему патриарх Кирилл его побаивается
Александр Огородников: «Факт того, что я сидел, и не один, в зоне, как бы ставит вопрос: а почему вы, например, как-то обошли это? Если им задавали вот вопросы: а что бы вы сделали в защиту гонимых христиан? Называли, например, мое имя или имя Якунина, или там остальных участников семинара, то что они говорили? Они говорили, что они сидят за свои дела, то есть как бы, что к нам они отношения не имеют. Они фактически отказывались от нас».
Ноябрь 1991 года, Донской монастырь. Наместник в отъезде, в монастыре три человека: сторож, инок Тихон и его друг Зураб Чавчавадзе, который рассказывает: «Поболтали мы час, я вижу, что-то он спать, по-моему, хочет. Я простился и ушел. Когда я вышел из монастыря, открыл ворота, вдруг я вижу машина к воротам, почти въехала огромная машина пожарная. И какой-то там, брандмайор, мне говорит: ”У вас здесь пожар?”».
В мае 1991 года, как только в Донском монастыре была возобновлена монашеская жизнь, монахи попросили благословение патриарха начать поиски мощей святителя Тихона, но получили отказ. И вот 18 ноября в Малом Донском соборе неожиданно вспыхивает пожар. Злоумышленники кинули бутылку с зажигательной смесью прямо в окно храма — это по версии Тихона Шевкунова. Вообще-то в этой истории очень много странностей. Судите сами. 18 ноября — это день вступления на патриарший престол Тихона. При постриге Гоша Шевкунов, как вы, наверное, уже догадались, получил имя именно в честь патриарха. В одном из своих интервью он вспоминал, что незадолго до пожара в Донском монастыре получил от Василия Родзянко телеграмму, где он ему писал: «Скоро повстречаешь Тихона».
Поджог храма Шевкунов назвал диверсией и обвинил во всем прихожан Русской православной церкви за рубежом, назвав их агентами иностранной разведки. Только вот неясно, для чего зарубежникам поджигать усыпальницу патриарха Тихона, которого они сами же канонизировали в 1981 году — задолго до того, как это сделала московская патриархия. Как бы то ни было, правду о том пожаре мы никогда уже не узнаем. Все архивы уничтожены — ответили на наш запрос в полиции.
«Утром мы стояли на пепелище, внутри храма закопченный деревянный икотостас, сожженные киоты. Не прошло и нескольких дней, как снова пришлось делать ремонт. Ну мы это восприняли как непосредственное указание — ищите», — рассказывал Шевкунов. Пророчество Василия Родзянко, если оно действительно было, исполнилось: Тихон встретил Тихона: «Когда подняли крышку гроба, я дерзновенно, господи, прости, запустил туда руку, с благословения, и просто схватил человека за руку, за плечо, живое плечо. Я как закричал: «Здесь! Здесь!». Все — закрывай, закрывай».
Воскресение Лазаря, умножение хлебов — что это как не чудо? «Бог идеже хочет, побеждается естества чин». Но сознание современного человека так устроено, что ему уже недостаточно веры в древние предания, ему хочется чуда здесь и сейчас.
Тихон Шевкунов: «Все те, кто бурно аплодировали Пусси, те бурно аплодируют Левиафану».
И выпускник сценарного факультета понимает это как никто другой. Шевкунов входит в патриарший совет по культуре и часто высказывается о творчестве российских режиссеров:«Вот ваше православие, вот ваша культура, вот ваша история, вот ваша государственность вот к чему пришла. Жрите».
Несколько собеседников рассказали Дождю, епископ неоднократно при встречах с Путиным нелестно отзывался о Кирилле Серебренникове. Слежка за режиссером была установлена в начале года, рассказали близкие ФСБ источники, и недовольство владыки могло повлиять на решение о начале оперативных действий.
«Я узнал, что за мной ведется слежка, намного раньше, чем из материалов дела. Официанты говорили: «У вас там магнитофон под столом». То есть я об этом знал», — эти слова Кирилл Серебренников сказал в Басманном суде. А то, что за ним велась слежка, причем не один год, знали не то что друзья, но даже те, с кем Кирилл периодически общался, как и то, что возможным заказчиком его преследования выступил могущественный владыка Тихон.
Сам Тихон Шевкунов от комментариев отказался, а вот что сказал его друг Зураб Чавчавадзе:«Кирилл Серебренников и Тихон — а вообще где там точки соприкосновения? Что с Кириллом Серебренниковым… А ну пошлости, в его так называемом искусстве? Конечно, отец Тихон не будет это приемлить никогда. Я вообще не вижу нормального человека, который пришел бы в Большой театр смотреть на половые органы».
Офицеров с Лубянки — как действующих, так и в отставке — часто можно встретить в расположенном неподалеку Сретенском монастыре. Для генерала-разведчика Николая Леонова Шевкунов стал и крестным отцом, и духовником. «Я был атеистом, естественно, некрещеным, с 50-летним почти стажем пребывания в КПСС. И вот вопрос, кто будет меня крестить? Отец Тихон тогда говорит: “Я вас покрещу”. Потому что отец Тихон объяснил, что когда вы креститесь, то все грехи, которые вы накопили за это время, с вас снимаются», — говорит он.
Когда Игорь Смыков уволился из органов, так сразу осенил себя крестным знамением. Он уже не первый год гастролирует по стране с иконой царя Николая и совершает с ней облеты вдоль священных государственных границ. Самой фамилией он как бы символизирует смычку церкви и силовиков. Смыков вручал Шевкунову орден Святого Страстотерпца Николая, и был на заседании монархического кружка. Куда ни посмотри, везде знакомые лица: Чавчавадзе, Малофеев, Бородай, генерал Решетников. Разве что генерал-майора религиозной службы отца Звездония не хватает.
Икона — та самая, с которой Наталья Поклонская вышла на акцию Бессмертный полк — впервые замироточила именно в Сретенском монастыре. 7 ноября, аккурат в день Октябрьской революции, во время службы отца Тихона. Опять чудеса, да и только!
3 сентября, во время визита в Екатеринбург, Шевкунов выступил против фильма «Матильда», назвав его клеветой. А уже в ночь с 3 на 4 сентября Денис Мурашов протаранил кинотеатр, где должна была состояться премьера. Накануне, как признался сам царебожник, он участвовал в литургии в Храме на Крови, которую провел Шевкунов.
«Не случайно совершенно, что с фильмом «Матильда» возник такой гигантский совершенно общественный взрыв, потому что, возможно, это тоже будет как-то встроено (может, это уже неуправляемо), по крайней мере изначально, возможно, это тоже встраивалось в привлечение публичного интереса к истории царской семьи, возможно, это должно было выйти в итоге через несколько ходов на признание царских останков», — рассказывает Сергей Чапнин, бывший редактор журнала «Журнала московской патриархии».
Красивая получится постановка: столетие расстрела Романовых, четвертый срок и всероссийских крестный ход. Занимайте места поудобнее.
Путин приехал к «духовнику»: как прошел визит президента в Сретенский монастырь
Владимир Путин посетил церемонию освящения нового храма на территории Сретенского монастыря. Наместник монастыря —...
Сергей Пугачев: «В истории с “Матильдой” он не скрывает своей позиции. Отец Тихон все-таки советский нормальный человек, который был пионером, октябренком, комсомольцем , то есть он искренне в это верит. Но к сожалению, это выходит довольно странно. По-советски».
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Гробницы пророкам
С Сергеем Пугачевым мы встречаемся в Ницце. Парк по периметру оцепили телохранители с рациями, их в кадр попросили не брать — да они бы и не поместились.
Сергей Пугачев: «Он звонит мне, с праздниками поздравляет. Надеюсь, что поминает. Он мне, кстати, говорит, что поминает и молится».
Пугачев был прихожанином Шевкунова и первым спонсором Сретенского монастыря. Уже после его отъезда за границу отца Тихона рукоположили в епископы, а это прямой путь к патриаршему престолу.
Сергей Пугачев: «Без ложной скромности, он, конечно, рад, что он уже епископ, у него есть патриаршие амбиции, очевидно».
1996 год, будущий президент только-только перебрался в Москву. Пугачев и Путин едут в одной машине мимо Сретенского монастыря.
Сергей Пугачев: «Ну, отца Тихона с Путиным познакомил я. Мы приехали в Сретенский монастырь. Была служба, по-моему, вечерняя, я уже сейчас не помню. И на всенощной познакомились. После этого мы достаточно много общались, Тихона привозил к Путину на дачу, на церковные праздники и так далее. То есть Путин очень любил послушать хор Сретенского монастыря».
Людмила Путина стала прихожанкой Сретенского монастыря. А вот фотография с дня рождения жены Пугачева, за одним столом — Сечин, Патрушев и Шевкунов. Введенный банкиром в ближний путинский круг владыка Тихон быстро там освоился.
Сергей Пугачев: «У Путина естественно нет никакого духовника. По крайней мере, по моему мнению, Путин неверующий человек».
Правда, сам Шевкунов эти слухи о духовном наставничестве развеивать не спешит. Сколько ни допытывались журналисты — епископ, жеманничая, уходил от прямого ответа.
Сергей Пугачев: «Многие министры мечтают попасть к нему на прием — это уже примерно так выглядит».
— А когда вы в последний раз с ним общались?
Сергей Пугачев: Ну, не знаю, у него паранойя, он думает, что его подслушивают, и вообще со мной опасно разговаривать. Я высказался. Он промолчал, сказал ладно, я тебе перезвоню, давай, сейчас неудобно, туда-сюда. Мединский сидит в приемной, ждет уже два часа.
Важной политической фигурой Шевкунов стал после объединения церквей. Переговоры проходили в Америке. Для клириков РПЦ это были своего рода смотрины — зарубежники хотели убедиться, что московская патриархия изменилась и раскаялась в грехе сергианства. В делегацию, помимо Шевкунова, включили священника Георгия Митрофанова, сторонника белой России, — это был очень расчетливый политический ход.
Георгий Митрофанов: «Когда вы задаете мне вопрос, использовал ли меня кто-то в политических целях во время этого диалога, я могу сказать только одно: я был и оставался, и остаюсь клириком Русской православной церкви. Неслучайно архимандрит Тихон сопровождал президента Путина на встрече с руководителями зарубежной церкви еще до воссоединения. Ну что, любое государство стремится к расширению».
Как только акт о каноническом общении был подписан, все вернулось на круги своя. И вот уже в издательстве Сретенского монастыря выходят панегирики патриарху Сергию, а спикеры РПЦ, пока осторожно, говорят о его канонизации.
Сергей Чапнин: «Стало очевидно, что идет строительство новой империи. И этой новой империи естественно нужна единая церковь. Он понял, что не просто правитель России, а он восстанавливает разорванную ткань прошлого, и ключевую роль в этом сыграл именно Тихон».
«Ничего другого, кроме как строить империи, русский народ не умеет», — сказал однажды Шевкунов. Империя, в ее новом изводе, всеядна, ей без разницы, чем причащаться, — белым или красным. Так появился сложный синкретический культ из православия и большевизма. «Большинство из нас жили в Советском Союзе. Это была да, искаженная в чем-то Россия, но это была Россия настоящая. Правильно сказал наш президент, что тот, кто не скорбит о разрушении Советского Союза, у того нет сердца», — говорил он.
В 2005 году русская национальная идея превращается в прах. В Донском монастыре под звуки возращенного советского гимна хоронят белого генерала Деникина и философа Ильина. Этот акт, по задумке авторов, в числе которых и Шевкунов, символизирует историческое примирение.
Рассыпанные в публичных выступления цитаты из Ильина, любимый правитель — Александр III (его портрет, кстати, висит в кабинете владыки), священная Корсунь. Можно подумать, краткий курс истории Путину читает лично Шевкунов.
Открытие памятника Владимиру. Символический ответ Украине. Сценарист все тот же. Теперь в России три Владимира — один в Мавзолее лежит, второй в Кремле сидит, ну а третий стоит — прямо напротив.
Сергей Пугачев: «Он, собственно, несостоявшийся режиссер, поэтому… вернее, состоявшийся, даже в большей степени, чем Никита Михалков. Михалкову такая слава не снилась, вот такой опорой власти он никогда не становился. А отец Тихон является такой опорой власти».
Село Красное, Рязанская область. Это могло бы стать эпизодом книги Сорокина. Председатель колхоза «Воскресение» и архиерей Русской православной церкви в одном лице. Глава сельской администрации Камалутдин Пашаев показывает нам владения Сретенского монастыря: «Они хотели просто полностью отгородиться сплошным бетонным забором, а потом, когда возмущение населения пошло, естественно, огородили сеткой».
Несколько колхозных полей, каскад прудов, духовная семинария и скит на месте восстановленной усадьбы генерала Ермолова — общая площадь хозяйства более 30 гектаров. И «Нива» упирается в забор. Дальше — колючая проволока и злая собака. Попасть в резиденцию Шевкунова можно только с благословения, в котором нам отказано.
При выключенной камере сельский глава куда разговорчивее. Гостей столько, что только и успевай латать к их приезду дороги и выгонять все село на субботник! Собирался приехать и Путин, но в последний момент планы поменялись.
Православие с кулаками. Это — кадровый резерв Сретенского монастыря, семинаристы-первокурсники. Со скалы, как будущие губернаторы, пока не прыгают, но стойку принимать уже научились.
Вокруг скита сразу же образовалась своя «золотая миля» — коттеджи отставных силовиков. К слову, управляющие колхоза «Воскресение» — выходцы из ставропольского ФСБ.
2013 год, стенограмма выступления перед читателями, рассуждения о цензуре: «Я отношусь к цензуре хорошо. Я считаю, что разумная цензура, правильная цензура, конечно, должна быть». А это цитата из программной статьи для борцов с ИНН и других фундаменталистов — статья называется «Шенгенская зона», она была опубликована в газете Баркашова «Русский порядок»: «Меня поразило в Нью-Йорке какое-то несоизмеримое количество цифр 666».
Уберизация коснулась и церкви. Узоры на фасаде Храма новомучеников и исповедников вырезали не мастера-резчики — их распечатывали на 3D-принтере. Ради новой доминанты снесли несколько исторических зданий. Центр Москвы и не такое видел — он и сам превратился в один большой памятник страданиям. Архитектурным страданиям.
Между Кириллом и Тихоном: как президент открывал храм в монастыре своего «духовника»
Сергей Чапнин: Возникает идея примирения советской истории и истории, соответственно, Российской империи.
Архитектором нового храма стал 32-летний Дмитрий Смирнов, до этого ни одной церкви не построивший. В его портфолио — декорации к «Фабрике звезд» и загородные дома российским чиновников. Говорит, победа на конкурсе явилась для него полной неожиданностью.
Дмитрий Смирнов: Кстати говоря, через день я начал читать вообще про монастырь и узнал, что у меня в день основания монастыря день рождения. Это так прикольно было.
Параллельно со строительством храма Смирнов разрабатывал дизайн исторических выставок. Благодаря Шевкунову воцерковился.
Дмитрий Смирнов: До этого последний раз в церкви был на свое крещение.
— Что тебя поразило больше всего? Может быть, какую-то книгу тебе владыка посоветовал?
Дмитрий Смирнов: «Несвятые святые» на самом деле, если вы читали, слышали, я аудиокнигу слушал, там так это достаточно интересно подано, очень человеческим языком, то есть так интересно. Плюс я пару проповедей слушал именно владыки. То есть то, что он там говорил, я сейчас уже не помню, правда, но в тот момент, когда я это слушал, мне внутри что-то так вот, какое-то такое чувство было.
— А вы читали житие этих новомучеников?
Дмитрий Смирнов: Ну, немного. На самом деле особо про них ничего не написано.
— Кто такие исповедники, ты знаешь?
Дмитрий Смирнов: Не могу сказать. Честно говоря, в теологии я, мягко говоря, не силен.
— Многие из этих людей, они до сих пор живы.
Александр Огородников: Доставили в штаб-квартиру КГБ здесь, на Лубянке, полковник Шилкин задумчиво, смотря на меня, сказал: «Саша, мы не хотим делать новых мучеников».
Александр Огородников решил выбраться в Москву — посмотреть на новый храм Новомучеников и исповедников. Он ведь и в его честь построен.
Александр Огородников: Не поддерживаю отношения с Тихоном. Все те иеромонахи, которых он собрал вокруг себя, которые были около иеромонаха Рафаила, моего погибшего брата, все потом они потихонечку уехали. Церковь должна быть свободной. Это главное ее условие. Вне этого она теряет свою харизму и право на свободный голос. Я не хочу сказать, что это фейк, но это похоже на большую красивую игрушку. Я могу почувствовать себя чужим на празднике других, понимаете? Его открывали, естественно, никто не пригласил, хотя эти люди еще есть. Казалось бы, вот они, пока живы. Православный чекист — вот это достойная фигура. А кто мы такие? Они там думали о стране, о Родине, защищая страну от оккупантов, от «пятой колонны». А мы и есть эта самая «пятая колонна».
Георгий Кочетков: Это могло бы быть символом преодоления того, что делалось на Лубянке или от имени Лубянки на протяжении длительного времени, когда уничтожался наш народ и наша церковь, а это как раз то, что скрывают люди, которые прославляют храмы. Эти гробницы пророкам строят, а пророков-то убивают.
В интервью Дождю Тихон Шевкунов отказал: «Мне известно, что в настоящее время на Вашем телеканале снимается фильм, в котором его заказчики и авторы уделяют особое внимание моей скромной персоне. Но и этот факт нисколько не может изменить моего решения относительно невозможности нашего сотрудничества при нынешних обстоятельствах».
С сайта телеканала «Дождь».
*************
2. СОЗИДАНИЕ ГЕРОЕВ ИЗ АНТИГЕРОЕВ…
Сегодня президент Владимир Путин и ученые, историки, учителя и другие эксперты собрались, чтобы обсудить, как идет работа над концепцией единого учебника истории. На встрече с экспертами Путин пояснил, что для него означает единый учебник истории.
«Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие. Речь о другом. О единой логике преподавания истории, понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого», – заявил Владимир Путин.
С нами в студии был архимандрит Тихон, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря.
Дзядко: Вы один из участников сегодняшней встречи, член рабочей группы по созданию этого единого учебника истории.
Кремер: В чем ваша роль была в этой рабочей группе? Насколько вам удавалось отслеживать в этом едином учебнике истории роль Русской православной церкви?
Архимандрит Тихон: Я не являюсь членом рабочей группы. Меня пригласили постольку, поскольку всего два месяца назад мы сделали выставку в Москве, которая называется «Романовы. Моя история». Эта экспозиция привлекла достаточно большое внимание, за 20 дней на выставке побывало более 300 тыс. человек. Я член Российского исторического общества, поэтому как раз меня и пригласили, чтобы поговорить, в том числе и на эту тему, обсудить подходы к единому учебнику. Я бы, скорее, назвал его базовым учебником по истории.
Дзядко: Получается, вы здесь были в качестве наблюдателя.
Архимандрит Тихон: Да, гостя и отчасти участника, как были, например, обычные школьные учителя.
Кремер: Вы говорите «отчасти участником». Какая у вас позиция? Что вам казалось важным привнести?
Архимандрит Тихон: Сам факт того, что задумались над базовым учебником истории – это, конечно, необычайно важно. Были бурные дискуссии на эту тему. Сейчас зачитали слова президента о том, что это не будет некое идеологизированное пособие, которое напоминает учебники советского периода. Это, конечно, принципиально важно. Но, несомненно, не менее важно и то, что все же базовый подход к пониманию истории должен быть в нашей стране. Расскажу короткую историю. У нас высшее учебное заведение Сретенская духовная семинария при Сретенском монастыре, и как-то раз я собрал всех студентов и задал вопрос: «Кто знает, кто такой генерал Карбышев, и кто знает, кто такой генерал Власов?» К сожалению, я должен пояснить, что генерал Карбышев был герой Великой Отечественной войны, бывший белый офицер, который героически погиб в немецком плену под пытками.
Дзядко: Маршал.
Архимандрит Тихон: Генерал.
Дзядко: Маршал.
Архимандрит Тихон: Маршал? Хорошо. Не буду спорить. Так вот когда я спросил, кто такой все-таки генерал Карбышев, мне не ответил практически никто. Это были первый, второй, третий, четвертый курсы. Пятый курс ответили все, потому что они у нас изучали этот период истории. Когда я спросил, кто такой генерал Власов, руку подняли все. И на вопрос, кто же он такой, мнения разделились. Большая часть сказала, что это был борец со сталинским тоталитаризмом и герой. А остальные сказали, что это был предатель. «Откуда вы это взяли?» — спросил я. «Из учебников». И потом они мне принесли учебник по истории, один из многих, где была фотография генерала Андрея Андреевича Власова перед строем РА: «Предатель или герой?» Вот такая дезориентация подростков. Такое отношение к истории и созидание таких героев из антигероев – это, конечно, совершенно недопустимые вещи. Но это было сплошь и рядом в последние 20 лет. Дегероизация истинных сынов Отечества (скажу уж высоким штилем) и героизация, в том числе предателей или, скажем, гламура. Сейчас я думаю, что этому будет положен конец. В первую очередь, ученым сообществом.
Дзядко: Прошу прощения, я должен извиниться перед вами. Не маршал, генерал.
Архимандрит Тихон: Ничего страшного.
Кремер: Продолжим учить историю. Скажите, вы же ознакомились с этим проектом учебника истории. Будут ли там упомянуты важные для Русской православной церкви моменты? Например, декларация митрополита Сергия, которая случилась в 1927 году?
Архимандрит Тихон: Да.
Кремер: И последующая дискуссия вокруг этого.
Архимандрит Тихон: Конечно, это не учебник церковной истории.
Кремер: Естественно, просто есть какие-то важные моменты.
Архимандрит Тихон: Принципиально ведь, на встрече с президентом сейчас решались не частности какие-то, скажем, декларация митрополита Сергия и последующая многолетняя дискуссия по этому поводу, которая была иногда созидательной, иногда трагической для нашей церковной и общероссийской истории. Говорилось о том, какой должен быть учебник. Некие главные векторы обсуждались и воспринимались людьми, не задавались, а воспринимались теми 15-20 людьми, которые были собраны, в первую очередь, те, кто будут создавать этот учебник. Мы посмотрели учебники американские, японские, китайские, немецкие, французские. Это не научные трактаты и не академическая песочница, где сидят очень посвященные люди и, в том числе, долго разговаривают о декларации митрополита Сергия. Это книги о величии каждой из этих стран, о поразительном, уникальном пути, которая прошла страна, о созидании, созидательной деятельности народа, потрясающих совершенно героях. При всем при том, и американским, и французским, и китайским детям сейчас дается возможность посмотреть и иные подходы, в том числе весьма критические. Как раз об этом тоже говорилось, что учителя будут снабжены специальными пособиями, где они могут почерпнуть, а затем и рассказать школьникам, о разных взглядах на те или иные события.
Кремер: Разных взглядов в самом учебнике не будет? Они будут в каких-то дополнительных пособиях?
Архимандрит Тихон: Если мы будем сейчас о разных взглядах на Власова, к примеру, долго рассказывать в теме, посвященной Великой Отечественной войне, то мы не составим с вами учебник. Есть практическая цель – составление учебника.
Дзядко: Вы говорите про величие и созидание. А если некий период в жизни государства заключался не в величии и созидании, а в уничтожении своего собственного народа?
Архимандрит Тихон: Вы только что цитировали президента РФ, который как раз об этом и говорил, что ни в коем случае не закрывать глаза на те, иногда ужасные, страшные события, трагические события, которые были в нашей истории. Ни в коем случае. Называть вещи своими именами. Факты будут положены в основу этого учебника.
Кремер: Есть не очень лестные для способности юного поколения развивать в себе патриотизм, любовь к родине факты. Как с ними быть?
Архимандрит Тихон: Полным-полно. Мы делали сейчас выставку, на которой в субботу-воскресенье было процентов до восьмидесяти молодежи. Мы совершенно не боялись давать какие-то факты, которые не красят, скажем, представителей той же самой династии Романовых. Например, Михаил Федорович – замечательный царь, недооцененный, колоссально много сделавший для России. Но в начале его царствования указом земского собора был повешен четырехлетний мальчик, сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II. «Воренок» — от слова «вор». Мы об этом рассказали, совершенно не побоялись этого.
Кремер: При этом выставка, о которой вы говорите, если не ошибаюсь, завершалась портретом президента Владимира Путина.
Архимандрит Тихон: Секундочку. «Завершалась». Вы так говорите, как будто мы выставили с одной стороны Романова, а с другой стороны президента Владимира Путина. Это не так. В конце выставки было около 50-60 высказываний разного рода историков, ученых, писателей, политических деятелей, современных и тех, кого мы взяли из глубин истории, о России, о ее предназначении, об истории тоже. В том числе была цитата и президента Путина.
Кремер: Я как раз хотела задать вопрос по поводу учебника. Будет ли там какой-то отдельный раздел, посвященный периоду правления Владимира Путина?
Архимандрит Тихон: Конечно. Я думаю, будет раздел, не посвященный правлению президента Путина, а с 2000 года до наших дней. Конечно, это будет. Это наши прошедшие годы, это наша история.
Дзядко: А каким образом тогда в учебнике (вероятно, вы знаете, поскольку вы его смотрели)…
Архимандрит Тихон: Концепцию смотрел, учебника еще нет.
Дзядко: Будут отражаться те моменты, в которых на сегодняшние происходящие события у людей есть разные точки зрения?
Архимандрит Тихон: По-разному будут, наверное, отражаться. Какие, например?
Дзядко: Например, по мнению президента Владимира Путина, у Михаила Ходорковского руки в крови, а, по мнению российского суда, его в убийствах никогда не обвиняли.
Архимандрит Тихон: Я здесь не берусь судить, хотя у меня есть свое мнение по этому поводу. Это действительно дело людей компетентных.
Кремер: А как детям рассказывать про это?
Архимандрит Тихон: Я общался с Петуховой и слышал совершенно другое. Как рассказывать детям? С разных сторон.
Кремер: Вы же говорите, что «с разных сторон» — это в отдельном пособии.
Архимандрит Тихон: Секундочку. Мы сейчас не будем загадывать, будет рассказана официальная позиция, и, по всей видимости (я не автор этого учебника, может, что-то из нашего материала возьмут, скажем, по династии Романовых, по другим экспозициям, которые мы сделаем), будут рассказаны все протестные темы. Если не все, то основные протестные темы, которые возникали по этому поводу. Ничего странного нет, думаю, что будет именно так. Во всяком случае, уж для учителей-то точно будет представлено максимальное количество, естественно, адекватное для подростков (это будет 10 или 11 класс) информация, где они могут почерпнуть какие-то факты и изложить так, как они считают нужным. Никто не будет принуждать учителей говорить так или иначе.
Кремер: Есть ли какая-то предположительная дата выхода этого учебника? Я так понимаю, что будущий ЕГЭ 2015 года уже будет сдаваться по этому новому, но еще не существующему учебнику.
Архимандрит Тихон: Может быть, еще год пройдет. Это серьезная задача, потому что предполагается сделать целую линейку учебников истории. Должно быть, конечно, единство.
С сайта телеканала «Дождь»
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров.
Нефтеюганск
23 мая 2018 года.





Рейтинг работы: 5
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 20
© 27.11.2018 Владимир Назаров
Свидетельство о публикации: izba-2018-2423962

Рубрика произведения: Проза -> Статья


Рудольф Сергеев       27.11.2018   08:01:01
Отзыв:   положительный
Возможно именно ему предстоит забить последний гвоздь в гроб "этой" несчастной России, если ему удастся протащить Православие как государственную религию. Вот тогда никому мало не покажется. Где там "Уголовные уложения" Рос империи по которым полагается два года каторги за отказ крестить своего ребенка?













1