Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Изучение всемирной истории в школах Казахстана


Мир окружающий огромен!
В нем столько стран, народов и племен! -
Восстания, перевороты, войны,
упадок государства, империи подъем.

Походы викингов отважных
Европу сильно изменили,
Они Америку открыли даже,
создали государства, монархии сплотили.

При Сигизмунде Речь Посполитая возникла,
в те времена переживавшая подъем,
Она познала внешние угрозы и конфликты,
национальный и феодальный гнет.

Русь, Хмельницкий, шведы, Порта,
Ливонская война, Тевтонский орден -
Ее ослабили разделы, кризис, войны -
Она пережила упадок и исчезла вскоре.

Турки-османы овладевали Европой,
Много народов оказались вассалами,
Битва Мохачская привела к катастрофе -
Лайош пробовал разбить Сулеймана.

Готовили турки  на Запад марш-бросок,
разбив шатры, устроили осаду Вены,
взяв несколько австрийских городов,
пытались дух сломить, взрывая стены.

В битве при Хотине Молдавию делили -
Поляков, турков столкнулись интересы,
и новая война – уже борьба за Украину,
потеря Венгрии, турецкая война с Венецией.

Учебники истории для школы
издательства «Атамура», «Мектеп»
об этом нам не говорят ни слова!
Как будто не было в истории проблем!

А откуда появились протестанты?
Кто такой Лютер, кто такой Кальвин?
В вопросе веры дети – дилетанты,
или «дойдут» потом, познав всё сами?

Листаю, листаю параграфа страницы -
Факты, факты – как же их осмыслить?
Как всему найти истоки и причины?
Ведь материал изложен жутко длинный!

В параграфе и взятие Бастилии,
и диктатура Бонапарта,
сражения в Европе и в России,
и как закончилось всё ссылкою печально!

В одном уроке Кромвель и его протекторат,
«Столетняя вторая», тори, виги
Кей, Харгривс, Хейс, Аркрайт, Уатт,
захват колоний и «Мастерская мира»!

На час урока Колумб и волны эмиграций,
колонистов борьба за свободу Америки,
Билль о правах, Конституция, Декларация,
описан республиканский тип правления.

Тут явно обошлось без методистов!
Ведь существуют «нормы» на тематику, объём!
Я в этом на уроках убеждалась лично –
Ребёнок «схватит» что-нибудь с трудом!

Потом девятый класс, десятый, выпускной -
Три года «жевать» один двадцатый век!
Без новизны один период временной!
Чтоб интерес погас и вовсе обеднел?

Как можно познавать за час в неделю
историю народов, их культуры?
Ведь лучше вдумчиво и медленно!
Спустя семь дней и вспомнить тему трудно!

Урок – всего лишь сорок пять минут!
И нужно провести опрос, задания, беседу.
Минуты не идут, они бегут!
Должна быть связка, одна «схема».

После распада СССР прошли уж годы,
Мы изучаем в школах Казахстан -
Истории еженедельно два урока -
каким он был, каким он стал.

«Советская эпоха» в учебниках скучна,
Нет чувства атмосферы времени -
Неужели сложно передать, как было тогда,
как люди советские жили, что делали?

Не покидает ощущение при чтении,
что авторы были – не советскими людьми,
А энтузиазм, трудовое рвение?
А чувство «единения» одной большой страны?

Когда язык «сухой», текст «без эмоций»,
учебник усложняет восприятие -
Нет чувств, переживаний, образов -
витают в голове абстрактные понятия.

Нет в книгах исторических портретов,
передающих дух, характер человека.
Как оценить нам роль, его творения,
закономерно ли к нему читателей доверие?

«История Новая» заметно перегружена
Познать её за год способен ли ребёнок?
Видимо, считают, предмет – ненужный,
ей так не хватает дробности, логики.

История интересна в разнообразии -
разной историей, искусством, языком.
Мир выражается в цельности, в связях
Народы развивались, шли своим путем.

Познание истории других народов
меняет понимание, мышление, кругозор,
создает мировоззрения основы,
над прошлым размышляя и идя вперёд.

29.01.2017







Количество отзывов: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 33
© 28.10.2018г. Жанна Игбаева
Свидетельство о публикации: izba-2018-2399398

Метки: История всемирная, Казахстан,
Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика гражданская
















1