2. Учитель с... Большой буквы!


2. Учитель с... Большой буквы!
2. Учитель с... Большой буквы!
Среди необъятных российских просторов как маяки горят имена Учителей!
От Тихого океана до Балтики, от Северного Ледовитого океана до степей Казахстана, по всей Матушке-России прославлены они потомками.
Мне близки натуралист Александр Николаевич Пискунов, биолог Александр Федорович Меркер, о которых уже писал на Проза-Ру. В ХМАО-ЮГРЕ это Петр Семенович Бахлыков из поселка Угут, где его именем назван краеведческий музей.
Вообще, в нашем автономном округе есть и виртуальные музеи. Одним из наиболее интересных направлений структуры нового портала « Музеи Югры» является интегрированное представление деятельности региональных музеев в области этнографии. Объединенные ресурсы дают возможность пользователям наглядно выявить территориальные особенности родовых групп коренных малочисленных народов Севера, живущих вдоль рек Казым, Амня, Аган, Пим, Салым, Юган, представить своеобразие культуры русского старожильческого населения.


Справка.

ОБЪЕДИНЕННЫЙ САЙТ МУЗЕЕВ ХМАО-ЮГРЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ СОЗДАВАЕМОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МУЗЕЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ХМАО-ЮГРА. ЕЕ СОЗДАНИЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "КУЛЬТУРА ЮГРЫ" НА 2011 – 2013 ГГ. И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ДО 2015 Г. В ПОДПРОГРАММЕ "МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО".

Итак, с моего персонального компьютера свободно могу сегодня побывать и в Русскинском музее природы и человека имени А.П.Ядрышникова, и в Нижневартовском краеведческом музее имени Т.Д.Шуваева, и в Учинском районном историко-этнографическом музее имени А.Н.Хомякова, и в Музее Природы и Человека в Ханты-Мансийске и т.д.
Энтузиасты-просветители, обозначенные в названиях этих и других музеев ХМАО-ЮГРЫ, тоже трудились с большой пользой для будущих поколений. Их было и есть немало на югорской Земле!
Но, идя на восток по 60-й параллели северного полушария, придем к землям якутским, к старинному поселку Эльгяй. Здесь тоже ярко горит звезда Учителя!


Вл.Назаров.


********************************************




1.АНДРЕЕВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ:
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ!


Заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, заслуженный работник культуры ЯАССР, кавалер ордена Октябрьской революции.
В 1933 – 36 годах учился в Якутском педагогическом техникуме, затем работал в Эльгяйской и Шеинской школах.
В годы работы в Шеинской школе Сунтарского улуса Борис Николаевич прославился среди учителей – биологов лучшей организацией натуралистической работы в школе. Больших успехов добился и в Нюрбинской школе №1 (1940 – 61 годы.). ЗА СОЗДАНИЕ ПРИШКОЛЬНОГО САДА, ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАБОТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ УЧЕНИКИ БОРИСА НИКОЛАЕВИЧА НЕСКОЛЬКО РАЗ УДОСТАИВАЛИСЬ ЧЕСТИ УЧАСТВОВАТЬ НА ВДНХ.
В 1954-57 годах – методист, а в 1961 – 63 – директор Якутской республиканской станции юных натуралистов. ОН АВТОР МОНОГРАФИИ «ПТИЦЫ СРЕДНЕГО ВИЛЮЯ» И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ «ЦВЕТОВОДСТВО В ЯКУТИИ», «ЭДЭР ТАКСИДЕРМИСТАРГА СУБЭЛЭР». Работая в Вилючанской школе Сунтарского района, в 1961 – 67годах занялся изучением птиц верховья Вилюя.
В 1941 – 66 годах работал на Нюрбинской и Якутской станциях юннатов, преподавал биологию в Вилюйской средней школе. С 1966 года до конца своих дней работал в Эльгяйской средней школе имени П.Х.Староватова. КАК УЧИТЕЛЬ – ЭНТУЗИАСТ ОРГАНИЗОВАЛ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ, КАК ПРЕДМЕТНИК СОЗДАЛ ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК, ЖИВОЙ УГОЛОК И ОТКРЫЛ ПРИ ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ, ХИМИИ, ГДЕ УЧИЛИСЬ РЕБЯТА ИЗ РАЗНЫХ УЛУСОВ РЕСПУБЛИКИ.
На базе биологического класса проводились семинары для учителей, а также проходили педпрактику студенты БГФ ЯГУ. Б.Н.АНДРЕЕВ – ПРИРОЖДЕННЫЙ БИОЛОГ И ОРНИТОЛОГ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ЗНАТОК ФАУНЫ И ФЛОРЫ ЯКУТИИ. СОЗДАННЫЙ ИМ УНИКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ПРИРОДЫ ИМ. Б.Н.АНДРЕЕВА, ПОЛУЧИВШИЙ ШИРОКУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ, ПО ПРАВУ МОЖНО НАЗВАТЬ ХРАМОМ ПРИРОДЫ. Каждый год проводятся региональные конференции, семинары, курсы в рамках работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся.
Мечта Андреева Б.Н. была создать в селе Эльгяй международный экологический центр по охране флоры и фауны Якутии осуществилась.


2. ИСТОРИЯ МУЗЕЯ

Основатель музея, Андреев Борис Николаевич, был учителем биологии, он с большим энтузиазмом собирал материал для музея, организовывал научные экспедиции, переписывался с известными музеями мира, осуществляя обмен экспонатами.

Он был человеком очень талантливым, очень хорошо рисовал, дома держал “Живой уголок”, где содержались разные животные и птицы. Он учил детей рисовать животных, ухаживать за ними, учил делать чучела птиц и животных. Андреев Б.Н. - автор научно-популярных книг, он участвовал в научных конференциях по орнитологии, его признавали ученые-орнитологи всего мира. Он был награжден оредном “Октябрьской революции”, также медалью энциклопедии “Лучшие люди России”.




Экспозиция.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В МУЗЕЕ НАСЧИТЫВАЕТСЯ БОЛЕЕ 4000 ЭКСПОНАТОВ. СРЕДИ НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫХ И РЕДКИХ МОЖНО НАЗВАТЬ ТАКИЕ, КАК ЧУЧЕЛА БЕЛОГО МЕДВЕДЯ, ЖИРАФА, КУЛАНОВ, ИСПОЛИНСКОГО КЕНГУРУ, БРОНЕНОСЦА, КРОКОДИЛОВ И МНОГОЕ ДРУГОЕ. САМАЯ КРУПНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ - ЭТО ПТИЦЫ, ИХ НАСЧИТЫВАЕТСЯ 570 ВИДОВ И ПОДВИДОВ. КОЛЛЕКЦИЯ ПОСТОЯННО ПОПОЛНЯЕТСЯ. ДРУГИХ ЧУЧЕЛ ЖИВОТНЫХ - БОЛЕЕ 400 НАИМЕНОВАНИЙ. НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ПРЕДСТАВЛЕНЫ ФЛОРА И ФАУНА ЯКУТСКОГО КРАЯ. ЭКСПОЗИЦИЯ ЗАНИМАЕТ 8 ЗАЛОВ ИЗ 16. Здесь можно ощутить дыхание якутской зимы, услышать голос природы.



3. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЯКУТОВ

Эльгяйская школа Сунтарского улуса является одной из старейших школ республики. Здесь, начиная с 1875 года, больше четверти века проработал Дмитрий Дмитриевич Сивцев – один из первых учителей – якутов. За бесценный вклад в развитие народного просвещения он был награжден чином губернского секретаря и дворянина.
Здесь в разные годы трудилась целая плеяда талантливых педагогов, известных не только в Якутии, но и в России. Такие, как известный краевед, первооткрыватель алмазов, первый Герой Социалистического Труда Петр Хрисанфович Староватов, «Ушинский Якутии» - Парфений Никитич Самсонов, заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР Надежда Евменьевна Самсонова, Михаил Николаевич Анисимов, Клавдия Ивановна Попова и другие.
Одним из самородков, воплотивших в жизнь свою самобытную педагогическую идею, является Борис Николаевич Андреев - представитель третьего поколения учителей – якутов.
Отличник народного просвещения РСФСР (1947г.), лауреат премии им. К.Д.Ушинского президиума Академии педагогических наук (1957г.), почётный гражданин Сунтарского улуса (1975г.), заслуженный учитель школ РСФСР (1974г.), отличник просвещения СССР (1976г.), заслуженный работник культуры Якутской АССР (1985г.), награжден орденом Октябрьской Революции (1971г.) и многочисленными медалями.
Родился Борис Николаевич 28 января (по старому стилю 15 января) 1915 года в с. Кутана Сунтарского улуса в семье потомственного учителя Николая Трофимовича и Марии Лавровны Андреевых. Николай Трофимович родился в 1888 г. в Кюкяйском наслеге Сунтарского улуса, прожил короткую, но яркую жизнь. В 1897 г. Николай Андреев экстерном окончил 2-х классное Сунтарское училище и поступил в Якутское реальное училище, блестяще сдав вступительные экзамены. В то время это учебное заведение считалось самым элитным образовательным учреждением в Якутии. В 1907 г. Николай Андреев, успешно сдав экзамен на звание «народный учитель», был назначен первым учителем народного училища села Чычымах Таттинского улуса. По рассказам фольклориста Г.В. Федорова, Николай Трофимович в период работы в с. Чурапча послужил прототипом учителя Чинарина в книге Эрилик Эристина «Марыкчанские ребята». Впоследствии Николай Трофимович вернулся на родину и работал письмоводителем управы в с. Кутана.
Мать Николая Трофимовича Александра Дмитриевна родилась в семье Дмитрия Сивцева, служащего Айанской Российско-Американской компании. Отец двоим сыновьям Дмитрию и Иннокентию и дочери Александре, дал по тем временам хорошее образование и светское воспитание, поэтому Дмитрий Дмитриевич Сивцев и стал одним из первых учителей-якутов. Он в 1900 г. участвовал во Всемирной Парижской выставке в качестве переводчика при главе М. Терешкине.
После смерти отца Андреева Н.Т. (1888 - 1919 гг.) четырехлетний Борис воспитывался у бабушки по отцу А. Д. Сивцевой. Её братом был Д. Д. Сивцев (1853 – 1902 гг.) – культурный деятель, просветитель якутского народа, первый учитель Эльгяйской школы.
По воспоминаниям сестер Бориса Николаевича, он с раннего детства любил и изучал родную природу, что и определило дальнейшую судьбу прирожденного биолога-натуралиста. В его домашнем уголке постоянно обитали разные птички, белки, зайцы. Он вел дневниковые записи, рисовал своих питомцев, увлекая этим занятием школьных друзей.
Свою педагогическую деятельность Борис Николаевич начал в 1932 году после окончания педагогических курсов в г. Вилюйске учителем Кюндяинской начальной школы. В следующем году он поступил в Якутский педагогический техникум. В 1936 году был назначен учителем русского языка и литературы, а также преподавал биологию и химию в Эльгяйской школе.
Б.Н. Андреев одним из первых среди учителей биологии понял, что исследование родного края, привлечение краеведческого материала на уроках биологии в повседневной работе освобождает учителя от шаблона и формализма в преподавании, дает учителю более доходчивый способ работы. Учащиеся привлекаются к посильной работе, приобретают творческие и исследовательские навыки. Ещё в 1940 году его ученик, юннат Петя Николаев за многолетние фенологические наблюдения был удостоен чести быть приглашенным в Москву на ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) наряду с прославленными председателями колхозов. В те годы это было сенсационным событием. Впоследствии Б.Н. Андреев и его ученики неоднократно были участниками и награждались серебряными и бронзовыми медалями.
В 1949 году Министерство просвещения ЯАССР издало специальный приказ № 81 «О популяризации работы учителя биологии Б.Н. Андреева». В результате больших многодневных и малых походов с юннатами по изучению птиц и природы родного края вышла его первая книга «Птицы Среднего Вилюя» (1953 г.). Книга получила высокую оценку ученых-специалистов, и автору Президиумом Академии педагогических наук была присуждена премия им. К.Д. Ушинского. По сей день такие его работы, как «Птицы Среднего Вилюя», «Цветоводство в Якутии» и «Советы юным таксидермистам» имеют огромное значение в экологическом воспитании подрастающего поколения. А монография «Птицы Вилюйского бассейна» является единственным фундаментальным исследованием орнитофауны Западной Якутии.
С 1961 по 1963 год Борис Николаевич работал методистом и директором Республиканской станции юных натуралистов в городе Якутске. В 1963 – 1967 гг. был учителем биологии в Вилючанской средней школе Сунтарского улуса. А в 1967 году переехал жить в Эльгяй, где преподавал в школе до конца своей жизни.
Итогом многолетних неустанных трудов Б.Н. Андреева как ученого, краеведа, таксидермиста, художника и талантливого организатора явилось создание уникального Музея природы в селе Эльгяй Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия). В основе музея лежит ландшафтный принцип, в его экспозициях представлены многие виды птиц и животных из всех географических зон планеты.
Начало музея заложила личная коллекция Бориса Николаевича, состоявшая из 400 тушек птиц, которые были обменены на тушки птиц и шкуры животных других природных зон из зоологических музеев Москвы, Ленинграда, Киева и Алма-Аты. Юннаты вместе со своим учителем побывали в многочисленных экспедициях в разных уголках Советского союза, сами делали чучела, придумывали экспозиции и рисовали к ним фоновые картины. В 1980 году на базе музея был создан первый в республике биологический класс.
Много посетителей уже побывало в музее, но не было ещё такого человека, который не восхитился бы его великолепием, мастерством и любовью, с которой он составлен. Эльгяйский музей природы им. Б.Н.Андреева является ярким примером человеческой инициативы и безграничного поклонения перед величием и красотой природы.





Андреев Борис Николаевич (1915-1985)
Андреев Борис Николаевич, представитель третьего поколения учителей - якутов, родился 28 января 1915 года в селе Кутана Сунтарского улуса в семье революционно настроенного учителя.
Отец его, Николай Трофимович Андреев, уроженец Кюкяйского наслега Сунтарского улуса, происходил из середняцкой крестьянской семьи и только при помощи дяди (брата матери) - первого учителя - якута, основателя Эльгяйской школы Д.Д.Сивцева, получил возможность поступить в Якутское реальное училище. В связи с организацией и руководством молодежного кружка «Маяк» был уволен из училища и направлен учителем в Чурапчинский улус. В годы учительства Николай Трофимович за связь с политссыльными и за организацию революционного кружка среди учащихся отсидел в тюрьме и был снят с учительской работы.
В своем родном наслеге он был известен как «Куола суруксут».
Мать Бориса Николаевича – Васильева Мария Лавровна, внучка политссыльного, дочь церковного служащего, домохозяйка.
В семье было пять детей. Отец, Николай Трофимович, умер, когда Борису было всего четыре года. Мать не могла одна воспитывать пятерых детей, потому Борис с малых лет воспитывался у бабушки по отцу Александры Дмитриевны Сивцевой. Из-за тяжелых семейных обстоятельств в школу поступил в восемь лет и вынужден был учиться, проживая по одному году у разных родственников.
После окончания семилетки в Шеинской школе крестьянской молодежи, был направлен на краткосрочные педагогические курсы в город Вилюйск. Прослушав эти курсы, 1932-33 учебном году работал учителем в Кюндяинской школе ВСЕОБУЧа.
В 1933 году Б.Н. Андреев поступил в Якутский педагогический техникум на литературно-языковедческий цикл. Успешно окончив техникум в 1936 году, он назначается в Эльгяйскую школу, где по 1939-й год проработал учителем биологии и химии.

А далее:

1939-1941гг.- учитель Шеинской неполной средней школы Сунтарского района.
1941-1953гг.-учитель Нюрбинской средней школы.
1953-1957гг.- директор республиканской станции юных натуралистов в г.Якутске.
1957-1959гг.- заведующий райпедкабинетом в п.Нюрба.
1959-1961гг.- учитель Нюрбинской средней школы.
1961-1963гг. – методист станции юннатов в г Якутске.
1963-1966гг.- учитель Вилючанской средней школы.
1966-1985гг.- учитель Эльгяйской средней школы.

Во время учебы в Якутском педтехникуме Борис Николаевич познакомился со своей будущей женой Музой Ильиничной Кузьминой (1920-1964), артистка Якутского музыкально-драматического театра. Она уроженка села Иннях Олекминского улуса.
Отец Музы Ильиничны- участник первой мировой войны, Георгиевский кавалер Илья Кузьмин.
Мать – Марфа Ефремовна, домохозяйка. В семье Кузьминых было пятеро детей. Старший - первый летчик из якутов, Герой Социалистического Труда - Валерий Ильич, младший – доктор физико-математических наук Ариан Ильич, долгое время работал ректором Якутского Государственного университета.
Выйдя замуж за Бориса Николаевича, Муза Ильинична переехала в Нюрбу и работала в Нюрбинском драмтеатре.
В семье Андреевых родилось четверо детей:
Николай Борисович – старший сын, родился в 1942 г., окончил зоогеографический факультет МГУ, работал директором Каракалакского заповедника в Туркмении.
Галина Борисовна – старшая дочь, родилась в 1944г., окончила БГФ ЯГУ, работает библиотекарем в Эльгяйском музее Природы.
Светлана Борисовна – родилась в 1946 г., окончила Московский историко-архивный институт. Работает экскурсоводом в Эльгяйском музее Природы
Василий Борисович – родился в 1957 г., окончил ветеринарный техникум, работал ветеринаром.

С самого начала своей работы учителем Борис Николаевич создавал в школах биологические кабинеты, уголки живой природы, пришкольные участки и юннатские кружки, через которые прошло немало его учеников.
В 1938г. в Эльгяйской школе был создан уголок живой природы. Здесь жили: крохаль, луток, кряквы, кукши, снегири, совы, заяц, бурундуки, причем, один из них – совершенно черный (меланист), по кличке «Уголек». За всем этим хозяйством с любовью ухаживали его юные помощники, они вели дневники наблюдений за повадками животных, делали зарисовки, кроме того, юннаты наблюдали почти за всеми местными птицами.
Кандидат биологических наук К.Н.Благосклонов после окончания войны разыскал Бориса Николаевича для продолжения совместной работы. Так, например, он в одном из писем обращаясь к ребятам, писал: «…летяга в науке еще мало изучена. Первым ее исследователем был ученый Сибири Паллас, вторыми исследователями являетесь вы – эльгяйские юные натуралисты, а третьим являюсь – я». Также юннаты получали задание от известного ученого метеоролога, профессора Бастамова.
Обширную краеведческую исследовательскую работу под руководством Бориса Николаевича вели и шеинские юннаты. Здесь тоже был создан кабинет биологии, юные натуралисты с большим увлечением и интересом систематически проводили многолетние фенологические наблюдения. Совет Народных Комиссаров ЯАССР от 25 февраля 1941г. постановил: «Утвердить участником ВСХВ (Всесоюзный Сельскохозяйственной выставки) за 1941 год по Сунтарскому району: Николаева Петра Романовича- юнната Шеинской неполной средней школы, проводившего 1937-1941гг. фенологические наблюдения весны и осени».

Впервые в республике, среди взрослых, удостоенных чести быть участником ВСХВ, оказался юннат Шеинской школы! Это было сенсацией для далекого якутского села! Но осуществить эту поездку в Москву Пете помещала война, он вернулся обратно из Киренска.


В 1966 г. Б.Н. Андреев приехал жить и работать в село Эльгяй. Его идею о создании музея поддержали директор школы Никифоров Л.Г., давний друг и коллега Григорьев М.С., а также школьный библиотекарь, один из первых юннатов Николаев П. Р.
Было решено создавать музей по ландшафтному принципу как наиболее отвечающий учебному процессу.
С 1967 г. закипела кропотливая, трудоемкая работа, в которой приняли самое активное участие коллектив школы и местное население. Сначала это была одна комната, потом школа выделила отдельный дом.
ПЕРВООСНОВОЙ МУЗЕЯ СТАЛА КОЛЛЕКЦИЯ ИЗ 400 ТУШЕК ПТИЦ, СОБРАННАЯ БОРИСОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ В МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЭКСПЕДИЦИЯХ ПО ВИЛЮЮ. КОЛЛЕКЦИЯ БЫЛА ОБМЕНЕНА НА ШКУРЫ ПТИЦ И ЖИВОТНЫХ ДРУГИХ ПРИРОДНЫХ ЗОН ПЛАНЕТЫ ИЗ ФОНДОВ ЗООЛОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА, ЭТАЛОННОЙ КОЛЛЕКЦИИ СССР, ЛЕНИНГРАДСКОГО МУЗЕЯ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ, ГОСУДАРСТВЕННОГО ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ И ДРУГИХ.
В пополнении экспонатов музея немалый вклад внесли местные жители: Захаров П.В., Павлов Г.И., Жирков М.М. Тимофеев А.Е., Андреев В.И. и многие другие. Учителя средней школы после окончания уроков приходили работать в музей. Они помогали в обработке и выделке шкур животных, выполняли столярные работы. Школьники вместе с учителями биологии ходили в походы, собирая материал для экспонатов. В 1968 г. была организована первая экспедиция в Булунский район для сбора материалов и установления связи. Руководителем был учитель физики Семенов Н. М.
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ С ЮННАТАМИ УСТАНОВИЛИ СВЯЗЬ СО МНОГИМИ ЗООЛОГИЧЕСКИМИ И КРАЕВЕДЧЕСКИМИ МУЗЕЯМИ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ИНСТИТУТАМИ, ЗАПОВЕДНИКАМИ И УЧЕНЫМИ СТРАНЫ. ОНИ ТАКЖЕ АКТИВНО СОТРУДНИЧАЛИ С ВЕДУЩИМИ ТАКСИДЕРМИСТАМИ СОЮЗА ЗАСЛАВСКИМ М.А. И ФЕДУЛОВЫМ, ПЕРЕНИМАЯ ИХ ОПЫТ И МАСТЕРСТВО.
Сначала у Бориса Николаевича работал Алексеев А.Е., потом пришла на работу в музей М.К. Иванова, которая и стала его главным и незаменимым помощником.
Спустя некоторое время на должность лаборанта приняли Макарова А.Д., ставшего впоследствии мастером по изготовлению чучел и показавшего яркий талант художника.
Четыре года шла невиданная по масштабам работа. Борис Николаевич и его помощники одновременно работали и учились новому делу. Сами делали чучела, ставили экспозиции, рисовали к ним фоновые картины.
С помощью администрации совхоза «Эльгяйский» расширили здание музея, увеличив тем самым полезную площадь экспозиций до 400 кв.м.
К МОМЕНТУ ОФИЦИАЛЬНОГО ОТКРЫТИЯ МУЗЕЯ В ОКТЯБРЕ 1971 ГОДА, В ЭКСПОЗИЦИЯХ НАСЧИТЫВАЛОСЬ 2000 ЭКСПОНАТОВ. Посетителей было много. Приезжали не только из районов республики, но и из других городов страны. Работа Бориса Николаевича, сотрудников музея, юннатов и местных жителей получила самую высокую оценку специалистов, биологов, любителей природы и журналистов.
Не успокаиваясь на достигнутом, Борис Николаевич продолжал свою работу, ВЫЕЗЖАЛ ВМЕСТЕ С УЧЕНИКАМИ В ЭКСПЕДИЦИИ ПО РАЗНЫМ ГОРОДАМ СОЮЗА С ЦЕЛЬЮ СБОРА МАТЕРИАЛОВ. ТАК ОНИ БЫЛИ В КИРГИЗИИ, КАЗАХСТАНЕ, НА УКРАИНЕ, КОМАНДОРСКИХ ОСТРОВАХ, НЕОДНОКРАТНО ЕЗДИЛИ В МОСКВУ И ЛЕНИНГРАД.
В музее проводились различные районные, республиканские семинары и курсы, на которые съезжались учителя биологии перенимать опыт работы Б.Н. Андреева.
На базе музея в 1980г. был открыт первый биологический класс. С каждым годом увеличивался поток посетителей, газеты и журналы наперебой печатали восторженные статьи, музей прозвали «Чудом Сибири», а башкирские писатели оставили в журнале такую запись: «В ЯКУТИЮ МОЖНО БЫЛО БЫ ПРИЕХАТЬ ИЗ-ЗА ОДНОГО ЛИШЬ ЭТОГО МУЗЕЯ; ТАК ОН ВЕЛИКОЛЕПЕН…»
И все это дань благодарности уму, таланту, энтузиазму создателя музея Б.Н. Андрееву, самоотверженной работе его коллег.



За 19 лет работы в Эльгяе под непосредственным руководством Б.Н. Андреева школьниками и учителями совершено свыше 25 экскурсий и экспедиций в разные уголки республики и центральные города страны с целью ознакомления и приобретения, а также обмена экспонатами и для сбора музейных экспонатов.
Как итог многих лет коллективной юннатской работы в нескольких школах В 1953 Г. ЯКУТСКИМ КНИЖНЫМ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ ИЗДАНА КНИГА Б.Н. АНДРЕЕВА «ПТИЦЫ СРЕДНЕГО ВИЛЮЯ». ПОСЛЕ ВЫХОДА ДАННОЙ РАБОТЫ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ПРИОБРЕТАЕТ ИЗВЕСТНОСТЬ КАК ОРНИТОЛОГ, ЕГО РЕГУЛЯРНО ПРИГЛАШАЮТ ДЛЯ УЧАСТИЯ В РАБОТЕ ВСЕСОЮЗНЫХ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ.
Решением Президиума Академии педагогических наук РСФСР от 18 декабря 1957 г. за работу «Птицы Среднего Вилюя» Андрееву Б.Н., первому из учителей Якутии, была ПРИСУЖДЕНА ПРЕМИЯ ИМЕНИ К.Д. УШИНСКОГО.
В 1974Г. УВИДЕЛА СВЕТ ВТОРАЯ КНИГА БОРИСА НИКОЛАЕВИЧА «ПТИЦЫ ВИЛЮЙСКОГО БАССЕЙНА», В КОТОРОЙ ОН ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСШИРИЛ ГРАНИЦЫ И СУТЬ СВОИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Данью еще одного его увлечения явилась работа «ЦВЕТОВОДСТВО В ЯКУТИИ» (1962Г.), где автор, основываясь на собственном опыте и опыте работы юных натуралистов на пришкольных участках, описывает способы и приемы выращивания культурных растений в условиях вечной мерзлоты.
В 1973 г. из-под пера Бориса Николаевича выходит небольшое пособие «Эдэр таксидермистарга ма найгы сбэлэр», а в 1976г. в соавторстве с Л.Г. Никифоровым – БРОШЮРА “МУЗЕЙ ПРИРОДЫ ЭЛЬГЯЙСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ИМЕНИ П.Х. СТАРОВАТОВА”.
В 1987г. дополненная новым материалом цветными иллюстрациями самого автора была переиздана книга “Птицы Вилюйского бассейна”.
Страстный любитель Природы, последовательно проводящий идею сохранения и приумножения природных ресурсов, Борис Николаевич Андреев постоянно выступал с докладами, статьями в республиканской и районной печати и научных конференциях.

Начиная с 1941 г., около 20 лет Б.Н. Андреев работал учителем биологии в Нюрбинской школе.
За эти годы он обогащает и углубляет содержание натуралистической и опытнической работы, совершенствует методику. В результате работа юных натуралистов приобретает более научный исследовательский характер. К работам нюрбинских юннатов проявляли большой интерес лауреат Сталинской премии профессор Мантейфель, Плавильщиков, сотрудники Болшевской биостанции МГУ, Центрального Бюро кольцевания и другие научные учреждения.
В период работы Бориса Николаевича Нюрбинская школа дважды становилась участницей Выставки достижений народного хозяйства в Москве, несколько юннатов стали обладателями бронзовых медалей, а Б.Н. Андреев удостоился большой серебряной медали.
Чтобы ознакомиться с опытом работы нюрбинских юннатов на пришкольном участке, как писала тогда газета “Кыым”, только за лето 1951 г. в Нюрбу приезжало 2587 человек из Вилюйска, Верхневилюйска, Сунтарского районов, из Якутска и Москвы.
В 1947г. Б.Н. Андреев награждается значком “Отличник народного образования”. В 1949г. министр просвещения Якутской ЯАССР С.С. Сюльский издает приказ №84-ШУ “... по пропаганде и распространению среди учительства опыта лучших учителей биологии тт. Андреева Б.Н., Бессонова Г.Е., Сенькина В.Л., успешно овладевших мичуринской биологической наукой ”.
На период работы (1967-1985гг.) Бориса Николаевича в Эльгяйской средней школе пришелся самый плодотворный, самый творческий момент всей его жизни – это создание уникального, единственного в Якутии Музея Природы. Здесь также был приложен немалый труд юных натуралистов и местного населения. Неоценимую помощь в становлении музея оказали администрация школы, педагогический коллектив и руководство совхоза “Эльгяйский”.




Под руководством Бориса Николаевича нюрбинские юные краеведы совершили 23 похода и экскурсий, где они вели наблюдения за гнездящимися и перелетными птицами, занимались их кольцеванием, составляли научный каталог, сделали более 200 тушек птиц и зверей, собирали гербарий и др.
Самым значительным из всех походов можно считать экспедицию по рекам Вилюй и Марха. Летом 1948г. на пяти плоскодонных лодчонках за 28 дней ребята с учителем проплыли и прошли 547 километров.
В последующие годы Борис Николаевич целенаправленно продолжал изучение Вилюйского края. Так, был “Поход за черным журавлем”, когда он с вилючанскими юннатами в 1964 г. прошел по местам предполагаемого гнездования этой редкой птицы более 400 км по безлюдной тайге. В эти же годы он проплыл на катере с буксиром от с. Вилючан до устья р. Вилюй и далее вверх по р. Лена до п. Сангар общей протяженностью 2000 км в оба конца. Во время ночевок, привалов и специальных остановок ими были обследованы прибрежные зоны и наиболее интересные местности, такие как знаменитое озеро Нидьили и не менее знаменитые пески-тукуланы.
В 1965г., перед самым затоплением Вилюйского водохранилища, в поисках орнитологического материала Б.Н. Андреев совместно с преподавателем Якутского университета В.С. Ивановым и местными охотниками предпринял конную экспедицию по маршруту – р. Чона, верховья р. Сюльджюкар и Куранах в район Садыно-Сюльджюкарской озерной котловины, где были сделаны бесценные научные сборы.
Летом 1966г. вместе с энтузиастами-краеведами Н.И. Ивановым и Н.М. Шадриновым совершили путешествие через г. Красноярск по Эвенкийскому национальному округу к истокам реки Вилюй. Они посетили Сюриндинскую озерную котловину, познакомились с эвенкийским населением Вилюя, побывали в гостях у ессейских якутов. Во время таких походов и экспедиций собирался разнообразный научный коллекционный материал.


4.БОРИС НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ
В МОЕЙ ЖИЗНИ!


Как много в моих мыслях о хороших людях связано с именем этого замечательного человека. Не буду перечислять награды Бориса Николаевича и заслуги, которые по достоинству не вполне достаточно оценены. На мой взгляд, много заслуг следовало заметить раньше, чем это было на самом деле. Труд Бориса Николаевича достоин большого.
В далекие ЗО-ые годы я жил в с. Шея Сунтарского района. Отец мой, Перфильев Владимир Андреевич, был фельдшером. Борис Николаевич совсем юным приезжал в с.Шея и жил у сестры Елены Николаевны, которая была замужем за учителем Гурьевым Василием, человеком известным в селе, образованным, хозяйственным, пользовавшимся авторитетом и уважением. Отец мой и наша семья были в деловых, хороших отношениях с Гурьевыми.
Как я помню, Борис Николаевич был постоянно занят: то рисовал, то писал, то пребывал в разных уголках родной природы не с целью пустого время провождения и ничегонеделания, а с целью изучения насекомых, птиц, животных, растений. Это была его страсть. Круг его интересов был обширен. Во дворе дома где жил Борис Николаевич, всегда можно было видеть какую-нибудь птицу или животное. Некоторые из них иногда наводили страх, и нас, подростков, предупреждали, чтобы мы с ними были осторожны: сокол, например, может заклевать, а белых крыс с красными глазами не следует трогать.
С Борисом Николаевичем дружил мой брат, Николай Владимирович, который приезжал из медучилища г.Якутска. В последствии жизнь их развела, они оказались в разных местах - один в Иркутске (учился в мединституте), другой в Якутске, в своих родных краях.
Я хорошо помню, как два друга, Борис и Николай, были неразлучны, они же были совсем юными. Борис коллекционировал птиц и животных, наблюдение и изучение их не только по журналам, книгам и другим источникам, но в жизни, в окружающей среде, на месте их обитания, буквально вокруг себя. Он совершал походы, поездки, встречался с людьми, тесно связанными с природой: охотниками, рыболовами, со стариками-старожилами, собирал нужные ему сведения. Короче, все брал из жизни. Этот неугомонный интерес сопровождал его всю жизнь.
Помню, еще, что Борис Николаевич был большим мастером изготовления чучел. Каких только птиц и животных не было у него дома! Все они украшали его дом. Он был хорошим рассказчиком, очень лаконичным, заинтересовывающим. Когда он с целью сохранения готовил чучела, его друг, Николай, помогал ему, но его интересовали внутренности. Не случайно, друг его, Николай Перфильев, стал впоследствии хирургом. В 1942 году, окончив Иркутский мединститут, сразу был призван в ряды Советской Армии. До конца своей жизни проработал хирургом, жил в городе Владимире, был "Отличником здравоохранения России′′. Их последняя встреча была в 1958 году. Это было незабываемо. Дружба и крепкая связь их достойны подражания.
В 1944 году я поступил учиться в Нюрбинскую среднюю школу. Очень хорошо помню музей школы. Под музей был отведен просторный класс. Он был весь в застекленных витринах, в которых хранились чучела птиц. Меня поражало обилие и разнообразие их. А какие редкие ископаемые имелись в музее! Словно сама глубокая древность доказывала свою прошлую бытность. Сильное впечатление производили застекленные стеллажи под вид водоема, на которых можно было видеть водоплавающих разных видов, в том числе очень редких.
В этом же музее можно было наблюдать бурундука, который дожил до спячки, медвежонка, выращенного юннатами, который уже стал небезопасным, были утки, гуси, кукши и другие птицы и животные. Это был живой уголок музея.
Не остались без внимания и растения. Многие из них выращивались у него дома. Борис Николаевич коллекционировал все редкое, необыкновенное, поэтому с ним было очень интересно.
Конец 40-х и начало 50-х годов. Пришкольный участок Нюрбинской средней. Работа на участке, создание его - новая полоса деятельности педагога, новатора и энтузиаста. Это был сравнительно небольшой участок земли, но как вся площадь была распланирована. Деревья, кустарники, цветы, посевные участки - все было на строгом учете. Все делалось так спокойно, без суеты и шума, что приходится удивляться, как на все это у него хватало сил. Цветы так разрастались и густо цвели, что напоминали декорации в театре. Каждый мог видеть, что такое гречиха, просо, кукуруза, рис, горчица, разные сорта зерновых. Из деревьев - кедр, тополь, черемуха, кустарники разных видов, притом редкие. До конца 80-х годов на бывшем пришкольном участке росли яблони. Ни у кого не хватило возможности сохранить их.
Немного в стороне в вольерах жили медвежонок, волчонок, невдалеке от них плескались в воде утята, в дупле специально отпиленного дерева жили горностаи, целое семейство. Горностаев доставили лесорубы. Очень забавно и интересно было наблюдать за ними. Бориса Николаевича всегда можно было видеть с юннатами.
Однажды группа рябят пришла к нам домой, мы жили на краю поселка, держали кур, уток. Случилось так, что ребята, не зная, что делать с маленькими, совсем слабыми утятами, целый выводок, пришли к Борису Николаевичу. Он посоветовал утят посадить под наседку, иначе они не выживут. Сказал, что надо разыскать тех, кто держит кур, чтобы у них была наседка с недавно выведенными цыплятами, лучше бы, конечно, утку с утятами, но это было сложнее. Но где такую найдешь. А наседка с цыплятами нашлась.
Дело было под вечер, наседка уютно устроилась на своем месте, все цыплята под ней. И вот, пользуясь темнотой, стали утят одного за другим подкладывать под курицу. Все шло хорошо, всех поместили, утята, почуяв тепло, успокоились. Только один утенок не хотел быть со всеми. Он выскочил и стал бегать. Наседка, ничего не видя в темноте, с удивлением вертела головой, всматриваясь в какое-то странное темное подвижное существо. Но неугомонный утенок был изловлен и насильно посажен под новую мать. Успокоился и он.
Утром наседка со своим выводком пошла пастись у водоема на задворках, где обычно ходила с цыплятами. Вдруг случилось нечто невероятное для курицы: утята, увидев воду, поплыли как маленькие кораблики. Наседка в растерянности не зная, что делать, залетела на затопленную часть изгороди, стала ходить взад и вперед. Утята на воде, цыплята на земле, а их мать - на жердях затонувшей изгороди. Такое пребывание продолжалось, каждый день: промежуточное состояние матери-наседки во имя сохранения детей. Это длилось до тех пор, пока и те и другие изрядно не подросли. Утята, достигнув определенного возраста, пытались взлететь, а цыплята были уже вполне самостоятельными.
Помнится, как-то однажды прихожу к Борису Николаевичу домой. По дому, мне показалось, гулял щенок, то оказалось это не щенок, а волчонок. Он отличался от щенка тем, что был высок на ногах, морда острее, ноги толще. Особенно запомнилось, как он, волчонок, мог отпрыгнуть назад, как-то сразу, опираясь на все четыре лапы.
Какова дальнейшая судьба этого дитя природы - неизвестно. На пришкольном участке можно было видеть и других животных. Борис Николаевич при поддержке директора школы Чусовского А.Н. плотно занимался озеленением школьного участка, было посажено много деревьев и кустарников, пришкольный участок в центре поселка был "оазисом", казалось, что оказываешься в необыкновенном саду с богатой разнообразной растительностью.
Борис Николаевич очень многое умел делать своими руками. Он мог показать, как это делается не на словах, а на деле. Помню его работу на полотне цветными нитками. Изображение получилось яркое, сочное, выразительное, ворсистое, как на ковре. Борис Николаевич говорил, что это делается очень просто. А как лепил Борис Николаевич! Объясняя, что есть белая глина, ее нетрудно раздобыть. Он тщательно продумывал композицию изображаемого. Поэтому ему удавалось запечатлеть миг, позу, внешний вид животного или птицы, так выразительно, что перед глазами было живое, животрепещущее. Вылепив фигуру какого-нибудь животного, он обжигал, затем раскрашивал. У него это получалось удачно, с высоким художественным вкусом. Это была еще одна грань талантливого человека, его творчества. Он мог писать маслами, акварелью, впоследствии его рисунки украсили книгу "Птицы вилюйского бассейна".
Он ценил дружбу, с большим уважением и почтением относился к старшим, пожилым людям, поддерживал в людях хорошие начинания, мог давать дельные советы, интересовался тем, какие растения выращиваются дома. Так, например, его внимание привлекла бело- розовая чайная роза. Ее и хозяйку дома, Перфильеву П.С., увековечил в своей книге "Цветоводство". Мне и всем нашим родным приятно, что Борис Николаевич по достоинству оценил ее любовь к цветоводству.
Когда я начинал работать в Нюрбинской средней школе, он был завучем по начальным классам. Был исключительно внимателен, заботлив, замечания о посещенных уроках были убедительны и очень уместны, без канонов формализма. Чувствовалось, что он педагог чуткий, знающий и тактичный. Работать с ним было интересно.
Еще десятиклассником помню, как он нас, старшеклассников, готовил к встрече Нового 77-го года. Борис Николаевич обладал даром увлечь, пробудить, зажечь интерес, поддержать, организовать. Было изготовлено много масок, костюмов. Мы втроем, Балакшин Георгий, Балакшин Руслан и Перфильев Петр, заняли первое место и получили первую премию за представление древнерусского воина на богатырском коне. Новогодний вечер прошел на славу, все были довольны. Он запечатлелся у меня на всю жизнь.
В 1960-м году Борис Николаевич работал во второй средней школе биологом. Как вчера, вижу его с двумя яркими цветами амаралисами: красным и белым, спокойный, уравновешенный, умиротворенный. Так наглядно, доходчиво и убедительно вел свои уроки. При такой ясности нельзя не слушать, не запоминать то, что необходимо: строение цветка, лепестки, пестики, тычинки, пыльца, процесс оплодотворения. И так каждый урок. Ведь эти цветы были живые, выращенные им самим.
Борис Николаевич мастерски сочетал знания, умения, навыки. Он воспитывал учащихся самим собой, своим неистощимым стремлением к знаниям, ненавязчиво, не притворно слащаво прививал любовь к природе, к родной земле, учил, каким надо быть, как жить. Навсегда я запомнил его слова: "Учитель должен действовать на учащихся успокаивающе...′′ Он всегда был строгим и требовательным, не терпящим фальши, пустой показности, оставался скромным. Правдивость, принципиальность, огромное трудолюбие, бескорыстие сопровождали его всю жизнь.
Проработав в школе полвека, я считаю себя счастливым человеком, в том что на мою долю выпало большое счастье быть рядом с ним, работать и учиться у него, с тридцатых годов до шестидесятых. Не перестаю восторгаться разносторонностью его дарования, не скрою: многому у него научился.
Если бы у меня спросили, кого я запомнил на всю жизнь, я бы сказал, что это Борис Николаевич Андреев. В моей жизни, становлении как учителя он сыграл очень важную роль, вспоминаю о нем с большой, глубокой благодарностью и хотел бы, чтобы память о нем сохранилась надолго, не забывалась.

Перфильев П.А. 1999 июль, 28.

На снимке: памятник учителю с большой буквы Б.Н.Андрееву в селе Эльгяй.


*********************************



Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров


Нефтеюганск

20 декабря 2015 года


P.S.

Фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио».

Эльгяйский региональный музейно-экологический центр
имени Б.Н. Андреева.

Презентация фотоальбома





Выполнили:
ученица 8 «А» класса МОУ СОШ № 26
Алехина Алена Александровна.
Ученица 10 «А» класса
МОУ «Гимназия»
Баева Татьяна Александровна

Руководитель:
учитель биологии и экологии
МОУ «Гимназия»
Алехина Ольга Петровна

г.Мирный,2009


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ………………………………………………………………………….........3
2. Основатель Храма Природы…………………………………………………..………3
3. Биография педагога краеведа – Бориса Николаевича Андреева……………………4
4. Путешествие по залам музейно-экологического центра имени
Б.Н. Андреева. Презентация фотоальбома…………………………………………….5
5. Заключение………………………………………………………………………………6





1. Введение.

Всестороннее изучение родного края: природы, геологического прошлого, истории, культуры, населения, народного хозяйства – одна из главных задач современного образования. Сегодня мы ясно понимаем, что краеведческие знания являются неотъемлемой частью нашей культуры. А знания географии и экологии своей малой родины имеет большое значение для будущей активной профессиональной и творческой деятельности каждого молодого гражданина страны. Наша малая родина – Якутия. Как ни глубоки знания наши о родном крае, полученные из учебников и книг, они не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми, со специалистами своего дела. В своем докладе нам бы хотелось поделиться своими наблюдениями и впечатлениями, которые мы приобрели, посетив Эльгяйский региональный музейно-экологический центр имени Б.Н. Андреева. Уже многие года музей Природы хранит и экспонирует предметы о природе, является памятником материальной и духовной культуры. Экспонаты музея познакомили нас с прошлым и настоящим природы Земли, мы узнали о животном и растительном мире разных природных зон, увидели редкие экспонаты и ценные материалы геологических исследований, исторические предметы и документы. Посетив музей, мы многое узнали не только об истории создания музея, но и об основателе Храма Природы – педагоге краеведе – Борисе Николаевиче Андрееве.

2. Основатель Храма Природы.

Эльгяйский музей природы был основан в 70-е годы прошлого столетия. В 2007 г. мне впервые удалось побывать в этом удивительном музее, где хранятся знания о живой природе всех континентов нашей планеты. Экскурсия по краеведческому музею начинается с главного павильона на первом этаже, где стоит монумент Борису Николаевичу Андрееву - основоположнику музея Природы. Память об этом человеке останется в сердцах жителей Якутии не одно столетие.
Мы узнали, что ещё при жизни его золотые руки и добрый ум на берегу седого Вилюя создали уникальный храм природы— Эльгяйский музей природы, который уже 38 лет является базой для изучения фауны и флоры разных ландшафтов мира. Борис Николаевич Андреев был замечательным педагогом-краеведом. Он считал, что исследование родного края и применение краеведческого материала на уроках биологии помогает учителю освободиться от формализма в преподавании, а учащимся — обрести творческие и исследовательские навыки. 93 года назад родился (1915-1985) Борис Николаевич , заслуженный учитель школ РСФСР, учитель-краевед.
Б.Н. Андреев - прирожденный биолог и орнитолог, замечательный знаток фауны и флоры Якутии. Созданный им уникальный музей Природы, получивший широкую известность в республике и за ее пределами, по праву можно назвать Храмом Природы. Мечта Андреева Б.Н. была создать в с. Эльгяй международный экологический центр по охране флоры и фауны Якутии. В своей работе нам бы хотелось немного рассказать о жизни этого замечательного человека.

3. Биография педагога краеведа – Бориса Николаевича Андреева.

Родился Борис Николаевич в селе Кутана Сунтарского улуса в семье учителя. После окончания педагогических курсов в Кюндяйинской начальной школе начал трудовую деятельность в 1932 г. В 1933-1936 гг. учился в Якутском педагогическом техникуме, затем работал в Эльгяйской и Шеинской школах. В годы работы в Шеинской школе Сунтарского улуса Борис Николаевич прославился среди учителей-биологов лучшей организацией натуралистической работы в школе. Больших успехов добился и в Нюрбинской школе №1 (1941-1961 гг.). В этот период он активно занимался обогащением и углублением методов исследовательской работы. Под его руководством юные натуралисты приобрели опыт проведения научных изысканий. Школьники проводили селекционную работу, исследования по акклиматизации 84 видов южных растений. Вместе со своим учителем они совершали походы, где вели наблюдения за гнездящимися и перелётными птицами, занимались их кольцеванием, добывали тушки птиц, собирали гербарии и составляли научный каталог птиц и животных. За создание пришкольного сада, высокий уровень работы на пришкольном опытном участке Борис Николаевич был удостоен большой серебряной медали ВДНХ, его ученики несколько раз удостаивались чести участвовать на ВДНХ.
В 1949 году Министерство просвещения Якутской АССР издало специальный приказ «О популяризации работы учителя биологии Б.Н. Андреева». В результате больших многодневных и малых походов с юннатами в 1953 году вышла первая книга Б.Н. Андреева «Птицы Среднего Вилюя», которая получила высокую оценку учёных-специалистов.
По сей день такие его работы, как «Птицы Среднего Вилюя», «Цветоводство в Якутии» и «Советы юным таксидермистам» имеют огромное значение в экологическом воспитании подрастающего поколения. Монография «Птицы Вилюйского бассейна» является единственным фундаментальным исследованием орнитофауны Западной Якутии.
В 1954-1957 гг. - методист, в 1961-1963 гг. - директор Якутской республиканской станции юных натуралистов. Он автор монографии «Птицы Среднего Вилюя» и методических пособий «Цветоводство в Якутии», «Эдэр таксидермистарга субэлэр». Работая в Вилючанской школе Сунтарского района, в 1961-1967 гг. занялся изучением птиц верховья Вилюя.
С 1941-1966 гг. работал на Нюрбинской и Якутской станциях юннатов, преподавал биологию в Вилюйской средней школе. С 1966 г. до конца своих дней работал в Эльгяйской средней школе им. П.Х. Староватова.
Итогом многолетних неустанных трудов Б.Н. Андреева как учёного, краеведа, таксидермиста, художника и талантливого организатора явилось создание уникального Музея природы в селе Эльгяй Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия).
В основе музея лежит ландшафтный принцип, в его экспозициях представлены многие виды птиц и животных из всех географических зон планеты.
Начало музея заложила личная коллекция Бориса Николаевича, состоявшая из 400 тушек птиц, которые были обменены на тушки птиц и шкуры животных других природных зон из зоологических музеев Москвы, Ленинграда, Киева и Алма-Аты. Юннаты вместе со своим учителем побывали в многочисленных экспедициях в разных уголках Советского Союза, сами делали чучела, придумывали экспозиции и рисовали к ним фоновые картины. В 1980 году на базе музея был создан первый в республике биологический класс.

4. Путешествие по залам экологического центра. Презентация фотоальбомов.

Проходя по павильонам и длинным коридорам краеведческого музея, мы всегда останавливалась возле какого-нибудь красивого чучела зверя или птицы и с удивлением и восторгом разглядывали его. Удивительное зрелище. Все предметы имеют этикетку, на которой записаны его название и краткая история его появления в музее, а фотографии, рисунки, профили окантованы под стеклом.
Каждый сделанный мастером – таксидермистом экспонат, служил для нас проводником в таинственный мир Природы. В этом сельском музее собраны чучела животных и птиц почти со всего мира. Все они в естественных позах располагаются в диорамах, передающих пейзаж и ландшафт окружающей их природы.
Итак, каждый экспонат позволил нам представить себе образ жизни и поведение животного, увидеть их размеры, окраску, ареал распространения и источники питания.(Презентация 1. Презентация 2.)
Фотоальбом 1. Путешествие по залам музейно - экологического центра имени Н.Б. Андреева.
1. Уссурийская тайга. Уссурийский тигр. Мандаринка. Гималайский черный медведь.
Кабан.
2. Савана Африки. Страус. Зебра. Жираф. Венценосный журавль.
3. Степи, пустыни. Сайгак. Архар. Фазан. Журавль-красавка.
4. Тропики. Павлин.
5. Зона тайги. Птицы тайги. Волк. Соболь. Заяц беляк. Бурые медведи. Таёжная охота «Неожиданная встреча». Волчья охота.
6. Зона арктических пустынь. Арктические льды. Охота белых медведей. Тюлени.
7. Арктическая тундра. Полярная сова, песец.
8. Зона лесотундры. Северные олени.
9. Птичий базар. Ушастая сова.
Фотоальбом 2. Удивительные экспонаты.
1. Развитие органического мира. Черепа бизонов.
2. Скелет мамонта
3. В пещере наших предков
4. Лиса альбинос
5. Зеленая игуана
6. Двухголовый теленок
7. Пороки развития. Сиамские телята
8. Коллекция белок.
9. Разные виды лис. Породы домашних собак.
10. Породы домашних кур.
11. Коллекция глухарей.
12. Сцепившиеся рога лосей
13. Коллекция кимберлитов.

5. Заключение.

Путешествие по залам экологического центра помогло нам лучше узнать природу родного края, природу нашей страны и стран СНГ, кроме того, познакомиться с экзотическими животными разных континентов. Мы считаем, что оформленный нами фотоальбом выполнит просветительскую работу среди ребят, окажет методическую и организационную помощь в проведении краеведческих мероприятий в школе, а так же послужит наглядным материалом для наших сверстников в познании тайн природы.
Много посетителей уже побывало в музее, но не было ещё такого человека, который не восхитился бы его великолепием, мастерством и красотой. Эльгяйский музей природы им. Б.Н. Андреева является ярким примером преклонения человека перед величием и красотой природы.







Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 12
© 01.11.2018 Владимир Назаров
Свидетельство о публикации: izba-2018-2402496

Рубрика произведения: Проза -> Статья











1