Равное детство


Равное детство
РАВНОЕ ДЕТСТВО
(инклюзивное образование)

Очевидное и вероятное…
Быль.

Бывший учитель, ныне журналист, моя близкая молодая
подруга* устроилась на полставки тьютером в так
называемую школу с безбарьерными классами.
Её рассказ меня не просто заинтересовал, а потряс тем
новым, что в своей повседневности мы зачастую не замечаем.

Не замечаем, что в обществе зарождаются идеи и практика
обеспечения счастливого детства ребятишкам, рождённым с
некими особенностями психофизического развития.
Всегда меня тревожило отношение многих, в том числе и
государства, к людям с инвалидностью.
Давно назревала необходимость менять каждому из нас что-то в
себе, в человеческом сообществе, в системе образования.

И вот появляются ростки перемен…
Рассказ подруги, мамы четырёх сыновей, неугомонному человеку в
стремление что-то делать в этом направлении, а не попусту
вздыхать, радует и вселяет уверенность - не всё потеряно.

Не так давно, они с единомышленниками разработали программы
обучения сотрудников внимательному обслуживанию инвалидов-колясочников, людей с ослабленным слухом и зрением, с интеллектуальными нарушениями, аутизмом.
Проводят тренинги с персоналом гостиниц, кафе и т.д.

И вот новый шаг – тьютерство.
Для начала Наталья помогла мне разобраться в таких понятиях, как
инклюзивное, интеграционное, безбарьерное обучение.

Тьютерство, как одна их форм общения с учениками, знакомо.
Где-то в XIV веке, в Оксфорде и Кембридже практиковалось
в педагогической практике тьюторское сопровождение
учащихся, направленное на индивидуализацию обучения и
воспитания.

Как же это вписывается в современный образовательный
процесс?

Узнаю, что в школах Минска уже тысячи детей, с разными
формами проблемного здоровья, обучаются в обычных
классах.
Концептуально новшества, принятия в обычные школы детей с проблемным здоровьем, их совместное обучение с детьми физически здоровыми, были определены так:
«Инклюзивное (от англ. inclusion - включение) образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав…».
Принципы инклюзивного образования таковы:
- Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы
быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в
контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может
быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Узнаю, что чаще других интегрируются в обычные классы дети с лёгкой задержкой психического развития, с нарушениями речи,
опорно-двигательного аппарата.
Главное в интеграции то, что дети с особенностями и здоровые – учатся вместе.
Такая система способствует признанию права каждого
ребенка на обучение в обычной школе, вселяя в него веру, что
не бывает отсталых, необучаемых детей, успеха может достигнуть каждый и
каждый имеет право на радость общения и развития.
Здесь очень важно и другое. Как призналась одна директриса - «В таких классах здоровые дети учатся быть терпимыми, заботиться о ближнем, адекватно относиться к товарищам, которые чем-то на нас не похожи».

Предполагала, что практика безбарьерного обучения имеет и
свои подводные рифы.
Интересно было узнать, все ли ученики и родители
позитивно воспринимают такой состав учащихся в классах.

С пристрастием расспрашивала о том, как она чувствует себя, сопровождая сложную девочку, какая атмосфера в таких классах.

Вот так, попивая чаёк, я внимала каждому слову рассказчицы.

- Знаешь, я прихожу к школе за 10 минут до начала занятий, жду, когда мама привезёт Веронику. Смотрю вокруг и заряжаюсь радостными эмоциями.
…Вот папа несёт малышку на руках, она блаженно обнимает его за шею. На ступеньках школы девочку бережно опускает на пол, и она слегка прихрамывая, идёт в класс, помахав папе рукой.

- Знакомые нотки оптимиста, - улыбаюсь.

- А как тебе это? – Вот, на своём «электрокаре» в школу торжественно заезжает Елизар. Его тут же обступают одноклассники, повсюду сопровождают его по школе. - Радостный шум, толкотня вокруг его колесницы взрывает всю школу. – Представляешь, Елизар учится в выпускном классе. И совсем невероятно - он может управлять коляской вручную, а
набирает несложные тексты подбородком. У него ДЦП.
Ты говоришь атмосфера… чудеса, да и только. Елезар центр притяжения. У него нет тьютера, он ему не нужен, с ним всегда
рядом одноклассники, которые хорошо научились его понимать и готовы помогать в любой ситуации.

- А твоя девочка?

- Замечая, как мама, с весело раскачивающейся девочкой в специальной коляске, выезжают из арки, машу рукой, иду к воротам школы, чтобы встретить их. Теплеет на душе -
Вероника улыбается, значит, настроение хорошее, самочувствие тоже – поработаем. Получаю последние инструкции от мамы, и мы поднимаемся в школу. Понеслось…

- Вы в коляске заезжаете в класс? Ты все уроки с ней? Трудно небось?

- Да. Мне не просто всё давалось. В школе учится несколько «колясочников», Вероника из них самая «тяжёлая». Не в плане веса, конечно, а в плане состояния. Но прогресс есть и я верю, что когда-нибудь Вероника сможет ходить самостоятельно, пусть
и с поддержкой. Это важно.

- Тьютеров в штате школы много?

- Тьютер положен только ребятам, у которых множественные нарушения или аутизм.

- А программа обучения единая?

- В целом да. На уроки русского и белорусского
языка дети с нарушением речи уходят заниматься индивидуально или в небольших группах, с педагогом-дефектологом. Это, так называемые коррекционные занятия. Так же «опорники» индивидуально занимаются физкультурой под руководством специалиста. Всё остальное время ребята проводят с классом, посещая все уроки.

- Для работы в безбарьерных классах подбираются более опытные учителя?

- Да. Многие учителя школы прошли специальную подготовку к работе в инклюзивных классах и стараются работать на уроках с учётом возможностей своих особых учеников. Составлять индивидуальные задания в такой форме, чтобы ребёнок имел возможность его выполнить и получить за него оценку. Но бывают и сложности. Не все готовы к такой работе. Изменения происходят не так быстро, как хотелось бы. Но они очевидны.
На помощь учителям приходят различные гаджеты: клавиатуры, планшеты, и другие приспособления, которые значительно облегчают учёбу.

- Я помню, как болезненно ты уходила из школы. И как тебе там, в новом качестве?

- Когда-то я уходила из школы и понимала, что ухожу из неё навсегда, не хотела ни под каким соусом туда возвращаться. Уходила я из системы и полагала, что никогда эта система не выдавит из себя ничего стоящего. Гуманизация образования мне казалась сказкой. Но время идёт, и под его напором меняются приоритеты. И, наконец, дети с инвалидностью могут спокойно посещать школу, учиться, наравне с другими ребятами без ущерба для образовательного процесса, и даже с пользой для окружающих. - Быть внимательными, добрыми, человечными – вот чему учит ребят совместное обучение.

- Вот слушаю тебя и вспоминаю время, когда школьником был сын. У них в классе один мальчик сильно заикался. Ребята над ним подшучивали, а учителя частенько раздражались.

- Ты бы видела, как ребята в таких классах рвутся придержать дверь, подвинуться, не кричать громко, потому что шум может навредить их товарищам.

- Прямо идиллия.

- Нет, дети и бегают, и шумят, и толкаются, но при первой же просьбе очень активно отзываются. Интересуются, удобно ли нам с Вероникой, переспрашивают, что она говорит, как она себя чувствует. Дети с пониманием относятся к Веронике в моменты приступов. Приступы, к сожалению, случаются иногда и во время уроков, Вероника может в такие минуты и пошуметь. Ребята совершенно не обращают внимания и продолжают заниматься своими делами. Они знают, что сейчас это пройдёт, что с Вероникой есть человек, который знает, что делать и что всё хорошо, не надо отвлекаться. - Конечно, так было не всегда. Ты права, ещё хватает, - справедливо почувствовала, - подводных рифов. Сначала были и удивление, и страх, и переживание родителей, учеников, учителей. Но я не застала эти моменты. Вероника с ребятами с третьего класса. И всё настолько гармонично, как будто по-другому и быть не могло. - Вот так, дорогая, я и вернулась в школу, чтобы сопровождать и помогать прекрасной девочке.

- А как ты о ней узнала?

- Прочитала призыв её мамы о помощи. Мы были знакомы. Вот и решила, почему не я? Знаешь, Вероника многому меня учит, а я стараюсь сделать так, чтобы её обучение было максимально комфортным для неё, ребят в классе и для учителей. Я, как бы связующее звено, коммуникатор. Не могу сказать, что у меня сразу получилось найти полный контакт с Вероникой. Она, ко всем болячкам, ещё и не говорит. Мне ещё много надо сделать и узнать. Это важный опыт для меня. Знаешь, что ещё важно, что это и огромная помощь родителям, которые могут выйти на работу.

- А ты ощущаешь признательность мамы Вероники?

- Во всём. Во взгляде, в какой-то уверенности, чувствуется, что она счастлива, что с её девочкой человек, которому она доверяет.

Мы помолчали. Я думала, какой не простой путь выбрал для себя мой тьютер. Семья, свои дети, младший-то ещё в 5-м классе, газета…

Подруга задумалась и продолжила.

- Основная сложность этой работы в том, чтобы не впасть в жалость к ребёнку, не пойти по пути: - ах какая она бедняжка, зачем ей вообще эта химия и математика, если жизнь с ней так обошлась. Есть и вторая сторона медали. - Нельзя и излишне героизировать усилия Вероники по добыванию знаний. Часто говорю себе - «Спокойно, пойми, ей просто сложнее других детей учиться, потому что она не может записать пример по математике». Хорошо, что волонтёры студенты разработали специальную программу с помощью, которой математические выражения записывать значительно проще, чем набирать в ворде. – Она не может быстро ответить, ей нужно набирать текст не очень послушными пальцами на клавиатуре. Вероника сидит в коляске за партой и парта выше, чем нужно для удобного чтения и печатания. Но это не те барьеры, которые не способен преодолеть человек на пути к знаниям. В трудную минуту я вспоминаю Ломоносова, его обоз в Москву. Моя девочка всё время в этом обозе, идёт и идёт к цели. Но это её желания, её путь, она живёт так, как живёт и другой жизни не знает, и поэтому она не девочка – герой, она девочка со стальным стержнем. - Вероника уже учится в седьмом классе. Она хорошо усваивает программу, получает высокие баллы. С ней непросто, но очень интересно. Потому что это человек с большим желанием учиться. Ей нравится быть лучшей. Она расстраивается, когда её команда на уроке не побеждает. Вот пример. - Как-то на уроке по литературе учитель проводил викторину, класс был разбит на три группы и ребята должны были отвечать на вопросы, записывать ответы на листок и передавать ответ учителю. Все хотели, чтобы Вероника была у них в команде, потому что знали, что она очень ответственно готовится к урокам, начитанная, умная и много знает. - «Вероника, давай к нам! Что Вероника написала? Пиши, Вероника! Давай скорее, какая ты молодец!». - Ребята наперебой обсуждали варианты ответов, а Вероника активно включалась в игру и старалась набирать ответы как можно быстрее и чётче. Её команда заняла второе место.

- И тьютер у неё со стальным стержнем. Горжусь тобой, – подруга отшучивается.

- Бывает очень тяжело, не физически. Однажды её сильно «потрясло», был жесткий приступ. Мы решили отдохнуть в комнате отдыха, - с удивительной теплотой продолжает рассказ подруга. - К счастью администрация, зная эти потребности Вероники переключиться, разрешила использовать нам одно из помещений школы для того, чтобы можно было на перемене восстанавливаться. - Я уложила девочку, накрыла одеялом, и сообщила маме о повторяющихся приступах. Мама прибежала быстренько, и спросила дочь – «Хочешь остаться в школе?».
«Я устала» – написала Вероника. - «Тогда давай пойдём домой, это не страшно, если ты пропустишь несколько уроков, пойдём?». -
Вероника показала – «Нет. Я занудная. Хочу остаться на уроках». - Мы смеялись. Она не занудная, она упрямая!

Моя визави внимательно посмотрела на меня.

- Конечно, не всё так уж однозначно радужно и весело. Конечно, так хорошо, как сейчас стало не сразу, не с первого дня работы школы в таком режиме.
Изначально администрация настроена была просто «терпеть» присутствие таких детей, дать им то, что они хотят, не понимая, правда, зачем это им. Довлел стереотип - ведь могли бы они и дома учиться, как тысячи и тысячи других не «нормотипичных». Термин ребята придумали. Нужно отдать должное, что с тех пор утекло много воды и отношение к ребятам, как к непонятной экзотике, и у учителей, и среди детей поменялось. В моём классе сложилась та хорошая, дружеская атмосфера, которая позволяет всем участникам учебного процесса чувствовать себя комфортно.

-Ты же в штате? Значит, и институт тьютеров оформился?

- Не совсем так. Сам термин в обиходе. Да, я штатный работник. Моя должность называется – воспитатель детей с ОПФР (особенностями психофизического развития) и аутистическими расстройствами.
Института тьюторства пока в стране нет. Эту роль берут на себя
родители детей, реже люди с педагогическим образованием, воспитатели, учителя, педагоги-дефектологи, психологи, тут уж как повезёт. Хорошо уже то, что эта штатная единица в принципе появилась и такую непростую работу оплачивают за счёт
бюджета. - Вот такие дела, любопытный педагог, - с хитрецой улыбается моя гостья, - много вы нам когда-то дали, стараемся не опускать планку.

- Хорошо стараетесь, - на той же ноте отвечаю. – Поверь, твой рассказ это свет в конце тоннеля. Радует, что есть такие люди, создающие условия для равного детства, для счастливого детства, которые с душой, с широким охватом, как говорил поэт, - сеют разумное, доброе, вечное…
---
Фото. Тьютер на работе.
*Подруга - https://www.chitalnya.ru/users/Strelka/





Рейтинг работы: 71
Количество рецензий: 12
Количество сообщений: 13
Количество просмотров: 106
© 06.10.2018 Ди.Вано
Свидетельство о публикации: izba-2018-2380764

Рубрика произведения: Проза -> Быль


Августа       18.02.2019   08:21:04
Отзыв:   положительный
Здравствуйте. Дина! Очень взволновал ваш рассказ! Спасибо за неравнодушие! С уважением.Августа.

Ди.Вано       18.02.2019   14:23:36

Добрый день, Августа.
Спасибо за понимание и проявленный интерес.
С добрыми пожеланиями
Д.
Елена Черкашина       09.01.2019   18:26:17
Отзыв:   положительный
Очень впечатлил рассказ, горжусь и Вероникой, и её мамой, и женщиной этой милой, и Вами, дорогая автор. Спасибо.
Со слезами, конечно, читается....
Ди.Вано       10.01.2019   08:18:49

Спасибо, Елена, за Ваши эмоции.
Знакомлюсь с вашими работами.
Чуть позже откликнусь.
Удачи Вам, творчества и добра.
Д.
mishal       13.10.2018   14:05:06
Отзыв:   положительный
Спасибо, что есть такие отзывчивые самоотверженные люди, готовые нести это тяжёлое, но такое важное бремя забот и ответственности!
Спасибо, Дина, за очень важный и интересный рассказ!
С уважением, М.


Ди.Вано       14.10.2018   09:22:40

Сердечно благодарю, Михаил.
Валерий Медведковский       10.10.2018   16:44:39
Отзыв:   положительный
Дина!
Спасибо за рассказ. Открыл совершенно неизвестный, неведомый пласт знаний о нашей непростой жизни.
Слава Богу не все потеряно, есть перемены к лучшему.
С уважением
Ди.Вано       11.10.2018   08:11:49

Вот и я открыв, не смогла промолчать....
Спасибо, Валерий.
Доброго дня!!!
Светлана Сквирская       09.10.2018   12:30:54
Отзыв:   положительный
Добрый день! Я не разделяю Вашего оптимизма. Работала в интернате для слабовидящих детей, где созданы были все условия для их обучения. Если родители забирали ребенка в обычную школу у них резко падало зрение. Сейчас интернат хотят закрыть, детей, в том числе и слепых, разбросать по школам. Мама одного мальчика со слабым зрением забрала его в обычную школу, через год он полностью ослеп, не покапали во время глазные капли.
Моя знакомая, особенного ребенка устроила его в обычную школу. Когда мальчик очередной раз справил нужду во время урока, эксперимент закончился.
Пусть останутся спец. интернаты, но не будет запрета на посещение обычных школ. Родители сами решат, где ребенку лучше.
Ди.Вано       09.10.2018   16:37:19

Спасибо за внимание и мнение.
Видимо разный есть опыт и разные результаты.
Мой оптимизм - одинаковое детство!
Безбарьерность в принятии всех, на нас не похожих.
Развитие терпимости и милосердия.. у детей и у взрослых.
Уже несколько лет в Минске тысячи детей с разного рода отклонениями
стали равноправными в обычных школах.
Не всё безоблачно и для учеников, родителей, учителей.
В штат школ введены ставки учителей- помощников.
Это большой шаг в направлении гуманизации образования.
Выбор всегда каждый делает по себе.., по полученным возможностям.
С уважением
Д.
Птица Гала       07.10.2018   10:25:13
Отзыв:   положительный
Прежде всего, Дина, хочу низко поклониться твоей молодой подруге,
её подругам, друзьям, товарищам-сподвижникам.
Великое дело творят Люди с большой буквы.
Благодарю тебя сердечно, Дина, за возможность узнать много нового.
Обнимаю...
Ди.Вано       07.10.2018   11:07:41

Принимаю,Галочка , твой поклон и присоединяюсь.
С такими людьми и на Марсе ...будут яблоки цвести...
Спасибо.
Обнимаю.
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       07.10.2018   08:52:18
Отзыв:   положительный
Поклон низкий за очерк Вам.. Я думаю, все понимают хорошо сколь значительна такая яркая публицистика...
Ди.Вано       07.10.2018   11:08:26

СПАСИБО!!!
Хосу верить в это.
Доброго дня!!
Юрий Алексеенко       07.10.2018   08:49:36
Отзыв:   положительный
Дина, отлично подана проблема. Меня только беспокоит один факт: нельзя ли было тьютерство назвать русским аналогом) Такое впечатление, что наша система образования просто скопиравала с Западных аналогов новую систему обучения, не внеся в неё российских особенностей.
Ди.Вано       07.10.2018   11:18:33

Спасибо, Юрий, за поддержку.
Термин используется в обиходе. Официально должность называется – воспитатель детей с ОПФР (особенностями психофизического развития) и аутистическими расстройствами.
А вообще- то, в педагогике многие термины взаимственны, а сам опыт -"веду ребёнка" - .т.е. педагогика, не имеет границ.
Как-то участвовала на конференции в Берлине - "Опыт русского педагога Макаренко в перевоспитании трудных подростков". !!!
Я за чистоту русского языка, но бывают и нюансы )).
С добром
Д.
Борис Бочаров       07.10.2018   02:00:27
Отзыв:   положительный
Спасибо за рассказ, Дина. Проблема эта на долгие годы... к сожалению. В обществе на этот счёт достаточно мнений, и не все они находят одобрения даже в простом понимании этой проблемы. Был близко знаком с одной семьёй, где девочка дошла до высоких вершин образованности, добилась получения высшего образования. Но, очевидно, когда цели были достигнуты, процесс дальнейшего получения знаний приостановился и наступил кризис. Беда, когда полученные знания и навыки оказываются невостребованными в обществе, где даже здоровому человеку не всегда удаётся найти своё место в системе занятости. С ув. ББ

Ди.Вано       07.10.2018   07:30:42

Доброе утро, Борис!
У нас потеплело, и ты добавил тепла..
Поддержкой, пониманием проблемы.
Время жесткое, хотя и робкие шаги к милосердию.. но это путь ..
Верится,
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе....
Хотя возможно...
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе. ((
А пока радостно, что есть те, кто трудится на этой ниве , не покладая рук.
Спасибо!!!
За картинку двойное.
Я.
Ян Подорожный       06.10.2018   21:57:10
Отзыв:   положительный
Такая система способствует признанию права каждого
ребенка на обучение в обычной школе, вселяя в него веру, что
не бывает отсталых, необучаемых детей, успеха может достигнуть каждый и
каждый имеет право на радость общения и развития.

Наконец-то! И как приятно читать о таких подвижках в обучении.
Ведь это одновременно воспитывает и детей, и взрослых.
И к своему стыду. Вспоминается, какими мы были в детстве жестковатыми, насмешливыми, равнодушными.
Было, было...
К счастью, с возрастом такое у многих проходит.
Но у некоторых остаётся.

Прекрасно рассказали, Дина!
Кланяюсь.
Ди.Вано       07.10.2018   07:33:42

Спасибо, Ян.
Очень приятен ваш отклик.
Что называется, разделили радость и тревогу.
Это дорого.
Доброго дня!!!
Strelka       06.10.2018   21:16:46
Отзыв:   положительный
Дина, спасибо за соТрудничество и сочувствие к такой непростой но важной стороне нашей жизни. Хороший рассказ-быль получился)
Ди.Вано       07.10.2018   07:35:13

Спасибо, дорогая.
Давай радоваться вместе - получилось.
Обнимаю.
Галина Агапова       06.10.2018   18:24:40
Отзыв:   положительный
Двенадцать лет назад привела в класс девочку - инвалида с домашнего обучения.
Что из этого получилось - письмом.
Спасибо за очерк.
Ди.Вано       06.10.2018   19:09:34

Жду.
С Днём учителя, дорогая!!!!
Галина Агапова       06.10.2018   19:12:12

Не сегодня.









1