Метафизика человеческой истории.




«Вся история восходит к Иисусу и из него исходит. Появление Сына Божиего есть ось истории.»
Фридрих Гегель.

…Внешняя, материальная сторона жизни современного человека за последние сто лет изменилась радикальнейшим образом. Мы живём в громадных городах, летаем на самолётах в отдалённейшие уголки света, высадились на Луну и возвратились на землю, клонируем животных и человека, пользуемся услугами радио, телевидения и компьютерами...
Но внешне, человек за эти годы мало изменился, да и внутренне остался человеком со всеми чувствами, переживаниями, очарованиями и разочарованиями...
Глядя на окружающее нас великолепие и несметные богатства человеческой культуры, мы не можем не задумываться о том – а что же будет дальше с нами лично и с человечеством вообще.
Очевидно, что умереть нам так или иначе придётся и, скорее всего в недалёком будущем, а потому, встает вопрос о нашем месте как человеков и человечества как такового, в истории Земли и космоса...
Невольно всплывает громадный вопрос: в чём сущность человеческой истории и каковы пути человечества в будущем?
На мой взгляд, определяющим фактором человеческого развития стало противостояние и борьба противоположных тенденций в мире живого вообще. Это противостояние - борьба противоположностей, порождает энергию движения, благодаря которой человечество развивается в направлении обожествления не только себя, но и природы вообще.
Я полагаю, историю человека как биовида, как венца развития природы определяют противостояния и противоречия, составляющие сущность человека. С одной стороны, это базовый набор инстинктов, доставшийся нам от наших далёких предков по животному миру, а с другой, собственно человеческие проявления его жизнедеятельности, таких как инструментальный разум и коллективистское сознание, которые и составляют отличие рода человеческого от самых высокоразвитых видов животных и обезьян – наших ближайших родственников по генеалогическому древу жизни...
Однако нельзя обойти молчанием загадочность возникновения динамического порыва, который и предопределил дальнейшее развитие человека мыслящего. Можно предположить, что был такой момент в истории, когда некая сила извне, воздействовала на пралюдей и таким образом наделила человечество энергией движения, достаточной для отделения этого вида от общего древа жизни.
Можно разными словами и образами представлять эту, сегодня ещё находящуюся под маской Мистера Х, или Миссис Случайность, однако без такой фигуры, очень трудно представить себе в человеческих понятиях и категориях момент, когда именно человек прямоходящий превратился в хомо сапиенс...
Однако, в этот раз, не будем углубляться в эту чрезвычайно сложную и интересную тему, но шагнём дальше и попробуем определить, что же является действенной силой человеческой истории, или иначе - человеческого развития?..
Сегодня существует несколько версий – гипотез, которые описывают не только место возникновения или рождения биовида, человека разумного, но и дальнейшее расселение наших предков, освоение ими земных пространств и стихий...
Последнее время, благодаря находкам и открытиям археологов, все больше исследователей склоняются к гипотезе, что пралюди впервые осознали себя людьми, около двухсот тысяч лет тому назад, в тёплых лесах экваториальной Африки.
Оттуда, они, после какой-то катастрофы известной нам по Библии под именем Грехопадения, расселились на пространствах Европы и Азии, а позже передвинулись в Северную Америку, а потом в Южную.
В определённом смысле, это путешествие к «терра инкогнито» - открытие Нового Света, проделали европейские мореплаватели уже во второй раз, в Средние века. Можно сказать, что мы в определённом смысле проделали тот же путь, но на протяжении всего нескольких поколений.
Опираясь на историю открытий Нового света мы можем по аналогии, как мне кажется, восстановить продвижение наших далёких предков, не только по воде, но и по суше в течении многих и многих тысячелетий...
Давайте вспомним побудительные мотивы того энергетического порыва, который возглавили мореплаватели: Христофор Колумб, Васко де Гама и десятки, сотни их сотоварищей и последователей. Сегодня, объясняя тот прорыв, мы склонны, главным мотивом называть выгоды экономические, забывая причины, а точнее главную причину, которая способствовала не только организации человеческого сообщества в племена, народы, нации сформировавшие государства и даже империи...
Этой причиной было религиозное чувство, которое, в конце концов, и было тем побудительным мотивом, который толкал пралюдей на поиски лучших земель и лучших условий жизни. Но самой главной причиной, - было желание найти, осуществить, завоевать для рода человеческого бессмертие, жизнь вечную преодолевая силу смерти, которая стояла на пути человечества к свободе, к его преображению в сущность божественную, независимую и вечную.
Первоначально религиозное чувство складывалось как ритуал поклонению предкам, в попытках преобразовать жизненную субстанцию в форме двойной жизни: здесь, на земле в трудах, опасностях заботах и там, на том свете, в царстве мёртвых, куда мы все, рано или поздно переходим, и где жизнь течёт по совершенно другим законам и правилам..
Необходимо говорить о религиозности, как о чём - то присущем только человеку и служащей главной причиной, побудительным мотивом движения человечества, его развития всё дальше и дальше удаляясь от животных и всё ближе подходя к миру Богов или Бога, который и есть основная цель и причина самоусовершенствования человечества...
Ещё, объясняя религиозность людей, можно говорить, что Бог или Боги, даны человечеству для того, чтобы человеки могли бороться внутри себя с Сатаной – страшным символом зла и разрушения всего живого!
Наша животная сущность, наши инстинкты, всячески противятся излишним перегрузкам и физическим, а главное интеллектуальным и потому, тайна Бога приоткрывается для нас через мифы, легенды и сказания понемногу, постепенно и медленнее, чем мы хотели бы.
Чтобы только задуматься о причинах возникновения жизни на Земле, и попытаться проследить историю развития самого человечества, потребовались долгие века обмена информацией.
А для этого понадобилась речь, которая в конце концов и вызрела в итоге долговременного общения человека с человеком . Определяющим фактором объединения вида в коллективы, явилась сравнительная слабость человеческой особи, давление хищников и природных катаклизмов, преследовавших человечество на всём пути его становления.
Фрейд говорил, развивая теорию становления человечества о том, что человеческая культура, порождена «репрессиями», которыми животная природа преследовала людей на протяжении долгих тысячелетий. Именно борьба природных сил в человеке и вовне его и привела к появлению в определённый момент особей, нового вида – Человека мыслящего.
Однако долго ещё этот незаметный отросток от древа жизни - человек и человечество, боролись за своё выживание и существование. И главным препятствием в очеловечивании, была связь с природой и рефлекторные импульсы, названные инстинктом...
Однако, именно столкновение в нас животного и человеческого начала, порождает энергию противостояния, которая даёт нам силы двигаться все вперёд и вперёд, всё выше и выше, все ближе и ближе к подлинному обожению!
В этом и состоит подлинная сущность человеческой истории, о которой с таким вдохновением в форме различных интеллектуальных теорий, говорили и говорят нам учёные и философы, богословы и монахи-аскеты...
Но, история человека и человечеств не представляет собой прямой и предопределённый путь. Создатель, наделил человеа свободой воли, тем самым давая возможность выбирать между добром и злом, между эгоизмом и альтруизмом.
И мы, часто выбираем пути ведущие не к «храму», то есть к жизни доброй и разумной, а как раз в обратную сторону в царство личного эгоизма, жестокости и насилия.
Поэтому, чем ближе мы подходим к великой, но недостижимой цели, то есть к «Царству божиему», тем медленнее и неувереннее мы движемся, и наш путь становится похож на извилистое спонтанное движение не только вперёд, но иногда и далеко назад, возврат в уже освоенное и пройденное прошлое.
В русском православии, в девятнадцатом веке был даже специальный термин – «обратный ход».
Надо отметить, что наша религиозность часто принимает формы неверия, формы бунта, направленные против слишком медленного продвижение в сторону «райских кущей».
Так было во все времена великих революций, начиная с английской и заканчивая Великой русской революцией. Последней, был осуществлен опыт отрицания религиозных корней, опыт государственного атеизма.
В Советском Союзе, решили выстроить рай без помощи Бога, только силами самого человека и этот опыт показал нам пагубность этого движения вспять, этого протеста который, вместе с искривлениями и ошибками религиозной практики, решил отказаться от идеи Бога вообще.
И мы видим, что в течении нескольких десятилетий, та часть человечества которая обожествила человека и поставила его - несовершенного и мятущегося на божий пьедестал, - потерпела в начале моральную, идеологическую, а потом и материально – экономическую катастрофу…

…Но всё что не делается под небом земным – все на пользу человеку. Пример тотальной секуляризации и атеизма, даёт нам пищу для размышлений и жизнеопределяющих выводов.
И потому, мы можем, сегодня сказать, что нельзя уничтожать одну из составляющих основ социальной жизни – религию, веру в Создателя, производящих энергию стремления к цели, так как на месте уничтоженного сочетания противостоящих друг другу принципов существования веры и неверия, образуется «чёрная дыра» утраты смысла и тотальной, лицемерной относительности, грозящего возвратом человечества к животной жизни, и тем самым к самоуничтожению человека как биовида и прекращению человеческой истории...
... Однако, история религиозного чувства в человеке, учит нас и тому, что вера может быть не только «локомотивом истории», но и тупиком, из которого нет выхода в будущее. Вспомните средневековую инквизицию, средневековое католичество и индульгенции, когда люди перестали верить в Заветы Христа и стали делать вид, что веруют!
Основополагающим принципом любой веры является стремление к свободе, освобождение от пут инстинкта и природных ограничений. Там, где на место свободы, в религии становится слепое послушание и религиозный обряд подменяет стремление к обожению, исполнению принципов свободного и радостного бытия, возникает равнодушие и желани, спрятать за обрядом возрождающийся инстинкт.
Нечто подобное возможно в религиозных конфессиях, которые по тем или иным причинам остановились в своём развитии и превращаются в тормоз на пути движения к обожению и соединению с Создателем...
... Начиная новый цикл статей, под названием «Метафизика жизни современного человека», я хотел бы в жанре эссе, попробовать сформулировать некоторые моменты проблемы существования современного человека в мире обыденности и социальной рутины.
Я буду пытаться анализировать факты и явления социальной жизни в окружающем нас мире и попробую делать вовсе не научные, а скорее обывательские выводы, которые бы отражали мою точку зрения на происходящее вокруг меня, вокруг нас.
А уважаемому читателю решать насколько глубоко я смог увидеть эти факты и явления, и согласится или не согласиться с моими выводами. Пусть вас не смущает кажущаяся мелочность и сиюминутность поднимаемых тем. Ведь кто-то очень точно подметил, что: «Дьявол сокрыт в деталях».
В конечном итоге, любой путь начинается с первого шага, часто неуверенного, а иногда и в противоположную от цели, сторону. Вот и мы, не рассуждая шагнём, а потом уже будем определять, туда ли мы движемся К тому же, всегда есть надежда, что при наличии такого средства общения как интернет, нас быстро поправят наши читатели, если мы ошибёмся в выбранном направлении...

Июль 2009 года. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal/ Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 21
© 03.11.2018 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2018-2404164

Рубрика произведения: Разное -> Философия











1