Дай Бог, живым узреть Христа-17. Окончание


Дай Бог, живым узреть Христа-17. Окончание
ДАЙ БОГ, ЖИВЫМ УЗРЕТЬ ХРИСТА

(Эссе о творчестве Евгения Евтушенко)

17.
Всё неохватное творчество Евгения Александровича Евтушенко условно можно разделить на три периода — светский, переходный и православный. Чёткой границы между ними нет, главные настроения этих периодов, повторяясь и видоизменяясь, проявляются во все годы жизни поэта. Но всё-таки духовное перерождение, нарастающее из года в год, мы ощущаем на всех стадиях его долгого восхождения. Были и свои вершины в каждом периоде. В первом — стихотворение «Идут белые снеги» и эпический роман в стихах «Братская ГЭС», во втором — очень много классически отточенных стихов, среди которых — «Письмо Есенину», «Эстрада», «А снег повалится, повалится» и плюс к этому поэма «Пушкинский перевал», а в третьем — лучшее произведение из множества других — «Дай бог!» Об этом шедевре православной лирики чуть ниже. А пока — само это стихотворение.

Дай Бог, слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай Бог, быть Богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым.
Дай Бог, не вляпаться во власть
и не геройствовать подложно,
и быть богатым — но не красть,
конечно, если так возможно.
Дай Бог, быть тёртым калачом,
не сожранным ничьею шайкой,
ни жертвой быть, ни палачом,
ни барином, ни попрошайкой.
Дай Бог, поменьше рваных ран,
когда идёт большая драка.
Дай Бог, увидеть больше стран,
не потеряв своей, однако.
Дай Бог, чтобы твоя страна
тебя не пнула сапожищем.
Дай Бог, чтобы твоя жена
тебя любила даже нищим.
Дай Бог, лжецам замкнуть уста,
глас Божий слыша в детском крике.
Дай Бог, живым узреть Христа,
пусть не в мужском, так в женском лике.
Не крест — бескрестье мы несём,
а как сгибаемся убого.
Чтоб не извериться во всём,
Дай Бог, ну хоть немного Бога!
Дай Бог, всего, всего, всего
и сразу всем — чтоб не обидно...
Дай бог, всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно.

Наверное, могие с нами согласятся, что это одно из самых лучших творений Евтушенко — русского гения поэтической мысли. Это мы говорим без малейшей натяжки. И особенно важно заострить внимание на такой оценке в наш век катастрофического падения литературы, да и вообще всей культуры и в нашей стране, и в мире. Но прежде, чем обосновывать это, скажем, что такое православная поэзия.

В одной из глав нашего исследования шла речь о сущности поэзии, где мы, основываясь на высказывании поэта, выделили три её главнейшие, сердцевинные части — исповедальность стихотворца, талант исповедоваться за свой народ и за свою страну и знание Истины Христовой. Только при сближении с нашим Творцом, с Его учением, которое и есть Истина, с обретением благодати Святого Духа — поэт напоняется особым, глубинным даром видеть подлинную правду жизни и полно, всесторонне отражать её в произведениях. Вот эту высшую творческую орбиту мы и называем поэзией православной. Всё, что ниже этой высоты — либо графоманство, либо литературное ученичество, которое далеко не всегда приводит автора к желанной цели. Словом, любое православное творение — это твоческая вершина, дотигнутая при благодатном вдохновении свыше.

Стихотворение Евгений Евтушенко «Дай Бог!» является не только лучшим произведением поэта, но и вошло в число самых лучших православных лирических достижений мирового масштаба. Пожалуй, ни в одном другом творении, даже более крупного жанра, вы не найдёте такого разнообразия поднятых проблем современной Христвовой веры, согретых до точки кипения совестливым сердцем истинно верующего человека. Назовём лишь некоторые из них — по порядку, заложенному в стихотворении. ЭТО — отсутствие у большинства из нас духовного зрения; согбенность под тяжестью грехов; изобилие безнравственной грязи в структурах власти; страсть к показному геройству и к деньгам, добываемым нечестным путём; безащитность от несправедливостей жизни; жестокость в обществе; чванство; попрошайничество; непрекращающие людские драки-войны; жестокость и бесчеловечность; подлинная, не светская, а христианская любовь в семье; непримиримая борьба с обнаглевшей в наши дни ложью; истина в устах детей; редкость нашей жизни в Боге, в Его заповедях; кричащее, губительное безбожие нашего века; острая необходимость идти к Отцу Небесному, то есть к Вечной Истине. Вот о чём поэтическая молитва Евгения Евтушенко. И вот почему она стала шедевром православной литературы.

После этого анализа, пожалуй, самое время сказать о тех многочисленных наработках и осуществлениях Евтушенко, которые дают нам право назвать его не просто высокоталантливым, но и безусловно гениальным поэтом современности. Прибегнем к помощи отмеченной нами формулы большой поэзии: личная, аторская исповедальность — исповедальность за народ и страну — познание Истины Христовой и отображение жизни уже в свете духовного роста.

Понятно, оценку творчества мы начинаем с общеизвестного факта, что поэтический дар был отпущен Евгению Александровичу Господом на редкость щедро. Совесть была дана обострённо-чувствительная. Видение мира, его красоты и безобразия — явно пророческое. Понимание своей ответствоенности перед народом (а позднее и перед Богом) — пямо-таки православное, несмотря на его начальное неверие в православие и его отрицание. И ещё — трудоспособность редчайшая — каждый день он сочинял по стихотворению, а то и не по одному. А теперь о подлинном, классическом новаторстве поэта в каждом из трех «эпох» его творчества.

«Я разный. Я натруженный и праздный. Я целе- и не целесообразный...» — Это строчки из ранней поры. Но они необыкновенно полно отражают самобытность Евтушенко. С первых шагов в литературе он поражает читателя непривычной широтой и смелостью тематики. Здесь всё — любовь, красота мира, жизнь во всех её проявлениях, включая политику, культуру, нравственные подвиги и падения, ответственность за будущее народа, и еще тысячи разновидностей нашего бытия. Такая жадность к многогранности мира заметна разве только у Пушкина.
«Понамарал я столько чепухи... А не сожжёшь: по свету разбежалась». — Исповедальность, самокритичность, небоязнь подчеркнуть свои отрицательне черты — мощная есенинская традиция — всё это пройдёт по всему творчеству Евтушенко. Здесь нет ему равного во всей поэзии советских лет.

«Помочь тому, что долженствует цвесть, и отомстить, не позабыв об этом, всему того, что заслужило месть!» — Безбоязненное обличение всех проявлений зла в обществе. Стихи «Бабий яр», «Наследники Сталина», «Танки идут по Праге», «Афганский муравей», и сотни других стихов почти забытого у нас жанра политической сатиры.

«Не умирай Иван Степаныч, не умирай, не умирай...» — Ярчайшее продолжение традиции русской литературы, традиции любви к простому, малому человеку, сочувствия его горю и страданию. По-настоящему православное милосердие!
«Брусника стелется и млеет, красно светясь по сосняку. У каждой пятнышко белеет там, где лежала, — на боку». — Изумительно чёткое, ясное, образное видение деталей жизни — от тонких красот природы до тончайшего переживания человеческой души.
Все эти особенности молодого поэта с годами будут крепнуть и дополняться другими нюансами. А сейчас — отметим сугубо индивидуальные черты двух других периодов.

«Мне совсем умереть не под силу. Некрологи и траур — брехня. Приходите ко мне на могилу, на могилу где нету меня». — Самой заметной чертой переходного периода, безусловно, является глубинное осознание губительности социалистической революции, её обманчивых идей, переосмысление своего отношения к православию и Божественной Истине. («Зашумит ли клеверное поле» и другие стихи). Мы не знаем в русской поэзии другого примера, чтобы поэт, преданный Ленину «внук», не без мучений, но изменил его фальшивым идеям, начал отвергать материализм и першёл на сторону идеализма, то есть веры в Истину Христа.

«Моя фамилия — Россия, а Евтушенко — псевдоним». — Это не самовозвеличивание поэта, а точнейшая самооценка, отражающая действительно состоявшийся факт. Евгений Александрович всей своей жизнью, всем своим творчеством не только отразил жизнь прошлой и современной России, но и показал пока ещё застрявшего в нерешительности народу нашему пример спасительного похода к Истине, а значит в ту далёкую страну, которая называется Вечностью в благодати Христовой. Как мы видим, сложнейший это был путь, но великий и совестливо-честный. Он привёл-таки поэта к третьей фазе его духовного развития, которой мы и завершим наш нынешний анализ.

«Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу». — Земного счасть нет и не может быть. Счастье — прожить так, чтобы Господь простил все грехи и наградил нас милостью — вечно жить вместе с Ним. Это, самое главное, что может быть на земле, — «всею кровью, хребтом» понял герой нашего эссе, грудью своей проложил и нам всем дорогу к этой необходимости. И кроме всего этого — довёл нас до вершины православной поэзии, увы, затерявшейся в тумане нашего бездуховного времени.

Вот и всё, что хотели мы сказать о большом русском поэте Евгении Александровиче Евтушенко. Можно и нужно было сказать гораздо больше. Но и так мы превысили все лимиты, отпущенные жанром эссе. И всё же захотелось закончить беседы наши вот этим стихотворением. Оно о том, что и великим свойствены обычные человеческие слабости.

А снег повалится, повалится...
и я прочту в его канве,
что моя молодость повадится
опять заглядывать ко мне.
И поведёт куда-то за руку,
на чьи-то тени и шаги,
и вовлечёт в старинный заговор
огней, деревьев и пурги.
И мне покажется, покажется
по Сретенкам и Моховым,
что молод не был я пока ещё,
а только буду молодым.
И ночь завертится, завертится
и, как в воронку, втянет в грех,
и моя молодость завесится
со мною снегом ото всех.
Но, сразу ставшая накрашенной
при беспристрастном свете дня,
цыганкой, мною наигравшейся,
оставит молодость меня.
Начну я жизнь переиначивать,
свою наивность застыжу
и сам себя, как пса бродячего,
на цепь угрюмо посажу.
Но снег повалится, повалится,
закружит всё веретеном,
и моя молодость появится
опять цыганкой под окном.
А снег повалится, повалится,
и цепи я перегрызу,
и жизнь, как снежный ком, покатится
к сапожкам чьим-то там, внизу...





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 14
© 31.10.2018 Борис Ефремов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2401900

Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры











1