Про ступу и помело


Про ступу и помело
Вопрос Катару:
"Дорогой комиссар. Поясните, почему Пушкин писал "там ступа с бабою Ягой идет бредет сама собой". Почему бабка не летает в ступе на помеле?"
(Александр Уфимцев. Владивосток)

Вы знаете, все эти картавые учебники, толкующие о русском языке и русской литературе, основательно сдвинули набекрень мозги русских людей. Многие считают за истину самую обычную неграмотность, прописанную в назидание юношеству с самого "Высочайшего соизволения". Очень плохо, когда не только царь-дурень, но и советники его ближайшие из той же породы.
А вот если царь хитер и делает дела с умыслом, как то сознательно искажая Великий Язык, окружив себя дурнями, тут разговор иной - государственная политика это.
Сегодня все считают, что помело и метла это одно и то же. Но ведь это не так. По виду общее, а назначение разное.
Метла метет и чистоту наводит, а помело наоборот - плодит неустройство.
Все дело в том, что помело, это палка с привязанным к ней на конце пучком хвойных веток, мочала, тряпок и т. п. для обметания, прочищения (печей, дымоходов). То есть она есть орудие труда трубочиста. А ступа это не что иное, как труба на крыше избы. Дымоходы всегда чистили из трубы, а не из печи.
Русская печь устроена сложно, потому и заслуженным уважением на Руси мастеровые-печники пользовались.
Как правило, на Руси сооружали именно массивные отопительные устройства, ведь в то время люди вели натуральное хозяйство. Их высота составляла до 2 м, длина – более 2 м, а ширина – около 1,5 м. Основная задача такого сооружения – максимально долго сохранять тепло. Для этого при строительстве варочную камеру располагали глубоко в печи, а между этой конструкцией и устьем устанавливали заслонку.
Главные составляющие агрегата:
горнило или топливник – основа любого отопительного сооружения, используемое для приготовления пищи;
свод – часть, расположенная вверху горнила, на которую укладывается массив, способный сохранять тепло;
под – нижний элемент топливника, предназначенный для повышения прочности топочной камеры;
щека – фасадная стена горнила;
устье – отверстие перед горнилом, через которое закладывается топливо и загружается посуда; это часть, соединяющая топливник с комнатой и дымовой трубой;
шесток – площадь, на которой находится хозяйственная утварь перед помещением в топливник или после извлечения из него;
подшесток – неотапливаемый отсек под шестком, предназначенный для хранения посуды или других вещей;
подпечье – область под подом агрегата, где размещаются дрова для протапливания;
хайло – устройство для выпускания дыма в трубу;
печурки – ниши для увеличения отопительной площади и улучшения теплообмена; они использовались для сушки трав, ягод, грибов и хранения посуды или обуви;
порожек – часть устья до свода, предназначенная для повышения КПД путем удержания дымовых газов под дугообразным перекрытием;
перекрыша – верхняя часть, на которой устанавливали лежанку.
Ну и конечно полати - навес от печки под потолком избы.
И возвышалась над всем этим великолепием ступа - труба, которая повысила тягу, но в то же время увеличила и количество выбрасываемого горячего воздуха с искрами. С целью повышения КПД и устранения риска возникновения пожара дымовую трубу начали делать изогнутой и пускать в кожухе оборотами. Таким образом, горячий дым, продвигаясь зигзагами по печи, отдавал тепло кирпичам, искры при этом также гасли. В конце своего пути продукты горения проходили по специальному горизонтальному участку трубы, из которой они попадали наружу уже остывшими.
Был один недостаток во всем этом деле, при том, что печь такая не менялась веками. Трудно, а иногда почти невозможно было прочистить этот зигзагообразный участок. Однако, и здесь пытливый русский ум нашел выход.
Старые парильщики знают, что если на камнях в парной есть сажа, пар будет плохим. Для того, что бы сажа пропала, в самом конце топки бани, в нее подбрасывались осиновые щепы, дрова, которые воспламеняясь моментально слизывают копоть с камней. Такое свойство есть у осиновых дров. Записные парильщики его знают и никогда не боятся угарного газа.
Так вот, мастеровые-трубочисты, после того, как почистили трубу, обязательно затопят печь, а в конце выведут всю семью их нанявшую - бабу Ягу показать.
Один мастеровой положит в печь осиновые дрова, а второй опустит в трубу мочало на палке или просто помело. Затем первый прикроет печь заслонкой и максимально подаст воздуха к осиновым поленьям, которые сгорают без дыма, а сам припрет заслонку колом или поленом. В разогретой печи, начнется горение осины и теплый воздух начнет искать выход. Когда его соберется много, он выбьет помело из ступы и рванет по каналам трубы вверх, увлекая за собой всю сажу в извилистых каналах русской печи. Будет слышен хлопок и над ступой появится черное облако сажи выбитой осиновым горением из трубы русской печи. Кстати, отсюда и пошло выражение "осиновый кол в могилу".
Если облако большое и помело высоко вылетело, то работа сделано добро - пожалуйте мастера к хозяину за наградой по труду вашему честному.
А детям все радость. Они ведь на печи спят и если шалят, то их пугают, указывая на закрытую заслонкой печь - гляди озорник, баба Яга вылезет из печи посадит на лопату и в печь сунет, да унесет тебя в ступу - трубу.
Ну, как люди русские, вспомнили, как печи чистили мастера старые? Погрел, я вам душеньки. То-то. Родное оно всегда к сердцу близко, пухом лебединым греет.
Впрочем, надо сказать, что я не ответил на вопрос о Пушкине.
Представьте старый дом. Избушка на курьих ножках, без окон без дверей. В горнице гуляет ветер и задувает в давно не топленную печь. Холодный Стрибог поднимается по трубе и выдувает сквозняком из ступы черную сажу, осыпавшуюся в каналы трубы. Ни людей, ни тепла, а баба Яга сама курится над трубами брошенного дома. Идет-бредет сама собой.
Вы бы друзья поменьше картавых толкований читали да мульфильмы с пониманием смотрели, поясняя детям, что такое баба Яга.
Кстати, она имела и иное значение. Про это можно прочитать в моей работе "В гостях у бабушки Яги", вот только там она не с помелом, а уже Костяная Нога. А это разные персонажи, которые пошли от теплой русской печи и были скорее оберегом, чем злым гением рода человеческого.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 108
© 05.11.2018 комиссар Катар
Свидетельство о публикации: izba-2018-2405834

Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра











1