А может, ей дана крылатость, а не умеренность ужа?


А может, ей дана крылатость, а не умеренность ужа?
Рецензия на стихотворение Клавдии Холодовой «Светофор».

С творчеством Клавдии Холодовой впервые познакомилась на сайте Изба Читальня, благодаря Виктору Астраханцеву. Он пригласил меня к переписке-дискуссии:
«Если найдете время, взгляните, пожалуйста, на мою переписку в отзывах на стихи Холодовой «Светофор»
https://www.chitalnya.ru/work/214016/
Мне дорого ваше мнение».
Пойдя по ссылке я с превеликим удовольствием прочла стихотворение «Светофор», которое поразило меня образностью слога и горечью жизненных разочарований. Не читая прежде никакой критики о Клавдии Холодовой и её стихах, я попыталась вникнуть в авторские строки и разгадать, что так безжалостно давит на литературную героиню, откуда такое отчаяние? Я перечитывала стихотворение несколько раз, и наконец, взялась за эту статью.

Задумываясь над прочитанными строками стихотворения Клавдии Холодовой «Светофор», воспринимаю светофор, как символ судьбы, связанной с путями-дорогами, наполненными поиском истины, смысла жизни. За этим символом спрятаны горькие разочарования литературной героини, цитирую последний катрен:

Но запоздалое прозренье
Уж ничего не разрешит
И только горечью презренья
Глаз светофора задрожит.


Как часто приходит к нам «запоздалое прозрение», когда мы уже не в силах что-то исправить, изменить. Вслед за таким прозрением приходят горькие разочарования, о которых мы не в силах поведать никому, иногда лишь какой-нибудь неодушевлённый образ, в данном случае - светофор – свидетель тому, что творится в душе лирической героини. Конечно же, он немой и символический свидетель, но всё же он оживает, его глаз дрожит, он смотрит с презрением. Автор использует литературный приём – олицетворение. Откуда у светофора такие яркие эмоции? Становится ясно, что литературная героиня в момент прозрения презирает сама себя, за какой-то совершенный или не совершённый поступок. Как читательница, я остро ощущаю духовную опустошенность героини, но в чём она? Пытаюсь понять, осмыслить и вновь перечитываю строки Клавдии Холодовой, возвращаюсь к началу стихотворения, где автор вводит читателей в свой мир души:

Все чаще я больней, все пристальней
В себя гляжу, в других гляжу
И вслушиваюсь в говор пристаней,
И на вокзалы ухожу.


Да, боль литературной героини чувствуется в первой же строчке. Это не тупая боль – это боль интенсивного поиска правильных ответов на острые, жизненно-важные вопросы.
Почему автор выбрала символ «светофор»? На мой взгляд, это символ дорог, по которым скитается героиня, в прямом и в переносном смысле. Она вглядывается в себя, что ею сделано, а что не сделано, в чём смысл жизни, которая у литературной героини выглядит, как странствие, а она – странница, встречающая на своём пути множество людей, в которых она вглядывается, чтобы узнать их получше, чтобы понять и тем самым помочь, облегчить боль, которая остро пронзила её сердце. Героиня не говорит, что именно произошло, какое событие потрясло её, но мне, как читательнице ясно, что это духовные разочарования. Ей совсем не хочется какого-то определённого покоя, мира и тишины, хотя и в этом есть своя прелесть:



И станет тесен занимательный
И умилительный покой
С твоей до мелочи внимательной,
Такой уверенной рукой.


Мне представляется картина семейного очага, в котором литературная героиня не нашла своего тихого счастья. Слишком прост этот мир для неё, а потому и тесен. Рвётся душа в поисках, отринув от себя круг умилительного покоя. Она не обвиняет своего спутника, наоборот, он «до мелочи» внимателен, заботлив, уверен в своих чувствах, в своём выборе. Мне сейчас вспомнился «Парусник» Михаила Юрьевича Лермонтова:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Сравниваю и понимаю: душа героини – мятежна. Она не может просто наслаждаться тихим счастьем и покоем. Что же больше всего её волнует?

Твоя рука на мне, как панцирь,
От всех невзгод, от всех обид.
А сердце по земным пространствам,
По недоступному болит.


Что недоступно для героини? Почему она не может наслаждаться тихим семейным счастьем, где она надёжно защищена? Возникает образ женщины-загадки. Но беда в том, что она и сама не знает отгадки. Что ей недоступно? Какие земные пространства? Ясно, что литературную героиню влекут дороги и не просто путешествия, а пути, которые смогут открыть ей много философских истин. Но где эти дороги-пути, которые помогут ей? Перед литературной героиней снова встают вопросы:

Вслед поездам летит куда-то
Моя тревожная душа.
А может, ей дана крылатость,
А не умеренность ужа?


Не знаю, что по этому поводу думают другие читатели, а мои ассоциации – это Уж из произведения Максима Горького «Уж и Сокол»: «Рождённый ползать летать не может». Напротив, душа герони летит, подобно Соколу. Она признаётся, что душа её тревожная.
В дикуссии на это произведение Александр Трубин сказал:
«Откровение души - вот в чём сила поэзии... пусть даже такое простенькое: парней так много холостых, а я люблю женатого».
Не могу не согласиться с Александром и это откровение души как раз и нахожу в этом стихотворении Клавдии Холодовой, которую я открыла для себя сегодня, благодаря Виктору Астраханцеву.
Но вопрос о тревогах героини мною пока не разрешён. Если героям Максима Горького и Михаила Лермонтова присущ мятежный дух и мы, читатели, его вполне приемлем и понимаем, то почему мы так остро не воспринимаем мятежный дух Клавдии Холодовой, её светофора-символа, женщины, готовой разрушить свой уютный очаг. Почему? Да потому, что женщина веками привязана к семейному очагу и у нас сложился определённый стереотип: если есть любящий муж, то чего же тебе ещё нужно?
В дискуссии Виктора Астраханцева и Александра Турбина прозвучала фраза: « Тяжело читается».Я согласна, да тяжело. Почему? Потому что ломаются стереотипы, живущие тысячелетиями: женщина не должна быть мятежной, с тревожной душой, с духовными поисками, она не может быть странницей. Читатель-мужчина не воспринимает её духовный поиск, мятеж и протест.
По некоторым оценкам, женщина может иметь только такие проблемы, как: «Парней так много холостых...»
Нет, господа, хочу вам заявить, что и у женщины может быть мятежная душа, которая не даёт ей покоя. Мир женщины настолько же сложен, как мир мужчины, хотя не могу не согласиться с тем, что, порой, это совершенно другой мир!
Поэтесса и сама не может ответить на все свои вопросы, в этом-то и сложность, и страдания, и разочарования. В конце катрена вопросительный знак, так как она не уверена дана ей крылатость или нет? Она лишь спрашивает. Но уже сам вопрос звучит революционно. Несмотря на то, что мы живём в XXI веке, взгляд на женщину, на её способности: в искусстве, в спорте, в политике, в карьерном росте, в поэзии - ставится мужчинами под сомнение до сих пор. Мне становися ясно, что литературная героиня, возможно, пришла в отчаяние из-за того, что близкий человек видит в ней просто обычную женщину - жену, интересы которой должны быть в замкнутом пространстве домашнего очага. Ему не понятны её разочарования и стремления. От этой его непонятости и её растерянности возникает полное бессилие:

Но за бессилье есть расплата,
И вдруг наступит немота.
И может быть, страшней распятья
Пустыня белого листа.


Творчество Клавдии долго оставалось для читателя почти неизвестным. Она не публиковалась большими тиражами, так не выполняла социального заказа того времени, и, как нам всем известно, тогда, 60-70гг., не было доступного всем Интернета и литературных сайтов. Её талант оказался невостребованным, и героиня чувствует себя ненужной в мире поэзии. Она бессильна что-либо изменить в своей жизни. Приходит «немота». К сожалению, её талант приносит ей самой одни страдания. Больно оставаться нераскрытой, никем не понятой. Из тихого дома литературная героиня бежит к вокзалам, к поездам, к суете, где нет привычного покоя, где есть только миг:

Вечный покой сердце вряд ли обрадует.
Вечный покой для седых пирамид
А для звезды, что сорвалась и падает
Есть только миг - ослепительный миг.
(Сл. Л. Дербенёва)

Поэтесса ищет этот волшебный миг. Мечтает о поездках, возможно, о встречах со своим читателем:

Я поездов улыбки дерзкие
С забытым трепетом ловлю,
И вновь взахлеб, почти по-детски,
Мечтаю, плачу и люблю.


Возможно, она хочет быть услышанной, кем-то понятой, но не находит этого понимания нигде. И лишь светофор повсюду на её дорогах светит ей и смотрит на неё, да и то, увы, с «горечью презренья».

Но запоздалое прозренье
Уж ничего не разрешит
И только горечью презренья
Глаз светофора задрожит.


В данной рецензии я высказала лишь свою точку зрения. Стихотворение «Светофор» - это загадка талантливой женской души поэтессы, оставшейся невостребованной и не понятой современниками, где светофор – не только символ дорог, но и человеческого презрения и духовного безразличия.
***

Закончив работу над своей рецензией, я решила прочесть отзывы на творчество Клавдии Холодовой:
https://www.chitalnya.ru/users/golubojolen/gbooks.php
Среди отзывов встретился мне интересный отзыв Иры Карловой.

Цитирую:
«Узнаваем и трагичен "Светофор". Извечная тема - как, будучи женой и матерью позволить себе творчество, общение с кем-то, кроме семьи, занятия чем-то, кроме домашних дел. И (о, ужас!) поездки в другие города - для общения с подобными себе. Те, кому неведом этот конфликт - радуйтесь и недоумевайте по поводу "моих тараканов"... К сожалению - многим - ой как знакомо... Спустя столетие - та же Катерина...

Нам жить куда легче, чем автору строк - у нас есть интернет, есть возможность быть понятыми и услышанными. И не надо закрывать себя в рамках дома, ненаписанные, неизлитые строки отмирают в душе, и будто отравляют кровь, закрывают дорогу следующим строкам.

Перечитайте, пожалуйста, "Светофор"... Не режьте, пожалуйста, себе крылья, - хотя бы во имя детей своих».

Мои мысли о «Светофоре», о его тематике во многом совпадают с отзывом Иры Карловой.

В завершениии, хочу поблагодарить Виктора Астраханцева за кропотливую работу по распространению творчества замечательной поэтессы Клавдии Холодовой.





Рейтинг работы: 186
Количество рецензий: 10
Количество сообщений: 15
Количество просмотров: 1003
© 07.11.2010 Татьяна Дюльгер
Свидетельство о публикации: izba-2010-237955

Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика


Борис Бочаров       04.11.2013   04:01:50
Отзыв:   положительный
Очень приличная и увлекательная статья, являющаяся резонансной. Она побуждает всех тех, кто не знаком с творчеством Клавдии Холодовой, немедленно обратиться к нему. Очень счастлив тем, что на шестилетии Избушки познакомился с Виктором Астраханцевым, который вёл вечер и читал много стихов тех поэтов, которые не смогли быть с нами. Замечательно. Спасибо тебе, Таня. С ув. ББ
Татьяна Дюльгер       04.11.2013   07:58:36

Спасибо за интересную информацию о шестилетии Избушки, Боря. Каждый год хочу поехать, но непременно возникают какие-либо неотложные дела.
mishal       04.09.2013   10:34:27
Отзыв:   положительный
Большое спасибо, Татьяна, за замечательный разбор произведения талантливой поэтессы!
С уважением, М.


Марина Миртаева       05.07.2012   13:23:58
Отзыв:   положительный
Спасибо, Татьяна за такую критическую статью. В ней по полочкам разложена не "техническая" сторона стиха, а чувственно, женственно донесено ПОНИМАНИЕ.
Спасибо!
Татьяна Дюльгер       05.07.2012   13:31:27

Марина, меня всегда идейно-тематическое содержание стихотворения интересует больше, чем чисто техническая сторона.

И тебе спасибо за чтение и за отзыв.
К стихам Клавдии Холодовой отношусь очень внимательно и бережно, благодарна Виктору Астраханцеву за создание творческой страницы Клавдии в Избе Читальне. Это настоящий подарок для всех нас.
Ира Карлова       20.11.2010   22:02:26
Отзыв:   положительный
Ай, спасибо, Татьяна. Ай, браво.
Мы можем бесконечно терпеливо переворачивать груды дел, вытирать всехние сопливые носы и примирять непримиримое...
но если когда-то кто-то посмеет сжечь наши крылья... мы ж метлу сотворим)
Татьяна Дюльгер       21.11.2010   17:22:53

И на этой метле тоже сможем летать, если захотим!

Спасибо, Ира!
Людмила Володина       16.11.2010   17:22:13
Отзыв:   положительный
Таня! Я большим интересом ознакомилась с перепиской рецензентов по Холодовой и Вашей статьёй...Эта поэтесса тоже вошла в мою душу, лишь только я прикоснулась к её поэзии. И мне лично понятна мятущаяся её душа...Хотя я и филолог по образованию,но не люблю препарировать творчество, может, потому, что не критик и не исследователь. - это стезя других, кусок хлеба, так сказать...Да все мы - странники..., раньше или позднее оглядывающиеся на пройденные по жизни дороги, и если не из числа тех, кому всё пофиг,оцениваем, а порой и переосмысливаем...Бывает, что и не в свою пользу что-то...Дорог без колдобин не бывает, не шоссе...При чём тут градация на мужское и женское?..Среди тех и других есть умеющие видеть даль горизонта, тянуться ввысь, быть неудовлетворёнными собой, желающие чего-то большего...- это и есть те, что с крыльями души. А есть те, кому достаточно "земляных" сует - добыть, отхватить, оттолкнуть, или просто сыт и доволен своей уютной клеткой...Главное - не жить с кожей-панцирем от чувств и людских бед...Потому и стихи такие...Неуспокоенные, мятежные и толкают ногами и сердцем воздушные потоки Земли вперёд и выше...С уважением, Людмила.
Татьяна Дюльгер       16.11.2010   21:26:09

Спасибо, Людмила.

В своей рецензии, я не делала упор на мужском и женском, на борьбе за равноправие. О борьбе, как таковой, в самой рецензии и слова не сказано. Я коснулась лишь вскользь, что литературной героине неуютно дома:

"И станет тесен занимательный
И умилительный покой
С твоей до мелочи внимательной,
Такой уверенной рукой".

Всё хорошо, казалось бы, но нет свободы, по крайней мере у литературной героини. Наоборот, семейный очаг её даже угнетает, появляется стремление уходить из дома к вокзалам и пристаням, что, на мой взгляд, не типично для семейной женщины, которая стремится вырваться из замкнутого семейного пространства, и потому многими читателями не понято, почему она мечется? Как мне показалось (подчёркиваю, что рецензия субъективна), что понять лит.героиню мешают вековые стереотипы женщины-хранительницы очага. (Заметьте, что у меня изначально не о борьбе речь, а о стереотипах)
Уже в рецензиях и общении с другими авторами речь пошла о равноправии мужчин и женщин, которое до сих пор существует лишь на словах. Эта подтема уже не мною развернута, но если так, то я допускаю, что и литературную гериню это могло угнетать:

"Твоя рука на мне, как панцирь,
От всех невзгод, от всех обид.
А сердце по земным пространствам,
По недоступному болит."

Панцирь, здесь: не только защита, но и ограничение.

Иногда, для того, чтобы лучше вникнуть в идейно-тематическое содержание стихотворения, необходимо его анализировать, обсуждать и при обсуждениях часто бывает так, что читатели немного отклоняются от основной идеи или основного сюжета, но это тоже право читателей и критиков немного отклоняться, чтобы,вернувшись к основной сюжетной линии, лучше её понять.
Подробный анализ стихотворения - это очень интересная и занимательная вещь, жаль, что у меня мало времени на такие "препарирования".
Это стихотворение задело меня за живое и я, отбросив все дела, разбирала его, анализировала и не жалею ни о чём сказанном. Как уже говорила выше: автор и героиня - это разные личности, а тем более критик - абсолютно новая персона со своими убеждениями и понятиями. Тем и отличается словесность от математики, что нет единого решения. Здесь много мнений и поэтому возможны дискуссии и отклонения. И если стихи Клавдии способны увлечь нас и вызвать интересную полемику, где мы вправе с чем-то не соглашаться, то - это замечательно.
Людмила Володина       16.11.2010   23:35:23

Танюша! Мне как раз импонирует Ваш анализ стихотворения поэтессы, потому что у меня соответствующее впечатление от её стихов,в том числе и других ...Просто меня ещё зацепило пространное рассуждение других участников дискуссии...что да откуда такое мировоззрение может взяться у женщины...счастлива ли она в семье...чьё глубже - женское или мужское философское восприятие...и т п. Ваш подход к теме мне как раз показался более обоснованным и конкретным. С уважением, Л.
Виктор Астраханцев       09.11.2010   01:27:31
Отзыв:   положительный
Татьяна! Имея уже представление о вашей занятости и обилии задач, я не предполагал, что вы так быстро напишите рецензию, но ожидал от вас именно такой обстоятельной, добросовестной работы. Вы, не только подробно рассмотрели стихи, но просмотрели весь сайт и нашли на нем отзыв Иры Карловой. Для меня это еще одно подтверждение того, что чем напряженнее человек живет, тем больше он успевает сделать и добиться результата.

Несомненно, горьковские Сокол и Уж находятся в круге мышления автора, которого разрывают эти разнонаправленные свойства души: крылатость и умеренность. Я полностью принимаю высказанную вами мысль о том, что «Мир женщины настолько же сложен, как мир мужчины… но это совершенно другой мир».
Это точная и плодотворная мысль! Действительно, во внутреннем мире женщины особые внутренние конфликты, другое понимание одних и тех же вещей, иное видение жизни и ощущение себя в ней.
Такое видение мира обогащает жизнь, делает многомерной, богатой.
Кстати, для его постижения не обязательно быть женщиной - Флобер и Толстой, раскрыли многие пласты женской души, хотя далеко не исчерпали эту тему.
Теперь эта внутренняя конфликтность и противоречивость обнаруживается в стихах Холодовой.

Я далек от мысли предполагать, утверждать, что Холодову волновали вопросы борьбы мужчины и женщины за равные права, сопоставления их места в обществе. Очевидно, что внутренний конфликт автора находится скорее в круге моральных проблем: внутренней свободы, готовности к прорыву с одной стороны, и нереализованного стремления к «земным пространствам», - с другой. Тема поезда, движения, полета – одна из ключевых у поэта, она возникает в самых первых ее стихотворных опытах. Но она каждый раз натыкается на свое понимание женского начала и ощущение Женщины в себе, которое сродни Строителю, Архитектору семьи по своему проекту. Наверное, не случайно сама Клавдия стала строителем по профессии.

Не имея здесь возможности основательно углубиться в ее стихи, коснусь некоторых ее строчек, которые есть на сайте:

Я долго собираюсь
На этом свете жить.
И потому стараюсь
Я прочный дом сложить. ..
А далее:
...
Мне ль над родимым краем
Кукушкою кружить?
Я долго собираюсь
На этом свете жить. (Я долго собираюсь..)

Вот как оборачивается это покорение пространства – кружить бездетною кукушкою!
Она здесь не приемлет эту роль, и решительно меняет ее на жизнь, которая связана с созданием своего Дома.

В другом стихотворении в ее понимание Дома, Семьи обнаруживаются предельные задачи, установка на самопожертвование ради этих ценностей. И для их достижений у нее открывается яростная борьба с пространством, с так горячо любимой ею «дорогой»:

Собрать в дорогу утром ранним
И вдруг повиснуть на седле.
И яростно проклясть дорогу,
Ее непобедимый зов…
Бежать, бежать, о камень ноги
Сбивая в кровь. ( Веками всадник вдаль летит…»)

Смотрите - здесь дорога, предметное «пространства» к которому она тянется в стихотворении "Светофор",
отбирает у нее любимого, и потому становится ее врагом !

Как видите, еще многое предстоит понять в душе этой молодой женщины, которая нам оставила свои прекрасные стихи. И потому большая вам благодарность за ваш анализ, ваше осмысление и расширение для внимательного читателя ее поэтического мира.
Надеюсь на продолжение.
Смею надеяться, что мы с вами попутчики в этом путешествии по миру образов и чувств поэта Клавдии Холодовой.
Татьяна Дюльгер       09.11.2010   01:39:05

"Я далек от мысли предполагать, утверждать, что Холодову волновали вопросы борьбы мужчины и женщины за равные права, сопоставления их места в обществе."

Я думаю, что эти вопросы волнуют многих думающих женщин, но скорее не вопросы борьбы, а вопросы общения на равных, вопросы понимания. Как часто мужчина смотрит на женщину, как на собственнность, но не как на социально-значимую личность. Бороться с этим предрассудком - женщина - собственность мужчины, очень сложно. Я, например, чувствую, как поэтесса мечется в поисках свободы самовыражения личности.
Я вовсе не могу и не смею обвинять её мужа. Боже упаси! Но мужчины желают владеть своими женщинами безраздельно. Многим из них нужна домашняя красавица и умница. :) Удовлетворяет ли каждую женщину такой подход, такое отношение?
Судя по этому стихотворению, поэтесса, или её героиня, не в силах оставаться в рамках домашнего очага для полного самовыражения.
Конечно же, моё понимание стихотворения очень индивидуально, и я это ещё раз подчеркиваю.
Виктор Астраханцев       09.11.2010   17:38:12

Татьяна,! Я не случайно написал о том, что еще многое предстоит понять в душе этой молодой поэтессы.
Если бы все было так просто, укладываясь в стереотип – самодовольный муж, хозяин жизни, и томящаяся в застенках семьи его жена с тонкой душой!
Так нет, ее муж - литератор. Он отлично понимал, что представляет собой Клавдия, как талантливый человек, как поэт, и создал ей в семье режим благоприятствия, взяв на себя все хозяйственные и бытовые заботы, в том числе и дочь - мама должна заниматься только творчеством. Он даже перестал сам писать стихи – наличие рядом более мощного таланта, видимо, подавляло его.
Такого мужа можно сравнивать с зонтиком, который прикрывал от житейских проблем…
И все же у нее глубокое смятение души.

Вы справедливо подмечаете это состояние : «поэтесса мечется в поисках свободы самовыражения личности.»
Да, да, у поэтов, у творцов своя логика жизни, своя диалектика души.
Но в чем, в каких категориях ее выразить?
Тут для меня много загадок.

Одна из них: это стихотворение впервые напечатано в газетном сборнике в 1963 году.
А она со будущим мужем (а это первый и единственный брак!) только подружились в 1964 г., а вышла замуж в 1965! Как можно знать о своем будущем, о таких особенностях своего брака, где опека мужа, «как панцирь» и где во всем его внимательная рука?

Что это- провИдение, или же, наоборот, плод ее воображения, образ, реализовавшийся в ее жизни?
Нет, тут не все так просто, тут еще нужен анализ, в том числе и литературоведческий.
Потому и делюсь с вами, расчитывая на вас.
Татьяна Дюльгер       10.11.2010   08:33:35

Спасибо, Виктор. Всё это очень интересно. Я ничего не знала из биографии Клавдии. Где можно прочитать её биографию?

Итак, анализируя катрен за катреном, я ничего не знала о биографии поэтессы. Я рассуждала лишь о лирической героине.
Если это писала незамужняя поэтесса, то всё можно рассматривать по-другому. Произведение очень символично и подчас трудно разгадать авторские символы.
Несколько раз подчеркнула, что говорю всё от своего имени, вникая лишь в текст, сопоставляя с русской классикой.

Со временем, познакомлюсь и с другими стихами Клавдии Холодовой. Думаю, что это очень интересно и впечатлительно.

Вот Вы говорите, Виктор, что она стала позднее строителем по професии. И мне вновь кажется, что тем самым она хотела быть наравне с мужчинами. Это не борьба, как Вы выразились, а стремление к равенству. Мне, как женщине, кажется, что она чувствовала, что равенство лишь на словах, а в жизни женщине быть самостоятельной и продвигаться по литературной карьерной лестнице - очень сложно, и это дано немногим женщинам, лишь единицам.
Разговор может быть бесконечным, сколько читателей, столько и впечатлений.
Вам легче быть критиком Клавдии, потому что Вы больше о ней знаете. Напишите развернутую рецензию на одно из её стихотворений и пригласите меня. Мне очень интересно будет прочесть, если, конечно же, Вас не затруднит.

С уважением,
Татьяна.
Виктор Астраханцев       11.11.2010   13:47:49

Татьяна! Возможно, мои писания отвлекают вас от ваших многоступенчатых дел. Тем более я вам очень благодарен за ваше внимание и ваш анализ стихов Холодовой, за наш диалог, даже если в нем и возникают некоторые противоположные мнения, неизбежные при выяснения сути дела.
Наверное, гендерные вопросы многое значат для вас, поскольку вы пытаетесь посмотреть на проблемы поэзии сквозь их оптику. Но если придерживаться принципа историзма, и применять его к ситуации, отраженной в «Светофоре», то вопросы эманспации, освобождения женщины не являлись существенными в том конкретно взятом социальном и временном слое советского общества, а именно – в провинциальном городе России, в Астрахани, в начале 60-х годов.
Прошедшая война и трудные годы восстановления после нее требовали от населения максимальных усилий и терпения. Общество, отмобилизованное военным временем, было к тому же воспитано в духе и национального равенства и равенства между мужчиной и женщиной.

На мой взгляд, эти в проблемы обостряются в более благополучном обществе. Здесь есть интересный, но отдельный от нашей темы вопрос роста внутреннего напряжения и психологической неуравновешенности при внешнем экономическом благополучии.
Почему, например, в Швеции установился максимальный уровень суицида?
Наверное, и тут действует принцип сообщающихся сосудов - при избытке одного возник дефицит другого.

Но возвращаюсь к нашей теме.
Не готов я пока написать развернутую рецензию на стихи Клавдии Холодовой. Для меня еще не выяснены и основной внутренний конфликт поэтического Я, и его основные побуждения . Они противоречивы и остры. Готовлюсь, обещаю, но не знаю как скоро.
А ваше восприятие и вами мысли, отзывы с сайта, помогают, естественно, разобраться в сути этого явления.

Но уверен, что основной конфликт не в области семьи и взаимоотношений в семье – он крупнее и значительнее. Клавдия, воспитанная в патриархальной крестьянской семье, и с 14 лет в течение
7 лет жившая вне дома в студенческих или рабочих общежитиях, была остро мотивирована на свой Дом,
на свою Семью (соответствующие строчки я приводил раньше). С легкостью воспринимала семейные проблемы
и не уходила от них. Можно посмотреть на ее фото (оно есть на ее странице), где она полощет белье
в Волге, чтоб убедиться, что она счастлива в семье.
А кроме того она не была изгоем-одиночкой, она же умела жить в реальном молодежном коллективе
и чувствовала себя в нем свободно, уверенно
Вот фрагмент стихотворения «О, я найду еще слова…» https://www.chitalnya.ru/work/213797/

. . . . . . .
Тогда, поняв нелепость мук,
Я спрячу в сердце боль и нежность,
Оденусь и уйду поспешно
В мир добрых и умелых рук.

Туда, где радость и веселье,
Где смех, как взлет,
А спор, как бой.
Своя, я стану в ряд со всеми
И стану, наконец, собой.

Мир без меня не может быть
Прекрасным, мудрым, совершенным.
А все слова имеют ценность,
Когда есть право говорить.

Оптимизм переполняет! И вдруг падения, сомнения, неудовлетворенность…

Как видите, вопросов много.
Еще раз благодарю вас и высылаю ссылку на работу Елены Рыжих «Традиции и новаторство поэтики Клавдии Холодовой.» Ч. IV , где она приводит биографию Холодовой: https://www.chitalnya.ru/work/225747/
С уважением
Виктор
Татьяна Дюльгер       11.11.2010   17:55:11

Спасибо большое, Виктор.
Мне было очень интересно работать над "Светофором", даже если я допустила некоторые неточности, ошибки субъективного характера. Я с удовольствием пройду по Вашей ссылке и ознакомлюсь с текстом.
Думаю, что я ещё не раз вернусь к творчеству Клавдии Холодовой.
С уважением,

Татьяна.
Дина Немировская       08.11.2010   14:41:21
Отзыв:   положительный
Искренне благодарю Вас. Поэт Клавдия Холодова - моя личная путеводная звезда. Будучи в Астрахани, постоянно навещала её могилу и могилу нашего светоча - Юрия Селенского. Жаль, что в Интернете нет его произведений. Если в библиотеке Вашего города есть книги Юрия Селенского и Клавдии Холодовой, советую взять и прочесть их. Проза Селенского и стихи Холодовой - Литература.
Татьяна Дюльгер       08.11.2010   21:26:27

Дина, Вы - настоящая поэтесса! Ваша жизнь протекала среди настоящих поэтов, известных и мало известных, Вами написаны сотни стихов, Вы - одна из ведущих поэтесс сайта, и мне очень приятно, что Вы так высоко оценили мою рецензию на стихотворение Клавдии Холодовой "Светофор".
Благодарю!
Сeргей Медвeдeв       08.11.2010   13:59:08
Отзыв:   положительный
И основные погстулаты воспринимаем мы, дрожа, давно не видя рубежа... а вдруг и нам дана крылатость, а е умеренность ужа? :-)
Татьяна Дюльгер       08.11.2010   21:30:49

Я думаю, Сергей, что нам дана крылатость!
Иначе, почему бы нам, критикуемым, порой не признаваемым, писать для своего читателя, не останавливаясь. Это и есть полёт - дарить себя, свои мысли, свои чувства, своё видение мира - читателям, которых мы не знаем, но летим отважно и смело, не задумываясь о гонорарах, о последствиях, о почестях или об оскорблениях. Летим!
Сeргей Медвeдeв       08.11.2010   22:42:17

Летим!!!
Петр Корытко       08.11.2010   11:38:52
Отзыв:   положительный
Браво! и большущее спасибо...
Получил мощный эмоциональный заряд.
С теплом, П.К.
Татьяна Дюльгер       08.11.2010   21:32:11

Спасибо, Пётр. Я совсем недавно начала пробу пера в литературной критике и мне очень важен каждый отклик.
Ирина Савельева       08.11.2010   08:48:08
Отзыв:   положительный
ТАТЬЯНА! Я С ОГРОМНЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРОЧЛА ВАШУ СТАТЬЮ С ДЕТАЛЬНЫМ РАЗБОРОМ СТИХОТВОРЕНИЯ КЛАВДИИ ХОЛОДОВОЙ "СВЕТОФОР"! МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ ВАШ ПОДХОД! БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА ТО, ЧТО ВЫ ОБРАТИЛИ МОЁ ВНИМАНИЕ НА ТВОРЧЕСТВО ЭТОЙ ПРЕКРАСНОЙ ПОЭТЕССЫ!

С ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ, ИРИНА.


Татьяна Дюльгер       08.11.2010   21:33:02

Благодарю от всего сердца за отзыв и за розы!








1