Спектакль окончен...


Спектакль окончен...
Три девушки в бархатных длинных платьях, босые, как ни странно это выглядит при таком количестве разбросанной вокруг обуви, перебирают и начищают десятки пар туфелек, ботинок и сандалий. Замкнутое пространство квадрата, образованного четырьмя скамейками. Паровозный гудок и дым, медленно ползущий со сцены в зрительный зал.
Что здесь от Чехова? Имена трех сестер? Размышления их о смысле жизни и о самой жизни? «Настойчивая вариация мотива напрасно пропадающей красоты» - так назвали свою интерпретацию Чеховских «Трех сестер» ее создатели.
Зрители в полной тишине вслушиваются в разговор Ольги, Маши и Ирины, заглушаемый стуком колес поезда, проходящего мимо, пытаются разглядеть лица, едва различимые во вспышках света, падающего на сцену от мелькающих вдалеке маленьких вагонных окон. На каком языке говорят сестры? Может, это французский, английский или немецкий? Это неважно. История, которая происходила, происходит и будет происходить, независимо от времени и места. Это – история жизни на все времена. В этом ценность классического произведения. Оно навсегда остается актуальным.
Жизнь маленького городка во всей ее красе. Судьба женщин, ограниченных не только условными рамками, но и провинциальным менталитетом. «Стоит только надеть пару туфель, и жизнь изменится!» - так думает каждая из сестер, примеряя обувь на себя, пытаясь даже шнуровать ее. Но туфли вновь оказываются снятыми и заброшенными подальше в страхе изменить свою судьбу. И скамейки периодически перемещаются по сцене, размыкается кольцо, отделяющее девушек от настоящей, как им кажется, жизни. И каждая из них поочередно приближается к краю, с которого стоит сделать только один шаг и... И ничего вновь не происходит, круговорот жизни затягивает в воображаемую воронку.
«Сколько на этот раз проиграл брат; в какое несуразное платье одета та женщина, что бредет по дороге; как ученики высасывают, словно вампиры, силы из молодого цветущего тела учительницы; какой странный посетитель приходил на почту и не отправил письмо; сколько дней простоит теплая погода, чтобы можно было держать окна открытыми; возможно было бы выйти замуж за соседа, будь он моложе лет так на?»... Ничего необычного нет в этих вопросах и обрывках фраз. Это - типичные разговоры провинциальных девушек.
Нагромождение скамеек, их бесконечные перестановки, сопровождаемые психологической хореографией с вплетением в нее элементов мучительных гормональных ломок, желанием быть свободными, словно птицы, с точностью до ощущения кожей показывают различные периоды жизни девушек, смену их настроений и переживаний. Путь, который проходит женщина от девочки до старухи.
Остается загадкой, были ли в жизни трех сестер мужчины, о которых они упоминают? Ведь ни одного мы так и не увидели на сцене. Вероятно, были. Какие? И хочется ответить на этот вопрос только так – НИКАКИЕ! Одни проводят время в клубе со стаканом вина, другие проигрывают целое состояние в карты, третьи еле-еле ноги волочат, передвигаясь. На чье плечо опереться этим девушкам? Остается одно – поддерживать друг друга, подчас непонятным для других образом, чисто по-женски. Ведь они – не эмансипированные бизнес-леди, они - обычные женщины, слабые и беззащитные в своей женственности.
Вопрос о смысле жизни, о предназначении женщины так в итоге и остается открытым. Потому как нет, и не может быть на этот вопрос точного ответа, как нет ответа на вопрос, была бы их жизнь другой, если бы им все-таки удалось надеть пару выбранных «волшебных» туфель, разорвать границы своего существования и вырваться из омута повседневности.
Лишь обнаженные холодные тела, тонкой тенью мелькнувшие в глубине сцены, являются доказательством освобождения мечущихся в поиске смысла бытия из замкнутого квадрата быстро прошедшей жизни, а также безвозвратно утраченной женской красоты и молодости. Поезд чужой жизни продолжает отсчитывать минуты, дни и годы, а души ушедших устремляются по ровной дороге вечности, где, возможно, ими и будет найден ответ на вопрос всех вопросов - «Зачем все это?»...

(Гастроли Республиканского Немецкого Драматического театра
проходили в г. Караганде в октябре 2018 года)





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 18
© 03.11.2018 Лисичка
Свидетельство о публикации: izba-2018-2404550

Рубрика произведения: Проза -> Очерк











1