З. Фрейд Заметки о случае паранойи Шребера


З. Фрейд  Заметки о случае паранойи Шребера
Даниэль Пауль Шребер опубликовал «Мемуары нервнобольного» в 1903 году (в издательстве Освальда Мутце, Лейпциг). В 1911 году З.Фрейд обратил внимание на эти мемуары, активно обсуждал их в кругу психиатров как с проблемой паранойи, и 1911 доложил на 3-м Международном психоаналитическом конгрессе в Веймаре, а в начале следующего года опубликовал.
«Мемуары» Шребера предоставили З.Фрейду обосновать два главных теоретических положения: что паранойя – это защитный невроз и что её основным механизмом является проекция. У Фрейда добавляется предположение, что паранойя включает в себя возвращение к раннему аутоэротизму и существует связь между паранойей и вытесненным пассивным гомосесуализмом.
Хронологический список конкретных фактов из жизни Шребера.
1842 25 июля, рождение в Лейпциге Даниэля Пауля Шребера.
1861 Ноябрь. Смерть отца в возрасте 53 лет. ( Даниэлю Паулю Шреберу 19 лет).
1977 Смерть старшего на три года брата в возрасте 38 лет. ( Даниэлю Паулю Шреберу 35 лет).
1878 Женитьба. ( Даниэлю Паулю Шреберу 36 лет, жене 24 года)
Первое заболевание (42 года)
1884 Осень. Кандидатура в Рейхстаг. (44 года)
В это время Шребер уже занимал высокую должность – должность председателя земельного суда в Хемнице. После своего второго выздоровления он стал занимать такую же должность в земельном суде Лейпцига.
1884 Октябрь. Несколько недель в лечебнице Зонненштайн.
8 декабря. Психиатрическая университетская клиника в Лейпциге.
1884 1 июня. Выписывается из больницы.
1885 1 января. Шребер приступает к исполнению своей должности в земельном суде Лейпцига.
Второе заболевание (51 год)
1893 Июнь. Шребера уведомляют о его предстоящем назначении в Верховный суд земли.
1 октября. Шребер вступает в должность председателя судебной коллегии.
21 ноября. Второе поступление в Психиатрическую университетскую клинику Лейпцига.
1894 14 июня. Перевод в лечебницу Линденхоф.
29 июня. Перевод в лечебницу Зонненштайн.
1900-1902 Шребер пишет свои «Мемуары» и предпринимает юридические шаги, чтобы отменить признание себя недееспособным.
1902 14 июля. Верховный суд земли отменяет решение о признании Шребера недееспособным.
20 декабря. Выписка из больницы.
1903 Публикация «Мемуаров».
Третье заболевание (65лет)
1907 Май. Смерть матери в возрасте 92 лет.
14. Ноября. Апоплексический удар у жены. Сразу после Шребер заболевает.
27 ноября Направление в лечебницу Лейпциг-Дёзен.
1911 14 апреля. Смерть Шребера в возрасте 69 лет.
1912 Май. Смерть жены в возрасте 54 лет.
Из книги «Фрейд Зигмунд. Знаменитые случаи из практики»
  • 1.История болезни
Доктор Шребер сообщает: «Я дважды становился нервнобольным, оба раза в результате умственного перенапряжения; в первый раз (будучи председателем земельного суда в Хемнице), когда выставил свою кандидатуру на выборах в Рейхстаг, во второй раз по причине необычной рабочей нагрузки, которая выпала мне при вступлении в возложенную на меня должность председателя судебной коллегии при верховном суде в Дрездене».
Первое заболевание разразилось осенью 1884 года, а к концу 1885 года он был полностью вылечен с «заключением» доктора Флехсига как приступ тяжелой ипохондрии.
С 1октября 1893 года он приступил к обязанностям председателя судебной коллегии.
С июня 1893 года по октябрь ему в состоянии между сном и бодрствованием у него возникло «представление, что, наверное, хорошо быть женщиной, которая уступает и соглашается на половое сношение», представление, которое в полном сознании он отверг бы с величайшим негодованием.
Второе заболевание началось в конце октября 1893 года с мучительной бессонницы, которая заставила его обратиться в клинику Флехсига, где, однако, его состояние резко ухудшилось.

Доктор Вебер сделал заключение: «Бредовая система пациента сводится к тому, что он призван спасти мир и вернуть человечеству утраченное блаженство. Он, по его утверждению считал , что самое важное в его спасительной миссии – это то, что сначала должно произойти его превращение в женщину.
Бред спасения – это знакомая нам фантазия, очень часто образует ядро религиозной паранойи.
Движущей силой этого бредового комплекса является честолюбивое желание играть роль спасителя, причем оскопление можно рассматривать лишь в значении средства для достижения этой цели. Мания сексуального преследования задним числом трансформировалась у пациента в религиозную манию величия.
У Шребера в период заболевания появляется бред оскопления и бред оплодотворения божьими лучами с целью сотворения новых людей.
«Божьи лучи (идентичны голосам), принимая во внимание якобы предстоящее оскопление, считали себя вправе надо мной издеваться, называя меня «мисс Шребер». «Что же это за председатель судебной коллегии, который позволяет себя е…?» - И вам не стыдно перед своей супругой?»
Шребер в своих «Мемуарах» пишет: «Единственное, что с точки зрения посторонних людей может считаться чем-то неразумным, это обстоятельство, упомянутое также экспертом, что меня порой застают с какими-нибудь женскими украшениями (лентами, поддельными ожерельями и т.п.) стоящим по пояс обнаженным перед зеркалом или просто так. <..> Рисование женских ягодиц на моем теле – настолько вошло у меня в привычку, что я почти непроизвольно делаю это каждый раз, когда нагибаюсь».
   Доктор, председатель судебной коллегии Пауль Шребер, как тогда говорили, относился к «высшему небесному дворянству» и носил титул «маркгафа дворянства Тускании и Тасмании». Вероятно, из-за тщеславной гордости, и во что бы то ни стало продолжить династию: у Шребера возникла фантазия, что в результате оскопления мир будет населен «новыми людьми из духа Шребера и это спасет его от бездетности.

Материал Википедии
Даниэль Пауль Шребер (нем. Daniel Paul Schreber; 18421911) — немецкий судья, страдавший параноидной шизофренией. Он описал своё состояние в книге «Воспоминания невропатологического больного» (нем. Denkwürdigkeiten eines Nervenkranken). Эта книга оказала большое влияние на психологию. Зигмунд Фрейд поставил собственную интерпретацию Шребера под сомнение и изложил свою точку зрения в книге под заглавием «Психоаналитические заметки об одном автобиографическом случае паранойи (dementia paranoides)».
Опыт Шребера
Родился в семье знаменитого немецкого медика Даниэля Готлиба Морица Шребера.
Шребер был успешным и уважаемым судьей до средних лет, когда его психоз начал прогрессировать. Однажды к нему пришла идея, что было бы приятно «уступить», чтобы половой акт был как у женщины. Он встревожился и решил, что эта мысль была привнесена внешними обстоятельствами, а не возникла в результате внутренних процессов. Он даже предположил, что мысли пришли от врача (он считал, что врач воздействовал на него гипнозом), вторглась в его разум. Психоз стал прогрессировать, Шребер начал считать, что Бог сотворил «чудо» и превратил его в женщину. Шребер умер в 1911 году в приюте.
Интерпретация Фрейда Хотя Фрейд никогда не беседовал со Шребером, он прочёл его воспоминания и сделал собственные заключения. Фрейд считает, что Шребер хотел быть превращён в женщину так, что он может быть единственным объектом сексуального желания Бога. Это мнение было оспорено рядами последующих теоретиков, наиболее известными из них — Жилем Делезом и Феликсом Гваттари в книге «Анти-Эдип», и в других местах, где они критиковали Фрейда за преувеличение влияния на болезнь семейной ситуации (Эдипова комплекса) и недооценку политических и социальных факторов.
Интерпретация Шатцмана В 1974 году Мортон Шатцман опубликовал книгу под названием «Убийство души», в котором он дал свою интерпретацию психоза Шребера. Шатцман нашёл в его трудах перевоспитавшегося ребенка, который подчеркнул необходимость мятежа, одомашнивание дикого зверя в дитя и превращения его (Шребера) в производительную гражданку.

Материал психологос
Паранойя ( рядом, около, отклонение от чего-либо, + мыслить) — в настоящее время большинством отечественных психиатрических школ рассматривается в синдромологическом аспекте как паранойяльное симптомообразование в виде формирования систематизированного интерпретативного бреда в рамках различных психических нозологий (см. паранойяльный синдром). Впервые была выделена K. Kahlbaum (1863) в качестве самостоятельного психического заболевания с преимущественным расстройством рассудочной деятельности. В ряде западных психиатрических школ паранойя сохраняет свою нозологическую самостоятельность.
Данное психическое расстройство характеризуется длительными периодами необоснованного недоверия к окружающим, а также повышенной восприимчивостью. Хотя данное расстройство не причисляют к психозам, люди, подверженные ему, зачастую имеют большие трудности во взаимоотношениях. Они, как правило, весьма критично относятся к другим, не принимая, однако, критики в свой адрес.
Психическое нарушение, характеризующееся подозрительностью и хорошо обоснованной системой сверхценных идей, приобретающих при чрезмерной выраженности характер бреда. Эта система обычно не меняется; она была бы совершенно логична, если бы исходные патологические идеи были правильны. Поскольку деградация у больных паранойей чаще всего происходит лишь на конечных стадиях заболевания (им зачастую удается придать видимость реальности своему бредовому мышлению, вовлекаясь в судебные процессы или другие сутяжнические виды деятельности), они редко оказываются в психиатрических больницах. У больных паранойей нет вычурного поведения, эмоциональной нестабильности, гротескных галлюцинаций и необычных идей, отмечаемых при других психопатологических состояниях. Многие из них способны поддерживать, хотя бы поверхностно, экономическую и социальную адаптацию. Только когда их побуждения приходят в конфликт с общественным благополучием, становится очевидно, что необходима госпитализация. С другой стороны, встречаются случаи паранойи, когда больной выражает странные идеи: например, одна пациентка утверждала, что находится замужем за Богом.
История изобилует параноиками. Выдвинуто несколько теорий, объясняющих механизм возникновения паранойи. Одна из них – теория З.Фрейда, предполагающая, что основой паранойи служит фиксация, или задержка, на определенной стадии сексуального развития ребенка. Речь идет о стадии гомоэротики – периоде, когда мальчики играют с мальчиками, а девочки – с девочками (примерно между 4 и 11 годами). Когда мальчик, у которого произошла фиксация на гомоэротической стадии, достигает свободы взрослого, над ним тяготеет неудовлетворенное влечение к маленьким мальчикам, и он вынужден либо вовлечься в гомосексуальную активность, либо, подчинившись социальному давлению, искать компенсацию в таких формах поведения, как алкоголизм или мужская агрессия. Данное поведение становится своего рода клоакой неосознанных стремлений к гомоэротическим контактам.
Если в качестве компромисса возникает паранойя, то бред преследования оказывается проекцией внутреннего фантазийного желания: проблемы, связанные с гомосексуальностью, как бы содержатся не в самом человеке, а навязаны ему извне. Действительно, мужчин параноиков обычно «преследуют» мужчины или мужские организации, а паранойяльных женщин – лица женского пола. Сексуальная адаптация, в том числе брак, чаще всего отсутствует. У больных паранойей, которые вступают в брак, идя навстречу требованиям гетеросексуальности, отмечается плохая адаптация к семейной жизни или домашний разлад. Одержимый паранойей индивид, независимо от того, к какому социально-экономическому слою он принадлежит, навсегда посвящает себя агрессивности, борьбе с воображаемыми врагами и демонстрации подчеркнуто мужского поведения, граничащего с героизмом. Цикл никогда не приходит к концу: как только побежден один враг, появляется другой, еще более опасный.
Паранойю следует отличать от других бредовых расстройств, называемых параноидными; они часто связаны с органической патологией (церебральным атеросклерозом, сенильными психозами) или же с функциональными психозами, в частности с шизофренией. Бред при параноидных расстройствах изменчив и не столь логически проработан, как при паранойе. Кроме того, его могут сопровождать галлюцинации, смены эмоциональных состояний и социально неприемлемое поведение.
Лечение паранойи остается неудовлетворительным. Основная причина заключается в том, что больные паранойей редко обращаются за помощью. В результате исследование, основанное на наблюдении и лечении, оказывается невозможным. В настоящее время в медицине нет специфических способов лечения этих состояний.

Бред — совокупность идей и представлений, умозаключение, возникшее не в результате обработки поступивших сведений и не корректируемое поступающими сведениями (при этом не важно, соответствует ли бредовое умозаключение действительности или нет). Компонент продуктивной симптоматики при шизофрении и иных психозах.
Принципиально важно, что бред — проявление заболевания мозга человека, является расстройством мышления. Его лечение в рамках современной медицины возможно только биологическими методами, то есть лекарствами.
К бреду чрезвычайно близок синдром психического автоматизма Кандинского — Клерамбо, в котором расстройства мышления сочетаются с патологией восприятия и идеомоторики.
Бред изучается отраслью медицины под названием психиатрия.

Виды

Острый

Если бред полностью овладевает сознанием, то такое состояние называют острым бредом. Иногда больной способен адекватно анализировать окружающую действительность, если это не касается тематики бреда. Такой бред называют инкапсулированным.
Являясь продуктивной психотической симптоматикой, бред является симптомом многих заболеваний мозга, но особенно он характерен для шизофрении.

Интерпретативный

При интерпретативном бреде первичным является поражение мышления — поражается рациональное, логическое познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему. Этот вид бреда отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизации: «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему.

Галлюцинаторный

Галлюцинаторный или «чувственный» бред, возникающий вследствие нарушенного восприятия. Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны — первично нарушение чувственного познания (восприятия). Нарушение мышления наступает вторично, имеет место бредовая интерпретация галлюцинаций, отсутствие умозаключений, которые осуществляются в форме инсайтов - ярких и эмоционально насыщенных озарений. Другой причиной развития вторичного бреда могут стать аффективные расстройства. Маниакальное состояние вызывает бред величия, а депрессия является первопричиной идей самоуничижения. Устранение вторичного бреда удаётся достичь главным образом лечением основного заболевания или симптомокомплекса.

Бредовые синдромы

В настоящее время в отечественной психиатрии принято выделять три основных бредовых синдрома: параноидный синдром, паранойяльный синдром и парафренный синдром. Близки к бредовым синдром психического автоматизма и галлюцинаторный синдром, часто входящий в виде составной части в бредовые синдромы (т. н. галлюцинаторно-параноидный синдром).
Бред, по определению, это система ложных суждений и умозаключений. Существующие критерии бреда включают в себя: 1)возникновение на "болезненной" почве, т.е. бред - является проявлением заболевания, 2)избыточность по отношению к объективной реальности, 3)отсутствие коррекции,4)выход за рамки существующих социально-культуральных особенностей данного общества

Тематика (фабула) бреда

Фабула бреда, как правило (в случаях интерпретативного бреда), не является собственно признаком заболевания и зависит от социально-психологических, а так же культурных и политических факторов, в рамках которых находится больной. Вместе с тем в психиатрии выделяется несколько групп бредовых состояний, объединённых общей фабулой. К ним относятся:
  • бред преследования (персекуторный бред);
  • бред отношения — больному кажется, что вся окружающая действительность имеет непосредственное отношение к нему, что поведение других людей обусловливается их особым отношением к нему;
  • бред реформаторства;
  • бред любви (синдромом Clerambault) — почти всегда у больных женского пола: больной убеждён, что его (её) любит известный человек, или что в него (неё) влюбляются все, встречающиеся с ним (ней);
  • религиозный бред;
  • антагонистический бред (в том числе манихейский бред);
  • бред сутяжничества (кверулянтства) — больной борется за восстановление «попранной справедливости»: жалобы, суды, письма руководству;
  • бред ревности — убеждение в измене сексуального партнёра;
  • бред происхождения — больной считает, что его настоящие родители - высокопоставленные люди, или что он происходит из древнего знатного рода, иной нации и т.п.
  • бред ущерба — убеждение, что имущество больного портят или разворовывают какие-то люди (как правило, люди, с которыми больной общается в быту);
  • бред отравления — убеждение, что кто-то хочет отравить больного;
  • нигилистический бред (характерен для МДП) — ложное ощущение, что он сам, другие или окружающий мир не существуют или наступает конец мира;
  • ипохондрический бред — убеждение больного в наличии у него какого-то заболевания (обычно тяжкого);
  • так называемая нервная анорексия в большинстве случаев так же является бредовой конструкцией.

Индуцированный («наведённый») бред

В психиатрической практике нередко встречается индуцированный бред, при котором бредовые переживания, как бы заимствуются у больного при тесном контакте с ним и отсутствии критического отношения к заболеванию. Происходит как бы «заражение» бредом: индуцируемый начинает высказывать те же бредовые идеи и в такой же форме, что и психически больной-индуктор (доминантное лицо). Обычно индуцируются бредом те лица из окружения больного, которые особенно близко с ним общаются, связаны семейно-родственными отношениями.
Психотическое заболевание у доминантного лица чаще всего шизофреническое, но не всегда. Первоначальный бред у доминантного лица и индуцированный бред обычно носят хронический характер и являются по фабуле бредом преследования, величия или религиозным бредом. Как правило, вовлеченная группа имеет тесные контакты и изолирована от других языком, культурой или географией. Человек, которому индуцируется бред, чаще всего зависит или подчиняется партнеру с истинным психозом.
Диагноз индуцированного бредового расстройства может быть поставлен при условии:
1) один или два человека разделяют один и тот же бред или бредовую систему и поддерживают друг друга в этом убеждении;
2) у них имеется необычно тесное взаимоотношение;
3) имеется сведение, что бред был индуцирован пассивному члену пары или группы путем контакта с активным партнером.
Индуцированные галлюцинации редки, но не исключают диагноз.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 55
© 09.11.2018 Алексей Гадаев
Свидетельство о публикации: izba-2018-2409368

Метки: паранойя, бред,
Рубрика произведения: Проза -> Психология



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  











1