Уроки истории. Сборник статей. Продолжение -1.



Добро и зло, как субстанциональные начала бытия.


Парадоксы истории развития человечества.

Вместо эпиграфа:

«Мир – это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро».
Плотин.

…Внезапно задумался о том, что сегодняшние передовые технологии происходят из военной среды. Иначе говоря - созданы как орудия уничтожения, как оружие войны…
Потом, анализируя этот тезис пришел к выводу, что передовые технологии приходят в мир, потому что жизнь человеческая защищает себя от преждевременной, насильственной смерти.
Если вглядеться, то любая гонка вооружений сопряжена прежде всего с желанием остаться в живых, когда так или иначе будет развязана война…
И такой порядок вещей начинался в человеческом сообществе в глубокой древности. Первый топор и первый меч, первое копье и стрела выпущенная из лука среди первобытных людей в основном бывших собирателями, появились как орудия убийства животных и самого человека, а потом были приспособлены и для политических нужд.
В древности, человеческое стадо или уже племя, которое изобрело лук со стрелами, как оружие действующее на расстоянии, наверняка долгое время господствовало в своих землях и завоевывало земли других племён.
Ну а потом, изобретение пороха поначалу помогало изобретателям взрывать стены домов и крепостей. Уже воины Чингисхана использовали пороховые «бомбы» при осаде городов, пользуясь китайскими открытиями и технологиями…
С изобретением ружья, стали убивать не только людей, но и охотиться с ним. Однако использование все нового и нового оружия делало жизнь человека намного опасней, чем сто или двести лет назад.
Ну, а после Второй мировой войны, Запад в Лице Америки и Англии стали добиваться политической гегемонии и под предлогом отражения атак со стороны СССР, создали НАТО. Бывшие союзники, вместе воевавшие против Гитлера, стали врагами.
Они быстро забыли о своем уважении к Советской Армии и Сталину, за их самоотверженное самопожертвование во время войны, и разгром Гитлеровских войск на Восточном фронте. Историки, в том числе американские говорят, что Советская армия уничтожила около восьмидесяти процентов живой силы армий Третьего Рейха потеряли в жестоких сражениях около двенадцати миллионов солдат не считая потерь гражданского населения, которое превышало десять миллионов!
Союзники, забыли, что если бы не сопротивление Советского Союза, оказанное Гитлеру, и его неисчислимые экономические и военные потери, то похожие жертвы могли быть и в их странах и вряд ли после этого они сохранились как независимые государства.
А так, используя экономическую и военную слабость, Запад вновь «двинулся» на Восток, начав новую, теперь уже холодную войну против ослабевшей, на долгие десятилетия Советской России. Постепенно началась гонка вооружений и та страна, которая изобретала новое оружие, побеждала в войнах и поднималась в политическом смысле, диктуя соседям свою волю в экономике и в культуре.
Хотя прямо, две системы – капиталистическая и советская, друг с другом не воевали, но косвенно сражались друг против друга в локальных войнах, таких как война в Корее или во Вьетнаме.
Изобретение атомной бомбы, помогло США стать супердержавой, а Советскому Союзу - отстоять звание победителя во Второй мировой войне. А ракетные технологии доставки супербомб с ядерным зарядом, помогли Союзу в качестве супердержавы, противостоять Америке и НАТО!
…Сегодня, среди развитых стран идет легальное научно-техническое соревнование в области создания военной техники. И уже потом, эти научные и технические открытия, внедряются в мирную жизнь.
Вот несколько примеров:

…Мирный атом стал продолжением атомной бомбы!
…Ракетная отрасль создавалась для доставки на территорию противника боезарядов, в том числе и атомных. Уже потом, стали использовать ракеты для аэрокосмических исследований!
…Компьютеры и мобильная связь, тоже пришли из военной области и сегодня, представить жизнь без этих «гаджетов» очень трудно!
Таких примеров десятки, сотни, тысячи…

Более того, размышляя над этой проблемой приходишь к выводу, что именно войны стала тем «стимулом», который и подтолкнул человечество к возникновению, в начале человеческого стада, потом племени, а потом и нации-государства. Ведь вместе было удобней, веселей и главное безопасней.
Первые государства превращались силой оружия в первые империи, завоёвывая и подчиняя соседей. Война, парадоксальным образом стала символом прогресса. Невольно вспоминается жестокий афоризм Гегеля: «Война напоминает порыв ветра над загнивающим озером!»
И все это происходило в целях защиты жизни, во время разного уровня и масштаба, столкновений – военных и экономических. Если одно человеческое стадо начинало в военном смысле доминировать над другим, тогда и экономические выгоды от такого доминирования получали лучше организованные и лучше вооружённые общности…
Вспомните империю Чингисхана, когда никому не известные татаро-монголы – небольшая народность из глубин Центральной Азии, завоевали пол мира, используя жёсткую систему организации не только войска, но и населения вообще.
И несмотря на жестокость и беспощадность войск Чингисхана, созданная им империя стала территорией, на которой прекратились местные войны, бандитизм и грабежи караванов на всех торговых путях, находящихся на территории этой империи.
В этом «объединительном» феномене и в самой фигуре Чингисхана – объединителя, можно усмотреть зависимость древнего международного социума от силы оружия и умения воевать, то есть зависимость от персонифицированного зла.
На мой взгляд, такой парадокс, стал важным фактом социальной истории человечества…
Иначе говоря: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»
…Нечто подобное и парадоксальное происходит и сегодня, когда при очевидном доминировании и даже диктатуре заточенных на войну Америки и НАТО, во всем мире происходит техническая и социальные революции, названные «глобализмом»!
…Сегодняшнее положение США и его сателлитов, как глобального «гегемона», вполне можно сравнить с империей Чингисхана. После развала СССР, осталась единственная супер держава – Америка и сегодня, с помощью военного блока НАТО, она выкручивает руки любому, кто только пытается оспорить их право судить и миловать весь остальной мир.
Доказательством этому могут служить экономические санкции против Ирана и даже против России, обладающей смертоносным ядерным потенциалом!..

…Если всмотреться, то и в человеческой культуре, действуют те же закономерности, что и в экономике, частью которой является военная сфера.
Фрейд в свое время правильно заметил, что развитие человеческой культуры – это процесс обусловленный «репрессиями», как природного, так и социального свойства!
Иначе говоря, человек эволюционировал и человечество развивалось прежде всего из-за столкновения добра и зла в форме войн и непрекращающейся противостояния. полярно противоположных этических понятий.
Гегель, в свое время определил основной закон диалектики, то есть эволюции человеческой жизни говоря, по сути то же, что Плотин сказал до него около полутора тысяч лет тому назад.
У Гегеля, основополагающим законом социальной жизни человечества, было столкновение интересов, Тезиса и Антитезиса, который рождал Синтез. И бытие в результате борьбы противоположностей переходило на новый этап развития.
Кажется, что немецкий философ имел ввиду прежде всего выработку энергии жизни, при столкновении противоположностей, происходящих от вечного противостояния и столкновениях добра и зла…
А как же афоризм Святого Августина, который говорил. «Зло – это недостаток добра. Делай больше добрых дел и в мире станет меньше зла»?
Я и сам несколько раз аргументировано пытался доказать, что высказывание Тертуллиана: «Душа человека – христианка», есть неоспоримая истина.
Но тогда, возникает вопрос: Каким образом в мире возникает зло, в его человеческом понимании?
…И после долгих размышлений, отвечая на этот коварный вопрос, прихожу к выводу, что в каждом человеке, помимо человеческого начала, существует ещё начало природное, инстинктивное. И душа человека, или его сознание, является полем битвы человека духовного, с человеком природным, с инстинктивным началом доставшемся ему от наших предков – в которых природное начало было сильнее начало собственно человеческого…
Древние мифы и сказки, показывают нам всю жестокость и инстинктивность жизни вначале эволюционного развития человека разумного. Читая греческие мифы о жизни богов и героев или историю еврейского народа изложенного в Ветхом Завете, мы поражаемся количеству зла, которое для тех времён было обычным и оправдывалось законами выживания.
Но когда в мир стали приходить религиозные Учителя - Будда, Иисус из Назарета, пророк Мохаммед, тогда отношения в человеческих сообществах стали меняться и обнаружилось что силы добра способны противостоять напору сил зла. Иисус Христос первым стал говорить, что только через любовь, а не через ненависть и соперничество, человеческая душа способна противостоять инстинкту.
Или, говоря языком христианских богословов, наша душа вмещает в себя добро и зло, грех и добродетель и от борьбы этих начал и рождается энергия движения в будущее, развитие человечества в сторону обожения!
…Эта теория борьбы противоположностей, в разных видах и формах встречается во всех религиях мира.
В буддизме – цель жизни, освобождение и изживание кармы, то есть плотского начала в человеке.
В исламе, одна из основных идей - понимание относительности любого зла, без которого добро не существует. Отсюда и кажущаяся агрессивность мусульманства.
Но и в христианстве, существует доктрина, в которой утверждается, что только преодолевшие в себе грех, могут перейти в другую плоскость измерения – в рай, где царит вечное добро и порожденное им счастье. Но это – конечная цель, дорога к которой бесконечна. Об этом, сам Иисус из Назарета говорил: «Царствие моё не от мира сего!»
С другой стороны, в христианстве существует утверждение, что большинство нераскаявшихся грешников попадают в ад – сферу вселенского зла и мучений для творящих зло в мире…
Иначе говоря и христианство строилось на теории борьбы добра и зла в человеке, тем самым признавалось существовании в человеке двух сущностей, с противоположными моральными знаками!
В определённом смысле и такие человеческие понятия как рождение и смерть, являются синонимами добра и зла, их понятийными ипостасями. Рассматривая проблему смерти всего живого, соотносящегося с рождением, мы можем предположить, что исходя из человеческой морали, зло-смерть в этом случае побеждает добро-жизнь.
Но, так думать и говорить, можно только исходя из человеческого понимания процесса существования.
В биологическом и даже геологическом смысле, смерть побеждающая жизнь, есть только промежуточный процесс вселенского бытия. Объективно говоря, смерть можно понимать, как регулятор и даже стимул проявления жизни, вневременному продлению общего видового разнообразия в природе, именно через смерть частного!
И потому, смерть понимаемая человеком как зло, является теневой стороной жизни и одной из сторон бесконечного конфликта, составляющего основу всего живого и даже неживого, потому что рождается и умирает не только живое, но и неживое в форме рождения и смерти звёзд, планетных систем и галактик!
…Возможно именно о теневой стороне человеческой природы, упоминает и Карл Юнг, говоря о коллективном бессознательном, которое вырабатывалось долгие тысячелетия жизни в человеческом «стаде» и впоследствии, зафиксированного на уровне «умственного», интеллектуального ДНК…
И в этом бессознательном, тоже зафиксировано наличие двух противоположных свойств человека и человеческого общества…
…Вот такие тезисы, я хочу предложить для обсуждения читателям моей статьи, которые и для меня, естественно находятся в стадии обдумывания-становления и вполне могут представлять из себя только беспорядочный полет моих интеллектуальных фантазий и не менее беспорядочных попыток все привести к одному изначальному знаменателю, то есть к логической системе понятий…


Май 2018 года. Лондон. Владимир Кабаков



Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albio





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 19
© 11.11.2018 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2018-2410414

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1