Плывут лебеди...


Плывут лебеди...
Плывут лебеди...

…Прекрасное в Природе- об этом пишу постоянно! Но особо запомнился мой «рыбацкий» период 1987-1988 годов, когда я впервые в жизни знакомился с показавшимся тогда мне…чудесным, почти заповедным, Юганским Междуречьем.
…Как-то мы решили порыбачить на одном из соров (заливных лугов) небольшой обской проточки . Взяли резиновую двухместную лодку, сети…
Плыть по нагретому солнцем мелководному сору — одно удовольствие! Глубина под нами не более полутора метров, дно хорошо видно, там зеленеют трава, водоросли. Я гребу самодельными веслами-коротышками, зачерпывая воду по бокам лодки. Она тихо шуршит днищем по жесткой осоке, растущей у берега сора.
Нам надо найти укромное место и поставить на ночь сети. Да, вот и оно: вдающаяся в остров большая старица. Нискосок ее и выметываем две сети: одну — «пятидесятку», другую — «тридцатку» (на более мелкую рыбу).
Вбиты толстые надежные колья, привязаны к ним крылья обеих рыболовных снастей. Они уже не новые: особенно в плохом состоянии «чебачка», сеть с ячеей в 30 сантиметров. Но она зато длинная и местами — крепкая и целая. На это мы и рассчитываем: окуни и плотва, мелкие подъязки так запутываются в тонком капроновом кружеве, что уйти не могут.
Теперь дело за костром. Без него рыбалка — не рыбалка. И еще нужно побыстрее заварить крепкий душистый чай, обязательно со свежим листом смородины.
Белая летняя ночь не застаивается над широкими просторами соров. С полтретьего утра уже светло, небо над водой пламенеет. И скоро из этого пламени выкатится огненный шар солнца.
Люблю эти часы и минуты на природе, когда особенно тихо, лишь всю ночь жалобно покрикивают кулики-перевозчики да гундосят комары-кровопийцы, стараясь укусить и в кончик носа, и в бровь, и в ухо. Один даже пробрался внутрь ушной раковины, и теперь тонкой палочкой я его оттуда выковыриваю
Мой товарищ мирно похрапывает у костра. Я беру фотоаппарат и иду снимать рассвет, все эти неуловимо переливающиеся и густые краски на воде — от тонкого лимонно-желтого до пламенно-золотистого. Когда из-за дальней гряды тальников показывается будто бы расплавленный краешек солнца, по воде разливается само огненное золото...
Пока я ловлю в кадр переливы этого золотого огня на воде, откуда-то появляются лебеди. Освещенные восходящим солнцем, птицы кажутся мне какими-то диковинными... фламинго. Их белоснежное оперение окрашено в розовый цвет. Стая невысоко пролетает над водой, роняя громкие клики. Лебеди тоже радуются утру, солнцу, жизни. Они, плавно перебирая большими крыльями, плывут над тихой водой сора, отражаясь в ней, как в громадном зеркале...
Стая приземляется в полукилометре от меня. Так что даже телеобъектив не может дать их крупного изображения. Эх, сюда бы 12-кратный бинокль!...
Возвращаюсь к костру. Сейчас мы сядем в лодку, проверим сети. Уже видно, что поплавки сети-«чебачки» кое-где опустились в воду, значит улов есть!...
... К десяти утра мы уже хлебаем вкусную уху, заправленную жирным язем.
А впереди еще целый воскресный день на природе. Мы снова забрасываем сети, снова пьем душистый смородиновый чай, купаемся на мелководье. Потом садимся в лодку и просто плывем по сору, любуясь его голубыми и зелеными просторами.
Через полтора месяца здесь останется лишь топкая болотная трясина да крошечные блюдца воды. А по краю песчаных сосновых бугров острова — широкая полоса прибойного мусора.
-2-
Но страшнее-то всего …техногенный мусор и нефтяные разливы! Сегодня этого «добра» все больше на обских островах и протоках! Даже на самой удаленной от Нефтеюганска- Девкиной протоке, чья залитая полой водой весенняя пойма в конце июня почти сливается с широкой поймой самой Оби.
Этот снимок я сделал 14 мая 2014 года недалеко от «стрелки» названной протоки, где она раздваивается: налево мощный поток мчится к Сырому Агану, прямо же - вода уходит к недалекой отсюда Оби!
Но примерно за полкилометра восточнее Девкину протоку пересекают нитки магистрального нефтепровода «Усть-Балык-Омск» и местной трубы- газопровода на Сургутские ГРЭС. И там всегда…нечистоты!
… В прошлом году Нефтеюганск отметил свой полувековой юбилей, а также и 50-летие со дня пуска магистрального нефтепровода «Усть-Балык - Омск». (Запущен в эксплуатацию он был 30 октября 1967 года).
Немного истории (с сайта: transenergostroy.ru): В 1960 году на юго-западе Тюменской области, близ таежного поселка Шаим, забил первый в Сибири фонтан нефти. Вслед за этим в Среднем Приобье последовало открытие и освоение еще целого ряда высокодебитных нефтяных месторождений: Мегионское, Усть-Балыкское, Красноленинское, Нижневартовское, а затем и десятков других, включая гигантскую кладовую Самотлора. Первоначально было принято временное решение - организовать вывоз по Оби и Иртышу в баржах от расположенного близ Нефтеюганска временного наливного пункта Пим, который находился от Омска на расстоянии (по воде) более 1500 км. Первые баржи с нефтью отправили в мае 1964 года. Главным недостатком такого способа транспортировки был короткий период полноценной навигации по сибирским рекам - не более шести месяцев в год. А что делать зимой? Останавливать месторождения?
Именно в таких условиях в начале декабря 1963 года Правительство Советского Союза приняло решение о сооружении двух самых первых магистральных нефтепроводов от западносибирских месторождений: «Шаим – Тюмень» и «Усть-Балык – Омск» (УБО). Первый из этих трубопроводов должен был решить важную для того времени, но частную задачу - передать нефть Шаимских месторождений на наливной пункт в Тюмени (станция Войновка) для дальнейшей ее транспортировки по железной дороге. Строительство же второй магистрали решало глобальную задачу: она открывала возможность начала непрерывной круглогодичной добычи нефтей месторождений Среднего Приобья - основной нефтяной кладовой Западной Сибири. Генеральным проектировщиком этих двух нефтепроводов был определен институт Гипротрубопровод, входивший тогда в структуру Газпрома СССР. Главным инженером проекта нефтепровода УБО был назначен М.С. Кудасевич.
Трудность работ была связана с более чем 1000-километровой протяженностью трассы и со сложными условиями ее прохождения: большое количество болот, рек (в том числе крупных - Юганская Обь, Иртыш), их пойм, заливаемых весенними паводками, обводненных участков трассы и таежная глухомань, особенно на ее головном северном участке. Также необходимо было обеспечить общий коридор от района Тобольска для идущих в одном направлении с нефтепроводом «Усть-Балык - Омск» железной дороги и ЛЭП-500 Тюмень - Сургут.
Сразу же было решено увеличить диаметр нефтепровода до 1020 мм. Это позволяло выйти в перспективе на производительность перекачки в размере 47-50 млн. тонн в год.
Во второй половине 1966 года строительно-монтажные работы были развернуты по всей тесячекилометровой трассе от Усть-Балыка (ныне Нефтеюганска) до Омска. Началось сооружение подводных переходов рек Иртыш у сел Вагай и Красноярка на южном плече и Юганская Обь у Усть-Балыка на севере, а также насосных станций Каркатеевы, Демьянское, Вагай и Абатское.
Пуск нефтепровода был осуществлен досрочно к 50-летию Октябрьской революции. Тюменская нефть пришла на Омский НПЗ и получила выход в систему транссибирских нефтепроводов Туймазы - Уфа - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск.
Скоро стало ясно, что пуск нефтепровода УБО является только началом работ по созданию мощной системы магистральных трубопроводов для транспорта нефтей от месторождений Западно-Сибирского региона потребителям страны и на экспорт. Работы по созданию этой системы нефтепроводов велись еще долгих 20 лет, до начала 90-х годов.
В настоящий момент магистральный нефтепровод «Усть-Балык - Омск» по прежнему в работе, хотя с введением в эксплуатацию более современных нефтяных магистралей масштабы перекачки по нему уже не поражают воображение. УБО постоянно модернизируется и реконструируется, в том числе путем замены больших участков линейной части трубопровода.
…Что ж, вблизи берега Девкиной протоки уже создана целая база: на огромной площадке, отнятой у кедров и сосен, черною горою лежат плети труб, стоят новые трубоукладчики, роются глубокие траншеи, обезобразившие зеленый ландшафт и пугающие здешних зайцев-беляков и гнездящихся куликов-перевозчиков. А лебеди-кликуны давно уже не летают над протокой…
Такова дань техническому прогрессу! А Природа…она все вытерпит!? Пока…
Вл. Назаров
Нефтеюганск
2018 год.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 16
© 07.11.2018 Владимир Назаров
Свидетельство о публикации: izba-2018-2407356

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ











1