КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ


КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Казанская икона Божьей Матери, значение которой невозможно переоценить - очень сильный образ, который испокон веков защищал русскую землю от иноземных захватчиков. Перед ней молились не только простые люди, но и князья, цари. О ее чудесах ходят легенды, но молодое поколение не всегда знает не только о ее особенностях, но и достаточно интересную историю. Поэтому начнем с небольшого экскурса в прошлое. Мне хочется пояснить, что история кто написал светлый образ Казанской иконы Божией Матери, и какова его общая предыстория, доподлинно неизвестно. Точные сведения до нас начали доходить только с 1579 года… Сегодня мы говорим «День народного единства», а подразумеваем праздник иконы Казанской Божией Матери. С 1649 года по 1917 год наши предки праздновали этот день также, как мы сегодня отмечаем 9 мая. В самые тяжелые минуты этот святой образ всегда становился на пути наших врагов. В этой связи стоит отметить то, что из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». Казанская икона Божией Матери.
…Эта икона явилась в 1579 году в вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Из летописи тех времен нам известно то, что «… белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”….
В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно. И вот одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Господи помилуй, только подумать, Сама Царица Небесная, явилась во сне одной благочестивой девице, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать» -, сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки. А послужил этому решению взрослых тот факт, что в третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8-го июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор- При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. События чудесного появления образа описал священник Никольской церкви Ермолай, позже известный как патриарх Московский Ермоген, в «Повести и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». На месте пепелища, где девочка нашла икону, Иван Грозный приказал построить женский монастырь. Первыми послушницами стали Матрона и ее мама.
Мне кажется, что есть особый смысл в том, что Казанская обретена в недрах земли! Так как своим явлением Божия Матерь освящает стихии нашего мира — огонь, воду, воздух, растения и землю. В огне и на воздухе явились иконы Толгская и Тихвинская, на водах — Иверская, на деревьях — Феодоровская, Жировицкая. Ведь Казанскаяикона Божией Матери как бы пришла из недр земных, как человек пришёл на Землю из её праха. И эту мистическую связь Богородицы с Землёй глубоко почувствовали на Руси верующие люди. Не случайно зовут в народе Землю — Мать-Земля, а Богоматерь иногда в молитвах именуют "Землею благою".
Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения. Такое чудесное явление святого образа помогло укрепиться людям в вере и вновь вернуться на путь истинный. На месте обретения иконы Иоанн Грозный приказал отстроить монастырь с женской обителью, в которой первой инокиней стала все та же Матрона (а позже и настоятельницей). Со временем образ был перенесен в Казанский храм на Красной площади. Казанская икона Божьей Матери (значение ее) была оценена сразу, поскольку благодаря ей произошло множество чудесных исцелений не только в физическом, но и духовном плане. Слава ее росла день ото дня. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.
Позже с этой иконой связывали не только исцеления физические и духовные, но и множественные победы над врагами земли русской…
Неоценима роль иконы в Казанской Божией Матери и в так называемое «Смутное время»
Конец ХVI – начало ХVII века принято называть Смутным временем (Смутой) – периодом, когда российская государственность переживала тяжелейший кризис. Гражданская война, увеличение роли польских аристократов во власти привели к тому, что по всей России влиятельные боярские кланы сражались друг с другом.
Существенную роль для поднятия духа простого народа сыграл патриарх Ермоген, который призывал не только к миру, но и к сохранению православной веры. Позже за эти речи он был заключен под стражу.
Однако наставления патриарха все же произвели эффект – в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Войска направляются на Москву, по дороге к ним присоединяются казанцы и передают список иконы Казанской Божьей Матери. Православные люди верят, что именно святой образ помог войску одержать победу над поляками. Перед штурмом Московского Кремля, в 1612 году, ополченцы выдерживали трехдневный пост и молились образу Богородицы.
Во время осады Москвы там находился архиепископ Элассонский Арсений. По свидетельствам современников, ему явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал, что благодаря заступничеству Божьей Матери столицу покинут захватчики, а Россия будет спасена. Осенью 1612 года Москва действительно была освобождена ополченцами от поляков. 25 октября этого же года в Кремле был проведен крестный ход, главной иконой на нем стала Казанская Богородица. Пожарский верил, что именно молитвы перед святым образом помогли ему в тяжелой битве. С тех пор икона получила славу заступницы русской земли, в этот день ежегодно русское православие почитает лик Казанской Девы Марии.
…И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского. Стоит отметить тот факт, что у князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. Именно с этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. И 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года был взят Китай-город, а ещё через два дня Кремль. 25 октября в воскресный день русские войска с крестным ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой Богоматери впереди. В этой связи и установлено на 22 октября особое празднование Казанской иконы Божией Матери. Сначала оно распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. Стоит отметить, что впервые Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1624-м году и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. На протяжении веков он несколько раз перестраивался.
Отступая от темы, и как бы заходя в перед отмечу то, что в 30-е года при Советской власти Казанский собор закрыли. Там сделали столовую, затем склад, а летом 1936 года храм сломали. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала . Казанский собор в Москве восстановлен в 1993-м году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы). 4 ноября (22 октября) 1990 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма. Чудотворный список Казанской иконы ныне установлен в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе…
Стоит отметить и то, что особую наиважнейшую роль Казанская икона сыграла в Санкт-Петербурге. Известно почитание этой иконы Петром Великим. В 1709 году накануне Полтавской битвы царю сказали, что в селении Каплуновке находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. По государеву указу образ был доставлен в стан русской армии, который расположился под Харьковом.
Ожидая сражения, царь долго молился пред иконой Божией Матери, он повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя.
В честь великой Полтавской победы Пётр I построил Сампсоньевский собор в Петербурге, куда первоначально и поместил Казанскую икону.
Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга: "Возьми икону Казанскую Божией Матери — и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего".
Безусловно на сегодняшний день Полта́вская би́тва— крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Из истории Государства Российского нам известно то, что Полтавская битва состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года (28 июня по шведскому календарю) в 6 верстах от города Полтавы (Русское царство). Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и, в результате победы в Северной войне, к концу господства Швеции в Европе.
Мне хотелось бы отметить, какой ценой была достигнута величайшая победа России в ключевом сражении Северной войны и озвучить потери сторон в ходе баталии…
Со временем, на месте битвы будет воздвигнута Церковь… а пока;
Потери шведов в битве составили 9224 человека, в плен попали 2973 чел. (итого 12 197 чел.).
Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В братской могиле под Полтавой «Погребены бригадир Феленгейм, полковники Нечаев и Лов, подполковник Козлов, майоры Кропотов, Эрнст и Гельд, обер-офицеров 45, капралов и рядовых 1293, всего погребено 1345 человек».
Ранение получили генерал-лейтенант К. Э. Ренне, бригадир Я. Полонский, 5 полковников, 11 штаб- и 94 обер-офицеров. На поле битвы остались 22 представителя рода Врангелей, без заветно служивших Российской империии на протяжение вековой истории.
… В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII была настолько обескровлена, что уже не могла вести активных наступательных действий. Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошёл перелом в пользу России. На встрече с саксонским курфюрстом Августом II в Торуни был вновь заключён военный союз Саксонии с Россией. Датский король также вновь выступил против Швеции, причём теперь, благодаря приобретённому авторитету, России это не стоило ни денежных субсидий, ни посылки воинского контингента.
Как утверждает историк В. А. Артамонов, «Полтавская победа была самым блистательным триумфом петровского времени. Пётр I законно гордился главной битвой своей жизни. „В свете неслыханная виктория“, „русское воскресение“, „начало нашего спасения и благополучия“ — так именовал он её».
… Но не смотря на летописные своды петровского времени все же существуют мифы Полтавской битвы пытающиеся исказить мировую историю… и так замечу, что мифотворчество вокруг Полтавской битвы началось вскоре после её окончания. Литературной обработке подверглась речь Петра перед баталией. Так, известный текст: «Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние её», — скорее всего, имеет более позднее происхождение (возможно, обработан Феофаном Прокоповичем). Реальная речь была иной и более обыденной: «Делайте, братия, так, как я буду делать, и всё, помощию Всевышнего, будет добро. За победою, после трудов, воспоследует покой».
Хочется отметить то, что Пётр I, закладывая новую столицу, отнюдь не стремился отрубать древние корни православного государства вместе с боярскими бородами, как это нам пытаются сейчас преподнести «историки фороса». Светская, тем более советская иконография делает только один акцент: "Санкт-Петербург — окно в Европу". А надо учесть, что это было русское православное "окно". Царь первым делом переносит в новую столицу из Владимира святые мощи Благоверного Александра Невского. И это духовное деяние надо считать основой государственности Петра I.
В 1710 году царь повелел перевезти из Москвы чудотворный образ Казанской Божией Матери. Скорее всего это была икона — список с явленной, обретённой в Казани. Икону поместили в часовне на Петроградской стороне близ Старого Гостиного двора. Потом на место Казанской часовни поставили церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Некоторое время Казанская икона пребывала в Александро-Невском монастыре. Императрица Анна Иоановна повелевает построить для Казанской иконы специальный храм. Русский архитектор М.Е.Земцов воплощает этот замысел. Храм встаёт на углу Невского и Мещанской (впоследствии Казанской). Анна Иоановна украшает икону драгоценностями, ювелиры создают изумительный по красоте оклад, выражая великое преклонение пред иконой. В народе храм обрёл сразу же своё естественное название — по находящейся в нём святыне — иконе Казанской.
С нею связано восшествие на престол Екатерины Второй, где она была провозглашена императрицей, а её семилетний сын Павел — цесаревичем. Так Казанская становится ещё и покровительницей российских императоров.
Павел I, вступив на престол в 1796 году, решает воздвигнуть более достойный храм для общенациональной святыни. Объявляется грандиозный конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А побеждает бывший крепостной, ещё не создавший себе имени архитектор А.Н.Воронихин. Он спроектировал собор по образу собора святого Петра в Риме, тем самым воплотив въяве глобальную национальную идею: Россия в чреде Рим — Константинополь остаётся столицей вселенского православия. Эту ипостась утвердил ещё великий русский князь Иван III (1462 — 1505 гг.). В его княжение инок Филофей изрёк знаменитую фразу, ставшую формулой правления русских богопомазанников: "Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти". Конечно, он имел в виду Москву, но сама доктрина (Россия — центр православия) была перенесена и на Санкт-Петербург промыслами Казанской и трудами архитектора Воронихина.
Проект был одобрен Павлом I, а первый камень при начале строительства заложил 27 августа 1801 г. Александр I. Собор строился десять лет, а в центральный иконостас была помещена Казанская икона Божией Матери — святыня Санкт-Петербурга.
В 1812 году пришло новое испытание для России — Отечественная война.
В исследованиях авторов советского периода (1917-1991 гг.), посвященных войне 1812 года мы почти не находим работ, связанных с изучением роли, Православия в жизни армии и народа. Цель настоящей статьи напомнить о тесной, неразрывной связи между силой оружия бранного и духовного.
Из истории Русской Православной Церкви и Государства Российского нам известно, что с первых веков принятия христианства русское православное воинство сражалось с неприятелем под покровительством чтимых образов Божией Матери. Святые иконы уносили от врагов как важнейшее сокровище, они сопровождали войска во всех походах и сражениях.
25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен "За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков". К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамёна, жезлы. Донские казаки доставили отбитое у захватчиков серебро из разграбленных московских храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы. В 1813 году скончался светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов и был удостоен чести быть погребённым в этом соборе…
Примечательно так же, что в нач. ХХ века оригинал иконы был утерян. Однако Что такое революция в небесном, а не земном ее измерении, знает каждый христиан. Если людей охватывает своего рода безумие, всепожирающая страсть к ниспровержению монархического порядка, каждый революционер, партийный или беспартийный, становится похож на того евангельского одержимого, жившего «у гробов», которого даже Христовы апостолы не могли исцелить, поскольку в нем сидела сила не одного а «легиона бесов». Христово Воскресение начиналось с выведения Христом в рай ветхозаветных праведников. Революция начинается с того, что сатана выводит на землю полчища бесов, которые беспрепятственно вселяются в людей и ведут их на баррикады. Почему силы Господни не помогали нам в эту трудную минуту? Потому что русские люди в немалой части своей в дореволюционное время оставили духом своим Христа, прилепляясь всё больше к Вельзевулу. Служение Мамоне, богатству, устремление к достатку любой ценой, стало страшным поветрием в народной среде, начиная с 1860-х годов. Одни богатели, другие разорялись, люди из крестьян выбивались в купцы и дворяне, у всех на виду было это движение к материальному успеху, рывок как в другой мир, совершенный не за три и четыре поколения, а почти мгновенно - в одно поколение. Растет зависть и злоба, кто не мог трудиться честно, понимая, что на обмане, насилии и воровстве достичь богатства гораздо быстрее. Об этом нам повествует трагическая история похищения чудотворной Казанской иконы Божией Матери. А ведь в результате этого революционного кощунства, из церковной жизни русского народа был изъят один столпов, хранящих православных России от внутренних врагов. Явленная икона была не просто хранительницей нарда, но защитницей от «агарянского зловерия», а значит смирительницей тех исламских радикальных поползновений на христианство, которые могли и тогда в 19 веке существовать, как они распространились сегодня. Но тогда эту обузу взяла на Себя Божия Матерь. И вот в 1904 г. ее украли русские люди, но безбожники и святотатцы, для которых стремление к обогащению превратилось в сатанизм. И ад открыл свою всепожирающую пасть после этих событий, а вскоре грянула революция 1905 г., а за ней и 1917 г. Помнить о тех событиях, значит, сделать глубокие выводы о последствиях тех страшных событий; значит не быть сегодня наивными людьми, считающими, что все само собой устроится, а наше дело только принимать события такими, какие они есть. Если святыни не отстаиваются молитвами всего народами, его устремленностью, не к комфорту и материальному благоденствию, а к духовному спасению в вечности, то они уходят из нашей жизни и защищать ее от бесовского вторжения нам приходится самим. А это путь Голгофы, путь величайших испытаний, выдержать которые могут не все. Ниже приводим очерк Казанского краеведа А. М. Еладшева об истории похищения в 1904 г. чудотворной иконы. Существует несколько версий утраты чудотворного лика. По первой и самой распространенной, в 1904 году Казанский монастырь был ограблен. Святотатцы под предводительством Варфоломея Чайкина украли из обители образы Богоматери и Спасителя. Воров быстро нашли, но после обысков обнаружить сами иконы не удалось. Описание этого случая в судебных документах гласит, что дома у преступников были найдены только части богатых драгоценных риз. Именно оклады заинтересовали воров, по их свидетельствам, сами иконы они изрубили и сожгли. Все чудеса после этого времени связывают со списками Казанской Божьей Матери…
…Однако многие исследователи не верят в такую версию. Ведь к началу ХХ века слава о Казанской Божьей Матери уже гремела на всю Россию. Представить, что воры не знали, какую икону они выносят из храма, сложно. Историки высказывают предположение, что образ был продан, поскольку мог стоить намного больше, чем драгоценный оклад. Подходил к концу июнь 1904 года. Казанские обыва­тели лениво следили за событиями далёкой и не совсем понятной войны на восточных окраинах империи, с заметным интересом обсуждали городские новости и тщательно готовились к большому церковному празд­нику обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери, который ежегодно отмечался 8 июля. Но праздник не состоял­ся. Икона была похищена.
От сюда и возникло предание о том, что была украдена не явленная икона передаётся из поколения в поколение и многие православные верующие считают, что чудотворная икона находится в кладбищенском храме Ярославских чудотворцев. И это не случайно, ведь по одной из альтернативных версий, воры вынесли не оригинал, а копию образа. Опасаясь грабежей, настоятельница монастыря на ночь забирала святой лик к себе в покои. По другой, икона была продана и спрятана где-то на территории России. Однако сегодня место ее нахождения неизвестно.
Еще одно предположение высказывает казанский историк Дмитрий Хафизов. По его версии, оригинал иконы был вывезен из России в 1920-х годах, а позже продан на аукционе лондонскому коллекционеру. Версия связана с историей «Ватиканского» списка, который некоторое время считался найденным оригиналом иконы Казанской Божьей Матери.
После 1917 года Казанская икона страдает и бедствует вместе с народом.
36 лиц духовного звания, в том числе митрополит Вениамин, были арестованы и приговорены к мученической смерти "за сопротивление в изъятии церковных ценностей для голодающих Поволжья". Иконостас — бесценный художественный памятник, оклад и прочее убранство иконы были спешно и варварски разобраны и отправлены на переплавку. Красные варвары боялись народных волнений и своё чёрное дело вершили ночью и почти тайно. Вершиной надругательства стало "упразднение" собора в 1929 году и создание в нём Музея религии и атеизма. Казанскую икону, чудом спасённую, сумели перенести в действующий Князь-Владимирский собор, в котором она пребывает и по сей день.
«Ватиканский» список иконы
С приходом советской власти, с 1917 по 1920 годы многие религиозные святыни были вывезены из России. Среди их числа оказалось немало ценных списков Казанской Божьей Матери. Один из самых известных сегодня носит название «Ватиканский». Краткое описание его истории начинается с 1950 года, когда образ был приобретен коллекционером и археологом Фредериком Митчеллом-Хеджесом. Позже икону выкупила американская организация Blue Army, а с 1993 года образ хранился в личных покоях папы Иоанна Павла II.
Начиная с 90-х годов ХХ века католическая церковь несколько раз высказывала намерение вернуть лик на родину. При этом условием передачи иконы был приезд папы Иоанна Павла II в Россию. Русская Православная Церковь во главе со Святейшим Патриархом Алексием II не соглашалась с этим требованием. Поэтому передача почитаемой святыни затягивалась.
Ошибочно предполагалось, что хранящийся в Ватикане образ и есть утраченным оригиналом иконы. Однако искусствоведческая экспертиза 2003 года, проведенная международными экспертами, показала, что время создания этого списка – XVIII век. Он не является оригиналом или одной из первых копий Казанской Божьей Матери. По некоторым данным, «Ватиканский» образ – икона, которая принадлежала схимонахине Александре, основательнице Дивеевской общины.
Через год после экспертизы, в 2004 году, Ватикан передал хранящуюся у них копию Казанской Богородицы России без каких-либо условий. Сегодня «Ватиканский» список находится в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря, где раньше был подлинник иконы.
Казанская Богоматерь и современность
Икону Казанской Богоматери почитали во все времена, однако в ХХ веке она была забыта основной массой людей. Посвященные ей храмы были разрушены, а история заступничества святыни при битвах с врагом не афишировалась. Даже использование списков Казанской иконы Божьей Матери в годы Великой Отечественной Войны долгое время замалчивалось.
Стоит отметить, что с Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом,
конечно не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько хватило сил. И Богородица несомненно прибавила людям мужества, укрепила волю к победе. Эту несгибаемую волю ныне всё человечество считает величайшим феноменом.
[В 1941 году петербургская Казанская икона Пресвятой Богородицы явила еще одно чудо. Митрополиту гор Ливанских Илие, получившему благословение патриарха Антиохийского Александра III молиться за спасение России, явилась в видении Божия Матерь и объявила определение Божие для российского народа в столь критическое время.
"Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю.
Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России", — эти слова Пресвятой Девы митрополит Илия смог передать в Россию.
По некоторым данным, Сталин отнесся со всей серьезностью к услышанной информации, велел секретарям выяснить у историков все, что касается чудотворной Казанской иконы, и, в частности, историю спасения ею Москвы, после чего вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия.
В Ленинграде, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери.
В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба, знаменитая битва началась с молебна перед образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления.
В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев.
В дни страшной блокады во время Великой Отечественной войны эти слова знали все жители осаждённого города. И верили, что враг не войдёт в город, пока на него
распространяется покровительство Божией Матери.
Казанская икона Божьей Матери, спасающая Москву от захвата нацистами. Тайный визит Сталина к святой Матроне Московской. «Воздушный крестный ход» по приказу Верховного главнокомандующего. Эти и другие чудеса многие потомки победителей считают частью истории Великой Отечественной войны. Но как отличить правду от мифа?
Распространенная легенда гласит: в конце 1941 года в самый разгар Битвы за Москву по приказу Сталина над городом был совершен «воздушный крестный ход» – столицу облетел самолет с иконой Богородицы и тем самым спас город. Известно и о других религиозных чудесах, якобы произошедших в годы ВОВ, среди которых – пророчество Матроны Московской, прозвучавшее во время встречи со Сталиным, и особая роль Казанской иконы Божьей Матери в обороне Ленинграда и Сталинградской битве. Естественно, в советской историографии обо всём этом не было и не могло быть упоминаний. Так откуда мы сегодня знаем о чудесах в годы Великой Отечественной? И почему одни в них верят, а другие отрицают?
Казанская икона и спасение России
«Я спрашивала: «Матушка, а когда это будет?» – После войны! Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители один хуже другого. Растащат Россию»
Еще в позднем СССР в самиздате ходили рассказы о Великой Отечественной войне, озаглавленные «Казанская икона Божьей Матери – благословение России и Петербургу» или «Чудеса от Казанской иконы Божьей Матери». Их авторство оставалось неизвестным вплоть до начала 90-х, но после крушения Союза выяснилось, что составителем являлся протоиерей Василий Швец. С 1993 года эти рассказы получили широкую известность, войдя в сборник «Россия перед вторым пришествием» православного журналиста и писателя Сергея Фомина.
«Когда началась Великая Отечественная война, – писал Швец (цитата по книге Фомина), – патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России... Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский патриархат)... Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет».
«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда – сдавать нельзя, – якобы сказала Богородица. – Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
«Владыка, – продолжает Швец, – связался с представителями Русской церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено... Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага... Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен... После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом... это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери... Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали».
«20 000 храмов Русской православной церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда! Молился даже Иосиф Сталин (об этом есть свидетельства)», – утверждает протоиерей.
«Воздушный крестный ход»
История, согласно которой в конце 1941 года Москву облетел самолет с иконой Богоматери, также получила широкое распространение благодаря писателю Фомину и протоиерею Швецу. Вот еще одна цитата из упоминавшегося выше рассказа: «Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери... Волоколамское шоссе было свободно, и ничто не мешало немцам войти в Москву».
На этом месте Фомин дает сноску: «Как гласит московское предание, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена, а 9 декабря 1941 года освобожден Тихвин».
А дальше Швец пишет: «Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград».
Возможно, именно из-за такой подачи материала в истории о «воздушном крестном ходе» 1941 года впоследствии возникло столько путаницы. В ней по сей день фигурирует то Тихвинская икона, то Казанская.
Православный писатель Николай Блохин утверждал, что еще ребенком лично слышал историю про облет Москвы с Тихвинской иконой – такой рассказ прозвучал в разговоре отца Блохина с Главным маршалом авиации Александром Головановым. «Он (Голованов) рассказывал, что, мягко говоря, удивился, услышав приказ Сталина, – говорил Блохин в своих интервью. – Метель жуткая, в нескольких метрах ничего не видно – а ему надо лететь на американском «Дугласе» вокруг Москвы... Решил штурмана не брать: лучше он один разобьется. И чего там штурманить, когда все равно не видно ничего? Но ему дали очень интересных пассажиров – священника с иконой и тремя женщинами. Тогда он говорит батюшке: «Вообще-то так: полет наш непредсказуем – вы понимаете? Я знаю, что вы добровольцы, но...». – «Милок, – отвечает батя, – какая непредсказуемость? С нами Царица Небесная!»... Взлетел. И вдруг заметил, что в самолете необычно тихо. Посмотрел: моторы работают, а шума почти нет... Ясно слышны голоса священника и певчих: «Царица моя преблагая, надежда моя Богородице...». А по радио голос из Кремля: «Саша, сделай погромче...». Сталин любил церковное пение, об этом рассказывали его приближенные после смерти вождя».
По словам Блохина, при этом разговоре присутствовал Василий Сталин, который «подтверждал историю об облете Москвы с чудотворной иконой, которую рассказывал Голованов; наверное, слышал о ней от отца или его приближенных».
Сегодня в прессе также можно встретить ссылки на воспоминания Валентина Владимирова, который в 1941 году служил в охране Кремля. «Когда я стоял однажды на посту у Боровицких ворот, – вспоминает он, – мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и крестами, и лишь позже выяснилось, зачем. Через несколько дней самолет «Дуглас» поднялся в воздух с иконой Казанской Божьей Матери и трижды облетел Москву. Затем состоялся крестный ход вдоль оборонительных сооружений. То ли по случайному изменению в погоде, то ли действительно по велению высших сил, но тут же началось резкое похолодание и повалил густой снег».
В преддверии 72-й годовщины Победы информагентства распространили рассказ 92-летнего ветерана Великой Отечественной войны Владимира Киндюка, который заявил, что лично участвовал в выполнении секретного задания Сталина – облета Москвы самолетами с иконами на борту. Правда, по версии ветерана, в миссии были задействованы шесть учебно-тренировочных «трехместных» самолетов И-16 и двенадцать священников с небольшими иконами в руках.
Рассмотрим Пророчество Матроны Московской
Вновь обратимся к сборнику Сергея Фомина «Россия перед Вторым Пришествием». Впервые он увидел свет в 1993 году, был отпечатан в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, впоследствии многократно переиздавался и все издания выходили, как указано в биографии автора, по благословению архимандрита Кирилла (Павлова) и протоиерея Николая (Гурьянова). То есть перед нами вполне солидное православное издание, чем и объясняется повышенное внимание к нему.
В этой работе, в частности, сказано: «Блаженная Матрона Димитриевна Никонова в 1939–1940 гг. говорила: «Ну что, вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война накануне. Конечно, много народу погибнет, но наш русский народ победит». Бесспорным фактом является приезд к ней в Царицыно в октябре 1941 г. И. В. Сталина. Блаженная сказала ему: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы».
Фомин ссылается на «Сказание о житии блаженной старицы Матушки Матроны» (составитель З.В. Жданова, 1993 год) издания Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Там приводится воспоминание одного из близких Матроны: «Мой дядя, Никита Ермаков, работал во время войны в Кремле, подвозил продукты. Когда немцы приблизились к Москве, вот-вот возьмут, то Сталин готовился к выезду из Москвы. Мой дядя сумел к нему подойти и сказать, что есть такая блаженная мать Матрона, прозорливая, которая может сказать Вам, как поступить: уезжать или нет. И дал адрес. К ней он приезжал, она сказала: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы».
Другой рассказ об этом событии звучит так: «Еще Матрона как-то сказала мне и всем людям, которые были рядом (а это было в 1939–1940 году): «Ну, что, вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война накануне. Конечно, много народу погибнет, но наш русский народ победит». Люди рассказывают, что Сталин был у Матроны, она ему не велела уезжать из Москвы, похлопала его по правому плечу и сказала: «Красный петух победит». Она во время войны в Царицыно жила».
Третье упоминание Сталина в житии Матроны Московской звучит так: «Были другие предсказания... Как-то сказала: «Кто знает, может, Господь и простит Сталина! Он сам пленник». Я спросила: «У кого?» Она: «У Кагановича и всех Тех!»... Это было сказано Матушкой в 1943 году. Потом она часто говорила мне: «Не горюй, скоро всю 58-ю статью распустят, не будет того, что было»... Я спрашивала: «Матушка, а когда это будет?» – После войны! Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители один хуже другого. Растащат Россию».
В этой связи отметим, что в 1999 году Матрона Московская стала местночтимой святой Московской епархии, а в 2004 году состоялось ее общецерковное прославление. Тогда же и выяснилось, что, по выражению специалиста по древнерусским житиям Андрея Зайцева, «ей катастрофически не повезло с житием». «Народное почитание Матроны было огромным, – писал Зайцев. – Чудесные исцеления и помощь немало этому способствовали. А вот канонического жития с проверкой фактов жизни и объяснением духовного смысла подвига блаженной перед канонизацией составлено не было».
«Сказание о житии блаженной старицы Матушки Матроны» было подвергнуто резкой критике со стороны Синодальной комиссии по канонизации. В итоге был составлен канонический текст жития, в котором были устранены «исторически недостоверные и богословски искаженные сведения о святой». В частности, исчезли все упоминания о Сталине. К сожалению на сегодняшний день даже в православных СМИ можно найти немало критических (а в рамках блогов – остро критических) публикаций о встрече Матроны Московской со Сталиным, о секретной операции по облету Москвы с иконой Богоматери и об истории, рассказанной в свое время протоиереем Василием Швецом. Возьмем к примеру статью из Православного журнала «Фома» он корректно сообщает: «Один из мифов гласит, что осенью 1941 года к блаженной Матроне тайно приезжал сам «отец народов» Иосиф Сталин... Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было... Вот слова на эту тему уважаемого пастыря и богослова, насельника Сретенского монастыря в Москве иеромонаха Иова (Гумерова): «...Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред».
Многочисленные публикации практически одними и теми же словами утверждают, что облет Москвы с иконой Тихвинской Божией Матери был попросту невозможен: «Доподлинно известно, что в 1941 году православная святыня находилась в Тихвинском краеведческом музее, поскольку все городские храмы ранее были закрыты большевиками. Немцы захватили Тихвин 8 ноября 1941 года, перед оставлением города они вывезли икону в тыл и передали ее в Риге главе Псковской православной миссии митрополиту Сергию (Воскресенскому). После окончательного отступления гитлеровцев икона покинула нашу страну и вернулась в Россию лишь в 2004 году».
В сетевых публикациях о корректности подчас забывают вовсе. О многом говорят уже заголовки. Например, такой: «Разоблачение национал-коммунистических мифов истории: облет Москвы с Тихвинской иконой 8 декабря 1941 года».
Действительно, и «Чудеса» протоиерея Василия Швеца, и рассказы о «воздушном крестном ходе» по приказу «отца народов», и житие Матроны Московской от Ждановой можно при желании трактовать как создающие определенный образ Сталина. Не обязательно положительный, просто сложный и не однозначно отрицательный. И это порождает острую полемику в церковных и околоцерковных кругах. К примеру, священник Николай Булгаков, первый или, по крайней мере, один из первых публикаторов в печатной прессе (еще в 1991 году) «Чудес» Василия Швеца, в 2011 году писал: «Слово о Казанской иконе стало широко публиковаться. Но и сегодня можно услышать рассуждения о том, что это сказание – якобы «благочестивый миф». Причем «основанием» для таких утверждений бывает лишь: «это невозможно», «нет документов»... У предания документов по определению быть не может. Впрочем, и у писания тоже может их не быть. Ни печатей, ни подписей, ни «единиц хранения» у очень многих исторических источников, как известно, не было».
В настоящее время документов действительно нет. Историческая наука здесь не помощник. Это вопрос веры. Но не стоит сбрасывать со счета приказ Начальника Главного Политического Управления Советской армии генерал – полковника Дмитрия Антоновича Волкогонова - советский и российский историк, философ, политолог и политик. Генерал-полковник. Профессор, доктор исторических наук и доктор философских наук. Член-корреспондент РАН с 7 декабря 1991 года по Секции гуманитарных и общественных наук. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, отдавший приказ уничтожить документы периода начала Великой Отечественной войны… какие секреты скрывались от общественности хранителями истории?
Интересные факты из истории образа
Первые чудеса Казанской Божьей Матери были зафиксированы будущим патриархом Ермогеном, буквально сразу после обретения образа. Так, к двоим слепым мужчинам, которые помогали переносить икону в церковь, вернулось зрение.
Первый список явленной в Казани иконы был сделан по приказу Ивана Грозного уже в кон. XVI века.
День почитания Казанской иконы отмечается православными верующими два раза за год. 21 июля (8 июля по старому стилю) празднуется обретение святого возраста – дата возникновения иконы на пепелище Казанского Кремля. 4 ноября (22 октября по старому стилю) почитается в честь первого большого чуда – освобождения Москвы от поляков.
Казанская икона Божьей Матери чтилась как Покровительница династии Романовых. В 1649 году во время всенощной 22 октября у царя Алексея Михайловича родился наследник Дмитрий Алексеевич. Событие это трактовалось как милость Богоматери к царскому роду. Кстати, именно с этого года указом Алексея Михайловича 22 октября стало официальным всероссийским днем почитания Казанской Божьей Матери.
Почитание иконы как защитницы Руси, связано не с оригиналом образа, а с его списком. Именно с копией святого лика Минин и Пожарский вошли в Москву и победили поляков в 1612 году. При царе Михаиле Федоровиче Романове в городе был построен Казанский храм, в котором хранилась чудотворная икона. Примечательно, что московская копия, как и оригинал, была утеряна в нач. ХХ века. В 1918 году ее выкрали из храма, злоумышленников так и не нашли, дальнейшая история образа сегодня неизвестна. В 30-х годах, несмотря на недавно проведенную реконструкцию Казанского собора, власти посчитали содержание храма слишком затратным и просто снесли его. Отстроена обитель за1990-1993годы.
Вторая почитаемая наравне с оригиналом копия – Петербуржская. В1801-1811годах специально для хранения чтимого списка был возведен собор Казанской иконы Божией Матери, крупнейший храм Санкт-Петербурга. Спустя год он стал символом победы над Наполеоном. Здесь же был похоронен фельдмаршал Кутузов. Как и московский храм, собор был упразднен в 30-х годах и возрожден через 60 лет.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В октябре 1947 года митрополит гор Ливанских Илия, проявивший себя горячим и преданным молитвенником за Россию и Русскую церковь, был приглашен Сталиным в Москву. По распоряжению советского руководства владыку наградили Казанской иконой Божией Матери, крестом с драгоценностями и панагией, украшенной драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. Однако история иконы Казанской Божией матери, жизнь её доказывает, что в самые тяжёлые годы Россия могла надеяться на заступничество Богородицы, что утрата веры в народе тяжело может сказаться не только на жизни каждого отдельного человека, но и на жизни нашей страны.В этой связи стоит отметить то, что только в1950 году послушница игуменьи Маргариты монахиня Агафья раскрыла Казанскому архиепископу Сергию (Королёву) тайну поведения настоятельницы монастыря на знаменитом судебном процессе. Ввиду того, что было несколько попыток украсть чудотворную икону, настоятельница на ночь, после вечернего богослужения, выставляла список с иконы, а подлинная в это время находилась у неё в келье. Так было и в ночь кражи. Поведавшая эту историю монахиня Агафья упокоилась в 1996 году.
Ситуация изменилась с 90-х годов ХХ века, когда к лику снова начали обращаться люди. Чудотворная икона помогала верующим в разных ситуациях – известны случаи излечения от слепоты и глухоты, избавления от других болезней. Многие верующие рассказывают, что Божья Матерь помогала им решать сложные проблемы. После молитвы перед образом она являлась во снах и подсказывала правильный путь. Особой иконой Казанская Богоматерь стала для детей – считается, что она оберегает их от несчастий и бед. Помогает Богородица и семейным парам. Существует даже предание, что если свадьба выпадает на день почитания святого образа, то супруги долгие годы будут жить счастливо и в согласии.
21 июля патриарх Алексий II торжественно передал в Казанском кремле местным православным верующим чудотворную икону Казанской Божьей матери. Эта икона еще год назад находилась в личных покоях недавно умершего римского папы Иоанна Павла II. Понтифик очень дорожил ею и все-таки решил возвратить в Россию, как знак возможного примирения двух враждующих ветвей христианства... История чудотворной иконы началась в XVI веке, когда московский царь Иоанн Грозный захватил столицу татарского ханства Казань и сжег город дотла. Девочка Матрена нашла эту икону на пепелище. В те дни город превратился в горячую груду пепла, а найденный на углях образ Богоматери, написанный красками на деревянной иконе, совершенно не пострадал от огня...
Как отмечал политический обозреватель РИА-Новости Анатолий Королев;
21 июля патриарх Алексий II торжественно передал в Казанском кремле местным православным верующим чудотворную икону Казанской Божьей матери. Эта икона еще год назад находилась в личных покоях недавно умершего римского папы Иоанна Павла II.
Понтифик очень дорожил ею и все-таки решил возвратить в Россию, как знак возможного примирения двух враждующих ветвей христианства.
28 августа прошлого года икона вернулась в Россию.
История чудотворной иконы началась в XVI веке, когда московский царь Иоанн Грозный захватил столицу татарского ханства Казань и сжег город дотла. Девочка Матрена нашла эту икону на пепелище. В те дни город превратился в горячую груду пепла, а найденный на углях образ Богоматери, написанный красками на деревянной иконе, совершенно не пострадал от огня.
Этот факт тогда настолько поразил современников, что икону сразу признали святыней. Слух о чуде прокатился по всей России. В Казань, к иконе потянулись паломники. Вскоре выяснилось, что несгоревшая икона творит чудеса, что молитва перед иконой приносит несчастным излечение от болезней, что истинно верующим она дарует исполнение чистых желаний, а кающимся грешникам помогает спастись от искушения.
С той поры Казанская икона Божьей матери – стала одной из самых почитаемых икон в России, но вдруг случилось непостижимое - в 1904 году ее украл из храма вор Чайкин, который был вскоре пойман, и который признался на следствии, что драгоценный оклад с иконы продал, деньги пропил, а вот саму икону сжег.
Гибель иконы поразила страну. Святотатство грабителя сочли страшным знамением для империи, - знаком близкой гибели государства и церкви.
Вся надежда оставалась на две копии, которые в XVII веке сделали иконописцы с чудотворной иконы. Их тоже признали чудотворными иконами. Считалось, что одна икона спасла Москву от нашествия поляков в годы царствования Лжедмитрия I, а вторая – спасла Россию в войне с Наполеоном.
В годы революции обе святыни пропали, но незадолго до начала второй мировой войны одна из копий была обнаружена за границей. Сначала находка хранилась в женском Фатимском монастыре, а затем икона была торжественно передана в Ватикан.
В конце концов, она стала любимой иконой Папы Иоанна Павла II, перед ней он молился в своих личных покоях в папском дворце в Ватикане.
Если учесть, что икона Казанской Богоматери выполнена в древнерусской традиции иконописи, и принципиально не похожа на католические образы, то почитание этой иконы главой римской церкви уже сам по себе факт удивительный.
Русская каноническая икона – полная противоположность духу католицизма. В Риме в цене живописная картина на темы Библии и Евангелия. Христос и святые отбрасывают тени от солнца или луны. По кресту распятия струится густая кровь. Рай похож на бал в королевском дворце. Принцип католической картины – эмоциональное переживание библейский событий.
Глядя на картину, католик видит нравоучительную историю веры.
Русская каноническая икона – система символических знаков.
Здесь все условно. Иерусалим – ступеньки для духа святого. Голгофа – горка из условных мазков. Это следы Бога, но никак не настоящие камни. Кровь Христа не кровавые сгустки, а капли света спасения. Невозможно представить на русской иконе Христа, с выбитыми зубами и кожей в занозах и сизыми синяками, как, например, на гениальном алтаре художника Грюневальда в Изенгеймском монастыре. Там Христос превращен пытками в кусок кровавого мяса, прибитый к кресту мучителями.
Христос русской иконы на кресте абсолютно нетронут ни бичами римлян, ни пытками палачей. Он не прибит гвоздями к дереву, а парит над миром. И руки его раскинуты, чтобы обнять мироздание. Тут нет места эмоциям, тут царит не правда фактов, а высшая истина происходящего, сияет смысл событий.
Сикстинская мадонна Рафаэля несет на руках младенца и видно, что дитя имеет вес.
На руках Богоматери у русского мастера Дионисия младенец свят, но веса не имеет.
Каноническая русская икона трудна для восприятия.
“Икона ничего не изображает, она являет”, пишет современный русский иконописец отец Зинон.
Ее смысл - передать присутствие Бога, изобразить не картинку для сердца, а потусторонний взгляд Господа устремленный в тебя.
Православные мистики считают, что иконописец не должен заслонить своим мастерством Бога, что он вообще обязан исчезнуть в акте иконописания. Тогда икона становится подлинной. Она транслирует с неба силу Господа. Вот это качество трансляции божественной силы и делает икону чудотворным ангелом, который, спустившись с неба в храм, прямо к лицу молящегося слышит его молитву, читает его мысли и исполняет мольбу.
Эта вера в слияние с Богом и отличает православную икону от католической иконы.
У католиков культ дистанции между тобою и Богом, культ органной музыки, красоты и проповеди. В этом есть своя правда и сила.
У православных культ близости с Богом, культ происходящего таинства. И это тоже бесценно.
“Не мы смотрим на икону – икона смотрит на нас”, говорил богослов Трубецкой.
Обе традиции и католическая и православная, имеют свои достоинства, но сблизить их без взаимных потерь невозможно.
Также сегодня возобновлена традиция крестных ходов в честь образа Божьей Матери. Например, с 2000-х годов в Казани два раза в год проходят многотысячные ходы с «Ватиканской» иконой. Паломники и прихожане идут от Благовещенского собора до места обретения святыни. СПРАВКА «ФОМЫ»
Казанский образ, возвращенный в Россию в 2004 году из Ватикана, одно время считался подлинником, обретенным в Казани в 1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Эта икона была продана в Лондоне русским купцом Шевлягиным, уехавшим из России после революции. В 1970 году она была передана в церковь Девы Марии в Фатиме (Португалия), а в 1981 подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II. В его покоях икона находилась 11 лет.
21 июля 2005 года (год празднования 1000-летия Казани и 450-летия Казанской епархии) икона была торжественно передана в Казань Святейшим патриархом Алексием.
В России было три особо чтимых образа Казанской иконы (чудесно обретенная и два списка с нее):
1. Явленная икона в Казани – находилась в Богородичном монастыре. Похищена и уничтожена в 1904 году.
2. Икона князя Дмитрия Пожарского. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список Казанского образа. Ситуация в войске была таковая, что нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, отбивать новые приближающиеся польские войска, но и смирить разгул, пьянство среди казаков и ополченцев, ранее прибывших под Москву. После трехдневного поста и молитвы всего войска перед Казанской иконой Москва была освобождена. Сейчас этот образ находится в московском Богоявленском соборе в Елохове.
3. Петербуржский список. Петр I считал Казанскую икону особой покровительницей основанного им города, он верил, что благодаря молитве перед ней смог одержать победу над шведами под Полтавой в 1709 году. В 1812 году М.И. Кутузов молился у Казанской иконы. 22 октября (4 ноября по н. ст.) в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов.
Этот образ находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
По иконографическому типу Казанский образ относится к изображениям «Одигитрия» (Путеводительница). Наряду с «Орантой» это самый распространенный вариант изображения Девы Марии. Богородица пишется огрудно, ее лицо немного наклонено к лику сидящего на руках Младенца-Христа.
Казанский вариант отличается сдержанной цветовой гаммой: Богоматерь изображается в темно-багряных нарядах, а у Иисуса – белая или голубая рубаха и золотая накидка поверх. На иконе видна лишь десница Господа, которой тот благословляет всех верующих. Здесь нет никаких дополнительных элементов, убранств, изображения ангелов и прочего. Казанская Божья Матерь – простой и поэтому чуть ли не самый узнаваемый образ православной русской иконографии. Лик настолько запоминаемый и особенный, что нередко искусствоведы называют его одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон России.В этой связи, мне хочется уточнить тот факт, что списки создавались, всегда строго следуя канону оригинала – иконописцы не допускали серьезных расхождений с чудотворной иконой. При этом на более поздних образцах лицо Девы Марии изображается почти анфас, на оригинале и копиях XVI-XVII веков она больше склонена над Сыном. Известны случаи, когда списки иконы делались сразу под оклад. Поэтому на них хорошо прописаны только лица и руки Матери с Богомладенцем, а одежды изображены условно.
В 2011 году Казанская икона Божьей Матери была доставлена на Международную космическую станцию. Образ передал космонавтам сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас она хранится в российском сегменте МКС.

Использованы материалов сайта "www.hram-sdr.ru".





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 49
© 03.11.2018 Игорь Пластунов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2404264

Рубрика произведения: Проза -> Очерк











1