АРКТИКА НАС …ПРОКОРМИТ!?


АРКТИКА НАС …ПРОКОРМИТ!?

Друзья!

В России набирает темпы освоение арктических нефтегазовых месторождений. Это одна из немногих точек роста нашей экономики. Ведь добыть, выкачать из суровых северных недр ценное углеводородное сырье еще далеко не все- надо его доставить к заграничным потребителям, то есть на экспорт, за доллары, евро, юани и т.д.! Дальность расстояний и суровость климата ограничивают сооружение трубопроводов: они прокладываются толшько до морских терминалов. Далее путь российского топлива- на нефтетанкерах и судах- газовозах, в сопровождении мощных ледоколов, в том числе и атомных.
В Сети очень мажорно звучит эта тема: АРКТИКА НАС ПРОКОРМИТ! Позволит сделать столь желанный экономический рывок, обеспечит валютой, деловыми партнерами и друзьями на разных континентах!
…Так, в рамках реализации проекта Северный широтный ход (СШХ) в ЯНАО в 2017 году начато строительство железнодорожной линии Бованенково - Сабетта. Проект будет реализован благодаря частно-государственному партнерству. Ж/д Бованенково-Сабетта будет использоваться только для промышленных перевозок нефтегазовых компаний. Протяженность дороги составит - 170 км. Предполагаемая максимальная скорость движения грузовых и пассажирских поездов составит 50 км/час. При нынешней средней скорости 40 км /час на российских ж/д - это не революционно, но неплохо.
Еще в 2011 г корпорация УПУП предполагала договориться с Deutsche Bahn о внедрении немецких стандартов и технологий в строительстве, организации работы СШХ, что позволило бы организовать в перспективе передвижение по ж/д с близкой к нормальной европейской скоростью 468 км/час. Но, не получилось, хотя средства, вероятно, были вложены.Немцы помогли только при строительстве мостового перехода через реку Надым, а потом сотрудничество потихоньку прекратилось. По мнению властей, ж/д линия Бованенково - Сабетта станет заключительным звеном в проекте СШХ с выходом на Северморпуть.
Об этой мечте еще в 2011 г поведал тогдашний глава корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» (УПУП, ныне Коропорация Развития) А.Белецкий.
КОРПОРАЦИЯ УП-УП БЫЛА СОЗДАНА ДЛЯ БЛАГОРОДНОГО ДЕЛА РАЗВИТИЯ СЕВЕРА РОССИИ, ОБЪЕДИНЕННОГО ПОД ЛОЗУНГОМ СТРОИТЕЛЬСТВА СШХ.
Что ж, великолепна идея воплотить в жизнь Северный Широтный Путь! Ведь еще Михайло Ломоносов говорил, что могущество России будет прирастать Сибирью! И. конечно, ее огромной частью- суровой нефтегазоносной Арктикой!
«В ЗОНЕ ОХВАТА СШХ НАХОДЯТСЯ БОЛЕЕ 19 МЕСТОРОЖДЕНИЙ, ЕЖЕГОДНЫЙ РОСТ ДОБЫЧИ ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ НА КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕН СУЩЕСТВУЮЩИМИ ПЛАНАМИ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, В ПЕРСПЕКТИВЕ ФОРМИРУЮЩИХ ГРУЗОВУЮ БАЗУ СШХ.
При содействии правительства ЯНАО и ОАО «РЖД» подписаны соглашения с ключевыми грузоотправителями по осуществлению грузоперевозок по инфраструктуре СШХ. Основной грузовой поток линии будет представлен, главным образом, УГЛЕВОДОРОДНЫМ СЫРЬЁМ, СЛЕДУЮЩИМ НА ЭКСПОРТ. В восточном направлении, в основном, предполагается направление грузов освоения (ЖБИ, трубы, строительные материалы и оборудование и т.д.)».
Экспорт так экспорт! Тут никакой Трам нам не указ! Будет построен и «Северный поток-2», и все другое из запланированной инфраструктуры! Вот…заживем! И пенсий на всех россиян хватит!?
Возможно! Если бы не грядущий мировой экономический кризис!? А он не за горами! И даже Китаю тогда понадобится гораздо меньше голубого топлива и «черного золота»!
Вл.Назаров
***************
1.ДАН СТАРТ СТРОИТЕЛЬСТВУ СЕВЕРНОГО ШИРОТНОГО ХОДА: СШХ, РЖД, САЛЕХАРД, ЯМАЛ.
11 мая 2018 года символическая капсула заложена В ОСНОВАНИЕ БУДУЩЕГО МОСТА ЧЕРЕЗ ОБЬ МЕЖДУ ГОРОДАМИ САЛЕХАРД И ЛАБЫТНАНГИ. Мостовой переход станет частью проекта по созданию железнодорожного Северного широтного хода (СШХ).
Участие в церемонии приняли исполняющий обязанности министра транспорта России Максим Соколов, руководитель РЖД Олег Белозеров и губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – СОЗДАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ, СОЕДИНЯЮЩЕЙ СЕВЕРНУЮ И СВЕРДЛОВСКУЮ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ, КАК ЭЛЕМЕНТА ЕДИНОЙ АРКТИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ.
Значимость этого события заключается в том, что для экономического рывка необходимо развивать портовые мощности, загружать Северный морской путь и создавать полноценную транспортную инфраструктуру - железнодорожный «Северный широтный ход». Он откроет путь к новым – ранее труднодоступным месторождениям, сократит протяжённость доставки грузов, через порт Сабетта откроет доступ в Мировой океан, разгрузит Транссибирскую магистраль.
Следующим ключевым звеном и продолжением «Северного широтного хода» является железнодорожный коридор «Бованенково – Сабетта» – с выходом к морскому порту Сабетта. Расстояние от Бованенково до Сабетты – 170 км. Проектная документация совместно с инвестором уже разработана. Участок «Бованенково – Сабетта» соединит Единую транспортную систему России с Севморпутём, откроет многим российским предприятиям и регионам ворота в Мировой океан, к рынкам Европы и Азии. Эти проекты позволят довести грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн в год.
Важно, что ДОРОГИ БУДУТ ВОЗВОДИТЬСЯ ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТОЛЬКО ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ ОБЬ ПЛАНИРУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ БОЛЕЕ 135 000 ТОНН МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ. БУДУТ СФОРМИРОВАНЫ ТЫСЯЧИ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ, А ОДНО РАБОЧЕЕ МЕСТО В АРКТИКЕ ВЛЕЧЁТ ЗА СОБОЙ СОЗДАНИЕ 14-ТИ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ СТРАНЫ.
Проект создания железнодорожного Северного широтного хода предусматривает строительство железной дороги Обская – Салехард – Надым – Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево с железнодорожными подходами.
Элементами «Северного широтного хода» являются:строительство мостового перехода через реку Обь (2,4 км мостового перехода + 36,7 км железнодорожных подходов); железнодорожная линия «Салехард – Надым» (353,3 км); железнодорожная часть мостового перехода через реку Надым (1,3 км); реконструкция железнодорожного участка «Надым – Пангоды» (104,1 км); реконструкция участка «Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево» (188,1 км); реконструкция участка «Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги» (1 667 км), включая станцию Обская.
В ЗОНЕ ОХВАТА СШХ НАХОДЯТСЯ БОЛЕЕ 19 МЕСТОРОЖДЕНИЙ, ЕЖЕГОДНЫЙ РОСТ ДОБЫЧИ ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ НА КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕН СУЩЕСТВУЮЩИМИ ПЛАНАМИ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, В ПЕРСПЕКТИВЕ ФОРМИРУЮЩИХ ГРУЗОВУЮ БАЗУ СШХ.
При содействии правительства ЯНАО и ОАО «РЖД» подписаны соглашения с ключевыми грузоотправителями по осуществлению грузоперевозок по инфраструктуре СШХ. Основной грузовой поток линии будет представлен, главным образом, УГЛЕВОДОРОДНЫМ СЫРЬЁМ, СЛЕДУЮЩИМ НА ЭКСПОРТ. В восточном направлении, в основном, предполагается направление грузов освоения (ЖБИ, трубы, строительные материалы и оборудование и т.д.).Атомный ледокол провел в Арктике первое судно с антрацитом.
Организационно-правовая модель проекта предусматривает его реализацию на основе федеральной концессии в рамках частной концессионной инициативы, где концедентом (государство, предоставившее концессию) будет выступать Российская Федерация, а концессионером – специальная проектная компания, создаваемая с участием ОАО «РЖД». Финансирование существующих собственных объектов инфраструктуры предполагается за счёт средств участников проекта (ОАО «РЖД», ПАО «Газпром» и правительство ЯНАО), а строительство новых – с привлечением средств частных инвесторов по концессионному соглашению.
Для РЖД это будет первый проект по схеме концессии. Согласно презентации РЖД, доля концессионера (специальной проектной компании) составляет 113 млрд рублей, концедента - 30 млрд рублей, РЖД - 105 млрд рублей.
ПО ОЦЕНКАМ РЖД ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЧАСТИ СШХ СОСТАВИТ 235,9 МЛРД РУБЛЕЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЗАПЛАНИРОВАНА В 2018-2022 ГОДАХ С ВВОДОМ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРОЕКТА В 2023 ГОДУ. В соответствии с данными финансовой модели проект создания СШХ является экономически эффективным для всех его участников.
Для создания единого железнодорожного коридора «Обская – Бованенково – Сабетта» правительством ЯНАО принято решение о строительстве новой железнодорожной линии «Бованенково – Сабетта». В 2016 году осуществлялась подготовка проектно-сметной документации. В рамках формирования железнодорожного коридора «Обская – Бованенково – Сабетта» с развитием морского порта Сабетта ведётся разработка технико-экономического обоснования, которое позволит актуализировать потенциальную грузовую базу проекта и его тарифные параметры; рассчитать сценарные варианты реализации проекта; провести анализ и расчёт потенциальных косвенных эффектов от реализации проекта и т.д. Разработка ТЭО будет завершена в 2018 году.
http://24ri.ru/
*********************
2. НЕФТЬ И ГАЗ АРКТИКИ.
Новая логистическая схема перевалки арктической нефти запущена "Газпром- нефтью". Первые партии нефти с Новопортовского и Приразломного месторождений доставлены на танкер-накопитель "Умба", находящийся на рейде в Кольском заливе.
Созданная на базе плавучего нефтехранилища "Умба" система раздельного хранения и накопления нефти с Новопортовского и Приразломного месторождений позволяет более гибко подходить к планированию объемов танкерных партий. Максимальный грузооборот перевалочного комплекса составляет до 15 миллионов тонн в год.
Танкер VLCC (Very Large Crude Carrier) "Умба" представляет из себя рейдовый комплекс для перевалки нефти грузовместимостью около 300 000 тонн с возможностью одновременной швартовки судов с двух бортов. Инфраструктура накопителя позволяет принимать, хранить и отгружать нефть, а также бункеровку танкеров-челноков и отвозчиков. «Умба» переоборудована с учетом климата Арктики.
Танкер-накопитель «Умба» сменил «Белокаменку», встав на рейде порта Мурманск в Кольском заливе. Это был первый шаг к новой логистической схеме доставки нефти, добываемой на арктических месторождениях. А с недавнего времени схема заработала в полную силу. Во многом это стало возможно благодаря введению в строй серии челночных танкеров, названных именами известных российских мореплавателей.
Один из них «Штурман Альбанов» - головное судно серии арктических челночных танкеров, предназначенных для доставки сырой нефти Новопортовского месторождения с полуострова Ямал в порт Мурманск. Названо оно в честь Валериана Альбанова - полярного исследователя, штурмана экспедиции Георгия Брусилова 1912-1914 годов. Он первым получил Свидетельство судна полярного плавания. Свидетельство подтверждает соответствие судна требованиям Полярного кодекса, вступающего в силу с 1 января 2017 года. Документ выдан Российским морским регистром судоходства (РС) 22 декабря 2016 года.
«Штурман Альбанов» зарегистрирован под российским флагом, порт приписки – Санкт-Петербург. Дедвейт танкера «Штурман Альбанов» составляет 41 454,5 тонны. Российский морской регистр судоходства (РС) присвоил суду ледовый класс Arc7. Танкер спроектирован с учетом особенностей акватории Обской губы, которая отличается большим количеством отмелей, на отдельных участках следования судов относительно небольшой глубиной (менее 10 метров), и покрыта льдом с октября по июль.
«Штурман Альбанов» способен работать в Арктическом морском бассейне в условиях круглогодичной навигации при температурах до –45°С. Осадка судна позволяет ему свободно маневрировать в заливе. Пропульсивная установка, состоящая из двух винторулевых колонок типа Azipod совокупной мощностью 22 мВт, обеспечивает танкеру высокую ледопроходимость и маневренность при преодолении торосов и тяжелых ледовых полей.
Символично, что новые арктические танкеры будут эксплуатироваться именно в том районе, который исследовала экспедиция Брусилова. Остальные челноки серии также носят имена исследователей Арктики. Проект включает в себя шесть судов. Три уже построены и введены в состав «Совкомфлота». Помимо «Альбанова» это «Штурман Малыгин» и «Штурман Овцын».
Месторождение Приразломное расположено в Печорском море, в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 миллионов тонн. Для региона характерны суровые арктические условия: ветер и отрицательные температуры в районе добычи преобладают почти 5 месяцев в году, ледяной покров держится с ноября по май, а полярная ночь — почти два месяца.
Для разработки месторождения создана уникальная ледостойкая платформа "Приразломная", спроектированная и построенная в России. Она стоит на дне моря, рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях и способна выдержать максимальные нагрузки. Толщина стен основания платформы — три метра, скважины бурятся внутри и надежно изолированы от окружающей среды.
В 2017 году на Приразломном месторождении планируется добыть около 2,6 млн тонн арктической нефти. В 2016 году было добыто 2 154 000 тонн, что более чем в 2,5 раза превосходило показатели 2015 года. Спрос на нефть ARCO обусловлен такими особенностями сорта, как высокая плотность (порядка 906 кг/м³), повышенное содержание серы, высокое содержание битумов, низкий показатель коксового остатка, большое количество фракций, используемых для производства масел.
Успешная отгрузка 4-х миллионов тонн нефти на «Приразломной» с начала освоения месторождения — это показатель того, что при использовании современных технологических решений и постоянном экологическом контроле добыча на арктическом шельфе может быть эффективной и безопасной.
В перевозке нефти с «Приразломной» задействованы два арктических челночных танкера СКФ — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», предназначенные для круглогодичной безопасной отгрузки нефти в условиях Арктики. Оба судна построены по заказу ПАО «Совкомфлот» на «Адмиралтейских верфях» (Санкт-Петербург) и специально спроектированы для обслуживания проекта «Приразломное». Танкеры относятся к типоразмеру Panamax, дедвейт каждого составляет 70 000 тонн, длина — 257 м, ширина — 34 м. Суда обладают ледовым классом Arc6, отличаются высокой ледовой проходимостью и способны самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1,2 м, используя принцип движения «кормой вперед», что стало возможным благодаря пропульсивным установкам типа Azipod.
Конструкция МЛСП «Приразломная» позволяет одновременно добывать, хранить и отгружать нефть. Танкеры «Совкомфлота» «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» являются неотъемлемой частью интегрированной системы отгрузки в рамках этого уникального проекта, позволяющей круглогодично и безопасно осуществлять морскую транспортировку арктической нефти. Строительству и эксплуатации танкеров СКФ предшествовала значительная работа по поиску высокотехнологичных решений и специализированная подготовка персонала с учетом накопленного «Совкомфлотом» опыта ледового судоходства.

Новопортовское — одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений ЯНАО. Извлекаемые запасы месторождения по категории C1 и С2 — более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд м³ газа (с учетом палеозойских отложений). Расположено в юго-восточной части полуострова в ЯНАО (в 250 км к северу от г. Надым, в 30 км от побережья Обской губы).
На месторождении добывается новый сорт нефти, получивший название Novy Port. Месторождение расположено вдали от трубопроводной инфраструктуры. Поэтому оптимальным решением для транспортировки сырья была выбрана отгрузка через морской терминал «Ворота Арктики», построенный в районе мыса Каменный Обской губы, Карское море. В Обской губе большое количество отмелей, на отдельных участках глубиной менее 10 метров, и покрыты они льдом с октября по июль. Запуск терминала в эксплуатацию состоялся 25 мая 2016 года при участии Президента России Владимира Путина.
Февраль 2016 года.
http://24ri.ru/
******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
29 июля 2018 года.








Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 11
© 04.11.2018 Владимир Назаров
Свидетельство о публикации: izba-2018-2405142

Рубрика произведения: Проза -> Статья











1