Разбор ещё одного стихотворения Бродского


ХОТЕЛ ПРОЦИТИРОВАТЬ ОДНО СВОЁ СТИХОТВОРЕНИЕ, НО ЗАБЫЛ ЕГО НАЗВАНИЕ, И СТАЛ ЕГО ИСКАТЬ В ЯНДЕКСЕ ПО ВОТ ЭТОМУ КУСОЧКУ:

"БЕГ В ЗАТЫЛОК ДРУГ ДРУГУ"

И ПЕРВОЙ ССЫЛКОЙ ОКАЗАЛАСЬ ЭТА:

1 Иосиф Бродский: все стихотворения. Стихия. Brodskij.
Мы здесь одни. И, кроме наших глаз, прикованных друг к другу в полутьме, ничто уже не связывает нас в зарешеченной наискось тюрьме. … Ощущаю легкий пожар в затылке. Вспоминаю выпитые бутылки, вологодскую стражу, Кресты, Бутырки. Не хочу возражать по...
www.litera.ru›Стихия›authors/brodskij/all.html копия ещё

ВЫ ПОМНИТЕ, ЧТО Я ПРАВИЛ И ВЫПРАВИЛ НЕСКОЛЬКО ЕГО ВЕЩЕЙ...
ПОСМОТРИМ, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ЭТОЙ...

Шум ливня воскрешает по углам
салют мимозы, гаснущей в пыли.
И вечер делит сутки пополам,
как ножницы восьмерку на нули -
а в талии сужает циферблат,
с гитарой его сходство озарив.
У задержавшей на гитаре взгляд
пучок волос напоминает гриф.

Ее ладонь разглаживает шаль.
Волос ее коснуться или плеч -
и зазвучит окрепшая печаль;
другого ничего мне не извлечь.
Мы здесь одни. И, кроме наших глаз,
прикованных друг к другу в полутьме,
ничто уже не связывает нас
в зарешеченной наискось тюрьме.

***

Шум ливня воскрешает по углам
салют мимозы, гаснущей в пыли.

ПОЖАЛУЙСТА, ОПИШИТЕ МНЕ ТОТ ОБРАЗ, КОТОРЫЙ ВОЗНИК У ВАС ПРИ ПРОЧТЕНИИ ЭТИХ СТРОК.

ЛИЧНО МНЕ ПРИШЛОСЬ ИХ ПЕРЕЧИТАТЬ НЕОДНОКРАТНО (ЧТО УЖЕ ГОВОРИТ О НЕПРИСУТСТВИИ ПОЭЗИИ), ЧТОБЫ ПОПЫТАТЬСЯ УВИДЕТЬ ХОТЬ ЧТО-ТО СВЯЗНОЕ.

НО Я ЕГО ТАК И НЕ УВИДЕЛ.

ДЛЯ МЕНЯ ЭТИ ДВЕ СТРОКИ - БЕССМЫСЛЕННЫЙ НАБОР СЛОВ.

СКАЖИТЕ, НУ КАКОЙ ТУТ СМЫСЛ?

ШУМ ЛИВНЯ ПОЧЕМУ-ТО ЗАЛЕЗАЕТ В УГЛЫ...

ДЛЯ МЕНЯ - КОМНАТЫ...

И ВОСКРЕШАЕТ В НИХ (И ПОЧЕМУ ИМЕННО В НИХ? ИЛИ ЗОРКИЙ ВЗОР ПОЭТА, ШАСТАЯ ПО ТЁМНЫМ УГЛАМ ВО ВРЕМЯ ДОЖДЯ, РАССМОТРЕЛ ТАМ КАКОЙ-ТО САЛЮТ?)

ТО ЕСТЬ, ШУМ ЛИВНЯ ВЫЗЫВАЕТ АССОЦИАЦИЮ У АВТОРА С - ПОЧЕМУ-ТО - ВИДОМ СКРОМНОГО ЦВЕТОЧКА...

К ТОМУ ЖЕ - ГАСНУЩЕГО В ПЫЛИ - ТО ЕСТЬ, БУКВАЛЬНО ЗАВАЛИВАЕМОГО ЕЮ - ЧТО ЛИ?

ПОСМОТРИТЕ, КАК ВЫГЛЯДИТ МИМОЗА, ЕСЛИ КТО ЗАБЫЛ - http://img11.nnm.ru/6/9/0/8/4/be52f4c7a95295edc0355c52e59.jpg.

МОГУ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО САЛЮТОМ АВТОР НАЗЫВАЕТ ОСТРЫЕ ЛИСТОЧКИ МИМОЗЫ (http://www.calabriaonline.com/upload/pacchetti/183) - ПО ТИПУ ПИОНЕРСКОГО, ЧТО ЛИ САЛЮТА...

ИЛИ ВОТ ЭТО САЛЮТ - http://s39.radikal.ru/i083/0902/a3/e096f7d69e1f.jpg?

В ОБЩЕМ - ОДНИ ВОПРОСЫ - ВМЕСТО СКОЛЬЖЕНИЯ...

***

И вечер делит сутки пополам,
как ножницы восьмерку на нули -

НЕПРИЯТНЫЙ ОБРАЗ - РАЗРЕЗАНИЯ ЧЕГО-ТО...

И К ТОМУ ЖЕ - В КОРНЕ ОШИБОЧНЫЙ, ПОСКОЛЬКУ НАДУМАННЫЙ.

НЕ НОЖНИЦЫ "ДЕЛЯТ" ВОСЬМЁРКУ - А ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЛИНИЙ.

ДА И НИСКОЛЬКО ВОСЬМЁРКА НЕ ДЕЛИТСЯ...

ПОСМОТРИТЕ - 8...

ОНА ОЧЕНЬ СЛИТНЕНЬКАЯ - ЭТА ВОСЬМЁРОЧКА.

ДА И ВЕЧЕР ВЕДЬ - НЕ ДЕЛИТ СУТКИ, А СВОДИТ ИХ НА НЕТ, УВОДЯ НАС В СОН.

ДЛЯ НАС - РЕАЛЬНО - СУТКИ - ЭТО ТОЛЬКО ТО ВРЕМЯ, КОТОРОЕ МЫ БОДРСТВУЕМ, И ОНО НИКАК И НИ ЧЕМ НА ДВЕ ПОЛОВИНЫ НЕ ДЕЛИТСЯ.

ДАЖЕ НАША РАБОТА (ИЛИ УЧЁБА), И ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЗА НЕЙ ДОСУГ - НЕ ВОСПРИНИМАЮТСЯ ПОЛОВИНАМИ ЧЕГО-ТО...

ПОЛНОСТЬЮ - БРОДСКИЙ - НАПОЛНЕНИЕ ЭТИХ СТРОК ВЫ-ДУ-МАЛ.

ТО ЕСТЬ - ЗДЕСЬ НЕТ НИЧЕГО ПЕРЕЖИТОГО.

***

ИДЁМ ДАЛЬШЕ:

а в талии сужает циферблат,
с гитарой его сходство озарив.

НАПОМНЮ, КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ ПОЛНОСТЬЮ...

И вечер делит сутки пополам,
как ножницы восьмерку на нули -
а в талии сужает циферблат,
с гитарой его сходство озарив.

(ЗАМЕЧУ, ЧТО ПОСЛЕ НОЖНИЦ НУЖНА ЗАПЯТАЯ)

ИТАК, ВЕЧЕР, К ТОМУ ЖЕ, ЕЩЁ И СУЖАЕТ ЦИФЕРБЛАТ (ЧИСТОЙ ВОДЫ - ВЫДУМКА)...
И ПОЧЕМУ-ТО - ОЗАРИВ СХОДСТВО С ГИТАРОЙ...

ТО ЕСТЬ, ТУТ У АВТОРА - КАКОЙ-ТО ТЯГОМОТНО-ПРИДУМАННЫЙ ОБРАЗ, ПОТОМУ ЧТО НАДО ДОЛГО ДУМАТЬ - ПОЧЕМУ, К ПРИМЕРУ - НЕ ПОДАРИВ...

И ТОЛЬКО ПОТОМ ПОНИМАЕШЬ, ЧТО АВТОР ХОТЕЛ ДАТЬ ТЕБЕ ПОНЯТЬ (ПОНЯТЬ, ПОНЯТЬ, А НЕ УВИДЕТЬ!), ЧТО ВЕЧЕР - ЭТО ЖЕ ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ (КОТОРАЯ - НЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, А ТОЛЬКО В ЯСНУЮ ПОГОДУ, - ХОЧУ НАПОМНИТЬ), КОТОРАЯ СПОСОБНА ЧТО-ТО ОЗАРЯТЬ.

ОЧЕНЬ ДОЛГИЙ ПУТЬ...
СОВСЕМ НЕ ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ ПО СТРОКЕ.

***

У задержавшей на гитаре взгляд
пучок волос напоминает гриф.

ОПЯТЬ НЕАППЕТИТНАЯ СЦЕНА...

ТО У АВТОРА РАЗРЕЗАНИЕ...
ТО ВОЛОСЫ ПУЧКАМИ ЛЕЗУТ.

У МЕНЯ ОТ ПРОЧТЕНИЯ ЭТИХ СТРОК - ВОЗНИКЛО ЧУВСТВО ПОПАВШЕГО В РОТ ВОЛОСА - ВАМ ТАКОЕ ЗНАКОМО?

И ГОЛОВЫ СТАРУХ ТОЖЕ - ВОЗНИКАЮТ - С ПУЧКАМИ ВОЛОС.

***

Ее ладонь разглаживает шаль.
Волос ее коснуться или плеч -
и зазвучит окрепшая печаль;
другого ничего мне не извлечь.

ДА УЖ - НЕМНОГОЕ ПОЭТ ИЗВЛЁК ИЗ НАБЛЮДАЕМОГО...

ДАЖЕ СВЯЗАТЬ НЕ СМОГ - ХОТЬ КАК-ТО - ЛАДОНЬ И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ.

НИКАКОЙ СВЯЗИ!

ДА И ТЕРМИН, ВВЕДЁННЫЙ АВТОРОМ (А КАК ИНАЧЕ ЭТО НАЗОВЁШЬ?) - "ОКРЕПШАЯ ПЕЧАЛЬ" - МЯГКО ГОВОРЯ - СПОРНЫЙ...

ПЕЧАЛЬ - ЧУВСТВО БЛЕДНОЕ, И ТРУДНОВАТО ПРЕДСТАВИТЬ ЕГО ОКРЕПШИМ.

И ПОЧЕМУ (КАК! КАКИМ ОБРАЗОМ (ВИДИТЕ - ОПЯТЬ ОБРАЗ... КУДА ЖЕ ОТ НЕГО В ПОЭЗИИ?)) - ОНА ЕЩЁ, К ТОМУ ЖЕ - И ЗВУЧИТ?

ЧЕМ?

(КРОМЕ КАК САМОЙ СОБОЙ - РАЗУМЕЕТСЯ... НО, КАК МЫ ВИДИМ - НЕ ДЛЯ АВТОРА)

***

Мы здесь одни. И, кроме наших глаз,
прикованных друг к другу в полутьме,

А ОН ЖЕ ДО СИХ ПОР ПРО ЕЁ ГЛАЗА НИ СЛОВА НЕ СКАЗАЛ...
ЗАБЫЛ - ЧТО ЛИ?

И ПОТОМУ ОБРАЗ У НЕГО ПОЛУЧИЛСЯ КАКОЙ-ТО СТРАШНОВАТЕНЬКИЙ...

У АВТОРА КАК-ТО ВДРУГ, НЕОЖИДАННО - НАПЕРЕКОР, СОГЛАСИТЕСЬ - "ОКРЕПШЕЙ ПЕЧАЛИ" - ГЛАЗА СТАНОВЯТСЯ "ПРИКОВАННЫМИ"...

ВЕДЬ ПЕЧАЛЬ-ТО ВЗГЛЯД, ЧТО НИ ГОВОРИ - РАССРЕДОТАЧИВАЕТ...

***

ничто уже не связывает нас
в зарешеченной наискось тюрьме.

ВОТ ТЕБЕ И РАЗ...

ТОЛЬКО ЧТО САМ ПРИЗНАЛ, ЧТО "ПРИКОВЫВАЕТ", И ВДРУГ - НА ТЕБЕ - ТУТ ЖЕ И "НЕ СВЯЗЫВАЕТ"...

ВОТ ЧТО БЫВАЕТ, - СКАЖУ Я ВАМ, - КОГДА ЧЕЛОВЕК, НЕ ОБЛАДАЮЩИЙ ОБРАЗНЫМ МЫШЛЕНИЕМ, ТУЖИТСЯ ПИСАТЬ СТИХИ...

***

Я МНОГО РАЗ ТАКОЕ НАБЛЮДАЛ -
ЗВЕРИНЫЙ - ПОНЯТИЙНОСТИ ОСКАЛ.

***

ЖАЛКОЕ ЭТО ЗРЕЛИЩЕ - КОГДА ЧЕЛОВЕК, ПОДОБНО ЖИВОТНОМУ - НЕ СПОСОБЕН УВИДЕТЬ СЕБЯ СО СТОРОНЫ - СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ И НЕВОЗМОЖНОСТИ...

ПИСАЛ УЖЕ, ЧТО БРОДСКИЙ - ЖЕРТВА ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ - "ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ" ВОПРОСА - КАК И ЧЕМ ЕЩЁ УЯЗВИТЬ ПРОТИВНИКА.

ЗАПАД ТУТ - В ИСТОРИИ С ПРИСУЖДЕНИЕМ БРОДСКОМУ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ - ОЧЕНЬ НАГЛЯДНО ОБОЗНАЧИЛ ЦЕНУ - СЕБЕ САМОМУ, СВОЕЙ ГНИЛОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ (А НЕ "ПРИВЕРЖЕННОСТИ ГНИЛОЙ ИДЕОЛОГИИ" - КАК ОБЫЧНО ПИШУТ - ОШИБОЧНО, ИБО ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЛЮБОЙ ИДЕОЛОГИИ ЛИШАЕТ ЧЕЛОВЕКА "ПРАВА ПЕРВОРОДСТВА" - ПРАВА РЕШАТЬ САМОМУ - КАКОЙ ОТВЕТ ДАТЬ НА ВЫЗОВ РЕАЛЬНОСТИ), А НЕ ПРАВДЕ.

ЗМЕЯ ЯЗВИТ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, СЕБЯ - НАКАПЛИВАЯ ЯД И ДАВАЯ ЕМУ ВЫХОД.

ПОТОМ ОНА ЯЗВИТ СЕБЕ ПОДОБНЫХ - ЗАГЛУШАЯ СВОИМ ЯДОМ ИХ ЯДОВИТОСТЬ (ЗДЕСЬ, НА СТИХИРЕ - ХОРОШИЙ ПРИМЕР ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ - "ВАША ЛЕНА" - С ЕЁ БОРЬБОЙ И С ПРАВДОЙ, И С НЕПРАВДОЙ - НЕПРАВЫМИ МЕТОДАМИ).

ЗДОРОВОЕ - ЗМЕЕ НЕ ПО ЗУБАМ.

***

ДА, НИКОГДА НИ ОДИН МОЙ АБСОЛЮТНО БЕСПРИСТРАСТНЫЙ РАЗБОР - НЕ УВИДИТ БОЛЬШОГО "СВЕТА" - "ОСВЕЩЕНИЯ" ЕГО В СМИ.

ЗДЕСЬ ВСЁ ЗАЛИТО ЧЕРНОТОЙ - В МИРЕ ЧИСТОГАНА.

ЗДЕСЬ СКОЛЬКО УГОДНО МОЖНО ГОВОРИТЬ, - ОТКУДА В КОНЦЕ ЭТОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ВСПЛЫЛО:

в зарешеченной наискось тюрьме?

ГДЕ РАНЬШЕ - АВТОР УПОМИНАЛ ОБ ОКОННОМ ПЕРЕПЛЁТЕ, К КОТОРОМУ ОН НАС ЗДЕСЬ ОТСЫЛАЕТ?

И ОТКУДА ВООБЩЕ - ВЗЯЛАСЬ ТУТ "ТЮРЬМА", ЕСЛИ "ДО ТОГО" БЫЛА ПРИКОВАННОСТЬ, ПОСЛЕ - НЕСВЯЗАННОСТЬ (ХОРОШИЙ ТЕРМИН - НЕ ТАК ЛИ? ХОРОШО ХАРАКТЕРИЗУЕТ БРОДСКОГО)?

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МЫСЛИ У АВТОРА ПРЫГАЮТ, КАК БЛОШКИ?

***

ЕСЛИ МЫСЛИ У АВТОРА - СКАЧУТ, КАК БЛОШКИ,
ЗНАЧИТ - ПУСТО В ГОЛОВКЕ - В ГОРЯЧЕМ ЛУКОШКЕ.

ЗНАЧИТ - АВТОР НЕ МОЖЕТ ИХ ВОЛЕЙ СВЯЗАТЬ,
ЗНАЧИТ АВТОРУ НЕЧЕГО ЛЮДЯМ СКАЗАТЬ.

ТОЧКА

***

А, НЕТ, ВСПОМНИЛ...
КАКАЯ ЖЕ ЭТО ТОЧКА...

Я ЖЕ ИСКАЛ СВОЁ СТИХОТВОРЕНИЕ...

ВОТ ЭТО.

ОНО, КАК ВСЯКАЯ МУДРОСТЬ - ПОДХОДИТ И К ТЕМЕ БРОДСКОГО, И К МОЕЙ ПОЗИЦИИ В ЭТОМ МИРЕ...

Репортаж с маршрута многодневной гонки

МНОГОДНЕВНАЯ ГОНКА… ПО БОЛЬШУЩЕМУ КРУГУ…
МНОГОДНЕВНАЯ ГОНКА… ПУТЬ В ЗАТЫЛОК ДРУГ ДРУГУ.

МНОГОДНЕВНАЯ ГОНКА… ДЛЯ КОГО-ТО С КОМАНДОЙ…
ДЛЯ КОГО-ТО – НА ПАРУ – С НЕСРАВНЕННОЙ АНАНДОЙ.

ДЛЯ КОГО-ТО – С ПРИСКОРБНОЙ – НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ ГНАТЬСЯ…
КЕМ-ТО ДВИЖЕТ ТУПАЯ – ОБРЕЧЁННОСТЬ БОДАТЬСЯ.

С КРУГА СБИТЬСЯ НАМЕРЕН – ЛИШЬ ОДИН ИЗ МИЛЬОНА.
ТАК ПЛОТНА НА ДОРОГЕ – ЗАКЛЮЧЁННЫХ КОЛОННА.

НА КРУТОМ ПОВОРОТЕ – ВЫЛЕТАЮ ЗА РАМКИ…
Я ОДИН – ПАВАРОТТИ – ПОПАДАЮЩИЙ В ДАМКИ.

КОРОЛИ И КАПУСТА – НА ЛУГУ ПРИДОРОЖНОМ…
УТВЕРЖДАЕТСЯ ДЕЛОМ – ВЫХОД ЗА – НЕВОЗМОЖНЫМ.

СОЛОВЬИ И ФИАЛКИ… ПЕСНИ И – ЛЮБОВАНЬЕ.
ДЛЯ КОГО-ТО – ЖИЗНЬ – СКАЗКА. ДЛЯ КОГО-ТО – ТЕРЗАНЬЕ.

НЕ ПРИДУ Я НА ФИНИШ. НЕСКОНЧАЕМА СКАЗКА.
ТЕМ ЖЕ ЧТО - ТОРОПИЛИСЬ – УГРОЖАЕТ ОПАСКА.

ТЕМ ЖЕ ЧТО – НЕ СПЕШИЛИ – УГРОЖАЕТ СОНЛИВОСТЬ.
ДЛЯ МЕНЯ В ЭТОМ МИРЕ – ОСТАЁТСЯ РАДИВОСТЬ.

ТЫ РАДЕТЬ - НЕ ПЫТАЙСЯ. ВЕДЬ, РАДЕНЬЕ - НЕ ПЫТКА…
РАДОСТЕЮШКА-РАДОСТЬ – ТЫ ПРИХОДИШЬ – С ИЗБЫТКА.

ЗА ИЗБЫТКОМ – ДОСТАТОК. ЗА ДОСТАТКОМ – БОГАТСТВО.
ИСТОЩАЕТ ОТЦОВСТВО. ИСТОЩАЕТСЯ БРАТСТВО.

НЕ КОНЧАЕТСЯ СКАЗКА – БЕЗ ГРАНИЦ, БЕЗ ПРЕДЕЛОВ…
УМИРАЕТСЯ СЛАДКО – ВНЕ ИМЁН И РАЗДЕЛОВ.

А НА ФИНИШЕ ПУСТО… БЕГУНЫ ЗАПОЗДАЛИ…
МНОГОДНЕВНАЯ ГОНКА – ВЕЧНО В САМОМ НАЧАЛЕ.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 18
© 15.09.2018 БОГАТЫЙ БЕЗДЕЛЬНИК
Свидетельство о публикации: izba-2018-2363518

Рубрика произведения: Поэзия -> Стихи, не вошедшие в рубрики












1