Преодоление хаоса и смерти


Владимир Сергеевич Соловьев – один из немногих русских философов европейского уровня – в 1894 году писал в письме Льву Николаевичу Толстому: «Если история человечества имеет смысл, то он заключается в борьбе с хаосом и смертью». Правдивость и актуальность этих слов сегодня не вызывает сомнений.

Толстой и Соловьев неоднократно встречались и вели споры в основном по вопросам христианства. Оба считали христианскую цивилизацию определяющей для будущего человечества, а роль России – первостепенной.

В СССР знаменитого графа пытались изобразить закоренелым безбожником. Доказать это очень трудно, памятуя о том, что Л.Н. специально нанимал репетиторов, чтобы изучать древние языки. Он лично перевел на русский все четыре Евангелия, объединив их в одно, за что его справедливо упрекают. Он был уверен в существовании личности Христа (это отрицают самые упрямые атеисты), однако великий писатель не верил в бессмертие души и, соответственно, в то обстоятельство, что Спаситель воскрес после Распятия.

По поводу хаоса у философа и литератора разногласий не возникало. Беспорядки, которые постоянно разгораются то тут, то там и которые могут перерасти в нечто большее, реально опасны не только для отдельно взятого государства (это хорошо видно на примере истории России, поскольку она несколько раз находилась на грани разрушения), но и для нашей планеты в целом (две мировые войны продемонстрировали нам вспышки ужасной паники). Мы сегодня встречаем признаки зарождающегося бардака (мягче не скажешь) и в Западной Европе, и в США. Но в то же время очевидно, что при желании проблема хаоса вполне решаема. Хаос порождают, прежде всего, ложь и необразованность, а не голод, несправедливость и разнообразные притеснения.

Что касается преодоления смерти, то Лев Толстой был большим поклонником жившего в те годы русского мыслителя-самоучки Николая Федорова. Сын крепостного, он четверть века проработал библиотекарем в Румянцевском музее (ныне Ленинская библиотека) и в своем основном труде «Философия общего дела» выдвинул идею добиться бессмертия научными методами. Л.Н. такую постановку вопроса поддерживал.

Владимир Сергеевич Соловьев полагал, что бессмертия можно добиться, прежде всего, через сближение идеалов христианской морали с повседневной жизнью (мы сегодня наблюдаем обратное). В спорах с Толстым он в качестве реальности воскресения Христа приводил следующий аргумент. Сподвижники великих людей (Александра Македонского, Цезаря, Чингисхана и других) после смерти вождей тут же забывали о своих благодетелях, дрались за их наследие, но не пытались решать оставшиеся после них задачи. Серьезные замыслы рушились в одночасье. С Иисусом Христом произошло как раз наоборот. При Его жизни апостолы часто не понимали Учителя, проявляли эгоизм, предавали Его, а при аресте – трусливо разбежались. Но потом апостолов как будто подменили, они бесстрашно проповедовали Учение, стали несгибаемыми борцами и почти все умерли насильственной смертью. Как это объяснить, если казненный Наставник из Назарета не явился перед ними живым?..

Мыслящие индивиды вне зависимости от убеждений, скорее всего, согласятся с тем, что для цивилизации нет ничего важнее, чем преодоление хаоса и смерти. Причем, эти два понятия взаимосвязаны. В отсутствии хаоса люди дольше и благополучнее живут, а если не будет страха смерти, то потеряет свою демоническую силу и сам хаос. Мы ищем национальную идею. Вот она вам в готовом виде.

Французскому писателю и мистику Леону Блуа принадлежит фраза: «Есть только одна печаль: это не быть святым». Она означает немало: в повседневном смысле лишь святые могут получать наивысшее удовольствие от бытия, поскольку не знакомы с житейскими дрязгами; а в высшем смысле – они уже бессмертны.

16.09.2018





Рейтинг работы: 5
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 9
Количество просмотров: 23
© 16.09.2018 михаил кедровский
Свидетельство о публикации: izba-2018-2364529

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Рудольф Сергеев       16.09.2018   19:31:57
Отзыв:   положительный
"Хаос" причем непреодолимый, был в головах этих господ.
"Французскому писателю и мистику Леону Блуа принадлежит фраза: «Есть только одна печаль: это не быть святым». Она означает немало: в повседневном смысле лишь святые могут получать наивысшее удовольствие от бытия.. " - Что-то на этот счет есть у С.Щедрина, под понятием "сушеная вобла" которая, вися на веревочке и вялясь, наконец-то достигла такого совершенства.
михаил кедровский       16.09.2018   20:17:13

Рудольф, прочитайте "Господа Головлевы": там есть и про хаос, и про смерть, а вот про сушеную воблу нет, потому что она в данном контексте не уместна.
Рудольф Сергеев       16.09.2018   21:13:46

Это не из "Господ"
Ну в таком случае сошлемся на вашего бесспорного авторитета (рис)


михаил кедровский       17.09.2018   08:07:21

Вернемся к началу, а то Вы уже на своей излюбленной извилистой тропе, где сплошной винегрет под какую-то воблу. Я пересказал основную тему переписки и бесед Владимира Соловьева (не из телевизора) и Льва Толстого. Они сошлись во мнении, что человечество способны погубить хаос и смерть, но эти явления могут быть преодолены, как с помощью научного прогресса, так и при улучшении нравственного состояния общества. С чем Вы не согласны? Сформулируйте... Что же касается Фомы Аквинского, то он просто говорит о том, что запретами ничего не решишь.
Рудольф Сергеев       17.09.2018   14:34:41

"но эти явления могут быть преодолены... " - Энтропия, она непреодолима и в конечном итоге поглотит всё.
Что касается Л. Толстого, то о его воззрении и образе жизни высказался, напомню, ещё Вл. Ленин, типа: Толстовство? - "Я нехороший, я гадкий и грешный, но исправляюсь. Я уже не ем пирожки с мясом, а только с рыбой". Так что все эти потуги - детский лепет не имеющий никакого практического смысла, может быть ещё и допустимый (с натяжкой) в позапрошлом веке но ныне?!
ЗЫ. "Что же касается Фомы Аквинского, .. запретами...". Да ничего подобного. Он проводит мысль о принципиальной необходимости и неизбежности "грехов" в современном мире. И в этом он совершенно прав.
ЗЗЫ. И что касается ваших "святых" в качестве примеров для подражания /?!/ - Положите их на полку и забудьте о них в силу их полнейшей бесполезности. Настоящие святые, это вот такие люди (см рис), на них-то и держится мир, а не на "отшельниках", не от мира сего".


михаил кедровский       17.09.2018   17:59:18

Вы все вокруг да около. Вам был поставлен конкретный вопрос: угрожают ли человечеству хаос и смерть? Вы не ответили. Между прочим, Ленин боролся с хаосом. А его соратники, в частности, Красин, приняли решение о мавзолее именно для того, чтобы Ильича "воскресить научными методами", опираясь на учение упомянутого мною Н. Федорова и Бехтерева. Я нигде не говорил, что святые должны обязательно ходить в церковь (особенно в теперешнюю). Настоящие святые стараются "не светиться", чтобы сохранить свою святость. Неизбежность грехов -- правда, их необходимость -- чушь, ибо это означает сознательно вредить себе.
Рудольф Сергеев       18.09.2018   22:31:31

Неплохо:
-вы просто не прочитали ответ : "но эти явления могут быть преодолены... - Энтропия, она непреодолима и в конечном итоге поглотит всё. " /// Мир выстроен на принципиально конфликтологической основе и грехи - её очевидное следствие. Ленин, против хаоса? То-то его любимое: "Пусть сильнее грянет буря!" - так что...
-"настоящие святые*** - ну и к черту таких святых, пользы от них - нуль! /// Всё-таки, имейте уважение к своему богу, если вы думаете, что он благоволит к таким святым!
-"неизбежность грехов ... чушь***" - здоровы вы прошлись серпом по всем вашим религ авторитетам, начиная с приведенного.
И наконец, картина идеального мира "по-Кедровскому" (рис). Вы и в самом деле верите во что-то подобное? Впрочем, успехов в построении нового бесконфликтного мира (без иронии)!


михаил кедровский       19.09.2018   08:15:57

Что-то Вы очень долго готовились. Идеального мира нет и не будет. "Пусть сильнее грянет буря" -- слова Горького, которого Ленин относил к числу "полезных идиотов", хотя и имел с ним некоторые контакты из-за партийной кассы, которая хранилась на банковских счетах Алексея Максимовича. Если что-то положительного и сделал В.И., то в силу объективных причин пытался остановить в России хаос. Бог относится и к Вам, и ко мне одинаково, то есть никак. Он не поддерживает святых, это они поддерживают Его. Вы вообще не понимаете, о чем я пишу, и просто "красуетесь" на странице, которую чаще посещают, чем Вашу. Продолжайте в том же духе.
Рудольф Сергеев       20.09.2018   06:28:29

"Бог относится и к Вам, и ко мне одинаково, то есть никак.. " - То-то вы понастроили церквей и молитесь с утра до вечера. А он- ноль внимания! - Круто!









1