"Уроки и перемены" Маленькая повесть в рассказах.


                                                                                    Маленькая повесть в рассказах. Герой рассказов – живой, пытливый, умненький мальчик из числа тех
                                                                           учительских детей, для которых школа – и дом, и храм наук, и место развлечений. Хотя повествование 
                                                                           ведется от третьего лица, живая атмосфера школьной жизни середины 70-х – начала 80-х годов прошлого
                                                                           столетия открывается читателю через ощущения, представления и понимание ребенка, который во всех
                                                                           ситуациях, даже самых неприятных, всегда остается неудержимым оптимистом. Вот почему вся повесть
                                                                           пропитана интонацией легкого юмора и детской непосредственности. Никто лучше, чем ребенок, не знает,
                                                                           что жизнь хороша и удивительна.
                                                                                                                                                     Автор.

                                                                                                   1. На новом месте
                                       В «учительском» доме два подъезда, в которых по четыре квартиры: на первом этаже две и на втором – две. Прямо над квартирой, где поселились Алеша с мамой, живет учительница-пенсионерка. Ее зовут Мария Федоровна. У нее два сына – Федя и Миша. Федя собирается идти в десятый класс, а Миша – в седьмой.
                                      Алеша видел, как оба мальчика несколько раз проходили мимо Алешиной квартиры, поднимаясь и спускаясь по ступенькам.
                       -Мама, он кто? – спросил Алеша, показывая на Мишу, который в очередной раз поднимался наверх.
                      -Это сын Марии Федоровны, - сказала мама.
Следом прошел Федя.
                     -А это кто? – опять спросил Алеша.
                     -И это сын Марии Федоровны.
                     -Какой же он сын, если он дядя! – удивился Алеша.
                     -Он совсем не дядя, а взрослый мальчик. А если у него есть мама, значит, он сын, - объяснила мама.
                     -Марии Федоровны?
                     -Да, сын Марии Федоровны.
                     -Она же бабушка! – воскликнул Алеша.
                     -Это для всех бабушка, а ему она мама. Например, твоя бабушка мне мама, хотя я давно уже взрослая.
                     -А Мария Федоровна тебе кто?
                     -Соседка, - ответила мама.
                     -А сетка чья?
                     -Какая сетка?
                     -Ну, которая у Марии Федоровны.
                     -Фу! Ты меня совсем запутал! Иди лучше выясняй все сам.
                                    Алеша вышел на лестничную площадку и стал поджидать сыновей Марии Федоровны. Скоро у подъездной двери показался Федя.
                     -Ты сын? – пристал к нему Алеша.
Федя остановился и удивленно уставился на Алешу.
                     -Ну, сын, - сказал, наконец, он.
                     -А как тебя зовут?
                     -Федя.
                     -Съел медведя, - сказал Алеша.
                     -Что-что? – не понял Федя.
                     -Федя съел медведя. Мне мама в книжке читала, - пояснил Алеша.
                     -Вот я сейчас как дам тебе в нос, будешь знать, кто кого съел! – обиделся Федя.
                     -Не дашь, - успокоил его Алеша.
                     -Это почему же?
                     -Потому что я маленький, а ты большой. Большим стыдно бить маленьких.
                     -Ну, ты и жук! – удивился Федя.
                    -Что ли, ты не знаешь, кто жук, а кто мальчик? – простодушно спросил Алеша.
                    -Знаю. Но с тобой, видать, не соскучишься! – усмехнулся Федя и помчался наверх.
                                   Алеша и впрямь не любил скучать. Он пошел во двор. Двор вокруг «учительского» дома большой и интересный. В нем свободно гуляют ребятишки, собаки, кошки, куры, гуси, утки. И даже два чумазых поросенка носятся друг за другом, визжа и спотыкаясь о передние копытца.
                                  Поближе к сараям деловито хлопочет несушка. Она пытается собрать в кучу своих неуемных детей. По всей видимости, эта несушка не может договориться со своим потомством о том, где следует прогуливаться. Она хочет, чтоб цыплята были возле сараев, у нее на виду. А цыплятам больше нравятся кустики и густая трава подле забора.
                                  Алеша решил навести порядок, поскольку, по его разумению, курица никак не может лишать цыплят права наслаждаться жизнью. И он стал прогонять курицу подальше от цыплят. И пока Алеша гонялся вдоль забора и сараев за несчастной курицей, возмущенные хозяева живности пришли с жалобами к Алешиной маме:
                   -Уймите, пожалуйста, вашего ребенка! Он всю птицу нам поразгоняет.
Мама позвала Алешу домой. Потом пришлось извиняться перед соседями.
                  - Вы уж не беспокойтесь, пожалуйста! Завтра Алеша пойдет в садик, - уверяла она всех, с кем Алеша уже успел познакомиться.

                                                                                                              2. Прививка
                   -Вашему ребенку необходимо сделать прививку! – позвонили Алешиной маме из амбулатории. – Доставьте его, пожалуйста, до 12 часов.
                   -Хорошо, - сказала мама. Она положила трубку, потом опять подняла и набрала номер:
                   -Детский садик?
И мама попросила, чтобы воспитательница Людмила Дмитриевна отпустила Алешу в амбулаторию на прививку.
                  -Как это отпустить? – спросила заведующая садиком, с которой разговаривала мама. – Я не могу выпустить за ворота четырехлетнего ребенка без сопровождения взрослого. А свободных людей у меня нет.
                  -Но я тоже не могу бросить класс. А ребенка требуют на прививку. И потому прошу отпустить Алешу в амбулаторию. Он спокойно сходит, привьется и вернется в садик. Это же ведь рядом. Не волнуйтесь, он уже кругом ходит сам: в магазин, садик, на почту и ко мне в школу.
                  -Ну, знаете ли! – вспыхнула заведующая. – Если что, мы снимаем с себя всю ответственность.
Поговорив по телефону, мама обратилась к Алеше:
                  -Вот что, сынок! Тебе сегодня нужно сходить в амбулаторию на прививку. После завтрака ты напомни Людмиле Дмитриевне, чтобы она тебя отпустила. После прививки ты сразу же возвращайся в садик. Ты понял меня?
                  -Понял, понял! – кивнул головой Алеша.
                  -Да веди себя в амбулатории культурно, чтоб мне потом не звонили.
                  -А прививка больная будет? – взволновался малыш.
                  -Я думаю, что не очень. Но даже если и будет слегка больно, ты не реви, пожалуйста. Уж взрослый для того, чтоб по всякому пустяку слезы лить.
                        Появившись в группе, Алеша тут же объявил всем присутствующим, что у него сегодня прививка, и что он сам отправится в амбулаторию.
                 -Люмитна! Ты меня сразу же после завтрака отпусти.
                      Он еще раз пять напомнил воспитательнице о том, что ему надо в амбулаторию. После завтрака и утреннего занятия Алеша с чувством высокого достоинства на глазах у всей публики неторопливо прошествовал от дверей до ворот.
                       Когда воспитательница и няня усадили всех деток на обед, обнаружилось, что Алеши нет. Они тут же вспомнили, что утром он ушел на прививку и до сих пор в группе не появлялся. Для верности женщины опросили всех детей, видели они Алешу недавно, или нет. Алешу после завтрака никто в садике не видел. Испугались женщины не на шутку и побежали к заведующей.
                -Я так и знала, что этим все кончится! – воскликнула заведующая. – Ведь предупреждала мамашу. Нет, он у нее, видите ли, кругом сам ходит. Ну, что вы стоите? Звоните в школу!
                       Позвонили. Позвали к телефону Алешину маму.
               -Не пришел ваш Алеша из амбулатории! – заявила заведующая.
               -Так может, он еще там? – спросила мама. – Вы в амбулаторию звонили?
Заведующая звонит в амбулаторию:
               -К вам ребенок из садика приходил на прививку?
              -Не было никакого ребенка. Если вы про того, который новой учительницы сын, то просили же русским языком привести до 12 часов.
              -Постойте! – вмешивается в диалог пациент, который в это время сидит в кабинете на приеме. – А там, в коридоре, какой-то пацаненок сидит. Уж не ваш ли?
                       Медсестра выскакивает за дверь. Действительно, спокойненько сидит на стуле Алеша и наблюдает за своими болтающимися ногами. То так повернет ножку, то этак. Интересно ведь: и болтаются ноги и танцуют одновременно.
             -Алеша, иди скорей сюда! – зовет его медсестра.
Алеша мгновенно спрыгивает со стула и шлепает в кабинет.
                       Медсестра кричит радостно в трубку:
            -Тут он, у нас! Нашелся! – потом обращается к Алеше:
            -Ты что там сидел, когда тебе надо было в кабинет заходить?
            -Я очередь ждал, - отвечает ребенок. – Мне мама велела культурно вести.
           - Ну, ладно, подставляй руку.
            -А больно будет? – спрашивает Алеша и зажмуривает глаза.
            -Кто тебе сказал, что больно? – спрашивает медсестра. Она сильно шлепает по Алешиному плечу. – Ну, вот, все! Открывай глаза, герой! Можешь идти!
            -А прививка? – удивляется Алеша.
            -Уже в руке твоя прививка. Ты в садик пойдешь, или домой?
Алеша вздыхает:
           -Надо в садик.
           -Вот это правильно! Впрочем, я с тобой пойду. У меня уже работа закончилась.
Она снимает халат, закрывает дверь ключом и выводит Алешу из амбулатории.
                          В группе все детки уже пообедали и готовятся к обеденному сну.
          -Я кушать хочу! – говорит Алеша, переступивши порог.
          -Это уж понятно, что хочешь, - отвечает нянечка и заботливо усаживает его за столик. – Вот я тебе сейчас борща налью. Ты управляйся с ним, а я за вторым на кухню сбегаю. Только ты тихо сиди: там Людмила Дмитриевна всех уже спать уложила.
                          Возвращается со вторым, а у Алеши в тарелке совсем не убавилось.
          -Няня, а почему пирожок пирожком называется? – интересуется Алеша, заметив на подносе у няни пирожок с картошкой.
          -Ну, уж не знаю. Пирожок - и пирожок. А ты ешь, давай, быстрее!
Алеша лениво бултыхает ложкой в тарелке.
          -А сколько у черепахи ног? – опять спрашивает он.
          -Четыре. Только у нее не ноги, а лапки.
          -А у мухи тоже лапки?
          -Тоже, - и поясняет. – Но у мухи не четыре лапки, а шесть.
          -А почему у нее шесть лапок, а не четыре?
          -Ну, потому, что так надо. Слушай, ты сегодня когда-нибудь управишься с борщом?! – сердится няня.
Алеша с готовностью погружает ложку в борщ, но так и оставляет ее там.
          -Но я не хочу борща. Я хочу картошку с котлетой и пирожок! – хнычет он.
          -Ладно, ешь картошку с котлетой, - соглашается няня, - а борщ будешь есть завтра.
Алеша удивленно таращит глаза:
          -Он, что ли, меня будет ждать?
          -Нет, завтра ты будешь есть другой борщ.
          -А этот куда денется?
          -Этот на помойку отправится.
          -Как же он отправится, если у него нет ножек?
          -Алеша, ты, верно, хочешь меня замучить! – окончательно выходит из себя няня. – Тебе уже давно пора спать, а ты все тут в тарелках ковыряешься.
          -А если я спать не хочу! – стонет Алеша.
          -Меня бы на твое место. Я бы не стала упираться. А у меня еще работы невпроворот.
           -А ты ложись на мою кровать и спи, - предлагает Алеша. – Я еще долго тут буду.
Нянечка безнадежно машет рукой и уходит в подсобку мыть посуду.
                   Наконец, Алеша выползает из-за стола и ковыляет в туалетную комнату. Усаживается на горшок и начинает увлеченно ездить на нем по кафелю. На шум прибежала нянечка.
          -Ты еще опрокинь мне горшок-то для полного счастья! – набрасывается на скакуна.
           -Не опрокину! – обещает Алеша. – А ты иди, иди, мой свою посуду.
           -Вот если будешь так скакать, то и сам вместе с горшком опрокинешься.
                  Она идет жаловаться воспитательнице. Людмила Дмитриевна хитрая. Она знает, как можно урезонить этого буяна.
          -Иди-ка сюда! – тихонько манит она Алешу. Алеша встает с горшка, натягивает штанишки и подходит к воспитательнице. Она вручает малышу плюшевого мишку и говорит:
          -Возьми-ка ты этого непослушного медведя и укачай его в своей кроватке. А то ведь он ни куклам, ни зверушкам покоя не дает. Совсем разбушевался Мишутка.
                   Алеша берет на руки мишку и несет к себе на кровать. Через пять минут ребенок мирно спит, уткнувшись носом в плюшевого медведя.



Продолжение следует.                 





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 23
© 07.11.2018 Юлия Шулепова-Кавальони
Свидетельство о публикации: izba-2018-2407525

Рубрика произведения: Проза -> Повесть











1